Научная статья на тему 'Совершенствование преподавательской деятельности при переходе к многоуровневой системе обучения'

Совершенствование преподавательской деятельности при переходе к многоуровневой системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базир Ирина Анатольевна

В статье раскрываются особенности деятельности преподавателя при переходе к многоуровневой системе обучения. Приведена классификация современных методов обучения в английском языке, указаны программные средства, способствующие совершенствованию знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование преподавательской деятельности при переходе к многоуровневой системе обучения»

И. А. БАЗИР

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

в статье раскрываются особенности деятельности преподавателя при переходе к многоуровневой системе обучения. Приведена классификация современных методов обучения в английском языке, указаны программные средства, способствующие совершенствованию знаний.

Ключевые слова: индивидуальная программа обучения, методы обучения, академическая мобильность преподавателей и студентов.

Процессы глобализации, охватившие мировое сообщество в последние десятилетия, привели к необходимости гармонизировать и унифицировать систему высшего образования. Скорейшая модернизация и совершенствование российской системы среднего и высшего образования путем адаптации к условиям рыночной экономики сделают отечественный рынок образовательных услуг более востребованным и конкурентоспособным. Участие России в Болонском процессе с 2003 года призвано по-новому определить сущность высшего образования в стране, реальные потребности общества в специалистах с дипломами бакалавра и магистра, а также направления научных исследований в различных сферах жизнедеятельности.

Ожидаются следующие результаты:

- обновление структуры высшего образования, в основу которой положены два цикла обучения: Бакалавр / Магистр (3+2);

- создание системы кредитных единиц в высших учебных заведениях как средство признания полученной подготовки;

- достижение мобильности студентов посредством введения Дополнения к диплому, где содержится перечень основных характеристик квалификации обучаемого на английском языке;

- систематизация мер по оценке качества образования;

- организация системы послевузовского образования и профессиональной подготовки специалистов [1].

Внедрение двухуровневой системы обучения и системы зачетных единиц затронет многие стороны функционирования вузов России. «Потребуется заново осмыслить место и роль различных структурных подразделений вуза в организации учебного процесса, обновить методическое и информационное обеспечение, соответствующим образом оптимизировать структуру высшего профессионального образования. Перестройка организации учебного процесса должна быть направлена на повышение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемой индивидуальным учебным планом; совершенствование организации и оплаты труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала; стимулирование освоения информационно-компьютерных технологий образования» [2].

Деятельность преподавателя, как системный процесс передачи знаний, требует значительных изменений в условиях многократного увеличения информационных потоков. «Сегодня нельзя даже за 5 или 6 лет подготовить человека к профессиональной деятельности на всю жизнь. Подсчитано, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. Принятая в США единица измерения устаревания знаний специалиста <.. .> (период снижения компетентности на 50% в результате появления новой информации) показывает, что по многим профессиям этот порог наступает менее чем через 5 лет, т. е. применительно к нашей системе раньше, чем заканчивается обучение» [3]. Решить данную проблему можно, если базовое образование в течение всей жизни человека будет постоянно расширяться различными узкопрофессиональными программами дополнительного образования.

В российских вузах давно назрела необходимость в индивидуализации обучения, когда одаренные студенты могут получить более углубленную подготовку по учебным дисциплинам в рамках индивидуальной программы. Получение высшего образования не должно и не может быть массовым процессом, поставленным на поток. Только на основе базовой персонифицированной программы обучения бакалавра с учетом способностей и, что важнее всего, желания студента реализовать себя в научно-исследовательской деятельности появится возможность организовать специализированную подготовку одаренных молодых людей - будущих аналитиков и исследователей. Качество обучения при этом не будет снижаться из-за ориентации на середнячков.

Достижение поставленных целей образовательного процесса напрямую зависит от выбора преподавателем методики обучения, которая как способ познания, исследования природы и общественной жизни должна быть направлена на стимулирование творческой деятельности учащегося и формирование у него способности самостоятельно структурировать всевозможные явления, устанавливать связи между ними, выстраивать их иерархию, расставлять приоритеты в решении возникающих проблем. Лишь активно полученные студентом знания, самостоятельно переработанные, получившие оценку по его личной шкале ценностей и нашедшие новое творческое приме-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (35), 2010

нение, действительно значимы для саморазвития обучаемого.

В мировой и отечественной педагогике описано множество классификаций методов обучения. В рамках данной статьи мы остановимся на кратком обзоре «Введения в общую дидактику» В. Оконя (Польша) [4]. Изложенная там типология методов преподавания представлена четырьмя группами.

Во-первых, это методы усвоения знаний, основанные на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой).

Во-вторых, проблемные методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:

- классический метод, в котором присутствуют создание проблемной ситуации, формирование проблем и гипотез их решения, упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;

- метод случайностей (Англия и США), основанный на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая (формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях);

- ситуативный метод, опирающийся на введение учащихся в сложную ситуацию, когда ставится задача понять и принять нужное решение, предвидеть его последствия, найти другие возможные варианты решения;

- банк идей, группирующий способы решения какой-либо задачи, методы оценки и выбора нужных идей;

- микропреподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности, применяемый в основном в педагогических вузах (например, на видеомагнитофон записывается фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента);

- использование игровых моментов в учебном процессе (дидактические или деловые игры), которое учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству.

В-третьих, оценочные методы, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности.

В-четвертых, практические методы (реализация творческих задач, характеризующаяся преобладанием практико-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: работы по дереву, стеклу, создание рисунка моделей, изготовление тканей и т. д.).

Проблемные методы наиболее активно применяются в обучении различным экономическим, техническим дисциплинам, иностранным языкам. Ролевые игры помогают сформировать у студентов такие важные качества, как гибкость (flexibility) в выборе решений и умение работать в команде (team spirit - дух товарищества), которые высоко ценятся при устройстве на работу в зарубежную фирму.

Ситуативный метод широко вводится, например, в курсы бизнес-английского как форма ролевой игры, где в каждой теме после изложения основного материала предлагается Case Study (учебный пример), в котором кратко изложена ситуация, перечень участников и обозначена проблема, которую необходимо решить совместно: каждому отводится конкретный участок работы и от его усилий зависит успех всей команды.

Метод проектов эффективен для формирования у студентов самостоятельного критического мышления. «Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта» [5]. Важно, что во время защиты проекта широко обсуждаются предлагаемые решения, возникает дискуссия. Участники проекта аргументируют свою точку зрения, поддерживают дискуссию, выдвигают контраргументы, приходят к компромиссу. Все эти умения отражают специфику коммуникативной компетентности, которая в сочетании с хорошей языковой подготовкой студентов даст им необходимые преимущества как претендентам на участие в различных образовательных программах европейского уровня или стажировках за рубежом, а в дальнейшем - при устройстве на работу в иностранную компанию.

Внедрение проектной методики должно проходить от иллюстративно-объяснительного и репродуктивного типа обучения к формированию у студентов в процессе дискуссии прагматической, социолингвистической и коммуникативной компетенции. Всю последовательность цепочки формирования коммуникативной компетентности можно схематично представить следующим образом:

Лекция ^ Беседа ^ Дискуссия ^ Ролевая игра / Case Study ^ Проект

В свете развития академической мобильности преподавателей и студентов вузов все более важное значение приобретает повышение уровня владения английским языком. В мае 2007 года в Лондоне на встрече министров образования было принято коммюнике, в котором говорилось, что «мобильность преподавателей, студентов и выпускников является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства» [6]. Отсюда следует, что академическая мобильность является важным инструментом формирования глобального образовательного пространства, способствует повышению доступности, качества и эффективности образования.

В Национальном докладе РФ, представленном на встрече министров образования стран-участ-

Средства, способствующие развитию языковых навыков

Вид деятельности Навыки и умения, на которые направлена программа Название программы (в качестве примера)

Увеличение лексического запаса 1) заучивание и запоминание английских слов; 2) тренировка на словарный запас; 3) заучивание написания слов; 4) изучение и запоминание слов и фраз на компьютере или смартфоне Ассоциация 1.0; Language Acquisition; Repeng; EZ Memo Booster; Тренажер перевода слов WTT 1.15; LearnWords

Улучшение знаний грамматики и лексики 1) изучение и понимание грамматики; 2) тренажер-экзаменатор с заданиями на тренировку перевода предложений English Grammar; Exerciser; English Grammar in Use; ET Trainer 4800; ET Trainer 5000;

Восприятие речи на слух (аудирование) 1) отработка понимания текста; 2) улучшение понимания речи носителей английского языка на слух FVords 1.11.22; English Puzzle; ESL Podcast; BBC. English Lessons

Повышение уровня владения всеми языковыми аспектами (чтение, письмо, восприятие речи на слух, говорение) Универсальные программы Rosetta Stone; Teacher Translator

ниц Болонского процесса в Лондоне (2007), дана развернутая характеристика сегодняшнего уровня развития академической мобильности в России. Одной из главных проблем, стоящих перед нашей страной в период формирования единого европейского образовательного пространства, названа «неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков)» [7].

Среди факторов, обусловивших недостаточно высокий уровень знания иностранных языков студентами и преподавателями вузов, можно назвать: отстраненность России от стран Запада в течение долгого времени (70 лет жизни за «железным занавесом»); значительную географическую удаленность России от стран Европы; несовершенство методик и обучающих программ по иностранным языкам; слабую материально-техническую базу многих российских образовательных учреждений; отсутствие возможности живого общения с носителями английского и других европейских языков. Изменение международной ситуации с 1990-х годов в сторону, благоприятную для изучения иностранных языков, не вызвало резкого подъема уровня языковых знаний за прошедшие 20 лет.

Почему сегодня изучению английского языка уделяется столь пристальное внимание? «Английский - язык века информации. Более 80% всей информации в более чем 200 млн. компьютерах по всему свету хранится на английском языке <...> Инструкции к компьютерным программам и сами программы часто бывают только на английском языке. Когда-то языком науки были латинский, немецкий, сегодня 85% всех научных работ публикуются сначала на английском. Более половины мировых технических и научных периодических изданий выходят на английском языке, который также является языком медицины, элек-

троники и космической технологии. Интернет немыслим без английского языка» [8].

Английский назван языком европейского образовательного пространства как язык-посредник международного сотрудничества. Достаточная языковая подготовка (не ниже Upper-Intermediate) позволит российским студентам и преподавателям принимать участие в международных конференциях, стажироваться за рубежом, участвовать в программах образовательных обменов, двойных дипломов и в конкурсах на обучение в вузах Европы и США, обучаться или читать курс лекций в вузе-партнере в течение одного-двух семестров.

Сегодня для совершенствования в английском языке можно посещать групповые или индивидуальные занятия. При достаточных базовых знаниях будет полезным общение с носителями английского языка в языковом клубе, через компьютерную программу Skype или переписку в Интернете. При наличии персонального компьютера существует множество вариантов самостоятельного обучения различным языковым аспектам, которые представлены нами в таблице с примерами некоторых программ.

Реалии нашей жизни таковы, что чем активнее мы будем рассматривать высшее образование как стратегическую сферу своих международных интересов, тем прочнее укрепится за Россией имидж страны - равноправного партнера в решении вопросов международной образовательной политики.

Литература

1. Бражник Е. И. Перспективы развития высшего образования в европейских странах и в России в контексте Болонского процесса [Сайт РГПУ им. А. И. Герцена]. 2005. URL: http://ideashistory.org.ru/ pdfs/16brazhnik.pdf

2. Лазарев Г. И., Мартыненко О. О. Региональный университет: пути интеграции в рамках Болон-

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010

36 —

ского процесса // Высшее образование в России. 2005. № 10 [Сайт ВГУЭС]. URL: http://www.vvsu. ru/bp/page.asp?IdRubric=2l4432

3. Мельвиль А. Ю. Вступление России в болон-ский процесс: причины и мотивы. Разд. 2: Мягкий путь вхождения российских вузов в болонский процесс. 2005 [Сайт библиотеки РГИУ]. URL: http:// www.i-u.ru/biblio/archive/melvil_mjagkiy/

4. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с пол. М., 1990.

5. Виноградова О. С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам [Сайт Российской акаде-

мии образования, Института содержания и методов обучения]. 2003. URL: http://distant.ioso.ru/library/ publication/vinogradoval .htm

6. Жукова Н. В., Мартыненко О. О. Управление академической мобильностью в вузах [Сайт журнала «Университетское управление: практика и анализ». 2008. № 1]. URL: http://www.umj.ru/index. php/pub/inside/967/

7. Там же.

8. Комаров А. Н. О совершенствовании методики преподавания английского языка: Век информации. URL: http://www.nedva.ru/method/2.html#b1

I. A. BAZIR. PERFECTION OF TEACHING IN THE PROCESS OF TRANSITION TO THE MULTILEVEL EDUCATIONAL SYSTEM

The article reveals the particular features of educational work in the process of transition to the multilevel system of education. The classification of modern teaching methods is represented. Computer programs are given as conducive to the perfection of the knowledge of English language.

Key words: individual program of education, methods of teaching, academic mobility of teachers and students.

д. с. ЗАГУТИН

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВУЗА

в статье представлена модель многоуровневого взаимодействия отношений между дополнительным образованием и вузом, направленная на развитие профессионально-личностных компетентностей в интегрированной системе подготовки будущего педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: непрерывное профессионально-техническое образование, творчество, модель интеграции, дополнительное образование, компетентность.

В условиях модернизации современного российского образования выявлено противоречие, которое заключается в том, что дополнительное образование, прежде всего в области технического творчества, испытывает острый недостаток квалифицированных кадров. Педагогические вузы не выпускают педагогов дополнительного образования. К их подготовке наиболее близки факультеты технологии и предпринимательства, которые готовят учителей по технологии труда.

Целенаправленное формирование творческого потенциала у будущего педагога - достаточно новая для вуза задача. По окончании обучения педагог дополнительного образования должен обладать не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и более широким спектром профессионально-личностных компетентностей, позволяющих ему в условиях модернизации высшего образования не только решать профессиональные задачи, но и постоянно совершенствоваться. Последнее позволит преподавателю успешно готовить конкурентоспособных специалистов, которые будут развивать национальную культуру производства. Именно этим объясняется актуальность разработки адресованных педагогам технологий,

которые учитывают специфику контингента учащихся в дополнительном образовании и направлены на организацию комплексной работы по формированию творческих начал.

Разрабатывая модель многоуровневого взаимодействия отношений между дополнительным образованием, мы опирались на рекомендации ЮНЕСКО и Международной организации труда от 2002 года [1]. В соответствии с ними были определены основные требования к уровню подготовленности преподавательского корпуса в системе технического и профессионального образования. Нами также учитывался опыт научно-исследовательской лаборатории теоретико-методологических проблем развития профессионально-технического образования (подразделение кафедры управления образованием Педагогического института Южного федерального университета) по созданию модульно-компонентной модели.

Педагогический коллектив государственного образовательного учреждения «Областной центр технического творчества учащихся г. Ростова-на-Дону» сформулировал требования к преподавателям профессионально-технических предметов в системе дополнительного образования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.