Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ / LEARNING OF FOREIGN SERVICEMEN / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / COMPUTER TESTING SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фадеев Сергей Владиславович

В статье рассмотрены функциональные характеристики компьютерных систем тестирования, которые используются при обучении иностранных военнослужащих (ИВС) русскому языку. Статья адресована специалистам, работающим с ИВС на подготовительных курсах военных вузов МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER CONTROL MODERN COMPUTER SYSTEMS FOR TESTING FOREIGN MILITARY SERVICEMEN IN RUSSIAN LANGUAGE

The article considers functional characteristics of computer testing systems that are used for studying the Russian language by foreign military personnel (FMP). The article is addressed to specialists working with FMP in the preparatory courses of military educational institutions of the RF Ministry of Defence.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА

C.B. ФАДЕЕВ

S.V. FADEYEV

компьютерный контроль

COMPUTER CONTROL

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

MODERN COMPUTER SYSTEMS FOR TESTING FOREIGN MILITARY SERVICEMEN IN RUSSIAN LANGUAGE

Сведения об авторе. Фадеев Сергей Владиславович - профессор кафедры русского языка ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: s-fadeev@ya.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены функциональные характеристики компьютерных систем тестирования, которые используются при обучении иностранных военнослужащих (ИВС) русскому языку. Статья адресована специалистам, работающим с ИВС на подготовительных курсах военных вузов МО РФ.

Ключевые слова: обучение иностранных военнослужащих,русский язык как иностранный, компьютерная система тестирования.

Information about the author. Sergey Fadeyev - Professor of the Russian Language Subdepartment, Navy's Military Educational Scientific Centre «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Cand. Sc. (Ped.), Associate Professor (St. Petersburg, E-mail: s-fadeev@ya.ru).

Summary. The article considers functional characteristics of computer testing systems that are used for studying the Russian language by foreign military personnel (FMP). The article is addressed to specialists working with FMP in the preparatory courses of military educational institutions of the RF Ministry of Defence.

Keywords: learning of foreign servicemen, Russian as a foreign language, computer testing system.

Как известно, одной из особенностей компьютера, предопределивших широкое внедрение электронно-вычислительной техники в учебный процесс, является его способность обеспечивать всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютерный контроль значительно экономит учебное время, так как с его помощью осуществляется одновременная проверка знаний всех слушателей учебной группы.

Эту особенность компьютерного контроля отмечают практически все специалисты, когда-либо сталкивавшиеся с компьютерным обучением. Так, группа из 6 слушателей может быть протестирована в компьютерном классе всего за 18 минут, при этом каждый слушатель ответит на 15 вопросов. При традиционной форме контроля усвоения того же материала приходится тратить 1 час 48 минут. Кроме того, автоматизация контроля позволяет обеспечивать более полную и всестороннюю проверку уровня обученности слушателей.

Преподаватель при этом освобождается от трудоемкой и рутинной работы, имеет возможность больше времени уделять творческим аспектам работы со слушателями. Экономия времени преподавателя, затрачиваемого на контроль, при компьютерном обучении составляет 63 %.

В то же время следует обратить внимание на тот факт, что внедрение автоматизированного контроля предполагает серьезную, кропотливую работу по разработке и наполнению конкретным содержанием компьютерных программ, предназначенных

для тестирования уровня знаний обучающихся.

Следует также отметить, что преподаватель, принимающий участие в разработке компьютерных программ, в известной степени повышает свою квалификацию, так как вынужден решать многие вопросы на гораздо более высоком уровне, чем при обычном обучении.

В настоящее время в распоряжении преподавателя имеется обширный инструментарий, позволяющий ему участвовать в процессе создания компьютерных тестов, минуя стадию программирования. Наибольшее распространение получили следующие системы, предназначенные для создания компьютерных тестов: «Конструктор тестов», МуТев^ 8ипКау ТевЮ£йсеРго. Отрадно, что все они являются разработками отечественных программистов.

Сравним функционал указанных систем, чтобы выявить их схожесть и различия. Главное, что роднит все эти системы, - это их назначение, т.к. все они предназначены для создания тестов по различным учебным дисциплинам и проверки знаний обучающихся.

Состав пакетов всех программ практически идентичен и включает 3 компонента, незначительно отличающихся по названию:

— МуТев1 — Редактор тестов (MyTestEditor), Модуль тестирования (МуТев^ БШёеп^, Журнал тестирования (MyTestServer).

— «Конструктор тестов»— Редактор, Тренажер, Администратор результатов.

— SunRav ТевЮ£йсеРго — tMaker, tTester, tAdmin.

Из названий модулей программ видно, что Редактор тестов, tMaker и Редактор — программы для создания тестов.

□ ЬДСтй - MyTeuStudent ©*йл Tcct НлсгроЛи Cnptw

■i»xi

вопрос * 1 ю 11;_

Выберите единственный правильны!) ответ:

На фото изображён .... а просив «обр^н^ом»«.*)

Д|ПЫ1»(ПРСЖРИЧ,)^

T«IW! 1/4 OOOftU 00«Ж_Пел 16.4.1 »/и

Фото 1. Модуль тестирс

Составлять и редактировать тесты во всех этих программах может пользователь компьютера с любым уровнем подготовки. Следует отметить, что программы MyTest и SunRav TestOfficePro допускают импорт тестов, созданных в текстовом редакторе (например, в MS Word) или редакторе электронных таблиц (например, в MS Excel), что выгодно отличает их от «Конструктора тестов».

Модуль тестирования, Тренажер, tTester - программы для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были занесены преподавателем в базу данных при помощи программ-редакторов. Все три программы имеют максимально простой интерфейс (см. фото 1-3).

Журнал тестирования, Администратор результатов, tAdmin - программы для управления обучающимися и централизованной обработки результатов, полученных после тестирования на разных компьютерах через локальную сеть. Дают возможность просматривать и печатать результаты, а также создавать, редактировать, экс-

эния программы МуТеэ!

портировать, печатать отчеты по тестированию групп и/или отдельных пользователей.

Практически во все рассматриваемые пакеты программ заложены следующие функции:

1. Использование неограниченного числа тестов, вопросов и пользователей.

2. Поддержка пяти типов вопросов:

— вопрос с выбором единственно правильного ответа (одиночный выбор — задача состоит в том, чтобы выбрать из предложенного списка вариантов ответов только один верный);

— с выбором нескольких возможных правильных ответов (множественный выбор — задача будет решена, если выбрать из предложенного списка вариантов ответов несколько верных);

— с установлением последовательности правильных ответов (упорядоченный список — у вопроса данного типа все ответы являются правильными, а задача будет выполнена, если пронумеровать предложенные варианты ответов в правильном порядке);

Фото 2. Тренажер программы «Конструктор тестов»

- с установлением соответствий ответов (соответствие -у вопроса данного типа есть несколько вариантов ответов и несколько соответствий вариантам ответов, задача заключается в том, чтобы правильно совместить их);

- с вводом ответа вручную с клавиатуры (открытый вопрос - у вопроса данного типа нет списка вариантов ответов. Задача состоит в том, чтобы набрать правильный ответ на клавиатуре компьютера. Этот тип вопроса является наиболее сложным, так как исключает возможность случайного «попадания», характерного для всех других типов тестов).

Следует отметить, что диапазон программы МуТев1Х несколько шире, т.к. она добавляет к указанным вопросам еще четыре типа заданий:

- указание истинности или ложности утверждений (да - нет),

- выбор места на изображении,

- перестановка букв,

- заполнение пропусков (МуТев1ХРго).

3. Возможность включения в вопросы мультимедийных файлов - любых рисунков и фотографий (файлы JPG, BMP, ICO, EMF, WMF), звучащей речи, различных звуков и музыки (файлы MP3, WAV, MID, RMI), видеороликов с различными сюжетами (файлы AVI). Здесь различия наблюдаются только в количестве возможных типов файлов, например, SunRav TestOfficePro допускает также использование файлов PNG, ICO (для рисунков и фотографий), MP4, MKV (для видео), GIF анимацию, файлы формата Flash.

4. Печать на принтере и сохранение в файл тем, вопросов и ответов.

5. Печать на принтере и сохранение в файл результатов тестирования.

6. Экспорт тем, вопросов и ответов в файлы различных форматов (MS Excel, MS Word, MS Access, Paradox, DBase, текстовый файл, HTML, XML, RTF (RichText format), PDF (Adobe Acrobat), буфер обмена MS Windows, Lotus 1-2-3 и др.). Наиболее

широким экспортным диапазоном обладает программа SunRav ТезЮАсеРго.

7. Возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями.

8. Программа МуТев1Х поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный.

В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию.

В штрафном режиме за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются).

В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно.

В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.

Варианты реакций на ответ тестируемого во всех программах могут носить следующий характер:

а) отсутствие реакции -тестируемому предлагается ответить на следующий вопрос;

б) сообщение о том, что тестируемый ответил правильно или неправильно;

в) показ справки, связанной с вопросом, в которой можно подробно объяснить причину неправильного ответа или предоставить дополнительный материал, позволяющий глубже понять вопрос.

Контролирующие программы обычно обеспечивают диалог с обучающимся с целью определения его знаний по тем или иным разделам и темам курса, поэтому основными

элементами контролирующей или тестирующей программы являются задания, контрольные вопросы, варианты ответов, пропуски для заполнения и другие необходимые элементы для проверки уровня сформированности тех или иных навыков.

В программах подобного типа, как правило, отсутствуют реплики обратной связи, помощь и различные виды исправления ответов. Данный тип программ обычно используется либо в виде тестовых (входных, текущих, итоговых) модулей в составе различных компьютерных курсов русского языка, либо в виде автоматизированных контрольных работ к традиционным печатным материалам.

Очевидно, что рассмотренное нами программное обеспечение по своим возможностям выгодно отличается от других подобных программ.

Фото 3. П^ег программы SunRav ТеэЮШсеРго

9. Каждый вопрос и вариант ответа может иметь свой «вес». Это позволяет начислять пользователю больше баллов за правильные ответы на сложные вопросы и меньше баллов - за ответы на легкие вопросы.

10. Возможность задавать вопросы в произвольном порядке. Вопросы в тесте можно перемешивать. Кроме того, преподаватель может определить, сколько вопросов из каждой темы получит обучающийся. Допустим, тема состоит из 100 вопросов. Если выбрать случайным образом только 20 вопросов, то тестируемые получат совершенно разные наборы вопросов из одного и того же теста. Варианты ответов к каждому вопросу можно также перемешать. Таким образом, при достаточно большом количестве вопросов тестируемый не может воспользоваться предварительным знанием

теста с заранее известной последовательностью вопросов и ответов.

11. Возможность ограничивать ответы по каждой теме и по каждому вопросу по времени. Количество времени, выделяемое для различных вопросов, зависит от их сложности и может быть разным.

12. Возможность прерывать тестирование и продолжать его в другое время реализована в программе «Конструктор тестов». В программах МуТев1 и SunRav ТевЮ£йсеРго преподаватель имеет возможность запретить выходить из режима тестирования до его окончания.

13. Ограничение на количество попыток тестирования. Во всех программах можно выставить предельное количество прохождения одного теста. Можно также запретить выходить из программы до окончания тестирования.

14. Настройка видимой в ходе тестирования информации. Все программы допускают возможность определения необходимости показа тестируемому количество правильных ответов, а также времени до окончания тестирования.

15. Возможность выставлять оценку по окончании тестирования. Система оценок настраивается в редакторе теста. Шкалу оценок можно настроить в широком диапазоне — от двухбалльной до 100-балльной системы.

16. Возможность устанавливать разные права доступа к редактированию базы данных для разных пользователей. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам, не имеющим на это права, не представляется возможным. Результаты тестирования сохраняются в защищенный файл, который нельзя отредактировать, поэтому оценки обучающихся всегда объективны и не зависят от симпатий преподавателя, осуществляющего тестирование.

17. Возможность синхронизации базы данных. При помощи этой функции можно легко обмениваться данными с другими пользователями и переносить данные с компьютера на компьютер. В программе SunRav TestOfficePro предусмотрена возможность создания компакт-дисков. Эта функция удобна для распространения созданных тестов и проведения компьютерного тестирования без установки программы.

18. Сжатие базы данных. Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям, аудио- и видеофай-

лы для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов, одному тесту соответствует только один файл, который зашифрован и сжат.

19. С помощью всех программ можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование.

20. Все программные пакеты имеют функцию проверки обновления программы через Интернет.

21. Интеграция в электронные учебники. Эта функция реализована пока только в программе SunRav TestOfficePro. Тесты могут быть составной частью электронных учебных пособий (ЭУП), созданных в программе SunRav BookOffice. При этом тесты открываются с помощью гиперссылок из любого раздела ЭУП. Единственное условие - файл теста и программа tTester должны находиться в том же каталоге, что и файл ЭУП.

22. Все три программных пакета одинаково успешно работают под ОС Windows XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что все три рассмотренные программы представляют собой достаточно простое в использовании и имеющее дружественный, удобный и понятный интерфейс программное обеспечение, позволяющее любому преподавателю создавать и использовать тесты применительно к своему предмету.

И «Конструктор тестов», и MyTestX, и SunRav TestOfficePro - это универсальные системы проверки знаний, которые можно с успехом использовать не только в процессе изучения профессиональных дисциплин, но и при обучении

иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Различные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо) легко «ложатся» на все рассмотренные системы тестирования, т.к. последние позволяют создавать не только текстовые, но и звучащие тесты, что играет весьма существенную роль при контроле сформирован-ности тех или иных речевых навыков и умений и выводит контроль на более совершенную современную ступень организации учебного процесса.

Таким образом, преподаватель за минимальное время получает полную информацию об уровне знаний каждого конкретного обучающегося по каждой конкретной теме, устанавливает языковой материал, который требует дополнительной проработки во время аудиторных занятий, чем достигается эффективная обратная связь в обучении русскому языку иностранных военнослужащих. =

ЛИТЕРАТУРА

1. Фадеев С.В. Теория и практика разработки и использования мультимедийных компьютерных курсов по русскому языку для иностранных военнослужащих. - СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2011.

2. Калер Е.Л. Использование контрольно-тренировочных устройств для обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1982.

3. Козловский П. Конструктор тестов. - www.keepsoft.ru/ simulator.htm.

4. Башлаков А.С. MyTestX. -http://mytest.klyaksa.net

5. SunRav TestOfficePro. -https://sunrav.ru/testofficepro. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.