УДК 378.126
Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
Rodionov P.D., sound designer (Saint-Petersburg), Е-mail: [email protected]
COMPUTER TECHNOLOGIES IN MUSIC EDUCATION. The article deals with the problem of developing a model of using computer technologies by future teachers of music, built on the basis of interdisciplinary and context-oriented principle of the selection of training contents. The authors propose an integrated approach in the formation of the successive educational disciplines, integration of music computer technologies as a means of teaching information technologies and facilities. The developed model is implemented in a particular educational process in the disciplines of the complex ("Information Technologies", "Information technologies in music", "Computer Music", "Computer Technology in Music Education"). The article defines the criteria, reflecting the characteristics of information technologies in training future music teachers in conditions of a pedagogical high school. The material allows concluding that the use of the developed method allows to implement a clear algorithm for educational training of qualified music teacher, has a high level of information competence and the ability to apply information technologies in the creative professional activity.
Key words: music computer technologies, information technologies, competence in computer studies, music education.
А.А. Панкова, преподаватель детской школы искусств № 7, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
П.Д. Родионов, звукорежиссёр, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье раскрывается проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарном и контекстно-ориентированном принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе в рамках комплекса дисциплин («Информационные технологии», «Информационные технологии в музыке», «Компьютерная музыка», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»). Также в статье сформулированы критерии, отражающие особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разработанной методики позволит реализовать четкий образовательный алгоритм подготовки квалифицированного учителя музыки, обладающего высоким уровнем информационной компетентности и способного применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии, информационная компетентность, музыкальное образование.
В соответствии с глобальной мировой тенденцией информатизации различных сфер деятельности повышаются требования в современном обществе и к уровню владения учителями музыки информационными технологиями (ИТ) в музыке [1; 2] и музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) [3; 4; 5; 6], а также методикой их применения в профессиональной деятельности. Дисциплины, в содержание которых включены разделы, посвященные компьютерной музыке [7], а также методам и средствам работы с цифровым звуком, преподаются будущим педагогам-музыкантам во многих университетах мира, но, к сожалению, лишь немногие отечественные ВУЗы включают такие дисциплины в свой образовательный процесс.
Понимая под обучением ИТ в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность процессов обучения информатике и ИТ (включая МКТ), мы разработали методику, содержащую непрерывный комплекс преемственных образовательных дисциплин: «Информационные технологии» (I курс); «Информационные технологии в музыке» (II курс); «Компьютерная музыка» (III курс); «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» (III курс).
Рассмотрим дисциплину «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», которая направлена на формирование у будущих учителей музыки системы теоретических и практических знаний о современных формах и высокотехнологичных методах музыкально-педагогического образования. В рамках данной дисциплины изучаются и осваиваются на практике широкие возможности использования ИТ и МКТ как средства обучения музыке учеников в общеобразовательной школе. В частности, будущими учителями музыки разрабатываются мультимедийные учебные пособия для проведения уроков музыки по заданной теме, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением дистанционных форм обучения, а также профессионального музыкального программного обеспечения (аудиоредакторов, программ-секвенсоров, автоа-ранжировочных программ, нотных редакторов, библиотек звуков, VST-инструментов и т.д.) (таблица 1).
Включение дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» в образовательный процесс позволяет успешно подготовить учителей музыки, способных професси-
онально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды.
Каждому музыканту понятно, как важно правильно настроить музыкальный инструмент перед концертом, в процессе подготовки к выступлению, в процессе обучения будущего виртуоза-профессионала. Процесс конфигурирования музыкальный компьютер (МК) [8] для реализации конкретных творческих задач сродни процессу настройки музыкального инструмента. Этот процесс так и называют - «настройка МК», «настройка ЭМИ». (ЭмИ - это сокращённое употребляемое обозначение для широкого класса электронных музыкальных инструментов. Подробнее данный вопрос рассмотрен в работах [9; 10; 11].)
Технологическую основу для реализации образовательной и творческой деятельности при обучении студентов по программе «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» составляет программно-аппаратный комплекс DAW (digital audio workstation) - цифровая звуковая рабочая станция [12; 13]. Современная звукозаписывающая индустрия немыслима без использования цифровых программно-аппаратных комплексов. Самым распространенным из таких комплексов является музыкальный компьютер МК со звуковой картой и специализированным программным обеспечением. Каждый из компонентов МК, так или иначе, влияет на общее быстродействие и надежность системы и, следовательно, на воплощение творческих замыслов и решение звукорежиссерских задач. Знание строения МК и умение его конфигурировать, а также (в случае возникновения проблемы) выявить блок, вышедший из строя, может пригодиться каждому, чья работа связана с использованием МК.
Помимо цифровых программно-аппаратных комплексов, реализованных на базе МК, существует множество устройств, позволяющих производить полный цикл записи, обработки и сведения звукового материала непосредственно силами самого устройства. Обычно эти устройства выполняют функции цифрового микшерного пульта с функцией рекордера.
Разработанный комплекс дисциплин, который был рассмотрен в [14; 15], позволил использовать возможности МКТ в целях обучения ИТ и формирования ИК будущих учителей музыки. Ис-
Таблица 1
Содержание дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»
№ п/п Название темы с кратким содержанием Всего часов
1. Информационные технологии в музыкально-педагогическом образовании Автоматизация планирования и управления учебным процессом с использованием средств ИТ. Организация автоматизированных рабочих мест учителя и учеников. Особенности применения ИТ при организации уроков и самостоятельной работы учеников. Вопросы охраны здоровья и информационной безопасности, связанные с применением ИТ технологий в детском учреждении. 12
2. Информационная образовательная среда Рассмотрение практических аспектов профессиональной деятельности на основе МКТ. Изучение основных возможностей и перспектив использования информационной образовательной среды в музыкальной педагогической деятельности на примере работы с Федеральными образовательными порталами (например: «Российский общеобразовательный портал» http://music.edu.ru/, «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/, «Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки» http://muzuchitel.ru/, портал «Единой образовательной информационной среды» http://eois.mskobr. ru/, «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/, «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collec3ytion.edu.ru/collection/ и др). 16
3. Применение музыкального программного обеспечения в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки Возможности использования МКТ как инструмента в профессиональной деятельности учителя музыки. Педагогическая целесообразность применения цифровых инструментов в музыкально-педагогическом образовании. Классификация музыкального ПО, основные типы и особенности. Применение нотных редакторов, программ-секвенсеров, автоаранжировочных программ, аудио редакторов в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки. Интерактивные программные и аппаратные инструменты в мобильных устройствах и их использование в педагогической практике. Тренажерные средства для обучения и развития музыкальных навыков в мобильных приложениях («Музыкальные игры», «Музыкальные истории», «Musical Flash Cards», «Note Trainer» «Perfect Ear», «Perfect Piano» и др.). 20
4. Тестирование как технология контроля образовательного процесса Методика и основные принципы подготовки различных видов интерактивных тестов в профессиональной деятельности учителя музыки. Изучение и практическое использование технических и программных средств для создания интерактивных тестов (программы пакета SunRav TestOfficePro). Аудио - и видеотесты. Виды и формы тестовых заданий. Критерии оценки содержания теста. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков. 20
5. Обучение музыке с использованием элементов ЭОР Значение и функции ЭОР в образовательном процессе. Основные типы ЭОР Особенности применения ЭОР в профессиональной деятельности учителя музыки. Обучение музыке за компьютером. Программы для обучения музыке непосредственные (музыкальная грамота, музыкальная литература, обучение игре на музыкальном инструменте) и опосредованные (игры): интерфейс, основные возможности, ориентированные на развитие музыкального слуха и закрепление знаний по элементарной теории музыки. 1. Игры, программы для обучения и развития музыкальных навыков («Мурзилка. Затерянная мелодия», «Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности», «Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик», «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта», «Алиса и Времена года», «Clifford. Угадай мелодию», «Музыкальный класс. Играй и учись» и др.). 2. Программы для обучения чтению с листа (Gentle Piano, Fruit Lines, Note Duration Note Alphabet, Guess Key и др.). 3. Программы для развития музыкального слуха (EarMaster Pro, EarMaster School, Ear Power, Sight-Singing Trainer и др.). 4. Электронные энциклопедии и словари («Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» и др.), а также хрестоматии звуковых материалов, нотные хрестоматии и мультимедийные разработки. 24
6. Электронный мультимедийный учебник Разработка и использование электронных мультимедийных учебников в музыкально-педагогическом образовании с помощью программ пакета SunRav BookOffice. Наполнение созданного мультимедийного учебника содержательным материалом различных форматов. Типы мультимедийных учебников, особенности, требования. Электронный учебно-методический комплекс. Программные средства для разработки электронных учебников. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников. 32
7. Организация дистанционное обучение в музыкальном образовании Организация дистанционного обучения как одна из форм в музыкальном образовании: цели, принципы, особенности, требования. Конференции в режиме дистанционного обучения. Организация аудио и видеоконференций. Программные и технические средства для их проведения. Программное обеспечение удаленного доступа (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.). 20
Итого: 144