URL: http://www.unkniga.ru/vishee/8601-moos-v-vuzah-rol-i-mesto-formata.html (дата обращения: 23.11.2020).
7. Class Central: официальный сайт. - URL: https://www.classcentral.com (дата обращения: 21.11.2020).
GolubevAleksey Aleksandrovich, student
(e-mail: [email protected])
Shishmeneva Alena Andreevna, student
(e-mail: [email protected])
Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Ped.Sci., associate professor
(e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MOOC PLATFORMS: MAIN FEATURES AND BENEFITS. OPINION OF EXPERTS.
Abstract. This article discusses the features of using mass open online courses (MOOC) in the educational process, the main advantages and reasons for the current drop in demand for these platforms. The authors analyze the results of experimental work and practical experience in using open online courses; assess the prospects for their further use in the organization of the educational process in higher education institutions. Keywords: MOOC -platform, education, Universities, students.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.032
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор
(e-mail:[email protected]) Самохвалова Наталья Викторовна, воспитатель (e-mail:[email protected]) МБДОУ "Детский сад №447", г. Н. Новгород, Россия,
студент магистратуры, Сухарева Наталья Борисовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 254», г. Н. Новгород, Россия, студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Н. Новгород, Россия
В данной статье анализируются достоинства и недостатки применения компьютерных игр в дошкольном образовании и воспитании. В исследовании используется метод аналитического обзора научной литературы, методы анализа, сравнения и обобщения. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что компьютерные игры имею ряд преимуществ по сравнению с традиционными играми в плане дидактики, интерактивности, динамичности. Однако они имеют и ряд существенных недостатков: сильное психологическое воздействие на ребенка, сокращение доли межличностного общения необходимого для социализации личности, формирование клипового мировоззрения.
Для нивелирования возможных негативных последствий использования компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников необходим обязательный контроль качества игр со стороны педагогов и психологов, контроль участия в игре и времени проведения за игрой ребенка со стороны взрослых, разработка критериев мониторинга игровой деятельности дошкольника за компьютером.
Ключевые слова: дошкольное образование, компьютерные игры, традиционные игры.
Введение
В условиях развития информационного общества культура социума подвергается изменениям. Меняются технологии, которые требую трансформации механизмов социализации личности. Связано это с тем, что каждый новый вид технологии предусматривает новые типы социальных отношений. Так, в архаическую эпоху, когда в качестве основной технологии была технология ручного труда, человеку для успешной социализации необходимы были межличностные отношения. Примитивные ручные информационные технологии не позволяли иных способов передачи социального опыта. Сложившиеся традиции сохранились и до нашего времени, когда процессы обучения, воспитания и образования проходят преимущественно в традиционном формате, т.е. на основе межличностных форм общения. Однако внедрение информационных технологий во все сферы жизни приводит к тому, что доля межличностного взаимодействия сокращается. Сегодня мы становится свидетелями перехода общества к новой стадии развития - цифровизации. Информатизация и цифровизация создают условия для интенсификации всех видов деятельности. При этом каждое новое поколение людей должно освоить и механизмы адаптации к быстро меняющимся социальным условиям. И здесь традиционные методы социализации явно проигрывают перед информационными.
Социализация на ранних ее этапах, к каковым и следует отнести возраст дошкольника, является самым важным в жизни человека. Исторически как существо не только социальное, но и биологическое человек хорошо адаптирован к традиционным формам социализации, к одному из которых и относится игра как ведущая форм деятельности дошкольника. Цифровиза-ция образования приводит к необходимости вытеснения традиционных игр из социализации играми компьютерными. Возникает противоречие между данными формами, результаты разрешения которого скажутся на физическом и психическом здоровье будущих поколений. Чтобы принять необходимые меры во избежание возникновения негативных последствий информационной социализации дошкольников, необходимо проводить исследования и мониторинги игровой деятельности детей за компьютером.
Обсуждение результатов.
Феномен игры как научная категория разрабатывается в различных аспектах и направлениях научного знания. Игра является неотъемлемым атрибутом социализации личности на всех ее этапах, как для детей, так и для
взрослых [2,7]. Исследователи природы игры как социального явления подчеркивают, что ее происхождение берет начало в духовной культуре народа, особенно это проявляется в элементах религиозных обрядов, сохранившихся во многих народных играх [17].
Игра как элемент культуры впитывает в себя специфику и особенности эпохи, культуры этноса, в рамках которого она зарождается и развивается. Так, например, в эпоху Возрождения игра приобрела особое значение для общественной жизни. Французский философ-гуманист М. Монтень называл игру «самым серьезным делом», без которого невозможно воспитание и обучение. Дж. Локк придавал огромное значение игровой деятельности. Он писал, что человек при рождении является «чистой доской», наполнить которую содержанием можно только при правильном использовании методов воспитания и образования, главным из которых является игровой метод [14].
Известный представитель философии культуры Й. Хейзинга рассматривал игру в качестве главного принципа организации культуры, отмечая, что сама культура возникает в форме игры. По его мнению, игру нельзя отрицать, так как она является проекцией мира, где царят свои порядки и правила [16].
Современные точки зрения на природу игры позволяют взглянуть на данный феномен несколько иначе. Например, В.В. Костецкий отмечает: «История культуры и история игры имеют разную хронологию» [11, с.199]. В частности автор пишет, что игра как явление не свойственна ранним цивилизациям, в которых образ жизни не позволял выделять время для нее. Игра есть продукт развития цивилизации, и содержание игр меняется вместе с изменениями культуры, сохраняя определенные традиции.
Анализируя основные философские, психологические, педагогические и другие концепции природы игровой деятельности человека и игры, можно видеть, что в современных условиях игра есть основной метод обучения и воспитания, позволяющая детям постигать культурное, творческое бытие, формировать компоненты поведения, развивать способности оценивать себя и других, активизировать сознание через творчество, адаптироваться к условиям социума и т. п.
В условиях развития информационной цивилизации появляются и новые формы игр. Их смысл и содержание продиктовано спецификой форм бытия и явлений нового вида культуры - информационной [1,5,6].
Информационная культура становится ядром социализации личности, формируя свои правила жизни и игры. Не секрет, что характерной особенностью эпохи информационной культуры и цивилизации становится преобладание компьютерных игр, в которые играют не только дети, но и взрослые [4,9].
Дискуссия по поводу положительных и отрицательных сторон компьютерных игр развивается и представляет собой целый спектр мнений ученых. Наиболее распространенной позицией является подход, в рамках ко-
торого компьютерная игра - это средство развития тех или иных способностей детей. Действительно, во многих работах, посвященных изучению роли компьютерных игр на развитие личности ребенка дошкольного возраста, показано, что они помогают развивать логическое и алгоритмическое мышление [8].
Разработчики компьютерных игр предусматривают возможность их использования при работе с дошкольниками над развитием наглядно-образного мышления, коммуникативных и познавательных способностей и т.д. [3,15].
Компьютерные игры в этом плане являются наиболее привлекательными, динамичными, интерактивными дидактическими средствами, нежели привычные материальные средства дидактики. Однако возникает вопрос: «Не означает ли это, что поколения, социализированные в то время, когда не было компьютерных игр, были развиты хуже?». И далее логично задать следующий вопрос: «Только ли положительные стороны имеют компьютерные игры в социализации дошкольников?».
Проводимые исследователями педагогические экспертизы компьютерных игр показывают, что далеко не все игры, предназначенные для развития детей дошкольного возраста можно применять как дидактическое или методическое средство. В частности называются такие недостатки некоторых из них, как несоответствие методикам образовательных программ, низкое качество самой игры, несоответствие возрастным особенностям ребенка [13].
Однако такие недостатки могут выявить только специалисты. Но компьютерные игры становятся сегодня объектом воспитания не только в дошкольной организации, но и в семье.
Компьютерные игры, являясь динамичными и привлекательными, оказывают не только положительное психологическое воздействие на неокрепшую психику ребенка, но и негативное. Бесконтрольное времяпрепровождения за компьютерными играми способствует развитию игровой зависимости у детей [10].
Оказывают ли такое влияние традиционные игры? Думается, что да. Следует вспомнить, как сложно отвлечь детей от настольных игр, игр во дворе, если таковые проводились в дружной и веселой компании сверстников. Азарт и увлеченность - это атрибут любой игры от которого сложно отказаться. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда взрослые, играя с детьми, вынуждены прервать игру и переключить детей на выполнение иных менее привлекательных занятий. Вероятно дело в том, что в компьютерных играх разница заключается в реальности, в подмене реальных субъектов на виртуальные. Эти игры не требуют межличностного общения, они более доступны и не требуют формирования коллектива для игры.
Второй аспект, которые выделяют исследователи - это сила психологического влияния компьютерной игры на неокрепшую психику ребенка [12].
В частности, речь идет о возможных сценах насилия, которые создают состояние тревожности и страхов у ребенка. Другой аспект данной проблемы - это привыкание детей к шаблонам такого поведения и перенос его на реальные отношения. Сравнивая традиционные игры с компьютерными играми, можно найти немало схожих сюжетных линий. Коллективные дворовые игры предполагают аналогичные сцены насилия, как это говориться «понарошку». Например, игры в «войнушку», «казаки-разбойники» и более современные «квесты-догонялки» отражают сюжеты реальной жизни взрослых людей с элементами насилия (взятие в плен, допросы и пытки и др.). Не секрет, что дети, заигрываясь, могут переходить черту дозволенного поведения. Кроме того, общение разновозрастных детей в одной компании способствует не всегда тому, что дошкольник перенимает только положительные нормы поведения и ценности.
Заключение
Сравнивая возможные негативные последствия традиционных и компостерных игр, следует отметить, что разницу можно видеть по нескольким направлениям.
Первое - развивающая роль игры. Компьютерные игры превосходят в данном плане традиционные по дидактическим возможностям. Однако при этом, следует строго учитывать психолого-педагогические особенности применения компьютерных игр относительно возрастных особенностей ребенка. Компьютерные игры способствует более интенсивному развитию ребенка в сжатые сроки, ускоряя процесс социализации, что необходимо в условиях информационной культуры.
Второе - коммуникативная роль игры. Здесь компьютерные игры предоставляют широкие возможности для моделирования социальных взаимодействий, которыми должны овладеть дошкольники. Однако их серьезный недостаток в том, что они не учат живому общению между реальными субъектами. Дети привыкают к моделям отношений, а не к их реальной актуализации.
Третье - мировоззренческая роль игры. Формируют мировоззрение и компьютерные, и традиционные игры. Но у компьютерных игр имеется явное преимущество - они более доступны в современном мире, нежели игры со сверстниками. Компьютерные игры имеют вне национальный, поликультурный характер, что способствует формированию клипового сознания. Компьютерные игры требуют серьезной экспертизы со стороны психологов и педагогов. Традиционные игры проверены временем, но также требуют контроля участия в них детей со стороны взрослых.
Компьютерные игры невозможно исключить из социализации детей. Чтобы она проходила без негативных последствий, необходим постоянный контроль со стороны взрослых субъектов социализации. Для этого следует
разрабатывать систему мониторинга применения компьютерных игр в воспитании и образовании дошкольников, что и станет предметом изучения наших следующих работ.
Список литературы
1. Афанасьев С. В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культу-ры//Вестник Мининского университета.2020.№3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-10
2. Булгаков В.В. Деловая игра как метод подготовки курсантов МЧС//Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 1
3. Васина Ю.М., Кокорева О.И. Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в развивающих компьютерных играх//В сборнике: Перспективы психологической науки и практики. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 544-547.
4. Гришин О.Е., Иглин Д. А. Компьютерные игры как элемент массовой политической культуры и коммуникации//PolitBook. 2015. № 1. С. 127-145.
5. Грязнова Е.В. Информационная реальность и социум. Н.Н. ННГАСУ. 2010.
6. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения//Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816-825.
7. Долженкова И. В. Виды игр. Влияние игры на воспитание дошкольни-ка//Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 523-525.
8. Домрачева С. А., Лебедева Т.Ю. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр//В сборнике: Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития. Материалы Межрегиональной научной конференции. Восточно-Европейский институт. 2017. С. 177-183.
9. Елизарова Е.Б., Федорова О.Ю. Влияние компьютерной игры как формы игровой деятельности на развитие личности ребенка//Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 2. С. 77-93.
10. Иванова Д. А. Влияние компьютерных игр на психику ребенка дошкольного воз-раста//В сборнике: Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Сборник статей. Научные редакторы Т.С. Дорохова, Е.В. Донгаузер. Екатеринбург, 2017. С. 98102.
11. Костецкий В.В. Анти-Хейзинга: другая философия игры //Вопросы философии. 2020. No 2. С. 196-204.
12. Махаева Г. М. Негативное влияние компьютерных игр на детей дошкольного возраста//В сборнике: Психолого-педагогическая наука- образованию. К 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского. Материалы I Международной научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Асильдеровой. 2018. С. 59-65.
13. Моисеева Л.В., Михайлова Н.Д. Педагогическая экспертиза развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста//Научно-методическая работа в образовательной организации. 2018. № 1 (2). С. 10-15.
14. Сидорин В.В. В.С. Соловьёв и Г.В.Ф. Гегель: Диалектические аспекты "Философских начал цельного знания"// Соловьёвские исследования. 2014. №2 - С. 67 - 80
15. Старжинская Н.С. Использование компьютерных игр для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста//В сборнике: Язык и актуальные проблемы образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. 2018. С. 54-59.
16. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Санкт-Петербург: Азбука, 2018. 396 с.
17. Ярецкая А.Ю. К вопросу изучения феномена игры в жизни общества//Вестник Воронежского государственного аграрного университета . 2015. № 4 (47). С. 314-318.
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, of the Department of Philosophy and theologies Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, [email protected] Samohvalova Natalia Viktorovna, Kindergarten 447, Nizhny Novgorod, educator, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, [email protected] Sukhareva Natalia Borisovna, senior caregiver Kindergarten 254, Nizhny Novgorod, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.
COMPUTER GAMES IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES
This article analyzes the advantages and disadvantages of using computer games in preschool education and upbringing. The research uses the method of analytical review of scientific literature, methods of analysis, comparison and generalization. In the course of the study, the authors conclude that computer games have a number of advantages over traditional games in terms of didactics, interactivity, and dynamism. However, they also have a number of significant disadvantages: a strong psychological impact on the child, a reduction in the share of interpersonal communication necessary for socialization of the individual, the formation of a clip worldview.
To eliminate the possible negative consequences of using computer games in the upbringing and training of preschool children, it is necessary to ensure mandatory quality control of games by teachers and psychologists, control of participation in the game and the time spent playing the child by adults, and develop criteria for monitoring the game activity of a preschool child at the computer.
Keywords: preschool education, computer games, traditional games.
ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.033 Зудина София Олеговна, студент (e-mail:[email protected]) Кажарская Ольга Николаевна к. психол. наук, доцент Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия
(e-mail: sevkon @mail.ru)
В статье проанализированы теоретические исследования влияния тревожности на процессы обучения и общения у обучающихся вузов. По результатам анкетирования выявлены физиологические и психологические показатели тревожности и их проявление в процессе обучения и социализации в группе.
Ключевые слова: тревожность, студент, социализация, показатели тревожности.
Постановка проблемы. Юношеский возраст связан с большими социальными изменениями: выпуск из школы, поступление в среднее или высшее учебное заведение, смена референтной группы, знакомство с сокурсниками и преподавателями. Все эти события не проходят для многих без