Научная статья на тему 'Компьютерные фильмы о занимательных и нерешенных проблемах математики. Фильм седьмой. Развертка'

Компьютерные фильмы о занимательных и нерешенных проблемах математики. Фильм седьмой. Развертка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛЬМ / РАЗВЁРТКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреев Николай Николаевич

В 2005 году журнал уже публиковал цикл из 6 статей на эту тему. Публикации вызвали большой интерес, а сайт разработчиков стал лауреатом конкурса лучших сайтов русскоязычного Интернета. Фильм «Развертка» рассказывает о том как из развертки куба сложить пирамиду. Художник проекта: М.А. Калиниченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные фильмы о занимательных и нерешенных проблемах математики. Фильм седьмой. Развертка»

Андреев Николай Николаевич, Калиниченко Михаил Александрович

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ФИЛЬМЫ О ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ И НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ МАТЕМАТИКИ ФИЛЬМ СЕДЬМОЙ. РАЗВЕРТКА

В 2005 году журнал уже представлял своим читателям этот проект - увлекательные фильмы и мультфильмы1 о решенные и нерешенные математически задачах. Этюды1 вытолнены1 с использованием современной компьютерной SD-графики и направлены на то, чтобы1 увлеченные математикой узнали что-то новое и интересное для себя, а те, кто еще не увлечен, хоть немного прониклись красотой математики.

Проект является уникальным не только для российского образования, но и в мировой практике. Дело в том, что мультфильмы1 делаются не как зарисовки к лекциям или каким-то математическим сюжетам, а являются самостоятельными и законченными. В них присутствует введение в рассматриваемую тему, развитие сюжета, а окончание иногда включает даже нерешенные задачи по данной тематике. Зачастую параллельно с математической линией присутствуют исторические и общеобразовательные сюжеты1, рассказывается о приложениях в повседневной жизни и современной технике.

За прошедший год количество мультфильмов значительно увеличилось. По приходящим письмам от людей разные возрастов и по глазам школьников на лекциях понятно, что выбранный способ популяризации математики имеет право на жизнь, а самое главное является очень действенным в современном обществе.

Выеокий уровень проекта обеспечен профессионализмом команды1. Михаил Калиниченко, специалист по компьютерной графике, анимирует задумки. Роман Кокшаров создал и ухаживает за удивительно теплой и доброй полянкой «Математических этюдов», расположенной в сети Интернет по адресу http://www.etudes.ru. А вы1бор, как нам кажется, интересных сюжетов происходит в процессе общения с прекрасными учеными, преподавателями и учителями.

Неотъемлемой частью проекта является чтение научно-популярные лекций в разные городах России. Основной состав аудитории - школьники, студенты1 педагогических вузов, школьные учителя. Лекции пользуются огромной популярностью, и это не удивительно, так как просмотр мультфильмов в сопровождении живых увлекательных рассказов, историй из жизни задевает намного больше, нежели самостоятельный просмотр. В 2006 году состоялось более S0 лекций. Если, уважаемый читатель, Вы1 захотите организовать лекцию в своем городе, школе или ВУЗе, а также по всем другим вопросам пишите, не стесняясь, через страничку контактов.

Н.Н. Андреев

Компьютерные фильмы о занимательных и нерешенных проблемах математики: фильм седьмой. Развертка

С

с а а

о □

с

а □

о а с с а

с с а

о с

с

а □

о о

Вступление.

Что такое развертка многогранника? Вы скажете - кусок картона, из которого можно свернуть данный многогранник. В этом есть правда, но это не вся правда. Оказывается, понятие развертки включает в себя больше, чем просто кусок картона.

Кадр 1-2. Заголовок.

РАЗВЕРТКА

Кадр 3-6.

Какой многогранник можно свернуть из столь хорошо известного латинского креста? Конечно же, куб. Для этого надо покрасить ребра, как это сделала наша волшебная кисточка (ребра одинакового цвета склеиваются в многограннике друг с другом).

На самом деле, конечно же, лучше было бы раскрашивать не ребра, а каждую пару точек в разные цвета. Это бы задало, как говорят в математике, условия склейки границ.

Кадр 7-10.

После того как условия склейки границ заданы, ребра, проходящие внутри куска картона, определены однозначно по теореме А.Д. Александрова.

Итак, из креста можно сложить куб.

Кадр 11-15.

Но оказывается, что если условия склейки границ задать по-другому, то можно получить совсем даже не куб!

Наша волшебная кисточка покрасила границы вот таким образом. Еще один ее взмах, и мы уже знаем, как определены ребра внутри куска картона.

□ О

и о о о

с □

о

о □

а

о о о о

а □

о

о □

о □

о

о □

МУЗЕЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ НАУКИ

85

Андреев Н.Н., Калиниченко М.А.

□ О

а

о с

с

а

а

о с

о

а □

с о

Кадр 16-19.

Если теперь, следуя нарисованным условиям склейки, сложить многогранник, то получим пирамиду!

О

о

3

о

Не так давно было доказано, что, по-разному задавая условия склейки [ границ латинского креста, из него можно сложить 5 различных выпуклых

многогранников.

у—]

Таким образом, как мы убедились, в понятие развертки входит не только кусок картона, но и условия склейки его границ. Если последнее не определено, то из одного и того же куска можно сложить разные выпуклые многогранники.

Кадр 20. Литература

А.Д. Александров. Выпуклые многогранники.

Anna Lubiw, Joseph O 'Rourke. When Does a Polygon Fold to a Polytope.

E. Demaine. 85 вариантов сложения латинского креста.

Кадр 21. Титры

Идея фильма: Николай Андреев О

Выражаем благодарность Сергею Маркелову.

Мультипликация: Михаил Калиниченко. ' 1

© Наши авторы, 2007 Our authors, 2007

Андреев Николай Николаевич, кандидат физ.-мат. наук, научный сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова РАН,

Калиниченко Михаил Александрович, художник проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.