Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении математики'

Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Елена Анатольевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования в школе. Автором рассмотрены возможности использования информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to one of actual problems of modern education at school. The author considered possibilities of use of information and communication technologies at various stages of a lesson

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении математики»

УДК 372.016:51 ББК 74.262.21

Е.А. Корнилова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования в школе. Автором рассмотрены возможности использования информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока.

Ключевые слова: образовательный процесс, технология, межпредметная интеграция, самоконтроль.

E.A. Kornilova

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES WHEN STUDYING MATHEMATICS

Abstract. Article is devoted to one of actual problems of modern education at school. The author considered possibilities of use of information and communication technologies at various stages of a lesson. Key words: educational process, technology, intersubject integration, self-checking.

Современная Россия все больше приобретает статус информационного общества, что обуславливает изменения в образовательном пространстве. Одним из направлений модернизации системы современного образования в школе является внедрение информационно-коммуникационных технологий. ИКТ обладает значительным развивающим потенциалом.

Технология ИКТ используется современным учителем в двух аспектах: как средство обмена информацией и как средство создания информации (рис. 1).

Такая возможность предоставляется благодаря крупномасштабным инновациям на федеральном уровне, пришедшим в российскую школу в последние три десятилетия. 1985-1993 годы стали этапом становления информационных технологий в школе. В 1993 г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации, которая ставила цели:

- развитие единой информационной образовательной среды школы;

- повышение компьютерной грамотности и информационной культуры;

- развитие личности учащегося;

- повышение конкурентоспособности школы;

- подготовка учащихся к получению профильного образования.

оборудование

технологическая

точка зрения

Категории ИКТ

(в контексте школьного образования]

программное

обеспечение

компьютеры (ра зных типов и размеров)

стандартные устройства ввода/вывода

нтерактивные устройства ввода вывода

устройства для сетевого взаимодействия и коммуникации

специальное, применяемое в конкретных областях

для профессионального развития

для планирования, ведения документации_

инструменты наблюдения,

исследования_

инструменты коммуникации

тренажер

инструменты для конструирования

Рис. 1. Категории ИКТ

Согласно академику Селевко Герману Константиновичу, с точки зрения использования ИКТ на уроке, целесообразно разделить уроки на четыре группы:

> уроки демонстрационного типа;

> уроки компьютерного тестирования;

> уроки тренинга или конструирования;

> интегрированные уроки.

Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

Селевко Г.К. выделяет 8 типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения:

1) презентации;

2) электронные энциклопедии;

3) дидактические материалы;

4) программы-тренажеры;

5) системы виртуального эксперимента;

6) программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты;

7) электронные учебники и учебные курсы;

8) обучающие игры и развивающие программы.

На своих уроках я стараюсь, чтобы компьютерные средства выполняли определенную образовательную функцию: помогали разобраться ребёнку в потоке информации, воспринять её, запомнить, при этом ни в коем случае, не причиняя вреда его здоровью.

Приведу примеры из своей практики возможностей ИКТ на различных этапах урока. На этапе актуализации знаний учащихся с помощью ИКТ использую задания на развитие внимания и скорости «Кто быстрее». Кто быстрее найдет выход из лабиринта по заданному правилу, кто быстрее восстановит цепочку вычислений и т.д. (рис. 2).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ

1660 : (-4)=

1656

+4- 1660 -415

: (-7)=

8-207= 1656

Рис. 2. «Кто быстрее»

Информационно-коммуникационная технология как способ создания проблемной ситуации, безусловно, является помощником для учителя. На этом этапе урока возможно использование презентаций, видео фрагментов, математических этюдов, моделей, миниатюр из Интернета, из электронных приложений к УМК.

Например, перед учащимися ставится вопрос «Что такое развёртка многогранника?». Чаще всего следует ответ «Это кусок картона, из которого можно свернуть данный многогранник». В этом есть правда, но это не вся правда. Оказывается, понятие развёртки включает в себя больше, чем просто кусок картона. Например, по-разному задавая условия склейки границ латинского креста, из него можно свернуть как куб так и, например, пирамиду (рис. 3). В математических этюдах на сайте http://www.etudes.ru/ru/, среди которых занимательные научно-популярные рассказы о современных задачах математики и мультфильмы, по-новому раскрываются известные сюжеты и достаточно подробно, красочно, научно и доступно для школьника задаются проблемные ситуации в современной компьютерной 3D-графике.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ СОЗДАНИЕПРОЕЛЕМНОЙСИТУАЦИИ

Рис. 3. Понятие развертка

Выход из сложившейся проблемной ситуации учащиеся могут найти самостоятельно, используя Интернет, электронные энциклопедии. Практика показывает, что им очень нравится использовать компьютер как вычислительную машину для расчетов, построения диаграмм, графиков, проверки своих же гипотез.

Считаю целесообразным при закреплении изученного выполнять задания педагогического программного обеспечения "Страна Фантазия" (рис. 4), которые содержат в себе подсказки в случае затруднения, тем самым процесс обучения становится мобильным, дифференцированным и индивиду а льным.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Логика

1. Некоторые фигуры на

Зазеркалье! ФИГУРА

Постройте симметричные изображения для заданных составных фигур

Рис. 4. Педагогическое ПО «Страна Фантазия»

Применяю ИКТ для проверки знаний во время урока. При этом использую готовые тестовые контролирующие программы, тесты-эстафеты, которые разрабатываю самостоятельно в Microsoft Office Excel (рис. 5).

Рис. 5. Тест-эстафета

Программный комплекс NetTest (рис. 6), предназначенный для автоматизации компьютерного тестирования с использованием локальной сети, предоставляет возможность определить время на выполнение теста, количество вопросов из общей базы, которую учитель создает самостоятельно, предоставляет возможность настройки шкалы отметок, существенно облегчая работу учителя при проведении контроля знаний.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Netfest £|ои|е| Ч х21 *г 1 ijiï@!

Каталог с тестами Вопрос Здесь задается вопрос или задача

|Е:\ПОЛЯКОВ\ТЕБТ5\

Тест | тесП (результа

1. Здесь задается во пр ос

Ответы 1 1 вариант ответа

W 2 вариант ответа

г 1

Каталог для обмена д<

Обмен по протоколу 7 Г Г~

Г Мультитест Г

Вопросы: |б ^ из 1 [<j|K i| Отмена

Время: |В мин 1 ÖT р 3 Ш|> ^ Сетевое тестирование

Рис. 6. Программный комплекс NetTest

Для того, чтобы процесс был непрерывным, дети имели возможность дома готовиться, тренироваться, размещаю такие программы на своем сайте https://sites.google.com/site/taganrogkornilova/home.

При проверке знаний во время урока помогает таблица дополнительных вопросов, разработанная в Microsoft Office PowerPoint. Используя гиперссылки, учащиеся самостоятельно выбирают номер вопроса и отвечают на него. При этом нет ощущения предвзятости. Тем самым развиваем у детей самоконтроль и самооценку.

САМОКОНТРОЛЬЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

САМОКОНТРОЛЬЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ

100 100 100 100 100

200 200 200 200 200

300 300 300 300 300

400 400 400 400 400

500 500 500 500 500

Как перейти к целым коэффициентам в уравнении?

Шт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Таблица дополнительных вопросов

Таким образом, использование информационно-коммуникационной технологии на уроках математики способствует расширению и углублению математических знаний, формирует умения характеризовать и сравнивать математические объекты, развивает способность к исследовательской и проектной деятельности, повышает познавательную активность школьников. Объединяя учебные предметы на основе принципа межпредметной интеграции, она является эффективным средством развития продуктивной деятельности школьников, способствует их интеллектуальному, личностному, социальному и коммуникативному развитию.

УДК 947.084.5 ББК 65.03(2)61

И.Г. Лебединская

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Статья охватывает аспекты физкультурной и спортивно-массовой работы в летний оздоровительный период с детьми школьного возраста.

Ключевые слова: Двигательная деятельность, физическая культура, спорт, спортивно-массовая работа, подвижные и спортивные игры, массовые спортивные мероприятия.

I.G. Lebedinskaja

MASS SPORTING AND HEALTH-ENAHNCING PHYSICAL ACTIVITIES WITH CHILDREN

AT THEIR PLACE OF RESIDENCE

Abstract. This article aspects of mass-sporting and physical activities events with school-age children during the summer recreation period.

Key words: motion activity, physical education, sports, mass sporting activity, sports and outdoor games, mass sporting events.

В рамках муниципального образования Комитет по физической культуре и спорту г. Таганрога реализует задачи по привлечению населения к занятиям физической культурой, спортом, привлечению к здоровому образу жизни в рамках программы «Спорт для всех». Комитет также содействует школам дополнительного образования и школам олимпийского резерва в подготовке юных спортсменов, которые защищают честь не только города Таганрога и Ростовской области, но и России. Одна из главных задач программы «Спорт для всех» направлена на организацию физкультурно-оздоровительной работы на территории города, популяризацию, внедрение и развитие физической культуры и спортивного досуга по месту жительства детей, подростков и молодежи.

Место проживания населения (двор, улица, район и т.д.) является отдельным звеном в цепочке микромира города. В каждом из них существует свой социальный контингент со своими типажами, характерами, героями и «антигероями». В таких местах всегда присутствуют и всегда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.