Научная статья на тему 'Комплексный контроль координационных способностей учащихся среднего школьного возраста, проживающих в северных регионах Приобья'

Комплексный контроль координационных способностей учащихся среднего школьного возраста, проживающих в северных регионах Приобья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
265
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович, Черникова Анна Алексеевна, Ботяев Сергей Викторович

В данной статье рассматриваются вопросы объективного контроля координационных способностей, учащихся среднего школьного возраста. Обосновывается необходимость комплексного контроля координационных способностей. Автором предлагается два направления в оценке развития координационных способностей. Первое компьютерные технологии позволяют, в большей степени, оценивать психофизиологические функции, обеспечивающие проявление координации, второе это двигательно-моторные тесты. Наличие двух направлений в диагностике позволяет получать количественные и качественные характеристики исследуемых координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович, Черникова Анна Алексеевна, Ботяев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated control of coordination abilities of pupils of secondary school age living in the northern regions of the Ob

This article examines the issues of objective control of coordination abilities of the students of secondary school age. The necessity of complex control of coordination abilities is justified. The author suggests two directions in assessing the development of coordination abilities. The first computer technologies, they allow evaluating to a greater extent the psychophysiological functions providing for the manifestation of coordination, the second is motor-moving tests. The presence of two directions in diagnostics makes it possible to obtain the quantitative and qualitative characteristics of the coordination abilities under study.

Текст научной работы на тему «Комплексный контроль координационных способностей учащихся среднего школьного возраста, проживающих в северных регионах Приобья»

5. Solovov, A.V. (2006), E-learning: problems, didactics, technology, The new technique, Samara.

6. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S., Kislitsyn, Yu.L., Shcherbakov, V.G. and Pobyovanets, V.S. (2013), Educational multimedia complex based on the physical education in Samara University: manuals, DSM Ltd., Samara.

Контактная информация: bovm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2018

УДК 796.012.2

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ ПРИОБЬЯ

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент,

Анна Алексеевна Черникова, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Сергей Викторович Ботяев, аспирант, Северо-Казахстанский государственный университет, г. Петропавловск, Казахстан

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы объективного контроля координационных способностей, учащихся среднего школьного возраста. Обосновывается необходимость комплексного контроля координационных способностей. Автором предлагается два направления в оценке развития координационных способностей. Первое - компьютерные технологии позволяют, в большей степени, оценивать психофизиологические функции, обеспечивающие проявление координации, второе - это двигательно-моторные тесты. Наличие двух направлений в диагностике позволяет получать количественные и качественные характеристики исследуемых координационных способностей.

Ключевые слова: учащиеся среднего школьного возраста, комплексный контроль, оценка координационных способностей.

INTEGRATED CONTROL OF COORDINATION ABILITIES OF PUPILS OF SECONDARY SCHOOL AGE LIVING IN THE NORTHERN REGIONS OF THE OB

Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogic sciences, senior lecturer, Anna Alekseevna Chernikova, the master student, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Sergey Viktorovich Botyaev, the post-graduate student, North-Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan

Annotation

This article examines the issues of objective control of coordination abilities of the students of secondary school age. The necessity of complex control of coordination abilities is justified. The author suggests two directions in assessing the development of coordination abilities. The first - computer technologies, they allow evaluating to a greater extent the psychophysiological functions providing for the manifestation of coordination, the second is motor-moving tests. The presence of two directions in diagnostics makes it possible to obtain the quantitative and qualitative characteristics of the coordination abilities under study.

Keywords: pupils of secondary school age, complex control, assessment of coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Низкий уровень двигательной подготовленности школьников заставляет специалистов, преподавателей искать пути и возможности качественного освоения практического материала на занятиях физической культурой. Наиболее остро эта проблема стоит на уроках гимнастики, где успешность освоения упражнений зависит не только от уровня

развития кондиционных способностей, но и координационных. Все это заставляет преподавателей целенаправленно выстраивать процесс развития двигательных способностей, заранее создавая необходимый уровень развития определенных двигательных качеств, обеспечивающих успешное освоение практического материала на занятиях гимнастикой и, в первую очередь, координационных. В связи с этим остро стоит вопрос диагностики координационных способностей (КС), используемый для этого, в школьной практике, челночный бег, не выдерживает никакой критики. В лучшем случае он оценивает быстроту, но только не координационные способности. Профессор В.И. Лях в своей работе [3] предлагает использовать данный тест в таком варианте, в начале ученик пробегает дистанцию 30 м., а затем выполняет челночный бег - 3*10 м. Разность во времени пробегания этих дистанций дает субъективную оценку развития КС, чем меньше эта разница, тем выше координация движений. Конечно, это намного лучше, но ведь это только одно из проявлений координационных способностей, а как оценивать общие, специальные и специфические проявления координационных способностей, которые в большей степени определяют возможности ученика осваивать программный материал на занятиях физическим воспитанием в школе.

Что же такое координационные способности, почему в последнее время им уделяется такое большое внимание? Чем обозначена проблема их объективного контроля?

Профессор Л.П. Матвеев [4], в одной из своих работ, характеризуя понятие координационные способности (КС), пишет, что под КС следует понимать: «во-первых, способность целесообразно координировать свои движения при построении новых двигательных действий и в процессе их воспроизведения; во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключение на иное действиями в соответствии с требованиями меняющихся условий».

Другой автор Ю.Ф. Курамшин [2], определяет КС как способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи, что выражается в умении быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой

Проведенные В.И. Ляхом [3] фундаментальные исследования показали, что наиболее интенсивно координационные способности развиваются в возрасте 7-9 лет и 9-11, 12 лет. Поэтому в рамках этих возрастных периодов существуют наиболее благоприятные предпосылки для целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей, все это подкрепляется социальными, психически-интеллектуальными, ана-томо-физиологическими и моторными особенностями их проявления в этом возрасте.

Все выше сказанное определило актуальность и направление нашего исследования, которое было направлено на обоснование и апробацию различных методик диагностики координационных способностей. Необходимо сказать, что остроту данной проблеме, в нашем случае, придают и климатические условия Северных регионов, которые накладывают негативный отпечаток на развитие двигательных способностей детей и подростков, проживающих в этой местности. Они, в большей степени, подвержены гиподинамии, у них ограничен запас двигательных действий, особенно сложно-координационных, выполнение которых требуют определенного уровня развития сенсомоторных и психофизиологических функций. Одним из методологических аспектов в диагностике КС остается проблема научной разработки методов контроля и оценки КС. В ранее проведенных исследованиях В.Л. Ботяева [1] показано, что объективную оценку развития КС можно получить только на основе комплексной диагностики, которая должна быть представлена двумя направлениями: лабораторными технологиями (компьютерно-информационные программы) и двигательно-моторными тестами.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании первое направление диагностики КС представлено компьютерной программой «АПК Спортивный психофизиолог».

Второе направление представлено двигательно-моторными тестами, хорошо зарекомендовавшими себя в ранее проведенных исследованиях. Наличие двух направлений в технологии диагностики КС позволяет сравнивать и интерпретировать существующие взаимосвязи результатов двигательно-моторных тестов с показателями координационной подготовленности, полученными с использованием компьютерно-лабораторного оборудования, что, в конечном счете, значительно повышает надежность и валидность тестовых заданий. Необходимо сказать, что, обосновывая координационные тесты и программу тестирования, мы исходили из принципов сформулированных В.И. Ляхом, о том, что координационные тесты должны быть естественными и доступными для детей всех возрастно-половых групп и в то же время давать дифференцированные результаты об уровне развития конкретных КС. [4]. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32, г. Сургута. В тестирование координационных способностей приняли участие дети среднего школьного возраста 5-6-е классы, в количестве 48 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках первого направления (Спортивный психофизиолог) учащиеся показали достаточно разно уровневые результаты, где наряду с низкими встречались и достаточно высокие показатели. Учащиеся выполняли следующий блок тестовых заданий: определение времени реакции на свет (с); реакции на звук (с); реакции на движущийся объект (с); реакции выбора (с) и оценивание углов (% по модулю).

Высокие и выше среднего результаты дети показали в тестах: оценивание углов, реакция выбора, реакция на свет и реакция на движущийся объект (РДО), соответственно (88%, 85%, 82,5% и 65%). Самые низкие результаты были показаны в тесте реакция на звук, в котором только 55% учащихся выполнили задание на уровне выше среднего, а 45% имеют низкие результаты, или ниже среднего (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень развития сенсомоторных функции у учащихся среднего школьного возраста___

№ п/п Тесты Результат в тесте (х±о) Уровень демонстрируемых результатов

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

1. Время простой сенсомоторной реакции на свет 0,3±0,1 11,3% 6,2% 17,8% 21% 43,7%

2. Время простой сенсомоторной реакции на звук 0,4±0,1 8,6% 27,8% 21,5% 17,2% 24,9%

3. Время реакции на движущийся объект 0,4±0,6 10,4% 24,6% 8,7% 7,4% 48,9%

4. Время реакции выбора 0,3±0,2 3,4% 11,6% 7,7% 12,7% 64,6%

5. Оценка величины предъявляемых углов 17,0±0,4 5,4% 6,6% 22,1% 17,2% 48,7%

Абсолютно противоположные результаты получены при выполнении координационно сложных двигательно-моторных заданий. В большинстве тесов, учащиеся среднего школьного возраста, показывают средний и ниже среднего уровня результаты. Необходимо сказать, что двигательно-моторные тесты были составлены таким образом, чтобы комплексно оценить основные специфические координационные способности. Оценке подверглись способности к равновесию (тест № 5), способность к согласованию и перестроению действий (тест № 1, 7, 8), способность к реагированию (тест № 3), темпо-ритмо-вая способность (тест № 9), способность к ориентированию в пространстве (тест № 2), вестибулярная устойчивость (тест № 4, 6).

Наиболее высокие результаты учащиеся демонстрируют в тестах, оценивающих вестибулярную, статокинетическую устойчивость, способности к равновесию и реагированию. Но даже в этих заданиях средний результат находится в пределах 33,7-49,7%. Надо сказать, что во всех двигательно-моторных тестах показаны результаты, намного уступающие результатам при выполнении компьютерных заданий (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста по показателям двигательно-моторных тестов (п=40)_

№ п/п Тесты Результат в тесте (х±о) Уровень демонстрируемых результатов

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

1. Прыжок вверх со взмахом рук и без (см) 18,7±5,6 12,7% 21,4% 43,7% 20,2% 2%

2. Воспроизведение длины отрезка правой и левой рукой вперед(см) 9,1±0,7 33,4% 26,7% 24,3% 8,7% 6,9%

3. Падающая линейка (В. Ф. Ломейко, К. Мекота). (см) 10,2±3,5 27,8% 14,4% 46,1% 6,2% 5,5%

4. Ходьба по прямой после вращения (см) 17,3±7,5 33,2% 26,1% 23,5% 12,5% 4,7%

5. Равновесие на низком бревне(сек) 69,8±27,3 10,5% 13,8% 45,6% 17,8% 12,3%

6. Прыжок с вращением на max. количество градусов(градусы) 308,2±70,9 8,9% 12,6% 49,7% 18,7% 10,1%

7. Перешагивание через гимнастическую палку (сек) 18,9±2,0 22,1% 13,6% 44,3% 17,6% 2,4%

8. Передвижение в упоре сзади(сек) 9,1±2,7 44,3% 14,9% 22,7% 12,3% 5,8%

9. Оценка темпо-ритмовых способностей (сек) 15,6±1,2 7,6% 16,3% 33,7% 27,9% 14,5%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что учащиеся среднего школьного возраста проживающие в гипокомфортных условиях северного Приобья, демонстрируют разно уровневые результаты координационной подготовленности. Наиболее высокие результаты отмечены в тестах с использованием компьютерных технологий, в то время как в заданиях двигательно-моторного содержания большинство результатов находятся на низком и ниже среднего уровне. Это подтверждает наше предположение о влиянии процессов детской гиподинамии, обусловленной низкой двигательной активностью, на формирование двигательной координации. В тоже время достаточно высокие результаты в компьютерных тестах объясняются повсеместным увлечением детей компьютерными играми, технологиями, что, в определенной степени, оказывает положительное влияние на развитие ряда специфических координационных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботяев, В. Л. Отбор и прогнозирование в спорте / В. Л. Ботяев // Отбор и прогнозирование в спорте: место координационных способностей в системе спортивного отбора : монография / В. Л. Ботяев ; Сургутский гос. пед. ун-т. - Сургут : [б.и.], 2016. - 301 с.

2. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - С. 106-122.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.

REFERENCES

1. Botyaev, V.L. (2016), Selection and forecasting in sport: the place of coordination abilities in the system of sports selection: monograph, Surgut.

3. Kuramshin, Yu.A. (2004), General characteristics of the physical, Theory and methodology of physical culture: textbook, Soviet sport, Moscow.

4. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnosis and development, Division, Moscow.

5. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, Lan, St. Petersburg.

Контактная информация: vl_bot53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2018

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ

МЕРОПРИЯТИЯХ

Виктор Валентинович Виноградов, президент, Федерация инваспорта города Москвы

Аннотация

В статье представлено исследование, посвященное выявлению отношения лиц с ограниченными возможностями здоровья к участию в массовых спортивных мероприятиях. Необходимость данного исследования вызвана внедрением новой экспериментальной технологии организации и проведения массовых спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленной на их социальную адаптацию и реабилитацию. Проведенное исследование позволило выявить степень удовлетворенности условиями проводимых мероприятий, а также заинтересованности участников данной формой реабилитации.

Ключевые слова: массовые спортивные мероприятия, лица с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация и реабилитация, технология организации и проведения массовых спортивных мероприятий.

INVESTIGATION OF DISABLED PEOPLE ATTITUDE TO PARTICIPATION IN

MASS SPORTS ACTIVITIES

Victor Valentinovich Vinogradov, President, Disabled Sports Federation, Moscow

Annotation

The article presents a study devoted to the identification of the attitude of people with disabilities to participation in mass sports events. The necessity of this study is caused by the introduction of a new experimental technology for organizing and holding mass sports events for persons with disabilities, aimed at their social adaptation and rehabilitation. The conducted research made it possible to determine the degree of satisfaction with the conditions of the events conducted, as well as the interest of the participants in this form of rehabilitation.

Keywords: mass sporting events, persons with disabilities, social adaptation and rehabilitation, technology of organization and holding of mass sports events.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время основная направленность Государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта в Российской Федерации базируется на приоритете физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем создаются оптимальные условия для активного участия данной группы населения в регулярных занятиях спортом по месту жительства, спортивно-массовых мероприятиях. Однако, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в массовую физкультурно-спортивную деятельность, растет не так быстро, как этого следовало бы ожидать в условиях активной пропаганды физической культуры и спорта. В этой связи, представляется актуальным поиск новых форм массовой спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их интересов, потребностей и возможностей, которые обеспечат не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.