Научная статья на тему 'Координационные способности в системе спортивного отбора'

Координационные способности в системе спортивного отбора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
722
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / SPORTS SELECTION / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПЕРСПЕКТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ADVANCED AND FORECASTING MODELS / COMPLEX AND SYSTEM CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович

В работе рассматриваются проблемные аспекты реализуемого на практике спортивного отбора. Обосновывается актуальность и необходимость совершенствования существующей системы спортивного отбора. В основе предлагаемого направления, комплексный, системный контроль и оценка координационных способностей на различных этапах спортивной подготовки. Экспериментально обоснована эффективность перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности, внедрение которых в тренировочный процессе повышает объективность и качество спортивного отбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION ABILITIES IN SPORTS SELECTION SYSTEM

The article deals with some special aspects of sports selection realized in practice. The relevance and necessity of improvement of the sports selection system are proved. The complex, system control and the assessment of coordination abilities at various points are at the bottom of the field. The effectiveness of advanced and forecasting models of the coordination readiness which increase objectivity and quality of sports selection has been demonstrated.

Текст научной работы на тему «Координационные способности в системе спортивного отбора»

YÄK 796:61 ББК 75.09

В.Л. БОТЯЕВ

КООРАИНАиИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

V.L. BOTYAEV

COORDINATION ABILITIES IN SPORTS SELECTION SYSTEM

В работе рассматриваются проблемные аспекты реализуемого на практике спортивного отбора. Обосновывается актуальность и необходимость совершенствования существующей системы спортивного отбора. В основе предлагаемого направления, комплексный, системный контроль и оценка координационных способностей на различных этапах спортивной подготовки. Экспериментально обоснована эффективность перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности, внедрение которых в тренировочный процессе повышает объективность и качество спортивного отбора.

The article deals with some special aspects of sports selection realized in practice. The relevance and necessity of improvement of the sports selection system are proved. The complex, system control and the assessment of coordination abilities at various points are at the bottom of the field. The effectiveness of advanced and forecasting models of the coordination readiness which increase objectivity and quality of sports selection has been demonstrated.

Ключевые слова: спортивный отбор, способности, координационные способности, комплексный и системный контроль, перспективно-прогностические модели.

Key words: sports selection, abilities, coordination abilities, complex and system control, advanced and forecasting models.

Проблема спортивного отбора является предметом постоянного научного изучения, и к настоящему времени в литературе достаточно полно освещены его основные теоретические аспекты: цели, задачи, рассмотрена семантика основных понятий, последовательность и содержание отдельных этапов спортивного отбора и другие вопросы. В то же время, характеризуя современное состояние системы спортивного отбора, большинство авторов отмечают, что здесь, как и прежде, преобладают эмпирико-аналитические направления, ориентированные, в основном, на оценку кондиционных способностей спортсменов.

По мнению В.К. Бальсевича [2, с. 26], «реализуемый ныне утилитарный, узкопрагматический подход к отбору спортивных талантов, как правило, игнорирует реальности генезиса спортивных способностей, ограничиваясь лишь поиском случайно состоявшихся одарённостей». Далее он утверждает, что «существующий подход, не обеспечивает выявления подавляющего большинства перспективных атлетов, поскольку в практике отбора не рассматриваются ранние сенситивные периоды формирования спортивного таланта, игнорируются основополагающие принципы формирования способностей, не рассматривается генетическая обусловленность задатков на основе которых они формируются».

Произошедшие в 90-х годах социально-экономические и политические преобразования в стране негативно отразились на существующей системе спортивного отбора, разрушили уже начавшую давать результаты систему

спортивной ориентации и отбора, вновь обозначили существенные проблемы в организационном и теоретико-методическом сопровождении отбора.

Усугубляют сложившееся положение демографическая ситуация в стране, снижение уровня здоровья подрастающего поколения, неубедительная пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом в средствах массовой информации, обесценивается престижность занятий физической культурой и спортом. В результате большинство спортивных школ испытывают трудности с комплектованием групп начальной подготовки, система отбора реализуется в них в виде простого набора учащихся для соответствия режиму наполняемости групп.

Все это делает проблему спортивного отбора особенно актуальной, можно говорить, что совершенствование системы спортивного отбора становится принципиально важным макромасштабным фактором, с одной стороны, детерминирующим проблемные аспекты существующей системы, а с другой - делает возможным интеграцию различных методических подходов в её совершенствовании, обусловленных, в свою очередь, особенностями реализации различных научных направлений в диагностике спортивных способностей.

В теории и практике спортивного отбора все чаще на первое место выдвигается проблема спортивной одарённости. Рассматриваются аспекты, взаимосвязи и своеобразие понятий «задатки», «способности», «талант», «одарённость».

Неоднозначность трактовки данных понятий порождает различные подходы к их оценке и диагностике. Проведённый нами анализ различных научных взглядов и направлений исследования проблематики способностей позволяет говорить о сосуществований нескольких крупных направлений в их исследовании:

1) исследование наследственной детерминации способностей, в частности таланта, и связанная с этим проблема физиологических коррелятов способностей человека;

2) исследование развития способностей, взаимодействие средовых, в частности социальных детерминант и задатков в ходе развития (здесь же следует указать на проблему отношения обучения и развития способностей);

3) изучение структуры способностей человека, их связей с другими психофизиологическими функциями организма;

4) соотношение способностей с деятельностью, что непосредственно связано с проблемой развития способностей в индивидуальной (спортивной) деятельности;

5) диагностика способностей.

Другая проблема изучения способностей обусловлена различными подходами к её оценке, чаще всего, изучая способности или одарённость, используют так называемый количественный подход, задача которого состоит в том, чтобы оценить, насколько велики способности или одарённость у того или иного субъекта, т. е. каков уровень их развития. В то же время, по мнению Б.М. Теплова [6, с. 27], к проблеме одарённости и способностям следует подходить прежде всего с позиций качественного подхода, «проблема одарённости есть проблема прежде всего качественная, а не количественная» и далее «количественный подход необходим, но только в том случае, когда он следует за качественным анализом, вытекает из него, им определяется». Данная ситуация характерна и для спортивных способностей, где также используют количественные различия, ранжируя детей и спортсменов по высоте их двигательной одарённости. Между тем, ещё Н.А. Бернштейн отмечал важность качественной трактовки проблемы моторной одарённости, её большое практическое значение.

Рассматривая спортивные способности как критерии отбора, В.К. Баль-севич [2, с. 32] утверждает, что «они (спортивные способности), в большей мере отражают потенциальную возможность достижения высокого результата, нежели непременную успешность спортивной деятельности».

В связи с ранней специализацией во многих видах спорта, постоянным усложнением спортивной техники, неоспоримо возрастает роль координационных способностей (КС), значимость которых, как важного фактора повышения спортивного мастерства и существенного резерва интенсификации спортивной подготовки, уже ни у кого не вызывает сомнения, что подтверждается значительным количеством публикаций и проведённых научных исследований. В то же время, говоря о современных направлениях в исследовании КС, авторы отмечает их недостаточность и фрагментарность, указывая при этом на то, что большинство из них изложены в русле общих положений, сложившихся несколько десятилетий назад, и уже не могут отвечать требованиям динамично развивающегося спорта высших достижений; необходимо переосмысление некоторых устоявшихся в практике спорта методологических, теоретических и методических направлений в исследовании КС.

По-прежнему дискуссионными остаются вопросы диагностики КС. Остроту данному вопросу придаёт то, что у представителей различных видов спорта существуют свои ведущие, доминирующие КС, в первую очередь определяющие результативность тренировочной и соревновательной деятельности. Поэтому для оценки таких КС необходимы свои специфичные тестовые задания и технологии диагностики, объективно отражающие уровень развития специальных КС, непременно в их возрастном и квалификационном аспекте формирования.

В последнее время появился ряд работ, где КС рассматриваются как критерии спортивного отбора. Вместе с тем их анализ показывает, что они также выполнены в русле преобладающих в настоящее время эмпирических направлений, когда авторы довольствуются небольшим набором тестовых заданий, при помощи которых оценивают «общую ловкость» или проявления отдельных КС, не рассматривая при этом механизмы, обеспечивающие их проявление. А это, в первую очередь, состояние психофизиологических функций, нервно-мышечного аппарата, особенности взаимодействия двигательного и сенсорного анализаторов, специфика проявления которых весьма консервативна и ограничена генотипом. Становится ясным, что необходим поиск новых закономерностей и принципов исследования КС, который, на наш взгляд, целесообразно осуществлять с позиций анализа взаимодействия различных научных взглядов, объединения основных положений педагогической, психофизиологической и биомеханической наук.

Все это говорит о необходимости поиска и разработки новых концептуальных подходов совершенствования системы спортивного отбора, в основе которых основополагающие принципы и положения комплексного, системного изучения КС:

- доминантного признака, необходимость выявления ведущих способностей (координационных), определяющих успешное спортивное совершенствование;

- гетерохронности развития и возрастных аспектов формирования КС;

- детерминации, выявления степени средовой и генетической обусловленности развития ведущих КС;

- перспективности, определяющего необходимость поиска методов оценки способности к обучению сложным координационным движениям;

- системности, предполагающий комплексный характер изучения КС, как единой системы управления произвольными движениями;

- соответствия уровня развития базовых КС возможностям формирования необходимых специфических КС, соответствующих в свою очередь требованиям вида спорта;

- индивидуальной специфичности формирования основных структурных компонентов общей координационной подготовленности, обеспечивающей возможности эффективной реализации двигательно-моторного потенциала в том или ином виде спорта;

- соответствия тестирующих программ и оценочных критериев КС, требованиям и специфике вида спорта, квалификации спортсмена, полу, возрасту, этапу подготовки.

Важно понять, что теоретическую модель построения спортивного отбора на основе оценки и контроля КС нельзя построить за счёт простого логического объединения результатов экспериментальных исследований и данных передовой практики спорта. Необходимо создание современного теоретико-методологического направления, реализация которого позволит сформировать перспективно-прогностические модели координационной подготовленности. Данные модели рассматриваются как целевые диалектические ориентиры спортивного отбора, они обладают свойством вариативности, отражают перманентность процесса формирования базовых и специфических КС в их возрастном и квалификационном аспекте. Дифференцированный характер координационных моделей позволяет не только определять соответствие нормативным требованиям, но и даёт возможность индивидуализировать тренировочный процесс в зависимости от выявленных резервов координационных возможностей спортсмена на различных этапах многолетней подготовки.

Следует отметить, что эффективность реализации спортивного отбора, в основе которого комплексный и системный контроль КС, во многом зависит от того, в какой степени к его реализации привлечены лучшие идеи и возможности научно-технического прогресса, направленные на диагностику спортивных способностей, и, в первую очередь, координационных. Одним из направлений повышения объективности технологий диагностики являются современные информационные комплексы, лабораторный инструментарий, позволяющие на достаточно высоком научно-методическом уровне диагностировать базовые и специальные КС. Внедрение современных технологий в систему спортивного отбора - это возможность актуализации научных исследований в системе спортивного отбора и решение проблемы диагностики спортивной одарённости.

Проведённый анализ состояния проблемы, выявленные противоречия, позволили определить направления реализации предлагаемой нами концепции совершенствования системы спортивного отбора, в основе которой комплексный, системный контроль и оценка КС. Апробация данной концепций предполагает два направления исследований:

первое основано на серьёзной концептуальной проработке существующей системы спортивного отбора и обусловлено необходимостью преодоления преобладающего в ней эмпирико-аналитического мышления через создание современной теоретико-методологической концепции, основанной на положениях и принципах комплексного, системного изучения координационных способностей;

второе направление заключается в экспериментально-методическом обеспечении системы спортивного отбора, разработке технологий поэтапного контроля и оценки развития КС, с учётом педагогических, биомеханических и психофизиологических характеристик спортивной деятельности, а также выработке единого методологического подхода к оценке координационных способностей и возможности практического внедрения результатов проведённых исследований в учебно-тренировочный процесс.

Одна из проблем, с которой сталкиваются большинство исследователей при разработке форм и методов контроля КС является, по их мнению, слабая разработанность теории классификации КС, что, в свою очередь, не позволяет обосновывать целесообразность использования тех или иных технологий в диагностики их развития. Складывается ситуация, когда осуществляющий тестирование не всегда до конца понимает, что же он хочет конкретно контролировать и какие результаты планирует при этом получить.

В ряде работ, проведённых в последнее время, вопросам теоретического и методологического обоснования тестирующих программ уделяется зна-

чительное внимание. Появились работы отечественных [В.И. Лях, 1991, 1998, 2006; А.М. Петров, 1997; А.М. Пидоря, 1989; Л.Д. Назаренко, 2003; В.Л. Ботя-ев, 2010, 2011, 2012] и зарубежных исследователей [D.D. Blume, 1978, 1981; P. Hirtz, 1976, 1985; K. Mekota, 1981, 1984; J. Sadowski, 1998; В. Староста, 1998] в которых авторы, используя ту или иную классификацию базовых КС и формирующихся на их основе специфических КС, на высоком научно-методическом уровне обосновывают предлагаемые программы диагностики КС. Во многих работах, наряду с двигательно-моторными тестами, широко представлена современная диагностическая аппаратура на основе компьютерных и лабораторных технологий. Авторами предлагаются и разрабатываются новые инструментальные методики, что, несомненно, позволяет получать более точные количественные и качественные характеристики развития КС.

В наших исследованиях [4, с. 67; 5, с. 194], также прошли апробацию и подтвердили свою высокую метрологическую надёжность ряд компьютерно-лабораторных методик: методика «ИВПС» - исследователь временных и пространственных свойств человека; методика оценки физической работоспособности «Мороз»; НС-Психотест-2009; методика «Стабилометрии» и методика «Прогноз». Наряду с ними, в работе широко представлены и двигательно-моторные тесты, показавшие в ранее проведённых исследованиях свою высокую надёжность и информативность. Наличие двух направлений в диагностике КС позволяет сравнивать и интерпретировать существующие взаимосвязи результатов двигательно-моторных тестов с показателями координационной подготовленности, полученных с использованием компьютерно-лабораторного оборудования, что в конечном счёте, значительно повышает надёжность и валидность технологий диагностики КС.

Анализ исследовательских работ, а также практика тренировочной деятельности показывает, что исследование КС чаще всего представлено тремя направлениями:

первое - это комплексная оценка координационной подготовленности с использованием широкого спектра лабораторно-диагностических и двигательно-моторных тестов, всесторонне оценивающих общие, специальные и специфические координационные способности;

второе - оценка некоторого количества значимых координационных способностей (двух-трёх) при помощи нескольких тестов;

третье - самое простое направление исследования КС - оценка одного из компонентов исследуемой координационной способности, например, тестирование одного из вариантов дифференцировочной способности.

Понятно, что первое направление (комплексная оценка) даёт возможность объективной оценки всей координационной сферы спортсмена, но её осуществление требует значительных временных затрат, длительной обработки и интерпретации результатов. Поэтому её целесообразно осуществлять в научно-исследовательских целях, с дальнейшим обязательным сокращением исследовательской базы.

Реализуемое в наших исследованиях первое направление позволило сформировать и обосновать перспективно-прогностические модели координационной подготовленности, соответствующие определённому виду спорта, квалификации спортсмена, этапу многолетней подготовки. Необходимо отметить, что формируемая модель, должна адекватно отображать только те, существенные компоненты координационной подготовленности, которые определяют успешность специализации в определённом виде спорта на этапе высших спортивных достижений. Желательно, чтобы другие стороны и функции моделируемого объекта (в данном случае координационной подготовленности), не имеющие тесной взаимосвязи с компонентами технической подготовленности и соревновательной деятельности, в модели не были отражены, так как их отражение, не давая полезной информации, усложняет модель, затрудняет работу с ней, затемняет интересующие нас стороны и функции организма.

Предлагаемые модели координационной подготовленности должны рассматриваться как целевые диалектические ориентиры спортивного отбора в конкретном виде спорта, они обладают свойством вариативности, отражают перманентность процесса формирования базовых и специфических КС в их возрастном и квалификационном аспекте развития. Дифференцированный характер этих моделей позволяет не только определять соответствие нормативным требованиям, но и даёт возможность индивидуализировать тренировочный процесс в зависимости от выявленных резервов координационных возможностей спортсмена на различных этапах многолетней подготовки.

Проведённый педагогический эксперимент, в котором участвовали представители различных сложно-координационных видов спорта: спортивная, художественная и аэробная гимнастика, синхронное плавание, ушу, подтвердил высокую прогностичность предлагаемых перспективно-прогностических моделей координационной подготовленности. Спортсменки экспериментальных групп значительно опережают своих сверстниц по всем основным параметрам спортивной подготовки: технической, физической, соревновательному результату. Где-то эти различия имеют статистическую достоверность (техническая подготовленность, результат соревновательной деятельности), в других случаях, наблюдаемые различия не имеют статистической достоверности (физическая подготовленность).

Систематизация данных проведённого педагогического эксперимента показала высокую эффективность предлагаемого направления совершенствования системы отбора и полностью подтвердила основную идею исследования о том, что комплексный, системный контроль КС на различных этапах подготовки, в ряде сложно-координационных видах спорта, значительно повышает качество и объективность отбора, а так же существенным образом расширяет и дополняет теоретико-методическим содержанием одно из основных направлений в системе подготовки спортивного резерва - спортивном отборе.

Важно отметить, что предлагаемое направление совершенствования системы спортивного отбора не вступает в противоречие с концепцией комплексного характера спортивного отбора, а дополняет её новым содержанием, реализация которого значительно повысит качество подготовки спортивного резерва. Ведь на этапе высших спортивных достижений результат определяется уровнем развития определённых умений, двигательных качеств и способностей, формирующихся на высокой базовой и специфической координационной подготовленности.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 1. - С. 31-33.

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.

3. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947. - 225 с.

4. Ботяев, В.Л. Перспективно-прогностические модели координационной подготовленности в художественной гимнастике [Текст] / В.Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 9. - С. 66-70.

5. Ботяев, В.Л. Assessment of the Complex Coordination Ability of Athletes Teo-retical Basis for Test Selection [Текст] / В.Л. Ботяев, В.В. Апокин, В.А. Стрельцов // Journal of Capital University of Physical Education and Sports. КНР. -2012. - № 3. - С. 193-195.

6. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. -М. : АПН РСФСР, 1961. - 535 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.