Научная статья на тему 'Оценка координационных способностей детей 6-7 для зачисления на начальный этап спортивной подготовки по спортивной гимнастике'

Оценка координационных способностей детей 6-7 для зачисления на начальный этап спортивной подготовки по спортивной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
512
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербаков Игорь Андреевич, Тухватулин Равиль Михайлович

Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательного процесса и ещё более напряженным тренировочным процессом, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надёжных технических навыков. В связи с этим значительно повышается актуальность контроля и оценки физической и в большей степени координационной подготовленности на начальном этапе отбора детей в группы спортивной подготовки. Специфика двигательной деятельности в спортивной гимнастике ставит высокие требования к детям 6-7 лет при отборе на данный вид спорта. Для более качественного освоения программы спортивной подготовки необходимо уже на этапе отбора предвидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокие и стабильные результаты в спорте высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щербаков Игорь Андреевич, Тухватулин Равиль Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coordination abilities assessment of 6-7-year-old children for admission to the initial stage of sport preparation in sport gymnastics

Modern sport gymnastics is characterized by the intensity of the competitive process and highly intensive training process, the constantly raising coordination complexity of executing exercises, the need in forming the stable and reliable technical skills. That is why the actuality of the control and assessment of physical and especially coordination preparation is raising at the initial stage of selecting children into sport preparation groups. The specificity of motor activity in sport gymnastics puts the requirements to 6-7-year-old children in the process of selection. For the better development of the sport preparation program it is necessary at the stage of selection to predict such principal factors that ensure high and stable results in sport of higher achievements.

Текст научной работы на тему «Оценка координационных способностей детей 6-7 для зачисления на начальный этап спортивной подготовки по спортивной гимнастике»

REFERENCES

1. Volkov, V.V. (2014), "Technology CrossFit: the basis of applied and the conditions of reduction of the extreme high intensity of sports training", Extreme human activities, No. 1 (30), pp. 33-35.

2. Glubokiy, V.A. (2014), "CrossFit physical training of students, cadets, employees, SHIBUI Federal drug control service of Russia", Innovations and prospects of physical culture and sports in modern society: materials of the third stud. highest level. Intern. scientific. Conf., Irkutsk, Volume 1, pp 40-45.

3. Polishkene, I. (2016), "CrossFit as a method of physical training of students on discipline "physical culture"", Almanac of world science, No 4-3 (7). pp. 130-132.

4. Rybakova, E.O. (2016), "The Increase in physical fitness of students by means of all-round high-intensity functional (CrossFit)", Education and training: theory, methodology and practice: proceedings of VIIntern. scient.-pract. Conf., Cheboksary, pp. 438-441.

5. CrossFit: guide to practice (2009), www.cfft.ru, Moscow.

6. Glassman, G. (2010), "CrossFit Level 1. Training Guide Seminars Training Guide reference", CrossFit Journal, May 15, available at: http://journal.crossfit.com/2010/05/crossfit-level-1-training-guide.tpl.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.04.2018

УДК 796.41

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Игорь Андреевич Щербаков, преподаватель,

Равиль Михайлович Тухватулин, кандидат педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Современная спортивная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательного процесса и ещё более напряженным тренировочным процессом, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надёжных технических навыков. В связи с этим значительно повышается актуальность контроля и оценки физической и в большей степени координационной подготовленности на начальном этапе отбора детей в группы спортивной подготовки. Специфика двигательной деятельности в спортивной гимнастике ставит высокие требования к детям 6-7 лет при отборе на данный вид спорта. Для более качественного освоения программы спортивной подготовки необходимо уже на этапе отбора предвидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокие и стабильные результаты в спорте высших достижений.

Ключевые слова: координационная подготовленность, спортивная гимнастика, начальный

этап.

COORDINATION ABILITIES ASSESSMENT OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN FOR ADMISSION TO THE INITIAL STAGE OF SPORT PREPARATION IN SPORT

GYMNASTICS Igor Andreevich Scherbakov, the teacher,

RavilMikhailovich Tukhvatulin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

department chairman, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

Modern sport gymnastics is characterized by the intensity of the competitive process and highly intensive training process, the constantly raising coordination complexity of executing exercises, the need in forming the stable and reliable technical skills. That is why the actuality of the control and assessment of

physical and especially coordination preparation is raising at the initial stage of selecting children into sport preparation groups. The specificity of motor activity in sport gymnastics puts the requirements to 6-7-year-old children in the process of selection. For the better development of the sport preparation program it is necessary at the stage of selection to predict such principal factors that ensure high and stable results in sport of higher achievements.

Keywords: coordination preparation, sport gymnastics, initial stage.

ВВЕДЕНИЕ

Возраст отбора детей в группы начальной подготовки по спортивной гимнастике 6 лет - для девочек, 7 лет для мальчиков. Основная цель этого этапа заключается в формировании устойчивого интереса к занятиям спортом; формировании широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта «спортивная гимнастика»; приобретение опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейшей спортивной подготовки. Несмотря на задачи, решаемые на этом этапе, юному «кандидату в спортсмены» необходимо сдать контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке, и выполнить обязательную техническую программу. Характерной особенностью современного периода развития спорта является всеохватывающий, научно-обоснованный, заинтересованный поиск талантливой молодежи, которой по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования.

Фантастические спортивные результаты, показанные героями Пекинской и Лондонской Олимпиад, делают проблему спортивного отбора в высшей степени актуальной [4].

Если обратиться к таблице, предложенной в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта, спортивная гимнастика «влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта "спортивная гимнастика", то там уровень влияния такого физического качества, как «координационные способности» оценён цифрой 3, что означает самое высшее, «значительное» влияние этого физического качества.

Несмотря на это, теста на проверку координационных способностей при зачислении на этапы спортивной подготовки нет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения вопроса о значимости и актуальности тестирования детей на проверку координационных способностей, а в последующим и зачисления на начальный этап спортивной подготовки было проведено устное тестирование ведущих Российских тренеров по спортивной гимнастике. На кафедре ТиМ гимнастики ФГБОУ ВО «СГАФКСТ» было проведено обследование детей, претендующих на начальный этап спортивной подготовки на основе методики для измерения координации В. Старосты (1988) - координациометр (рисунок 1), и обработать полученные данные с помощью метода математической статистики. Для данного теста было обследовано 214 детей, из них 99 мальчиков и 115 девочек. Испытуемым было предложено на данном устройстве четыре прыжка с двух ног на две, с поворотом на 90 и 180 градусов, три из которых пробные, что немало важно для спортивной гимнастики, руки испытуемых находи-

Рисунок 1 - Оценка координационной способности детей по методу В. Старосты (1988)

лись в свободном положении.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения координационных способностей детей, была разработана шкала оценки точности выполнения заданий по 2-м тестам (тест 1 - прыжок с поворотом на 90° и тест 2 - прыжок с поворотом на 180°). Величина отклонения от требуемого задания в процентах 0-10° - оценка «отлично», 11-20° - оценка «хорошо» и 21-25° - оценка «удовлетворительно», свыше 26° - оценка «неудовлетворительно».

Результаты исследования указывают на то, что 59,5% детей выполнили тест 1 (прыжок с поворотом на 90°) на «отлично», 39,3% - на «хорошо» и только 1% - на «удовлетворительно» (таблица 1). Усложнённый вариант задания - это тест 2 (прыжок с поворотом на 180°) выявил снижение результатов, при выполнении процентные показатели соответственно - 48,4%, 36,3%, 11,1%, 4% (таблица 1). Снижение результатов по сравнению с 1-м тестом, составило в среднем 14,3%. Данные результаты указывают на определённую сложность задания для мальчиков 7 летнего возраста по мере его усложнения, достоверность различий результатов между тестами 1 и 2 составляет математически значимую величину г=5,373, Р <0,05.

Таблица 1 -Результаты тестирования мальчиков 7 лет

Оценка Отклонения, в градусах Кол-во детей %

Тест 1 прыжок с отлично 0-10 59 59,5

поворотом на 90о хорошо 11-20 39 39,3

удовлетворительно 21-25 1 1

неудовлетворительно 26° и выше - -

Тест 2 прыжок с отлично 0-10 48 48,4

поворотом на хорошо 11-20 36 36,3

180о удовлетворительно 21-25 11 11,1

неудовлетворительно 26° и выше 4 4

Результаты исследования девочек 6 летнего возраста (таблица 2), подтверждают результаты, полученные в ходе тестирования мальчиков почти в той же пропорции. Достоверность ухудшения показателей оценки по тестам 1 и 2 также указывает на их достоверность 1=4,265, Р <0,05

Таблица 2 - Результаты тестирования девочек 6 лет

Оценка Отклонения в градусах Кол-во детей %

Тест 1 прыжок с отлично 0-10 71 61,7

поворотом на 90о хорошо 11-20 44 38,2

удовлетворительно 21-25 - -

неудовлетворительно 26° и выше - -

Тест 2 прыжок с отлично 0-10 46 40,0

поворотом на хорошо 11-20 50 43,4

180о удовлетворительно 21-25 14 12,1

неудовлетворительно 26° и выше 5 4,3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённые исследования детей 6-7 летнего возраста, связанных с занятиями в группах начальной подготовки по спортивной гимнастике выявили их уровень развития координационных способностей к вращательным движениям. Результаты исследования указывают на то, что простейшие тестовые задания составляют определённую сложность для детей, являясь при этом достаточно информативной ценностью для педагога - тренера при осуществлении отбора детей для занятий спортивной гимнастикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 101 с.

2. Тухватулин, Р.М. Основы методики воспитания координационных способностей спортсмена : лекция / Р.М. Тухватулин ; Смоленск. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск

: [б.и.], 2008. - 9 с.

3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «спортивная гимнастика» [Электронный ресурс] // URL : http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/prikaz691-30082013.pdf (дата обращения 01.03.2018).

4. Ботяев, В. Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей : дис. ... д-ра пед. наук / Ботяев Валерий Леонидович. - Сургут, 2015. -415 с.

REFERENCES

1. Bernshtein, N.A. (1991), Aboutflexibility and its development, Physical culture and sport, Moscow.

2. Tukhvatulin, R.M. (2008), The methodical basics of coordination abilities training of a sportsman, lecture, Smolensk.

3. The Federal sport preparation standard on sport "Sport gymnastics " (2013), available at: http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/prikaz691-30082013.pdf.

4. Botyaev, V.L. (2015), Scientific-methodical provision of selection in sport on the base of coordination abilities assessment, dissertation, Surgut.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2018

УДК 796.012

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПУЛЬСОМЕТРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТЕП-

ТЕСТА

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Константин

Валерьевич Романов, кандидат медицинских наук, доцент, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург; Александр Семенович Митрюков, кандидат педагогических наук, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного (ВАС), Санкт-Петербург; Евгений Юрьевич Архипов, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский федеральный университет (КФУ), г. Казань; Дмитрий Михайлович Вертаков, преподаватель, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Аннотация

В статье представлен анализ научно-методической литературы по проблеме использования Гарвардского степ-теста и его модификаций в физкультурно-спортивной практике, а также в сфере военного труда. Изложены разные точки зрения авторов на методику регистрации пульса. В частности, Аулик И.В. еще в 1973 году предлагал осуществлять подсчет пульса вместо 30-секундного интервала за 10 с. В общем виде представлены закономерности динамики восстановления пульса после выполнения стандартной физической нагрузки. Для расчета индекса Гарвардского степ-теста и его модификаций по известной формуле обоснована целесообразность использования частоты сердечных сокращений, определяемой с помощью пульсометров, вместо подсчета суммы пульса за 30 с. В этом случае необходимо предварительно разрабатывать новые параметры нормативов оценки физической работоспособности.

Ключевые слова: физическая нагрузка, степ-тест, гаджеты, сумма пульса, частота сердечных сокращений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.