можно получить положительные результаты в нашем эксперименте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болгов, В.Н. Компьютерная программа «Реакциомер» для исследования двигательной реакции юных фехтовальщиков / В.Н. Болгов Н.П. Тагирова, Н.В. Дробинина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10 (52), часть 3. - С. 119-122.
2. Головин, С.Ю. Что такое время реакции? Словарь практического психолога [Электронный ресурс] // URL : http://modernlib.ru/books/golovin_s_yu/slovar_prakticheskogo_psihologa/read (дата обращения 02.02.2018).
3. Данько, Ю.И. Состояние устойчивости работоспособности и утомление при мышечной работе / Ю.И. Данько // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта : рук. по физиологии / ред. кол. : K.M. Смирнов, М.И. Виноградов. - Л. : Наука, 1969. - С. 35-60.
4. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. -
412 с.
5. Кирой, В.Н. Физиологические методы в психологии : учебное пособие / В.Н. Кирой. -Ростов-на-Дону : ООО «ЦВВР», 2003. - 224 с.
6. Руденко, Г.В. Совершенствование системы функциональных резервов адаптации студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры : монография / Г.В. Руденко. - СПб. : [б.и.], 2012. - 160 с.
REFERENCES
1. Bolgov, V.N., Tagirova, N.P and Drobinina, N.V. (2016), "The computer program "Reakcio-mer" to study the motor responses of young fencers", International research journal, N. 10 (52), Part 3, pp. 119-122.
2. Golovin, S. Y. (1998^, What is the reaction time? Dictionary ofpractical psychologist, available at: http://modernlib.ru/books/golovin_s_yu/slovar_prakticheskogo_psihologa/read (accessed 02.02.2018)
3. Danko, I. (1969), "Condition of stability of working capacity and fatigue at muscular work", Physiology of muscular activity, work and sport: hands-on physiology, Nauka, Leningrad, pp. 35-60.
4. Ilin, E.P. (2005), Psychophysiology of human States, Piter, St. Petersburg.
5. Kiroy, V. N. (2003), Physiological methods in psychology (study guide), publishing house OOO "CVVR", Rostov-on-Don.
6. Rudenko, G. V. (2012), Improvement of the system offunctional reserves of adaptation of students to professional activity by means of physical culture: monograph, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2018
УДК 796.015.82
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ОТБОРА И ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Елена Павловна Скворцова, аспирант, Сергей Викторович Ботяев, аспирант, Северо-Казахстанский государственный университет, г. Петропавловск, Казахстан
Аннотация
В статье рассматриваются организационные и методические направления деятельности научно-консультационного центра отбора и диагностики спортивной предрасположенности детей и подростков. Раскрываются направления и технологии диагностики различных сторон подготовленности ребенка. Проводится анализ деятельности центра, раскрываются
методологические особенности комплексной диагностики. Приводятся первые результаты деятельности центра, их интерпретация в свете изменяющихся тенденций развития спорта.
Ключевые слова: научно-консультационный центр, спортивный отбор, спортивная ориентация, комплексная диагностика.
ANALYSIS OF ACTIVITY OF THE SCIENTIFIC-COUNSELLING CENTRE FOR SELECTION AND DIAGNOSTICS OF SPORT DISPOSITION OF CHILDREN AND
ADOLESCENTS
Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogic sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Elena Pavlovna Skvortsova, the post-graduate student, Sergey Viktorovich Botyaev, the post-graduate student, North-Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan
Annotation
The article discusses the organizational and methodical directions of activity of the scientific and consulting center for the selection and diagnostics of the sports predisposition of children and teenagers. The directions and technologies of diagnostics of the various aspects of the child's preparedness are revealed. The analysis of the center's activities is carried out, the methodological features of complex diagnostics are disclosed. The first results of the center's activity are interpreted in the light of the changing trends in the development of sports.
Keywords: scientific-consulting center, sports selection, sports orientation, complex diagnostics.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного спорта, обострившаяся конкуренция, престижность спортивных достижений, все это заставляет специалистов, тренеров искать пути повышения качества подготовки спортивного резерва. Одним из таких направлений, а может быть и главным, должен являться спортивный отбор, особенно его первое направление - спортивная ориентация. Что же такое спортивная ориентация? Наиболее точно о спортивной ориентации сказал А. А. Гужаловский [4] - «Спортивная ориентация - это вид социальной ориентации, направленной на оказание организованной помощи детям и молодежи в выборе предмета спортивной специализации с учетом индивидуальных способностей, склонностей и интересов».
Рассматривая продекларированную в стране систему спортивного отбора можно увидеть, что ее первое организационно-методическое направление, т.е. спортивная ориентация работает хуже всего. Отсутствует массовый просмотр и диагностика двигательной подготовленности детей и подростков. Это направление успешно заполняется ранним приобщением детей к занятиям спортом, уже никого не удивляют объявления о наборе детей в спортивные секции с 4-5 лет. Тренеры успешно заблуждаются тем, что считают раннюю специализацию решением проблемы отбора и необходимости совершенствования методического обеспечения тренировочного процесса. Но ведь практика спорта показывает, что спортсмены с очень ранней специализацией, намного раньше уходят из спорта, устав от бесконечных тренировок, соревнований, соблюдения режима, особенно это касается тех, кто не смог добиться высоких спортивных результатов и не реализовал свой двигательный потенциал. В исследованиях В.М. Волкова, В.П. Филина [3] показано, что в каждом виде спорта существует свой возрастной период, в котором спортсмены, чаще всего, добиваются высоких результатов и выполняют норматив МС, и это не зависит от времени начала занятия этим видом спорта, например, в борьбе норматив МС выполняется в период от 1922 года и это, независимо от того в каком возрасте ребенок начал заниматься борьбой в 56 или 10-12 лет.
Все вышесказанное, а также высокая значимость направления спортивной ориентации, явилось основанием для открытия научно-консультационного центра спортивного
отбора и диагностики спортивной предрасположенности детей и подростков. Центр осуществляет деятельность в рамках одного из научных направлений лаборатории «Проблем физического воспитания и этнопедагогики» Сургутского государственного педагогического университета.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Открытию научно-консультационного центра предшествовала большая организационная и методическая работа. Были разработаны спортограммы культивируемых в регионе видов спорта. Разработана и обоснована программа комплексной диагностики различных сторон подготовленности ребенка. Комплексный характер проводимых исследований обеспечивают пять направлений диагностики. Первое направление - это анамнез исследуемого, сопоставление его паспортного и биологического возраста, все это обеспечивает объективность оценки уровня развития двигательных способностей и процессов становления психофизиологических функций, особенно значимо это на ранних этапах онтогенеза. Второе направление - это оценка морфологическому статусу индивида, его соответствие антропометрическим требованиям определенного вида спорта. Третье - диагностика и объективная оценка уровня развития двигательных, кондиционных способностей. Четвертое - функциональная диагностика, где комплексному контролю подвергаются возможности кардио-респираторной системы. Здесь, наряду с достаточно простыми методиками проба Штанге, Генче, Штанге-Серкина, ЖИ (жизненного индекса), ЖЕЛ используются и методики позволяющие косвенно определять МПК, PWC170 (150).
Отличительная особенность нашего центра - это комплексная диагностика и оценка координационных способностей и психофизиологических функций, обеспечивающих проявление данных способностей. В ранее проведенных исследованиях [1, 2] были разработаны и обоснованы программы контроля и оценки координационных способностей в различных видах спорта. Объективность контроля обеспечивается большим блоком гомогенных (однонаправленных) тестовых заданий. В программе диагностики представлены различные методики и направления исследований, где наряду с лабораторным оборудованием, информационными технологиями широко представлены и двигательно-моторные тесты. Такой подход позволяет рассматривать не только количественные, но качественные характеристики проявления координационных способностей. Формируя блоки координационных тесов необходимо исходить из того, что уровень развития координационных способностей, в первую очередь, характеризует возможности индивида осваивать и управлять произвольными движениями. Т.е. оценивая КС мы должны получать информацию о возможности их проявления в отдельно рассматриваемом виде спорта. Блок координационных тестов представлен 28 заданиями.
Весь процесс исследования ребенка разделен на 2 дня, что позволяет равномерно распределять нагрузку, чередуя физические упражнения с компьютерными технологиями и лабораторными заданиями.
По всем регистрируемым параметрам разработаны нормативы и шкалы оценки. Результат каждого нового измерения вносится в таблицу, что автоматически изменяет шкалу оценки и основные статистические характеристики контрольного упражнения (средняя величина (X), стандартное отклонение (с), ошибка средней (т) и др.), все это значительно увеличивает статистическую достоверность регистрируемых показателей. Например, максимальным результатом в прыжках в длину у девочек 7-8 лет, долгое время являлся результат 154 см. Но недавно тестируемая девочка показала, в этом возрасте, просто фантастический результат - 172 см. Данный результат существенно изменил и шкалу оценки, и нормативы этого упражнения. В настоящее время эта девочка является одной из лучших молодых спортсменок не только у нас в стране, но и в мире. Это пример удачной реализации двигательного потенциала ребенка и правильно проведенной ориентации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
За время работы научно-консультационного центра его посетили и прошли обследование более ста детей и подростков. Большая часть обследованных, это юные спортсмены, уже осуществляющие подготовку на предварительном этапе тренировочного процесса. Обследование таких детей было направлено не только на выявление потенциальных возможностей, но и подтверждение правильно выбранной спортивной специализации.
Надо сказать, что обследование детей в центре осуществляется в рамках двух направлений: первое это полное обследование ребенка по всему блоку контрольных испытаний, что позволяет делать заключение о целесообразности занятия тем или иным видом спорта, другое направление оценивает возможности специализации ребенка в конкретно рассматриваемом виде спорта. Программа такого обследования значительно короче, она ограничена требованиями отдельного вида спорта и позволяет дать заключение о возможностях ребенка специализироваться в рассматриваемом виде спорта.
Проведенные исследования, их анализ, позволяют сказать, что количество детей, полностью соответствующих требованиям какого-либо вида спорта незначительно, это не более 8,5-12% от общего числа всех обследованных. Среди тех, кто уже занимается, каким-то видом спорта, процент соответствия значительно выше, но и он находится на низком уровне, это примерно 18-21%. Т.е. можно говорить, что почти 80% занимающихся, тем или иным видом спорта, никогда не покажут в нем высоких спортивных результатов, им необходима переориентация на другие виды спорта, где они смогут реализовать свой генетический потенциал и ощутить радость спортивных побед.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования, анализ научной и методической литературы позволяет говорить обо все возрастающей значимости спортивного отбора и ориентации в системе подготовки спортивного резерва в стране. Острота данной проблемы обусловлена рядом объективных и субъективных причин: это низкий уровень здоровья и физического развития детей и подростков, падающей престижностью занятий спортом высших достижений, недостаточным финансирование детского и юношеского спорта и как следствие сокращением количества занимающихся спортом. Все это говорит об актуальности и своевременности появления центров спортивного отбора и ориентации. Деятельность центров направлена на минимизацию потерь юных спортсменов на ранних этапах спортивной подготовки и поиска оптимальных направлений реализации потенциала ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботяев, В. Л. Методические приемы реализации спортивного отбора на основе комплексной оценки координационных способностей на различных этапах спортивной тренировки / В. Л. Ботяев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 5. - С. 2-4.
2. Ботяев, В. Л. Организационно-методическое обеспечение работы центров отбора и спортивной ориентации / В. Л. Ботяев // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы ХХ Международного научного конгресса. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета, 2016. -Т. 2. - С. 56-59.
3. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М. : Физкультура и Спорт, 1983. - 175 с.
4. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 8. - С. 24-25.
REFERENCES
1. Botyaev, V.L. (2014), "Methodical methods of realization of sports selection on the basis of complex estimation of coordination abilities at various stages of sports training", Physical culture, upbringing, education, training, No. 5, pp. 2-4.
2. Botyaev, V.L. (2016), "Organizational and methodological support of the centers of selection and sports orientation", "Olympic Sports and Sport for All": materials of the 12th International Scientific
Congress, St. Petersburg, Vol. 2. pp. 56-59.
3. Volkov, V.M. (1983), Sports selection, FIS, Moscow.
4. Guzhalovsky, A.A. (1986), "Problems of the theory of sports selection", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 24-25.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА
АВТОМОБИЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Кирилл Владимирович Бученков, соискатель, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Валентин Иванович Авраменко, соискатель, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург; Денис Васильевич Лукичев, соискатель, Алексей Николаевич Сергеев, соискатель, Виталий Владимирович Барлит, соискатель, Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что одной из главных задач по реформированию военно-профессионального образования является повышение качества подготовки студентов, обучающихся по программам сержантов запаса автомобильной службы. Для решения этой задачи была разработана соответствующая модель физической подготовки студентов, которая по своей сути раскрывает содержание учебных программ и требований. Практическая реализация разработанной модели физической подготовки позволила проанализировать изменения некоторых показателей физической подготовленности у студентов экспериментальной и контрольной групп по итогам обучения. Основное внимание при анализе полученных данных было сосредоточено на сравнении показателей эффективности разработанной модели физической подготовки и действующей учебной программы для студентов.
Ключевые слова: требования к физической подготовленности, студенты, сержанты запаса автомобильной службы, особенности военно-профессиональной деятельности.
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF MODEL OF PHYSICAL TRAINING FOR STUDENTS STUDYING ACCORDING TO PROGRAMS OF SERGEANTS OF RESERVE OF AUTOMOBILE SERVICE Kirill Vladimirovich Buchenkov, the competitor, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Valentin Ivanovich Avramenko, the competitor, General A.V. Hrulev Military Academy of Material Support, St. Petersburg; Denis Vasilyevich Lukichev, the competitor, Alexey Nikolaevich Sergeev, the competitor, Vitaly Vladimirovich Barlit, the competitor, Evgeny Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, Mikhaylovsky Military and Artillery Academy, St. Petersburg
Annotation
It is established that one of the main tasks in reforming of the military professional education is improvement of quality of training of the students studying under the programs of sergeants of the reserve of automobile service. The corresponding model of physical training for the students, which one in its essence opens the contents of the training programs and requirements was developed for the solution of this task. Implementation of the developed model of physical training allowed analyzing the changes of some indicators of the physical fitness among the students of the experimental and controlling groups following the results of training. The main attention in the analysis of the obtained data was concentrated on comparison of the indicators of efficiency of the developed model of physical training and the existing training