Научная статья на тему 'Повышение профессиональных компетенций учителя физкультуры средствами информационно-компьютерных технологий'

Повышение профессиональных компетенций учителя физкультуры средствами информационно-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкий Александр Сергеевич

В условиях компьютеризации современного российского общества перед образовательной системой стоит важная перспектива подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта использующих в своей трудовой деятельности самые передовые разработки информационно-компьютерных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS BY MEANS OF INFORMATION-COMPUTER TECHNOLOGIES

In the context of computerization of modern Russian society to the education system has an important perspective of teacher training in the field of physical culture and sports use in their work the most advanced development of information and computer technologies

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональных компетенций учителя физкультуры средствами информационно-компьютерных технологий»

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Вербицкий Александр Сергеевич Пермский государственный университет

г. Пермь, Россия

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF PHYSICAL

EDUCATION TEACHERS BY MEANS OF INFORMATION-COMPUTER

TECHNOLOGIES

Verbitskiy Aleksandr Sergeyevich Perm State University Perm, Russia

Аннотация. В условиях компьютеризации современного российского общества перед образовательной системой стоит важная перспектива подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта использующих в своей трудовой деятельности самые передовые разработки информационно-компьютерных технологий.

Summary. In the context of computerization of modern Russian society to the education system has an important perspective of teacher training in the field of physical culture and sports use in their work the most advanced development of information and computer technologies.

Введение. Наше государство является динамически развивающимся во всех направлениях обществом. Реформы, предлагаемые нашим правительством, затрагивают не только стратегически важные сырьевые, финансовые, торговые отрасли, но касаются изменения в науке, образовании и социальной сфере.

Актуальность темы обусловлена социальными изменениями в стране, с переходом процесса образования на новую парадигму компетентностного подхода, требующим от личности педагога владением компетенциями в области компьютерных технологий. Не исключением является процесс физической подготовки учащейся молодёжи.

Задача исследования: повышение профессиональной компетенции учителя физической культуры и модернизация процесса объективного контроля уровня физической подготовленности учащихся средствами ИКТ.

В исследовании рассматриваются некоторые аспекты преобразования образовательного процесса физического воспитания, повышения качества физического состояния учащейся молодёжи в области физической культуры и спортивной деятельности, средствами компьютерной технологии. В своих исследованиях А.М.Абрамян утверждает: «Согласно федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования

(ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Физическая культура», бакалавры и магистры должны быть готовы к видам профессиональной деятельности (педагогическая, тренерская, организационно-управленческая, научно-исследовательская), каждая из которых предполагает владение компетенциями в области использования средств ИКТ (Информационно-компьютерных технологий). Однако в дисциплине «Информатика» не предусматривается изучение вопросов использования средств ИКТ в профессиональной деятельности бакалавров по физической культуре с учетом особенностей учебных занятий по физической культуре и спортивных тренировок. Вместе с тем, в современных условиях информатизации образования педагогическая и тренерская деятельность бакалавров по физической культуре предполагает использование различных баз данных аудио-видео материалов по физической культуре и спорту; электронных ресурсов демонстрационного и контролирующего характера по различным видам спорта; обучающих программ; программ статистической обработки результатов спортивно-педагогической деятельности». Возникает противоречие между: необходимостью владения преподавателем физической культуры средствами ИКТ и малым вниманием к этому аспекту в процессе подготовки преподавателей. Это может привести к недостаточной профессиональной компетентности будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Профессионализм и компетентность выпускников учебного заведения складываются не только из качества и полноты преподаваемых предметов, а также из общеобразовательных компетенций, которыми наполняется обучение специалистов по физической культуре и спорту. Будущая трудовая деятельность преподавателя принесет качественные результаты если идеями ИКТ будут пронизаны все образовательные компетенции уже на этапе обучения:

1) Ценностно-смысловые - привитие понимания ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Здоровье -одна из ценностей, посредством которой может планироваться и строится жизнедеятельность в целом.

2) Общекультурные - привитие культуры здорового образа жизни через занятия различными формами двигательной активности, здоровое питание, искоренение вредных излишеств.

3) Социально-трудовые - внедрение в трудовую сферу студента-практиканта модернизирующих компонентов, а также ИКТ (видео фильм, электронные тесты, автоматизированные методы диагностики).

4) Личное самосовершенствование - развитие физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость), оздоровление организма на занятиях физической культурой.

5) Коммуникативые - двусторонний процесс взаимодействия преподаватель=ученик посредством ИКТ: учебные фильмы, электронные тесты, индивидуальные тренировочные комплексы[7].

6) Информационные - использование ИКТ на занятиях физической культуры и в процессе физического воспитания учащихся.

7) Учебно-познавательные - познание собственного организма и его функциональных способностей при помощи составления тренировочных комплексов на развитие физических качеств, а также учет динамики роста показателей.

Преподаватель физической культуры решает задачи по формированию у учащихся физического, психического и нравственного здоровья, а также по формированию компетенций в этой области знаний.

Принятие контрольных нормативов является важным аспектом в процессе физвоспитания т.к. их количественные показатели, а значит объективные показатели[3], говорят об уровне физической подготовленности учащихся на данный момент времени. Контрольные нормативы и тесты принимаются несколько раз в учебном году. На основании этого, сравнивая количественные показатели, учитель физкультуры может судить о динамике развития физических качеств каждого учащегося в отдельности. Основываясь на динамике показателей контрольных нормативов и тестов, учитель может корректировать индивидуальную нагрузку, выбирать упражнения, давать рекомендации школьникам т.е. осуществлять индивидуальный подход в обучении с каждым учеником [5].

Механизм сдачи нормативов выглядит как индивидуальный количественный показатель того или иного упражнения, фиксируемый учителем при помощи измерительных инструментов. Измерительными инструментами в современной школе являются рулетка и секундомер. Количественные показатели переводятся в оценочные баллы, которые заносятся в учебный журнал. Далее процедура оценки уровня физической подготовленности повторяется снова в следующем периоде обучения.

При приеме контрольных нормативов на наш взгляд имеются ряд существенных недостатков:

Во-первых, недостаточно в полном объеме учитывается показатель уровня здоровья учащегося. Проведение объективного и субъективного тестирования позволило бы составить более полную, комплексную оценку развития организма учащегося[2].

Во-вторых, механизм сдачи нормативов порой формален. Имеются неточности в количественных показателях. Причиной этого может быть большое количество учащихся в классах и скоротечность урока; несовершенство владения учащимся техники выполнения упражнений, а также нечеткие требования соблюдения техники выполнения упражнений со стороны педагога; неточность применяемых для измерения инструментов; отсутствие условий для сдачи нормативов. Учитывать динамику роста уровня подготовленности и корректировать индивидуальную нагрузку учитель в полной мере не может в виду отсутствия компьютерных программ, электронного мониторинга и недостаточностью умений работать с современными ИКТ. Исключение такого рода недостатков позволяет более точно и качественно проводить контроль, работать с динамикой роста.

В-третьих, количественные показатели не доступны родителям учащихся, а администрация учебного заведения относится к показателям формально и не учитывает их значимость, разве, что при подаче отчета в

вышестоящие органы. Чукунов А.Ю. Вс, 26.08.2012 - 17:32 «Осуществление межпредметных связей, вовлечение всего коллектива школы, родителей в физкультурно-оздоровительную, пропагандистскую деятельность позволит создать в данном учебном заведении особую культурообразующую среду, не оставляющую равнодушным ни одного школьника или члена педагогического коллектива».

Безусловно, что существует большой опыт и разработки многих авторов в этом направлении деятельности. «Использование возможностей ИКТ в измерении и оценке качества образования (Бейниш Л.Х. 2007)», «Использование информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со школьниками (П.А.Виноградов, В.П.Моченов, 1998) и для оценки их физического состояния (С.П.Левушкин, О.Ф.Жуков, 2007)», «Применение ИКТ в физическом воспитании старших дошкольников и младших школьников (С.В.Гурьев, 2006), «Критерии и методы исследования двигательной активности человека (В.И.Лях, О.Г.Румба, А.А.Горелов, 2013)». Наш коллектив следит за передовыми исследованиями и берет во внимание современные разработки.

Выводы. Создаваемая нашим коллективом компьютерная программа и технология реализации компетенций преподавания средствами ИКТ позволяет принимать результаты проверки уровня здоровья учащихся, а также количественные показатели уровня физической подготовленности на данный момент времени, антропометрические данные. Обработанные программой данные, на каждого учащегося, позволяют увидеть следующее: 1) динамику развития уровня здоровья школьника; 2) динамику развития физических качеств; 3) программа может давать рекомендации по оздоровлению и по развитию физических качеств; 4) индивидуальные данные могут быть доступны для родителей учащегося; 5) программа, подключенная к локальной сети школы позволит вести статистический учет по предмету «Физическая культура» и видеть в реальном времени как развивается каждый ученик.

г

Q

Список литературы

1. Абрамян А.М. Подготовка бакалавров по физической культуре в области использования информационных и коммуникационных технологий в педагогической и тренерской деятельности /А.М. Абрамян //Автореф. дисс. : 13.00.02

2. Бейниш Л.Х. Использование возможностей ИКТ в измерении и оценке качества образования http://pedsovet.org/component/option.

3. Горелов А. А. Критерии и методы исследования двигательной активности человека/А. А. Горелов//Теория и практика физической культуры.- 2013.- №10.- С. 102.

4. Чукунов А.Ю. Проблемы модернизации физической культуры в школе/А. Ю.Чукунов// Материалы выступления конференции педагогических работников г. Ставрополя.- Вс, 26/08/2012 - 17:32.

5. Фролов С. С. Информационно-компьютерные технологии в совершенствовании образовательного процесса по учебному предмету «<Физическая культура» в начальной школе»/С.С.Фролов//Автореферат ВАК:13.00.04

_Q

References

w

1. Abrahamyan AM Bachelor of Physical Culture in the field of information and communication technologies in teaching and coaching /A.M. Abrahamyan // Abstract. diss. : 13.00.02

2. Beinisch LH The use of ICT capabilities in measuring and assessing the quality of education http://pedsovet.org/component/option.

3. Gorelov AA Criteria and methods for the study of human motor activity / A.A.Gorelov // Theory and practice of physical kultury.- 2013.- №10.- S. 102.

4. Chukunov AY Problems of modernization of physical training at school / A.Yu.Chukunov // Materials of the conference presentations pedagogic-care workers, the Stavropolya.- Sun, 08/26/2012 - 17:32.

Frolov SS Information and computer technology Sauveur-ment of the educational process for the academic subject "Physical culture" in elementary school "/S.S.Frolov//Avtoreferat WAC: 13.00.04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.