УДК 376
Безенкова Т.А., кандидат педагогических наук доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования
МГТУ им. Г.И. Носова Россия, г. Магнитогорск Безенков К.Е. студент, 2 курс
Институт энергетики и автоматизированных систем
МГТУ им. Г.И. Носова Россия, г. Магнитогорск КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: в статье рассматриваются причины и следствия компьютерной зависимости детей и подростков, основные проявления данной зависимости, намечены основные пути профилактики.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддикция, профилактика, социализация, адаптация.
Bezenkova T. A., candidate of pedagogical Sciences associate Professor of social work and psycho-pedagogical education
MGTU im G. I. Nosov Russia, Magnitogorsk Bezenkov K. E.
Student
2 course Institute of energy and automated systems
MGTU im G. I. Nosov Russia, Magnitogorsk COMPUTER ADDICTION AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract: the article discusses the cause and effect of computer addiction in children and adolescents, the main manifestations of this dependence, the ways of prevention.
Key words: computer dependence, addiction, prevention, socialization, adaptation.
В настоящее время одной из острых педагогических проблем стала компьютерная зависимость детей и подростков. В исследованиях современных ученых рассматриваются различные аспекты этой проблемы: причины возникновения компьютерной зависимости, компьютерная зависимость как фактор риска возникновения агрессивного поведения у подростков, вопросы профилактики компьютерной зависимости и др.
Ученые отмечают, что компьютерная зависимость влечет за собой целый ряд негативных последствий. Во-первых, это нарушение процесса социализации: нарушается усвоение социальных ролей, ролевая
идентификация личности, социально-психологическая адаптация1. Компьютерная зависимость приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничивает общение с другими людьми.
Педагоги и психологи относят компьютерную зависимость к одному из видов аддиктивного поведения. Психологи отмечают, что такое поведение ведет к ухудшению психологического состояния, состоянию внуреннего конфликта, потере собственного «Я» и, в конечном итоге, к деградации личности2.
В настоящее время существует несколько разновидностей аддиктивного поведения, связанного с компьютерной зависимостью: игровая компьютерная зависимость, гемблинг, гаджет, сетеголизм и др. этот ряд увеличивается с каждым днем.
Одним из самых распространенных видов компьютерной зависимости является игровая зависимость, под которой ученые и практики понимают нездоровое увлечение компьютерными играми, в которых игрок берет на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, чувствуя себя в реальности дискомфортно.
В диссертационном исследовании Ю.М. Евстигнеевой3 проанализированы основные проявления игровой зависимости. К ним относятся:
1) постоянная, нездоровая поглощённость общением с друзьями по
сети;
2) сверхценное отношение к играм; нездоровое, агрессивное нежелание отвлекаться от игры, при вынужденном отвлечении - раздражение;
3) неспособность спланировать окончание сеанса игры;
4) забрасывание домашних дел, учёбы, прогулок с друзьями и т. д.;
5) инфантилизм, как личностная незрелость;
6) пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за игрой;
7) нездоровое ощущение эмоционального подъема во время игры;
8) постоянное, непрерывное обсуждение игровой тематики со всеми окружающими и сведущими в этой области людьми [].
Важное условие решения данной проблемы - выявление причин появления данной зависимости. Среди причин ученые выделяют самые важные.
1 Ахрямкина, Т.А. Ребенок и компьютерная зависимость / Т.А. Ахрямкина // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2006. -№ 6. - С. 14-16.
2 Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весшк бду. серыя 3, псторыя. эканомша. права. -2010. - № 2. - С. 42-45.
3 Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте / Ю.М. Евстигнеева. - Диссертация.. кандидата психологических наук. - Москва, 2003. - 364 с.
1. Проблемы в семье. Отсутствие или недостаток общения с родителями, нарушенные эмоциональные связи, низкий воспитательный потенциал семьи и др.
2. Отсутствие интересов, увлечений.
3. Отсутствие коммуникативных навыков, неумение выстраивать отношения со сверстниками.
4. Наличие заболеваний, инвалидность.
Ученые и педагоги считают, что в профилактике компьютерной зависимости важное место занимают следующие направления:
1) развитие у детей и подростков умений критически оценивать получаемую информацию;
2) предоставление альтернативных видов деятельности;
3) взаимодействие с семьей;
4) межведомственное взаимодействие в решении данной проблемы;
5) повышение профессиональной компетентности педагогов в решении данной проблемы.
Использованные источники:
1.Ахрямкина, Т.А. Ребенок и компьютерная зависимость / Т.А. Ахрямкина // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2006. - № 6. - С. 14-16.
2.Горшенина А.Н. Компьютерная зависимость у детей и подростков / А.Н. Горшенина // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 октября 2014 г.: в 4 частях. Часть 4. - Вологда: ООО «Издательский дом Вологжанин», 2014. - С. 82-83.
3.Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте / Ю.М. Евстигнеева. -Диссертация.. кандидата психологических наук. - Москва, 2003. - 364 с.
4.Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весшк бду. серыя 3, псторыя. эканомжа. права. -2010. - № 2. -С. 42-45.
5.Фадеева, С.В. компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков / С.В. Фадеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 3. - С. 250-257.