Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безенкова Т.А., Безенков К.Е.

В статье рассматриваются причины и следствия компьютерной зависимости детей и подростков, основные проявления данной зависимости, намечены основные пути профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Безенкова Т.А., Безенков К.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER ADDICTION AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

The article discusses the cause and effect of computer addiction in children and adolescents, the main manifestations of this dependence, the ways of prevention.

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 376

Безенкова Т.А., кандидат педагогических наук доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования

МГТУ им. Г.И. Носова Россия, г. Магнитогорск Безенков К.Е. студент, 2 курс

Институт энергетики и автоматизированных систем

МГТУ им. Г.И. Носова Россия, г. Магнитогорск КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: в статье рассматриваются причины и следствия компьютерной зависимости детей и подростков, основные проявления данной зависимости, намечены основные пути профилактики.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддикция, профилактика, социализация, адаптация.

Bezenkova T. A., candidate of pedagogical Sciences associate Professor of social work and psycho-pedagogical education

MGTU im G. I. Nosov Russia, Magnitogorsk Bezenkov K. E.

Student

2 course Institute of energy and automated systems

MGTU im G. I. Nosov Russia, Magnitogorsk COMPUTER ADDICTION AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract: the article discusses the cause and effect of computer addiction in children and adolescents, the main manifestations of this dependence, the ways of prevention.

Key words: computer dependence, addiction, prevention, socialization, adaptation.

В настоящее время одной из острых педагогических проблем стала компьютерная зависимость детей и подростков. В исследованиях современных ученых рассматриваются различные аспекты этой проблемы: причины возникновения компьютерной зависимости, компьютерная зависимость как фактор риска возникновения агрессивного поведения у подростков, вопросы профилактики компьютерной зависимости и др.

Ученые отмечают, что компьютерная зависимость влечет за собой целый ряд негативных последствий. Во-первых, это нарушение процесса социализации: нарушается усвоение социальных ролей, ролевая

идентификация личности, социально-психологическая адаптация1. Компьютерная зависимость приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничивает общение с другими людьми.

Педагоги и психологи относят компьютерную зависимость к одному из видов аддиктивного поведения. Психологи отмечают, что такое поведение ведет к ухудшению психологического состояния, состоянию внуреннего конфликта, потере собственного «Я» и, в конечном итоге, к деградации личности2.

В настоящее время существует несколько разновидностей аддиктивного поведения, связанного с компьютерной зависимостью: игровая компьютерная зависимость, гемблинг, гаджет, сетеголизм и др. этот ряд увеличивается с каждым днем.

Одним из самых распространенных видов компьютерной зависимости является игровая зависимость, под которой ученые и практики понимают нездоровое увлечение компьютерными играми, в которых игрок берет на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, чувствуя себя в реальности дискомфортно.

В диссертационном исследовании Ю.М. Евстигнеевой3 проанализированы основные проявления игровой зависимости. К ним относятся:

1) постоянная, нездоровая поглощённость общением с друзьями по

сети;

2) сверхценное отношение к играм; нездоровое, агрессивное нежелание отвлекаться от игры, при вынужденном отвлечении - раздражение;

3) неспособность спланировать окончание сеанса игры;

4) забрасывание домашних дел, учёбы, прогулок с друзьями и т. д.;

5) инфантилизм, как личностная незрелость;

6) пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за игрой;

7) нездоровое ощущение эмоционального подъема во время игры;

8) постоянное, непрерывное обсуждение игровой тематики со всеми окружающими и сведущими в этой области людьми [].

Важное условие решения данной проблемы - выявление причин появления данной зависимости. Среди причин ученые выделяют самые важные.

1 Ахрямкина, Т.А. Ребенок и компьютерная зависимость / Т.А. Ахрямкина // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2006. -№ 6. - С. 14-16.

2 Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весшк бду. серыя 3, псторыя. эканомша. права. -2010. - № 2. - С. 42-45.

3 Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте / Ю.М. Евстигнеева. - Диссертация.. кандидата психологических наук. - Москва, 2003. - 364 с.

1. Проблемы в семье. Отсутствие или недостаток общения с родителями, нарушенные эмоциональные связи, низкий воспитательный потенциал семьи и др.

2. Отсутствие интересов, увлечений.

3. Отсутствие коммуникативных навыков, неумение выстраивать отношения со сверстниками.

4. Наличие заболеваний, инвалидность.

Ученые и педагоги считают, что в профилактике компьютерной зависимости важное место занимают следующие направления:

1) развитие у детей и подростков умений критически оценивать получаемую информацию;

2) предоставление альтернативных видов деятельности;

3) взаимодействие с семьей;

4) межведомственное взаимодействие в решении данной проблемы;

5) повышение профессиональной компетентности педагогов в решении данной проблемы.

Использованные источники:

1.Ахрямкина, Т.А. Ребенок и компьютерная зависимость / Т.А. Ахрямкина // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. - 2006. - № 6. - С. 14-16.

2.Горшенина А.Н. Компьютерная зависимость у детей и подростков / А.Н. Горшенина // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 октября 2014 г.: в 4 частях. Часть 4. - Вологда: ООО «Издательский дом Вологжанин», 2014. - С. 82-83.

3.Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте / Ю.М. Евстигнеева. -Диссертация.. кандидата психологических наук. - Москва, 2003. - 364 с.

4.Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Весшк бду. серыя 3, псторыя. эканомжа. права. -2010. - № 2. -С. 42-45.

5.Фадеева, С.В. компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков / С.В. Фадеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 3. - С. 250-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.