Научная статья на тему 'Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста'

Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10825
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елена Александровна

Данная статья посвящена вопросам возникновения компьютерной и игровой зависимости у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные аспекты компьютерной зависимости, причины и симптомы ее возникновения; разработаны рекомендации для родителей, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЕСТНИК НАУКИ Захарова Елена Александровна, Гуманитарный институт филиала САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Северодвинск E-mail: e.a.zaharova@list.ru

И ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам возникновения компьютерной и игровой зависимости у детей дошкольного возраста. • Рассмотрены основные аспекты компьютерной зависимости, причины и симптомы ее возникновения; разработаны рекомендации для родителей, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости.

Ключевые слова: дошкольная педагогика и психология, компьютерная и игровая зависимость.

В последние годы компьютерные технологии бурно развиваются, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Неиссякаемый поток разнообразной информации, применение компьютерных технологий, а именно повсеместное распространение компьютерных игр оказывает огромное влияние на воспитательное пространство подрастающего поколения. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

На сегодняшний день компьютер - неотъемлемая часть жизни современных детей и подростков. Именно дети и подростки являются целевой аудиторией индустрии развлечений, на которую и рассчитываются новые компьютерные игры. Подобное увлечение носит двоякий характер: с одной стороны - информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие ребенка, позволяют расширить область

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

освоенных знаний и умений; а с другой - нельзя отрицать наличие негативного влияния на психику ребенка.

С каждым днем в России увеличивается количество детей, проводящих время за компьютером (планшетом или телефоном), и неуклонно растет количество времени, посвященного компьютерным играм маленькими жителями нашей страны. Ранее, во времена Советского Союза, дополнительное образование было организовано на высоком уровне (создавались различные кружки по интересам, спортивные секции, дома творчества, и т.п.). На сегодняшний день количество таких мест значительно уменьшилось, достаточно небольшой процент детей охвачен дополнительными программами образования. Предлагаемые дополнительные образовательные услуги в большинстве своем становятся платными, либо ограничено количество мест для образования детей, которые могут получить данные услуги бесплатно. Современный ребенок в такой ситуации предоставлен самому себе, что и является благоприятной почвой для формирования разного рода зависимостей [6, 7, 8].

Проблема компьютерной зависимости детей младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов широко представлена в научной • литературе; на эту тему были проведены различные исследования. На данный момент существуют подтверждения того, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на психическое развитие человека, а в особенности -ребенка, чья психика еще не окончательно сформировалась. В настоящее время появляются факты, свидетельствующие о том, что проблема компьютерной зависимости в последние годы «помолодела», теперь она коснулась также и детей дошкольного возраста [4].

Компьютерная зависимость - это навязчивый, намеренный уход человека в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим занятиям и обязанностям, с максимальным времяпрепровождением за компьютером.

B.C. Собкин и Ю.М. Евстигнеева выделяют следующие причины обращения детей к компьютерной игре:

- скука;

- отсутствие организованного досуга;

- желание победить, быть лучше других;

- уход от реальности;

- желание получить эмоциональную разрядку [5].

По мнению исследователей, причинами игровой компьютерной зависимости являются такие возрастные особенности детей дошкольного возраста, как слабая волевая регуляция, отсутствие учебной мотивации (преобладание игровых, внешних мотивов).

Виртуальные образы обладают яркостью и динамичностью, чем и

79

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

привлекают внимание ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью, разительно отличающейся от привычной ему. В виртуальном мире компьютерной игры ребенок не ощущает себя беспомощным, он сам может принимать решения, сам всего добивается, чувствует себя умным, сильным, а главное - взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. В группу риска по формированию компьютерной зависимости в первую очередь попадают дети, чьи родители не дают возможности реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализовать себя в реальном мире, на смену реальному приходит мир виртуальный, замещающий, который создает иллюзию абсолютного счастья и успеха [1].

Тревожным сигналом формирования зависимости от компьютера и компьютерных игр могут стать следующие признаки:

- во время игры ребенок перестает реагировать на просьбы, не слушает взрослого, при попытке отвлечь его от игры (или запретить играть) проявляет агрессию, возможны истерические реакции;

- ребенок постоянно говорит о компьютерных играх (рассказывает о своих достижениях, о том, что он сделает в виртуальной реальности в следующий раз), • с нетерпением ждет возвращения к монитору;

- в случае запрета игры за компьютером или ограничения ее во времени, у ребенка ухудшается настроение, возникает состояние апатии;

- оторванный от игры ребенок не может найти себе занятие в реальном мире, не проявляет интереса к играм и игрушкам, отказывается заниматься прежними увлечениями;

- ребенок демонстрирует острую потребность в игре (говорит об этом, проводит за компьютером все больше времени);

- не способен контролировать время, которое он проводит за игрой (ему кажется, что он играл немного, возможны случаи обмана родителей по поводу того, чем он занимался в свободное время);

- появляются нарушения сна (ребенок плохо засыпает и с трудом просыпается, ему сложно соблюдать режимные моменты; игры способствуют сокращению глубокой фазы сна, во время которой восстанавливается и отдыхает нервная система, перерабатывается полученная информация, что и оказывает негативное влияние на развитие ребенка);

- появляется синдром «сухих глаз» (ребенок жалуется на боль, ощущение, что «песок в глазах»; возможно нарушения зрения);

- наблюдаются нарушения осанки, боли в спине, головные боли.

Значительное повышение агрессивности у детей, играющих в жестокие

игры - это первое, на что обращают внимание специалисты. Многочисленные повторения «боевых действий» формируют установку на то, что ради результата

80

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

нужно проявить максимум агрессии и даже жестокости. Уничтожение героев игры доставляет ребенку большое удовольствие. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. А она, с свою очередь, переносится и на взаимоотношения в реальном мире. В связи с этим, дети, с раннего возраста увлекающиеся виртуальными играми, зачастую имеют значительные проблемы в коммуникативной сфере. Результаты исследований подтверждают тот факт, что такие дети не способны наладить продуктивное общение - они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, не умеют договариваться, конструктивно решать конфликты. В целом, дети, имеющие компьютерную зависимость, попросту не заинтересованы в установление контактов с окружающими и всячески избегают их.

Дети, которые большое количество времени проводят за компьютерными играми, легко воспринимают визуальные образы (что сказывается на решении заданий, связанных со зрительным восприятием), но при этом плохо воспринимают звуковые сигналы (испытывают трудности при выполнении заданий, в которых дается речевая инструкция без визуального ряда). Так как традиционное образование в нашей стране связано с умением ребенка • воспринимать речь (именно устную), следовать данным инструкциям, что требует высокой концентрации внимания, произвольности поведения, развитой саморегуляции - то это становится основной причиной низкой успеваемости ребенка в школе.

Неограниченное и бесконтрольное увлечение компьютерными играми может вызвать следующие нежелательные реакции:

- нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессивность, импульсивность, раздражительность, тревожность, апатия);

- повышенная возбудимость (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения);

- демонстративное поведение;

- недостаточное развитие речи, нарушения контактов с окружающими, проблемы с социализацией;

- нарушения в развитии высших психических функций [3].

Существуют исследования, в которых ученые отмечают положительное

влияние компьютерных игр на развитие ребенка, при условии грамотного использования их в воспитании. В случае, если игра подобрана правильно и организован контроль времени пребывания ребенка за компьютером (для ребенка дошкольного возраста оно не должно превышать 15-25 минут), то посредством игры у малыша выработается умение быстро принимать решения, будут совершенствоваться логические операции, развиваться внимание, координация, умение планировать свои действия.

81

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В наше время достаточно сложно ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером. В данном случает не стоит прибегать к крайностям и лишать ребенка любого развлечения посредством компьютера. Чтобы предупредить вероятность возникновения у ребенка зависимости от виртуальных игр, необходимо прежде всего добавить в жизнь малыша больше ярких красок и интересных событий. Прогулка с родителями, семейный пикник, посещение музея или театра, совместная деятельность (рисование, лепка, разведение цветов, уход за животными и т.п.) не требует особенной подготовки и больших затрат. Но такие события привнесут в жизнь дошкольника больше радостных моментов, он будет учиться ценить жизнь, своих близких, сможет многое узнать и освоить. Если родители уделяют достаточное количество времени и сил своему малышу, если он получает от них заботу и внимание, а также возможность испробовать на себе альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Даже если у ребенка дошкольного возраста нет признаков компьютерной зависимости, тем не менее использование им современных гаджетов стоит • ограничивать. Необходимо объяснить малышу, что в мире существует такая проблема, как зависимость от компьютера и компьютерных игр, что это болезнь, в результате которой люди теряют в своей жизни много ценного. Надо показать ребенку иные способы проведения свободного времени, снятия эмоционального напряжения. Он должен понимать, что ему запрещают играть на компьютере не потому, что родителям так захотелось или что они решили его так наказать, а потому что они заботятся о нем.

На сегодняшний день педиатры советуют ограничивать время, проводимое ребенком в пространстве виртуальной игры. По их мнению, детей знакомить с компьютером можно только начиная с 5 лет, а игры должны длиться 15-20 минут (сюда включаются любые игры на компьютере, планшете или телефоне в течение всего дня). В старшем дошкольном возрасте (6-7-й год жизни) ребенок может проводить время с гаджетом не более 30 минут.

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста.

Установите пароли на все гаджеты, используемые Вашим ребенком. Это позволит Вам контролировать количество времени, проводимого ребенком за виртуальной игрой.

Установите с ребенком правило, когда и сколько он может пользоваться планшетом или компьютером, чем он может с ним заниматься.

Внесите разнообразие в досуг Вашей семьи, старайтесь включать ребенка в семейные праздники, в общение с родственниками и друзьями. Поддерживайте в своей семье доброжелательные и доверительные отношения [2].

82

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В век высоких технологий невозможно полностью лишить ребенка возможности пользоваться достижениями научно-технического прогресса, что в наше время означает лишение его лидерских позиций в настоящем и будущем. Существует множество компьютерных игр и программ, которые позволяют детям легко и быстро учиться и развиваться, ведь с их помощью можно выучить иностранный язык, узнать много нового о живой и неживой природе и многое другое. Самое главное, чтобы ребенок понимал, что гаджеты - всего лишь средства для развлечения и получения новых знаний, а не основные приоритеты из жизни.

Литература:

1. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. -Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара, 2005. С. 17-23. Ф 2. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.: • Питер, 2005. - 252 с.

3. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001.

4. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. - 2003. - № 9.

5. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака // Первое сентября. - 2001. - № 8.

6. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! // Аномалия. -1996. - № 23.

7. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2001. № 3. С. 27-39.

8. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 2007. № 1. С. 86-102.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.