Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникативных технологий для коррекции зрения детей дошкольного возраста'

Использование информационно-коммуникативных технологий для коррекции зрения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
603
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю. А. Медведева, Н. Н. Хрущева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий для коррекции зрения детей дошкольного возраста»

Ю. А. Медведева, Н. Н. Хрущева

Использование информационно-коммуникативных технологий для коррекции зрения детей дошкольного возраста

Распространенность в современном мире информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и их доступность маленьким детям стали обыденностью для родителей и педагогов. Великое множество гаджетов с похожими названиями - айфоны, айпады, смартфоны, планшеты вызывают интерес у взрослых и восторг у детей. Многие современные родители стараются как можно раньше научить ребенка пользоваться благами цивилизации. Конечно, тихо сидящий, с планшетом в руках малыш доставляет гораздо меньше хлопот, чем бегающий и кричащий, с разбросанными по всему дому игрушками и задающим бесконечные вопросы. Возникает такое чувство, что родители забыли (а может и не знали вовсе) об особенностях развития маленького ребенка. Современные родители должны знать, что возраст от года до трех лет это один из главных этапов развития ребенка: идет активное освоение речи, появляется устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Стоит помнить, что этот возраст наиболее благоприятен для развития ребенка через игру, рисование, лепку, конструирование и другие интересные занятия. Это дает возможность для дальнейшего развития таких психических процессов как память, внимание, а также развитие усидчивости, восприятия. Именно в этот период закладываются элементарные навыки самообслуживания и трудолюбия. Другими словами - это время для создания фундаментальной основы в формировании всесторонне развитой личности. Но сейчас мы видим совершенно противоположную картину. Родители стараются сделать все таким образом, чтобы их ребенок «соответствовал требованиям современного мира». Они сажают малыша перед экраном телевизора или компьютера, считают, что ребенок осознает и понимает все происходящие на экране события, и самоустраняются.

Преждевременное взаимодействие детей с гаджетами создает целый ряд негативных последствий: обедненная речь, повышенный уровень агрессивности, ухудшение зрения и осанки. Дети становятся безынициативными, познавательный интерес не формируется. Они все меньше играют в традиционные игры, слушают сказки, а интересующую их информацию ищут не в энциклопедиях, а на просторах интернета. И хочется отметить, что взрослые не всегда могут контролировать и проверять сайты, на которые заходит ребенок.

Специалисты, педагоги, психологи уже давно думают о том, как максимально использовать преимущества компьютера и уменьшить его негативное влияние на детей. В результате появились специальные компьютерные программы, игры и задания. Они разработаны с учетом потребностей и возрастных особенностей детей и это является их важным преимуществом. У данных игр множество достоинств детской игры. Например: ребенок по своему желанию может сам изменять или даже придумывать игровой сюжет. Давайте добавим к этому и практически бесконечный набор игровых средств, а ведь именно это позволяет использовать детское воображение и фантазию бесконечно и без препятствий. Существуют игры и программы, предназначенные для того, чтобы научить ребенка конкретным учебным действиям, которые понадобятся ребенку в школе и не только на уроках информатики [3; 5].

Существуют игры, которые знакомят детей с буквами и цифрами, знакомят детей с простыми математическими операциями и правилами образования слов. Благодаря этому дети без внешнего принуждения и понукания усваивают навыки необходимые для дальнейшего обучения в школе [1; 4].

Несмотря на все перечисленные преимущества, использования компьютерных игр и программ требует внимательного и осознанного отношения со стороны взрослых, которые несут ответственность за процесс развития и обучения детей. И чтобы компьютер не стал в дальнейшем «виноватым во всех бедах» следует соблюдать определенные правила и требования. Специалисты не рекомендуют ребенку использовать компьютер раньше 4-5 лет, так как в виртуальной среде дети имеют дело не с реальными предметами, а с их обозначениями: их нельзя подержать в руке, потрогать на ощупь, бросить, попробовать на вкус.

У ребенка могут сформироваться отличающиеся от действительности представления о некоторых предметах. Замедляется формирование, так называемой, знаковой функции сознания, благодаря которой ребенок может различать реальные объекты и «знаки». Слишком раннее увлечение компьютером может неблагоприятно влиять на формирующуюся эмоциональную и волевую сферы психики ребенка. Сидя за компьютером, ребенок испытывает разные чувства: радуется, огорчается, пугается, но компьютер в отличие от мамы не может объяснить ребенку - почему так происходит.

Родителям необходимо отслеживать, сколько времени их ребенок проводит за компьютером. Длительность компьютерной игры для ребенка 5 лет не должна превышать 10 минут, а для 6 летнего ребенка 15 минут. Поэтому, выбирая игру для своего малыша, родителям следует обратить внимание на то, чтобы игра состояла из нескольких частей, небольшой продолжительностью это позволит ребенку облегчить процесс завершения игры на компьютере.

Нередко ребенок дома играет за тем же компьютером что и взрослый, а взрослые при этом забывают, что необходимо соблюдать гигиенические нормы:

- стул и стол должны быть подобраны так, чтобы глаза ребенка и центр монитора находились на одном уровне;

- оптимальное расстояние на котором должны находиться глаза ребенка и монитор 60-70 сантиметров;

- отсутствие бликов на экране будет гарантировано, если монитор не будет размещен напротив окна;

- проветривание помещения - необходимое условие, так как работающая техника способствует быстрой потере влаги из воздуха;

- гимнастика для глаз - во время и после занятий и игр на компьютере обязательна, как и упражнения на расслабление мышц шейного и плечевого пояса

[1-3].

Учет всех вышеперечисленных рекомендаций позволит использовать компьютерные игры и программы как хорошее дополнение к «предметным» игрушкам. Кроме того, родители смогут начать формировать у ребенка полезные привычки, которые он сможет использовать в дальнейшем.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушением зрения и родители чаще стали задавать вопрос о том можно ли ребенку с нарушением зрения пользоваться компьютером? И если он так вреден, зачем в группах для детей с тяжелыми нарушениями зрения устанавливают интерактивные доски?

У детей с амблиопией и косоглазием из-за понижения остроты зрения возникают сложности при восприятии предметов окружающего мира, им тяжело определить цвет, его насыщенность, оттенки. Восприятие у детей с нарушением зрения замедленное, не точное, фрагментарное, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обусловливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначение пространственного расположения частей тела. Такие признаки как удаленность, глубина, объем трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что обусловливает недостаточность зрительно-пространственной ориентировки. Учитывая все эти факторы необходимо организовать специальную коррекционно-развивающую деятельность.

На помощь педагогам и специалистам приходит интерактивное оборудование. Ни для кого не секрет, что специальная педагогика развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушением зрения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Информационно-коммуникативные технологии дают большие возможности развивать интеллект и творчество, насыщать ребенка огромным количеством строго отобранной и уже готовой к восприятию информацией. А самое главное, что очень актуально в дошкольном возрасте - ребенок учиться самостоятельно приобретать новые знания [5].

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- информация, в игровой форме, появляющаяся на экране компьютера вызывает огромный интерес у детей;

- информация на экране компьютера представлена образами, что является главным для дошкольников;

- известные мультипликационные и сказочные герои, движения, различные звуки надолго привлекают внимание ребят;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- появляется возможность индивидуального обучения;

- ребенок имеющий нарушение зрения (и не только), находясь за компьютером, приобретает возможность поверить в себя, повысить свою самооценку;

- игровые компьютерные технологии позволяют ребенку самостоятельно регулировать и выбирать темп и количество решаемых задач;

- для многих детей появляется возможность увидеть пусть и смоделированные на компьютере многие природные явления (извержение вулкана) или социально значимые события (полет ракеты, Олимпиада и т.д.);

- у ребенка появляется возможность самому исправлять ошибки, что является немаловажным фактором для развития самооценки и самоконтроля.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

- повысить рост мотивации, развитие познавательного интереса;

- способствовать закреплению ранее полученных знаний, умений и навыков;

- сделать процесс обучения - индивидуальным, в зависимости от темпа и уровня развития каждого ребенка;

- многообразие игр и заданий, их вариативность позволяют педагогу закреплять полученные знания, без возникновения у детей негативных реакций;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- развивать зрительно-двигательную координацию;

- максимально активизировать мыслительную деятельность детей;

- способствовать положительной динамике развития.

Конечно, учитывая все плюсы интерактивного оборудования в дошкольном образовательном учреждении, не стоит забывать о здоровье ребенка, и выполнять требования и правила для его сохранения, т. е. соблюдение СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» п.12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники, необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50-70 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии воспитателя.

Однако стоит заметить, что использование компьютерных игр и заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с нарушение зрения в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекци-онно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.

Список литературы

1. Гудонис В.А Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2001. - №11. -С.82-85

2. Денисова Т. Компьютер в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2011.

- №2. - С. 23-25.

3. Королева Н., Петрова С. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 31-32.

4. Кожокарь С.В. Интеграция информационно-коммуникативных технологий и традиционных средств обучения в образовательном процессе дошкольной организации // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2015. - № 3. - С. 24-29.

5. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Компьютерные развивающие и обучающие игры для детей с ОВЗ - миссия и особенности // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

- 2016. - № 8. - С. 16-18.

З. А. Мовкебаева, А. Б. Дузелбаева

Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки

педагогов-дефектологов

В настоящее время образование получает новые методологические и философские предпосылки, то есть происходит становление личности нового типа, основанной на культуротворческих и духовно-гуманистических принципах. Соответственно модифицировались цели и задачи специального и общего образования, изменились подходы к пониманию «дефекта» и др. Все это приводит к трансформации образовательной системы и открывает новые возможности для включения людей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

В настоящее время в Республике Казахстан предпринимается значительная деятельность по развитию инклюзивного образования и внедрения его в практику общего образования. Так, в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы большое внимание уделяется вопросам включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и обеспечению для этого необходимых условий. Программа предусматривает обеспечение «равного доступа к качественному образованию» для людей с ограниченными возможностями в развитии, а также организацию «сопровождения в инклюзивной среде детей с особыми образовательными потребностями» [1].

Для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого-педагогического сопровождения в виде целостной, системно организованной деятельности необходимо реализовать подготовку различных специалистов, ориентированных на данную деятельность. Ведущая роль в таком сопровождении отводится педагогам-дефектологам, поскольку именно они осуществляют образовательную и коррекционно-развивающую деятельность с людьми с ограниченными возможностями развития и инвалидами. Одной из важнейших тенденций казахстанского образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.