УДК 376+004.9
ВКЛЮЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Одинокова Наталья Александровна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, доцент кафедры логопедии и детской речи, odinokova2008@mail.ru.
Аннотация. Данная статья рассматривает один из актуальных вопросов -приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к миру информационной культуры.
Ключевые слова: компьютерные игры, особые образовательные потребности, нарушения речи, нарушения зрения, задержка психического развития.
THE INCLUSION OF COMPUTER GAMES IN EDUCATIONAL WORK WITH
CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Odinokova Natalia Aleksandrovna.
Novosibirsk state pedagogical University, associate professor of the Department of speech therapy and child language, Novosibirsk, odinokova2008@mail.ru.
Abstract. This article considers one of the topical issues which is the inclusion of children with disabilities to the world of information culture.
Key words: computer games, special educational needs, speech disorders, visual impairment, mental retardation.
В настоящее время проблема развития инклюзивной образовательной среды остается одной из актуальных. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Вопросы как образования, воспитания детей с ОВЗ, так их психолого-педагогического сопровождения широко коснулись сегодня и учителей информатики.
Интернет и доступ к электронным гаджетам модернизировал общество и процесс обучения. Учитель давно перестал быть единственным источником информации. Доказано, что использование информационно-компьютерных технологий повышает эффективность работы с детьми любой категории.
По-сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы учащихся, работы систематической. Без
вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Использование компьютерных развивающих игр поможет оказать большое положительное влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков, изменить структуру их досуга, внеучебной деятельности, повысить мотивацию познавательного интереса, учебного процесса.
Компьютерные игры должны тщательно подбираться с учетом возраста ребенка, имеющихся знаний, умений и навыков, но, главное, особенностей психофизического и индивидуального личностного развития. Поставленные цели не будут достигнуты, если игра окажется слишком сложной для освоения. Если же игра окажется слишком легкой, дети могут не проявить должного интереса и участия, важный фактор новизны будет отсутствовать. Правильное и дозированное введение компьютерных развивающих игр в процесс обучения позволит ребенку не только получить новые знания, закрепить пройденный материал, но также освоить основы пользования ПК, что крайне важно в век глобальной компьютеризации.
Т. Г. Кибирева пишет, что «компьютерные задания - дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе» [1, с. 66].
По мнению Н. А. Одиноковой: «Компьютерные игры учат преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка через сочетание игровых и неигровых моментов [3, с. 189]. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память.
Таким образом, педагог, используя компьютерные игры в своей профессиональной педагогической деятельности, имеет возможность разнообразить деятельность ребят, сделать урок более интересным и познавательным, «создать новый виток общения», взаимопонимания, развивать личностные качества воспитанников. Учитель в своей работе может использовать любые доступные изображения, совершать с ними различные манипуляции: делать крупнее, ярче, реалистичнее, что не всегда можно достичь в рисунках или иллюстрациях.
Проблема совершенствования системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями включает в себя рассмотрение важнейших для развития ребенка когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Дети, имеющие особые потребности в образовании отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями протекания психических процессов, неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивностью запоминания, отставанием в развитии
наглядно-образного и словесно-логического мышления, зрительно-ориентировочной деятельности. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода проблем в развитии [4].
Без необходимой организации комплексного психолого-педагогического подхода к детям, имеющим нарушения, в общеобразовательном процессе, своевременной помощи со стороны взаимодействия и сотрудничества логопеда, психолога и учителя, оказывая необходимую коррекционную помощь в преодолении отклонений, освоение компьютерной грамотности будет затруднено. Успешность деятельности определяется уровнем сформированности коммуникативных умений. В результате совместной деятельности необходимо:
- контролировать свои эмоции в любой ситуации;
- управлять своим настроением;
- поступаться своими интересами ради интересов подопечного;
- вовлекать как можно большее число сенсорных механизмов (зрительное восприятие, память, внимание, основные мыслительные операции, наглядно -образное, словесно-логическое мышление).
В основе количественного подбора компьютерных игр необходимо опираться на особенности развития ученика с ОВЗ, а не на его возраст.
У обучающихся с нарушением речи наибольший интерес вызывают компьютерные логопедические программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Развитие речи». Имеющиеся логопедические проблемы помогут исправить упражнения, которые представлены в данных программах. Задания расширят словарный запас, разовьют мелкую моторику, память, внимание. А забавное озвучение игр не только сформирует навыки правильного произношения звуков, но и улучшит неречевой и фонетический слух, речевое дыхание, голос.
Учитывая сложность и полиморфность задержки психического развития у детей необходимо использовать индивидуализацию и дифференциацию педагогических методов, приемов и средств работы. Для повышения мотивации в играх-заданиях «Волшебный эликсир», «В поисках Немо», «Веселые приключения» положительный эмоциональный фон поддерживается с помощью забавных компьютерных героев, которые хвалят ребенка в случае правильного выполнения задания и подбадривают в случае ошибки. Компьютер берет на себя функцию «контролера» качества выполнения заданий. Ребенок не сомневается в его правоте, не спорит с ним, не обижается. Также одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ЗПР является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала: цвет, форма, величина, фон может оказать заметное воздействие на восприятие информации. Компьютерная игра повышает привлекаемость содержания учебного материала, позволяет планировать в соответствии с особенностями программы, по которой ребенок обучается.
Педагогам, работающим с детьми нарушениями зрения, необходимо помнить, что глаза ребенка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Важно знать о перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в настоящее время, научить его рационально пользоваться зрением [2; 3; 4]. Педагог должен быть компетентен в оказании помощи тем детям, которые имеют нарушения зрительно-ориентировочной деятельности из-за проблем развития зрительных функций, оптической или глазодвигательной системы зрительного анализатора.
Следует подчеркнуть, что зрительная система человека не приспособлена для работы с дисплеем. Изображение на экране монитора ПК отличается от привычных глазу объектов наблюдения на бумаге: оно светится, состоит из дискретных точек, мерцает, не имеет четких границ. Поэтому, деятельность, связанная со зрительно-напряженной работой приводит к утомлению, как зрительному, так и общему. Снижается эффективность и качество работы, появляется замедление выполнения задания, ошибки и снижение точности действий, нарушение функции наблюдения, ослабление внимания.
В связи с этим, необходимо соблюдать чередование умственной и физической нагрузок, осуществлять смену видов деятельности и сохранных анализаторов. Учитывать, что 7-10 минут - это максимальное время, в течение которого, дети способны контролировать свое внимание. Применять этапность организации и темп предъявляемого учебного материала.
Поэтому при проведении занятий с использованием компьютера необходимо знать о соблюдении санитарно -гигиенических требований и выполнении правил работы с компьютером, которые разъясняются в Сан-ПиН 2.4.1.2660-10 (п. 12.21) [5] о продолжительности непрерывной работы за экраном монитора, необходимости проведения гимнастики для глаз, особенно если ребенок имеет хроническую патологию или часто болеющий. Традиционная «физкультурная минутка» во время занятий должна дополняться упражнениями для снятия зрительного утомления.
Выполнение заданий, требует предварительной подготовки и проверки того, имеются ли у ребенка реальные представления о предъявляемом материале. Поэтому предварительно следует провести словарную работу по наполнению предъявленного материала конкретными представлениями, проверить, насколько ребенок знает тот объект, который необходимо назвать или изобразить, и, если он его представляет недостаточно, то необходимо показать его и рассказать о нем [2]. Иначе говоря, при составлении плана урока педагогу необходимо предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Уделять внимание обогащению зрительных представлений через развитие чувственного восприятия, формированию у детей представлений о своих сенсорных возможностях.
Использование оптической коррекции, согласно рекомендациям врача -офтальмолога, также является одним из способов оптимизации зрительной работоспособности и профилактики зрительного утомления при работе на компьютере.
Следовательно, для успешной реализации поставленных целей и задач особое место занимает пропедевтическая работа с ребенком по данному заданию с учетом индивидуализации детей. Усложнение работы следует осуществлять постепенно, последовательно переходя от элементарных, к более сложным заданиям. Применять различные приемы на расслабление мускулатуры рук, гимнастику и самомассаж рук на начальном этапе работы с мышью. Это позволит повысить активность, скоординировать деятельность левого и правого полушарий мозга, сохранять приподнятое настроение. Примерами таких упражнений могут быть: «Игра на пианино», «Дождик идет», «Пальчики танцуют», «Пальчики просыпаются» и т.п.
Использование компьютерных развивающих игр с детьми с ОВЗ следует строить на основе принципов:
- системного и деятельностного подхода к коррекции нарушений развития;
- интерактивности;
- полисенсорного воздействия и активного использования сохранных анализаторов;
- активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированного подхода к обучению;
- включения игровых форм в обучение.
- учета возрастных возможностей и сохранного интеллекта.
Применяя игры на компьютере, повышается возможность разнообразить коррекционную работу, мотивировать учебную деятельность, сделать ее для ученика интересной, насыщенной, плодотворной, создавать новые пути обучения, находить более эффективные способы решения традиционных учебных и коррекционных задач, разрабатывать актуальные способы качественной индивидуализации обучения. Ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания и видит каждый раз оценку своего труда.
Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка, имеющего особые образовательные потребности, развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и способствовать воспитанию волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, что окажет существенное влияние на других учебных занятиях.
Библиографический список:
1. Кибирева Т. Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками // Логопед. - 2012. - № 10.- С. 66-70.
2. Одинокова Н. А. Некоторые особенности использования компьютерных развивающих игр с дошкольниками, имеющими ограниченные зрительные возможности // Науковий часопис НПУ iменi М.П.Драгоманова Серия 20. Корекцшна педагопка та спещальна психолопя. Зб. Наукових праць. - Кшв: НПУ iменi М.П.Драгоманова, 2012. - № 20. - С. 181-185.
3. Одинокова Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: Материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (23-24 мая 2013г.). - Новосибирск, НГПУ, 2013. - С. 189-193.
4. Одинокова Н.А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие / Под ред. Е.А.Омельченко. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - 192 с.
5. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sanpin.yandeх. (дата обращения 24.02.2017).