В докладе будут освещены некоторые из вышеназванных методов: 4, 5, и концепция по Ральфу Варнке (RALF WARNKE), а также метод «BRAIN GYM» .
Очень важно заметить, что замечается тенденция к росту нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов!
Список литературы
1. Gail E. Dennison und Paul E. Dennison (2006). BRAIN GYM, VAK Verlag -GmbH; Kirchzarten bei Freiburg.
2. Gabriele Genauf (2010). Die Entwicklung des Kindes und der Einfluss per-sistierender frnhkindlicher Reflexe.
3. Mary Rentchler (2008). The Method of neiro-sensory-motor and reflex integration: Key to Helth, Development and Learning.
4. Sally Goddard Blythe (2011). Greifen und BeGreifen, VAK Verlag - GmbH; Kirchzarten bei Freiburg.
5. W. GQndel /E. Reiter (2007). Neuromotorische Regulationsstorungen im Kindesalter, MediTECH Elektronik - GmbH.
6. W. Scholtz (2005). FLEXI - Programm, MediTECH Elektronik - GmbH.
Н.В. Цыплакова
студентка 2 курса
А.А. Андреева
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии, Институт социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
Компьютерные технологии как вспомогательный элемент развития представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития
Система дошкольного образования включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). По отношению к детям с нарушениями в развитии перестают действовать или оказываются недостаточно эффективными способы решения традиционных, развивающих и образовательных задач. Преодоление трудностей возможно средствами специального образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день изучены лишь некоторые стороны внедрения компьютерных технологий в коррекционный процесс, недостаточно разработаны теоретические основы, раскрывающие психолого-педагогические положения построения компьютерных игр, предназначенных для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Применение компьютерных технологий в процессе обу-
321
чения детей с ЗПР рассмотрены в работах Ю.Б. Зеленской, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной, Л.Р. Лизуновой, И.А. Филатовой и др.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. Общеизвестно, что дошкольный возраст - это период, когда фактически складывается личность ребенка. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая способствует всестороннему развитию ребенка.
При использовании компьютерных программ необходимо учитывать следующие особенности психических процессов детей с ЗПР:
1. Замедленный темп психического развития.
2. Личностная незрелость.
3. Негрубые нарушения познавательной деятельности.
4. Стойкая, хотя и легкая, интеллектуальная недостаточность.
5. Слабо выраженная тенденция к обратимому развитию (возможна только в условиях специального обучения и воспитания).
Прежде чем начать применение компьютерных игр, необходимо понять, готов ли ребенок, и сможет ли он освоить данный вид деятельности. Поэтому при выборе компьютерных игр, используемых в коррекционном процессе с данной группой детей, необходимо ознакомиться с содержанием игр, с какого возраста можно их применять, полностью проработать весь материал, чтобы у ребенка с ЗПР не возникали трудности при выполнении заданий. Наиболее эффективными являются развивающие и обучающие компьютерные программы.
В классификации С.Л. Новоселовой выделяются следующие виды детских игр:
Обучающие игры представляют содержание различных предметных областей в наглядной форме, благодаря чему ребенок с ЗПР гораздо успешнее овладевает материалом. Более того, наглядность материала варьируется в зависимости от уровня развития ребенка. Специально разработанные обучающие компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка с ЗПР, обеспечивают поэтапное формирование его пространственных представлений. Например, обучающая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» помогает ребёнку с ЗПР сформировать понятия о добре и зле, ребёнок помещается в искусственно созданную ситуацию и выбирает то решение, которое, по его мнению, является правильным. В программе представлены самые распространенные жизненные ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
Развивающие игры формируют у детей произвольное запоминание, внимание и зрительно-моторную координацию. Происходит развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления и речи.
322
Примером развивающей компьютерной игры может послужить игра, рассмотренная Л.А. Венгером, Т.Д. Марцинковской, А.Л. Венгером «Фантазеры. Талантливый дизайнер». Она рассчитана на возраст от 4 до 9 лет. Программа состоит из пяти интерактивных мастерских, каждая из которых создает творческую, познавательную, развивающую среду, в которой ребенок с ЗПР сможет не только узнать о различных цветах, геометрических формах, но и самостоятельно воплотить свои замыслы. Программа имеет три уровня сложности, что позволяет использовать ее для детей различного возраста, с разными способностями и навыками. Задания на конструирование развивают навыки логического и аналитического мышления. Воплощая креативные идеи, ребенок учится быть самостоятельным, организованным, инициативным. Широкий выбор тематики для конструирования картин стимулирует познание и изучение окружающего мира. Содержание программы соответствует действующим образовательным программам и методикам дошкольного и начального образования. Творческо-поисковая структура программы позволяет успешно использовать ее в психолого-коррекционной работе, особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Рассматривая роль компьютерных игр в жизни дошкольников Е.В. Гуляева, Ю.А. Соловьева считают, что для благоприятного развивающего воздействия необходимы следующие условия:
1. Организация совместной деятельности между педагогом и ребенком. В таких условиях процесс обучения становится более продуктивным, так ребенок лучше усваивает способы выполнения задач.
2. В процессе игры должны отсутствовать соревновательные условия, так как многие дети излишне волнуются и могут попасть в стрессовую ситуацию.
3. Для фиксации внимания детей с ЗПР на полученных результатах необходимо использовать нейтральные по своему влиянию способы: веселая и грустная мелодия, смеющееся и печальное личико, солнышко или тучки и т. п.
Преимущества использования компьютерных программ в коррекционно-развивающем процессе:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции;
• играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий;
• компьютерные игры, соединяя в себе аудио- и видеозаписи, привязывают непроизвольное внимание ребенка с ЗПР благодаря демонстрации явлений и объектов в динамике;
• при правильном решении задачи герои игры поощряют ребенка, тем самым повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой;
• моделирование жизненных ситуаций, которые помогают ребенку с ЗПР не испытывать трудности в реальных условиях.
323
Использование компьютерных технологий в группах с детьми, имеющими ЗПР, показывают преимущества:
• в сенсорном развитии (дети подражают услышанным звукам, учатся сопоставлять картинки словам);
• в развитии психических процессов (быстрее и лучше запоминают информацию, активизируются различные каналы восприятия);
• в образовательной сфере (легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями и т. д.).
Необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3-7 лет можно проводить за компьютером не более 10-15 минут в день (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03»).
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерноопосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии.
И.Ш. Шавалиева
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Р.М. Султанова кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Г.А. Гаязова кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Внутрисемейные отношения дошкольников с речевыми нарушениями и их родителями
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Поэтому помощь такой семье, по мнению В.В. Ткачевой, прежде всего, будет заключаться в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Такого рода информацию лучше всего получать у дефектологов, специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Период первичного обращения родителей к дефектологам чаще всего относится к старшему дошкольному возрасту, который является рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Требования родителей к детям в это время резко по-
324