Научная статья на тему 'Направления работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников'

Направления работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
275
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / COMPUTER DEPENDENCE / PREVENTION / DEVIANT BEHAVIOR / PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна, Иванова Наталья Владимировна

Целью данной статьи является изучение такой актуальной проблемы современности, как зависимость от компьютерных игр, а также выявление основных направлений работы педагога. Выделено основное понятие и характеристики людей, имеющих игровую и компьютерную зависимость. Описана профилактическая работа педагога по данному направлению, которая включает в себя семь основных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна, Иванова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of work of the teacher on prevention of dependence on computer games at younger school students

The purpose of this article is to study such an urgent problem of our time as the dependence on computer games, as well as the identification of the main directions of the teacher. The basic concept and characteristics of the people with gaming and computer addiction are highlighted. The preventive work of the teacher in this direction, which includes seven main directions, is described.

Текст научной работы на тему «Направления работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников»

УДК 159:371.051

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Владимировна Иванова, студентка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), Челябинск

Аннотация

Целью данной статьи является изучение такой актуальной проблемы современности, как зависимость от компьютерных игр, а также выявление основных направлений работы педагога. Выделено основное понятие и характеристики людей, имеюшдх игровую и компьютерную зависимость. Описана профилактическая работа педагога по данному направлению, которая включает в себя семь основных направлений.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика, девиантное поведение, младший школьник.

DIRECTIONS OF WORK OF THE TEACHER ON PREVENTION OF DEPENDENCE ON COMPUTER GAMES AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Vladimirovna Ivanova, the student, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The purpose of this article is to study such an urgent problem of our time as the dependence on computer games, as well as the identification of the main directions of the teacher. The basic concept and characteristics of the people with gaming and computer addiction are highlighted. The preventive work of the teacher in this direction, which includes seven main directions, is described.

Keywords: computer dependence, prevention, deviant behavior, primary school students.

На современном этапе развития общества проблема компьютерной и игровой зависимости младших школьников встает очень остро. Ученики начальных классов не только проводят время за компьютером в поисках полезной информации для учебы, решений олимпиадных задач, но и играют в компьютерные игры с целью удовлетворения своих потребностей. Несомненно, некоторые приносят пользу, т.е. происходит развитие интеллекта, внимания, логического мышления, а также игры могут помочь освоить иностранные языки. Тем не менее, когда интерес к компьютерным играм переходит некую границу, то вред этого пристрастия становится бесспорным.

Под компьютерной зависимостью понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, выявили характеристики, определяющие игровую зависимость:

1) удовлетворение (участие в играх обеспечивает устранение и облегчение от неприятностей);

2) трата времени (больше времени требуется играть в игру, чтобы достичь желаемого результата);

3) агрессивное поведение (если не получается что-то в игре или у человека нет возможности поиграть);

4) конфликт (с ближним окружением);

5) озабоченность мыслями об игре;

6) изоляция от других, чтобы спокойно поиграть;

7) усталость.

Проявление компьютерной зависимости в детском возрасте-довольно частое явление. Поэтому очень важно вовремя заметить и не допустить возможности формирования зависимости у детей. Важная роль в данном процессе принадлежит родителям. Но зачастую сами родители являются зависимыми, либо не вполне понимают, каким рискам подвергается ребенок, который слишком много времени проводит за компьютерными играми. На наш взгляд, существенный вклад в проблему профилактики зависимости младших школьников от компьютерных игр может внести педагог.

Анализ литературы по данной проблеме позволил нам выявить, что под профилактикой понимают совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

К направлениям профилактической деятельности педагога относят следующие:

1. Организация социальной среды. Суть данного направления в том, что путем воздействия на социальную среду можно предотвратить нежелательное поведение личности. В качестве примера в отношении младших школьников можно привести социальную рекламу, направленную на пропаганду здорового образа жизни. Особым потенциалом, на наш взгляд обладают средства массовой информации. И если до ребенка будет доведена «правильная», нужная информация, то это значительно снизит риски формирования аддик-тивного поведения

2. Информирование. Информирование в первую очередь родителей. Работа по профилактике зависимости может осуществляться в различных формах (консультации, тематические беседы, буклеты, круглые столы, родительские собрания). Кроме того, возможно привлечение администрации школы, педагогов-психологов, медицинских работников, программистов.

Интересным видом работы является психологический тренинг, который учитель и психолог могут проводить совместно с родителями и детьми. Одним из значимых плюсов тренинга является расширение области общих увлечений, эмоциональная увлеченность всех участников, благоприятный психоэмоциональный фон.

Также учителем могут проводиться консультации непосредственно с младшими школьниками по поводу рационального использования компьютеров и компьютерных игр. Такая информация может быть представлена в виде буклета, в котором будут освещены такие пункты, как: правильная посадка за компьютером, гимнастика для глаз, предложены сайты с полезной информацией.

3. Активное обучение социально-важным навыкам. Данный вид работы может ре-ализовываться в форме групповых тренингов.

Первым видом тренинга в работе по данному направлению может стать тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных воздействий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников.

Следующий вид тренинга - тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. В рамках работы по профилактике зависимости детей обучают распознавать эмоции, выражать их адекватным образом и справляться со стрессовыми ситуациями. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Еще одним видом тренинга в решении проблемы по данному направлению является тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, в эту категорию можно умение

общаться, поддерживать дружеские связи, конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Данная форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения. Как правило реализуется в случаях уже существующей проблемы.

5. Организация здорового образа жизни. Данная форма включает не только конкретные мероприятия, но и такие аспекты, как ответственность за своё здоровье, здоровый образ жизни, умение достигать оптимистического состояния.

6. Активизация личностных ресурсов. Упор данной формы делается на обеспечение активности личности, ее здоровья и устойчивости к негативным воздействиям.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий в случае уже сформированного девиантного поведения.

Таким образом, используя в своей работе вышеперечисленные направления, педагог имеет возможность организации эффективного и качественного процесса профилактики игровой зависимости у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева, И.Я. Ребенок и компьютер / И.Я. Медведева. - М. : Христианская жизнь, 2007.

- 320 с.

2. Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. - 2010. - № 2. - С. 42-45.

3. Шавыркина, Е.В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте / Е.В. Шавыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 1. - С. 71-73.

REFERENCES

1. Medvedeva, I.Ya. (2007), Child and computer, Christian Life, Moscow.

2. Trafimchik, Zh.I. (2010), "Dependence on computer games: the causes of formation, features and consequences of influence on the personality", The Herald of Belarus State University. Series 3, No. 2, pp. 42-45.

3. Shavyrkina, E.V. (2010), "Features of the manifestation of gambling dependence in school age", Humanitarian sciences and education, No. 1, pp. 71-73.

Контактная информация: shishkinaki@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2019

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ РИСКА БУЛЛИНГА ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Оксана Александровна Кузнецова, магистрант, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье рассматривается проблема буллинга в подростковой среде: приводится определение буллинга и его типы. Освещаются результаты исследования риска буллинга в группах подростков, включённых и не включённых в систему дополнительного образования, проведённого с использованием методик: Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов др.); Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей). Формулируется вывод относительного наличия более низкого риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.