Научная статья на тему 'Особенности риска буллинга подростков, получающих дополнительные образовательные услуги'

Особенности риска буллинга подростков, получающих дополнительные образовательные услуги Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / БУЛЛЕР / БУЛЛИНГ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / НЕБЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРОСТОК / РАЗОБЩЁННОСТЬ / ЦИНИЗМ / AGGRESSION / BULLER / BULLYING / HOSTILITY / ADDITIONAL EDUCATION / COLLECTIVE / INSECURITY / TEENAGER / DISSOCIATION / CYNICISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Кузнецова Оксана Александровна

В статье рассматривается проблема буллинга в подростковой среде: приводится определение буллинга и его типы. Освещаются результаты исследования риска буллинга в группах подростков, включённых и не включённых в систему дополнительного образования, проведённого с использованием методик: Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов др.); Диагностика враждебности (по шкале Кука Медлей). Формулируется вывод относительного наличия более низкого риска буллинга и агрессии, как предиктора буллинга, в группе респондентов, получающих дополнительные образовательные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Кузнецова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of risk of bullying of the teenagers receiving additional educational services

In the article, the bullying problem among teenagers is considered: definition of bullying and its types are given. Results of the research of risk of bullying in the groups of the teenagers included and not included in the system of the additional education, which is carried out with use of techniques are covered: Questionnaire of risk of bullying (A.A. Bochaver, V.B. Kuznetsova, E.M. Bianki, P.V. Dmitriyevsky, M.A. Zavalishina, N.A. Kaporskaya, K.D. Hlomov et al); Diagnostics of hostility (on scale Cook's Medlya). A conclusion of relative existence of lower risk of bullying and aggression as bullying predictor, in group of the respondents receiving additional educational services is formulated.

Текст научной работы на тему «Особенности риска буллинга подростков, получающих дополнительные образовательные услуги»

общаться, поддерживать дружеские связи, конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

4. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Данная форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения. Как правило реализуется в случаях уже существующей проблемы.

5. Организация здорового образа жизни. Данная форма включает не только конкретные мероприятия, но и такие аспекты, как ответственность за своё здоровье, здоровый образ жизни, умение достигать оптимистического состояния.

6. Активизация личностных ресурсов. Упор данной формы делается на обеспечение активности личности, ее здоровья и устойчивости к негативным воздействиям.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий в случае уже сформированного девиантного поведения.

Таким образом, используя в своей работе вышеперечисленные направления, педагог имеет возможность организации эффективного и качественного процесса профилактики игровой зависимости у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева, И.Я. Ребенок и компьютер / И.Я. Медведева. - М. : Христианская жизнь, 2007.

- 320 с.

2. Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. - 2010. - № 2. - С. 42-45.

3. Шавыркина, Е.В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте / Е.В. Шавыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 1. - С. 71-73.

REFERENCES

1. Medvedeva, I.Ya. (2007), Child and computer, Christian Life, Moscow.

2. Trafimchik, Zh.I. (2010), "Dependence on computer games: the causes of formation, features and consequences of influence on the personality", The Herald of Belarus State University. Series 3, No. 2, pp. 42-45.

3. Shavyrkina, E.V. (2010), "Features of the manifestation of gambling dependence in school age", Humanitarian sciences and education, No. 1, pp. 71-73.

Контактная информация: shishkinaki@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2019

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ РИСКА БУЛЛИНГА ПОДРОСТКОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Оксана Александровна Кузнецова, магистрант, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье рассматривается проблема буллинга в подростковой среде: приводится определение буллинга и его типы. Освещаются результаты исследования риска буллинга в группах подростков, включённых и не включённых в систему дополнительного образования, проведённого с использованием методик: Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов др.); Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей). Формулируется вывод относительного наличия более низкого риска

буллинга и агрессии, как предиктора буллинга, в группе респондентов, получающих дополнительные образовательные услуги.

Ключевые слова: агрессия, буллер, буллинг, враждебность, дополнительное образование, коллектив, небезопасность, подросток, разобщённость, цинизм.

FEATURES OF RISK OF BULLYING OF THE TEENAGERS RECEIVING ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES

Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Oksana Aleksandrovna Kuznetsova, the master student, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Annotation

In the article, the bullying problem among teenagers is considered: definition of bullying and its types are given. Results of the research of risk of bullying in the groups of the teenagers included and not included in the system of the additional education, which is carried out with use of techniques are covered: Questionnaire of risk of bullying (A.A. Bochaver, V.B. Kuznetsova, E.M. Bianki, P.V. Dmitriyevsky, M.A. Zavalishina, N.A. Kaporskaya, K.D. Hlomov et al); Diagnostics of hostility (on scale Cook's - Medlya). A conclusion of relative existence of lower risk of bullying and aggression as bullying predictor, in group of the respondents receiving additional educational services is formulated.

Keywords: aggression, Buller, bullying, hostility, additional education, collective, insecurity, teenager, dissociation, cynicism.

ВВЕДЕНИЕ

Буллинг или травля - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти и физической силы [1]. Также буллинг - это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [4].

Буллинг бывает следующих типов:

- прямой тип (физический, и вербальный);

- косвенный тип (сплетни, заговоры, социальная депривация, и т. д.). Основной целью буллинга является желание скрыть собственную неполноценность за агрессивным поведением.

С точки зрения Е. Роланда буллинг-структура представляет собой социальную систему, которая включает в себя преследователей, жертв и наблюдателей со стороны [5]. В подростковых группах очень высока вероятность проявления буллинга. В этом возрасте последствия издевательств могут быть наиболее плачевными т. к. подростки входят в группу повышенного риска из-за трудностей переходного возраста. Ситуация буллинга негативно влияет на всех участников этого явления, будь то жертва, агрессор (буллер) или наблюдатель травли.

В этой связи целью исследования явилось изучение особенностей риска буллинга подростков, получающих дополнительные образовательные услуги. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что риск буллинга среди подростков, получающих дополнительные образовательные услуги ниже, нем у подростков, не включённых в систему дополнительного образования. Объектом исследования выступили 100 подростков учащиеся 6 классов общеобразовательной школы г. Ростов-на-Дону.

МЕТОДЫ

1. Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская, К. Д. Хломов др.).

2. Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На первом этапе исследования респонденты по результатам анкетирования были дифференцированы на группы: первую группу составили респонденты, посещающие районный дом детского творчества, вторую - подростки, не получающие дополнительные образовательные услуги. На втором этапе, в каждой группе были применены методики, направленные на: выявление риска буллинга и враждебности, затем выявлены средние значения по шкалам методик «Опросник риска буллинга (А. А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, и др.)» и «Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей)» по компоненту «предикторы буллинга».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате применения методик были получены данные, представленные на рисунке 1.

Враждебность Агрессвность Цинизм Антипредиктор Равноправие Благополучие Предиктор Небезопасность Разобщенность

□ 2 группа □ 1 группа

Рисунок 1 - Средние значения по шкалам методик «Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, и др.)» и «Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей)» по компоненту «предикторы буллинга»

Как следует из диаграммы, наиболее высокий результат по компоненту «предикторы буллинга» показала вторая группа респондентов (подростки не получающие дополнительные образовательные услуги). Средний балл у второй группы по шкале "разобщенность" составил 3,27, в первой группе этот показатель равен 1,21 балла. Высокий показатель по данной шкале свидетельствует о недостаточной сплоченности в группе и о наличии дистанции между подростками. Такие подростки трудно контролируемы и выбирают стратегию избегания контактов, так как в коллективе отсутствует диалог и взаимовыручка, что свидетельствует о высоком риске буллинга. Психологическая атмосфера в группе на негативном уровне, и это говорит о низком качестве отношений в коллективе. Средний балл по фактору "небезопасность" у второй группы составил 9,7, что значительно больше среднего балла первой группы (5,16), это свидетельствует об усилении субъективного ощущения небезопасности. По фактору «предикторы буллинга» средний балл составил 13,02, что значительно больше группы 1 (6,34), следовательно, можно предположить, что в коллективе пренебрегают правилами, и повышен риск буллинга. По шкалам «цинизм», «агрессивность» и «враждебность» у первой группы определились более низкие результаты по сравнению со второй группой.

ВЫВОДЫ

Таким образом, по итогам проведенного эмпирического исследования возможно заключить, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: по уровню риска буллинга и враждебности, рассматриваемой как предиктор буллинга у подростков, получающих дополнительные образовательные услуги выявлены долее низкие результаты, чем у подростков, не включённых в систему дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / Бочавер А. А., Хломов К. Д. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 149-159.

2. Зимина, Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности : методические рекомендации для студентов / Н.А. Зимина. - Н. Новгород : [б.и.], 2015. - 42 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебное пособие / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.

4. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И.С. Кон // Семья и школа. - 2006. -№ 11. - С. 15-18.

5. Лэйн, Д.А. Детская и подростковая психотерапия / Д. Лэйн, Э. Миллер. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.

REFERENCES

1. Bochaver, A.A. and Hlomov, C.D. (2013), "Bullying as object of researches and cultural phenomenon", Psychology. Journal of Higher School of Economics, No. 3, pp. 149-159.

2. Zimina N.A. (2015), Psychological diagnostics of communicative potential of the personality: methodical recommendations for students N. Novgorod.

3. Zimnyaya I.A. (1997), Pedagogical psychology: manual, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Kohn I.S. (2006), "What is bullying and as to fight against it", Family and school, No. 11, pp.

15-18.

5. Ed. Layne D.A. and Miller, E. (2001), Children's and teenage psychotherapy, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: marina-naumenko@list.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2019

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, профессор, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону

Зарина Исраиловна Гадаборшева, кандидат психологических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

В статье представлен краткий обзор понятий мотивация и учебный мотив. Уже в школе в ходе учебной деятельности ребенка зарождаются увлеченность, активность, ответственное отношение к труду. Убедительно утверждение, что наличие правильно сформированной положительной мотивации к учению в младшем школьном возрасте несомненно преобразуется в способность к самомотивации личности в дальнейшие ее возрастные периоды. В этой связи вопросы формирования положительной мотивации учения становятся особо значимы, поскольку важнейшим фактором воспитания личности является присутствие положительной мотивации к учению. Свойственные, зачастую доминирующие мотивы учения являются достоянием личности, стойкими ее характеристиками. Для изучения мотивации учения в младшем школьном возрасте была использована методика диагностики учебной мотивации школьников Н.Ц. Бадмаевой. Автором показано, что у учащихся младших классов присутствуют как «положительная», так и «нежелательная» мотивация.

Ключевые слова: мотивация; учебные мотивы; успеваемость; обучаемость; возрастные особенности; младший школьник; адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.