УДК 796.083.53
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА "SKAN.XOD-3", КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СКАНДИНАВСКОЙ
ХОДЬБОЙ Азизов Мирзохид Мирзолим угли
Докторант (DSc) Научно-исследовательского института физического воспитания и
спорта
E-mail: [email protected] Абдуфаттоева Мухтасар Мирзаакбар кизи
Магистрант 1 курс Наманганского государственного педагогического института https://doi.org/10.5281/zenodo.10714548
Аннотация. В данной статье идет речь о важности современной компьютерной программы "SKAN.XOD-3" при обучении учеников начальных классов общеобразовательных школ оздоровительной скандинавской ходьбе.
Ключевые Слова: скандинавская ходьба, научно-методические тенденции, здоровый образ жизни, общие правила, техника, физический показатель, компьютерная программа.
A COMPUTER PROGRAM THAT MONITORS THE PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN ENGAGED IN NORDIC WALKING
Abstaract. This article the general public school is teaching primary school students a healthy Scandinavian walk, "SKAN.XOD-3" spoke about the importance of modern computer software.
Key Words: scandinavian walking, scientific methodological principles, healthy life, general rules, technique,physical training, computer program.
ВВЕДЕНИЕ
Внимание к здоровью и воспитанию молодого поколения сегодня, это внимание к нашему будущему. В этом направлении в нашей стране проводятся доселе невидимые работы, в том числес целью обеспечения выполнения Постановления Президента Республики Узбекистан ПП№3907от 14 августа 2018 года "О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, её обучения и воспитания",Указа УП№5924 от 24 января 2020 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан» и с целью обучения во внеурочное время учеников начальных классов оздоровительной скандинавской ходьбе, нами была разработана данная компьютерная программа.
Задача компьютерной программы "SKAN.XOD-3"
♦♦♦ Использование для определения и оценки уровня физической подготовки учеников начальных классов общеобразовательных школ с целью применения к ним оздоровительной скандинавской ходьбы;
♦ Определение и мониторинг уровня общей физической подготовки учеников начальных классов, их специальной физической подготовки, а такжеих физической подготовки при использовании скандинавской палки;
♦♦♦ Создание электронной базы данных по уровню физического развития и физической подготовки учеников начальных классов;
♦♦♦ С целью обучения 7-10летних детей технике скандинавской ходьбы, разработка учебно-методических рекомендаций с помощью данных, собранных путем использования компьютерной программы по определению уровня физической подготовки. [1]
Сфера применения -Данная компьютерная программа презназначена для обучения технике скандинавской ходьбы учеников начальных классов во внеурочное время и оценивания уровня их физической подготовки на основе современных компьютерных технологий.
Порядок работы компьютерной программы "SKAN.XOD-3"
В соответствии с программой была создана шкала оценивания общей физической подготовки, специальной физической подготовки занимающихся по специальным тестам, выполняемым с помощью скандинавской палки (таблица 1).
Физическое качестао Испытание Возраст Уровень физической подготовки
Высокий показатель Средний показатель Низкий показатель
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
Быстрота Бег на 31 м(сек.) 7-8 6, С 6,2 6,7 5,в 5,5
9-11 5,0 6,3 6,5 6,5 6,7
Прыжки с прыгалкой (1 минута) 7-8 22 26 24 23 22 21
9-11 50 45 40 35 30 25
ловкость Челночный 5ег3110м (сек.) 7-S 5,2 9,5 10,0 10,4 10,3 10,5
9-11 9 9,2 э.ь 10,1 9.9 10,2
Гибкость Наклоны вперед.с идя на полу, с скандинавской палкой б рука! (раз) 7-S г 7 5 4 4 3
9-11 10 е в б 5 4
Сила Прыжки б длину с места (см) 7-S iso 140 140 130 130 120
9-11 165 155 150 140 140 130
Сгибание и разгибание рук с опорой на пол (раз) 7^ 5 3 4 2 3 1
9-11 6 4 5 3 4 2
Под тя г и баниенатурнике (для девочек на низком турнике) (раз) 7-S 4 4 3 3 2 2
9-11 4 5 3 4 2 3
Выносливость Приседания с опорой на скандинйбселто палку (раз) 7-S 35 30 30 25 25 20
9-11 40 35 35 30 30 25
Скандинавская ходьба на 401м (мин, сек) 7-8 5 5.30 5.50 5.10 6.20 5.50
9-11 4.20 5 5.20 5.30 6.50 7
Таблица 1. Шкала оценивания уровня физической подготовки 7-10 летних
учеников
При создании шкалы оценивания на основе "Нормативов тестов Алпомиш и Барчиной" инаучно-методической литературы были разработаны тесты и введены в компьютерную программу.В данной таблице для каждой возрастной группы учеников начальных классов были разработаны отдельные тесты для определения уровня физической подготовки, каждый тест распределен по возрасту и полу учеников. [3]
При оценивании качества быстроты7-10летних детей были использованы тесты "Бег на 30 м" и"Прыжки с прыгалкой", при оценивании качества ловкости "Челночный бег 3х10 м", при оценивании качества гибкости "Наклоны вперед, сидя на полу, с скандинавской палкой в руках", при оценивании качества силы "Прыжки в длину с места", "Сгибание и разгибание рук с опорой на пол", "Подтягивание на турнике", при оценивании выносливости "Приседания с опорой на скандинавскую палку", "Скандинавская ходьба на 400 м" (рисунок 1)
м ФИО VpcEtBt □ dqtvxdekb
Быстр&та Ловкость Гвйквпгь Cm ВЫЕССЛПБССТЬ
Евг BE Ил («к.) Прыжьв : □ рыгЕлив {] нннутЕ) Чёлвсчвып BET Jlltol (ten.) .-. 3 е.: л с в е.] ВПЕрЕЛ.СВЛЯ BE ещ, с ctiaEjcaa&cticö □ ЗЛЕ;ей в руквл: {pul Прыи;в Б ДЛНБу с иеста (га) Сгловвве в ра:гвсавсй рук С CDCpCÄ в а □ ЕЛ ip El) По-дтягн вае не на ттржжюе {ДЛЯ ДЕВОЧЕК в в НЖВСОМ турнике) (раз) првселевнк с с пор db be :е;евлввеб: i:- HI палку (рвз) се;евлввеб:ш1 гселбсэ be 400м шбв. ££iil
1 Ай-ннч-чргт. ".Гтп! щ йзг Pvcrad \ТЛН 7,1: 36 11.! _ 130.6 4 4 2" 5,45
2 АсоурзошоЕ Асдуилнг Ху :аимв угли 5,s is ?.: 6 147.4 2 2 24 5.09
3 АВДУрЗКИНОЕ "Д'з-^-ттго £зкэжнр угли 7.04 15 11.5 f 104." 4 4 25 645
4 А1КЗМЖОВЭБ ШзхрЕфЖэзрЖОЕ УГЛИ 6,13 35 10 6 150." 3 3 36 5
j \ i'.'lF'l'E.[ ..1ЖТ.^! ^[^К^'-Т.'З 6.11 17 111 5 101.3 4 4 23 4.1
6 7,54 35 11.2 6 155.3 3 3 2" 62
т Саздкяззшйв.О^эй^.Элм^рол угли 6 20 13 f 110,3 4 4 30 69
1 Д1 ■'■ HSfflMT? .у i.i t*. Ty^j tf уг 7,01 39 14.1 7 101.5 2 2 2" "
9 3.32 3S S 5 144.2 3 3 23 4.13
ID у i is 11. f _ 157,7 4 4 31 61
11 п^н.п.К.^ угли 5.53 34 10 6 131.Р 3 3 23 "1
12 te» fe ™ 7.03 пп 115 5 1216 3 3 33 :.6
13 3.6 33 13.6 6 10s.7 4 4 пп 6
14 Sfflffii Мм™; Щж1юв>™ 64 39 12 _ 141.6 3 j 37 7,1:
ii Е апня НЯЙЯ: ™ 7,2 IP P. 7 5 153.3 3 3 26 612
IS з™ 7,1 3p 12,1 5 131.4 4 4 пп 5,54
17 f.? 35 10.4 6 123,3 3 2 26 5.8
IS ХаЕтктЗМшКвдиийИ™ 7 34 11.3 6 1:1.4 3 3 36 5,03
и брюдк щотдартсш! 5тж f.? 15 10 f 150." 5 5 26 7,is
20 afiükitscjsbs азймжйн 3.14 36 12.1 6 120.7 3 3 37 5.03
21 3.1 IP 10.p - 131,7 3 2 23 7,12
22 64 37 11 6 125,2 4 4 31 5.2
23 апзсяишпэдь айдузнзиз акммлтлж -1 35 113 5 133,7 3 3 23 i 7
24 Е.зщш)жж Ж^М1. угли 7,2 is p.s _ 150 2 2 33 4.32
25 йит J™ 3.s 3: 13.1 i 153.6 3 3 27 5.1
Рисунок 1. Страница ввода физических показателей.
В конце экспериментально-испытательной работы при определении и оценке уровня физической подготовки 7-10летних детей испытания и нормативы данного теста были определены с помощью современной компьютерной программы, что получило положительную оценку со стороны учителей начальных классов и учителей физкультуры.
Экспериментально-испытательные работы данной компьютерной программы были проведены в виде практики в Туракурганском, Наманганском, Учкурганском, Нарынском, Чартакском, Чустском районах Наманганской области.Программа работает на отдельных страницах для 7-8 летних мальчиков и на отдельных страницах для 9-10 летних мальчиков.
[4]
Так как основываясь на результатах вышеуказанных тестовых испытаний, исходя из накопленных детьми баллов, компьютерная программа сама распределяет на три типа, это ребенку с самыми высокими баллами "Высокий", потом "Средний", "Низкий" (рисунок 2).
№ ФИО УрОБЁВЬ ф Н1ВЧ BCKD-H подготовки
Быстрота Ловкость Гибкость Сила Выносливость
Бег на JO м {сек.) Прыжкн с прыг алым {I минута) Челн D4 ныв оег 3x10м {С€К.) Наклоны ел ер ел. сидя на полу, с скандия авскох палкой в руках (раз) Прьпогв в длину с места (dl) Сгноанпе s разгноанне рук с опор«: на пол (рал) ПОДТЖ Н ere be ва турнике {для девочек в а низком турнике) {раз) ОрнсЕланнп с опорой на скандинаве кую палку {риз) Скавдн навозя ходьоа на 4fflba {мнн, сек)
l АодншззроЕ ЖампщлОЕЕ Рустам угли Низени Высокий Низени: средний Низени: грд ^мии Высокий Низени Еысоеий
l Абдуршщдов Абдузшшп Хусянбой угли Еысоеий нтттк ни Высокий ф2диив """'ДТД тн Низкнн Ннзкнв Низкнн Высокий
i Абд>р®шмо& ЖашмвдижЖямшпф угла Низени ■Гр3 1 ним' Низени: Низкии Низени: ■грд ^нмм Высокий Низени Низени:
i Атхамжонов Шяхржр Жасуржон угля Высокий Высокий {рздини сроднил Высокий Низкнн ■Грд |нин Высокий Еысоеий
5 ^.¡жзб'лжйййв.сзмэдщ! шмйэйьугли Высокий Ннзенн Низкие Ннзенн Нн .к ни фЩЩД Высокий Низкнн Еысоеий
6 АЖ^Т.-Ш Незкнн Высокий Ннзевв Ннзенн Высокий Низкнн Грз.^нии Низквв Ннзкнв
T С ДЗОКЮДИНЙВ. ОЛЗЙЖ.«! ДМ}]?0Л УГЛИ Еысоеии Ннзенн Ннзенн Низени Низени грд ^мии Высокий {раднии Низени
1 ctflfflllwmwwjy ^урэдяфущн tv-'i.wlh1. '-тле HlTTk и и Еысоеий Ннзкве незкнн Нвзквн Низкнн НтГГк нн Низквв Ннзкнв
S Высокий Высокий Высокий срздиии Высокий Низени ф^рд Низени Высокий
10 CiiJiBS®. (Ош ЛЙЯЖМ У™ Ни - к ни ТТрПк ни Ннзенн Низени гра■нии сраднии Высокий ■гравии и дрвддии
11 бдтмв® ^toiiuhbshj MW "ли Высокий Высокий ■срзднии сроднил Нн .к нн Низени срзднии Низени Ннзкнв
Ни - к ни Ннзенн Низквв Ннзенн Ннзенн Низкнн грз.^нии •ГрД.^нии •ГрД-^нии
13 Е зпкцнвюв. АйДг!ма1гак. В-зщмжш угли Еысоеии Высокий Низени: Низкии Низени: срзднии Высокий Низкнн фаднии
14 Высокий Еысоеий Низкие Низ к нн Высокий Низкнн Высокий Высокий Низени
1; В ни йгё; йаяи;ш Незкнн нтт*^ нн Высокий фщдш Высокий Низкнн Грз.^нии Низкнн ГрД-^нии
16 низени Еысоеии Ннзенн Низени Низени ■грд ^нмм Высокий Низени фЩЩД
17 ^давж ШладжСжгщж; >™ Высокий Высокой: Низквв нн - к нИ Нвзквн Низкнн Низкнн Низкнн ГрД-^нии
IS ХЗШНЭЕ. З^ЗшЬжядая Ннзенн Высокий Низквв НИЗ мл" Высокий Низкнн Высокий Высокий •ГрД-^нии
19 ЕеетвяШириРтпгнупи Высокий Низкие {рздини сроднил Высокий Высокий Высокий Низкнн Ннзкнв
JO Высокий Высокий Низквв Ннзенн Ннзкви Низкнн Высокий Высокий Еысоеий
21 ййжш ASH« Иа ~Т-ПТТ"1 нтт*^ нн Низквв Ннзенн Нвзквн Низкнн Низкнн Низкнн НТГ.ь нн
23 рздивюиш Высокий Еысоеии Ннзенн Низени Низени грд ^мии Высокий Еысоеий Высокий
19 АЗКЗМЖРВНЕ АЙДУДвЭСШ Акшд. угли НрГ.к нн Высокий: Низквв hlttk нн Нвзквн Низкнн ф^рд нтпк нн грд
21 В.ЗБЩЙЯНЭЕ Жжур.^Т.ТИ Ни - к ни Низкии Высокий срздиии Высокий Низени Низени Еысоеий Высокий
25 Шшшт&Шш®. Акшутли Высокий Высокий: Низквв ннзенн Высокий Низени Высокий Низкнн Высокий
Рисунок 2. Страница распределения по уровню физических показателей.
Каждая страница спрограммирована, исходя из возраста и пола детей. Компьютерная программа "SKAN.XOD-3", контролирующая физическую подготовку занимающихся скандинавской ходьбой детей, имеет свидетельство об официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, данное свидетельство зарегистрировано Агентством интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан под номером DGU 11872. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После внедренияданной компьютерной программы в практику были сделаны следующие выводы. С помощью данной компьютерной программы был определен уровень физической подготовки 7-10 летних детей икаждому занимающемуся были даны нагрузки, исходя из уровня его физической подготовки. В результате было достигнуто улучшение у детей качества быстроты на 12,3 %, качества выносливости на 9,6 %, качества ловкости на 10,7 %, качества силы на 8,1 %, качества гибкости на 11,4 %.Запланировано внедрение данной компьютерной программы во всех других образовательных учреждениях Республики.
Список использованной литературы
1. Ф.А.Керимов Научные исследования в сфере спорта. -Т.: Пресс издание научно-технической информации, 2018. -348 с
2. Azizov, M. M. (2021). ogli. The effectiveness of using the nordic walking wellness exercise in extracurricular time of primary school students. Eur J Sport Sci, 1(2), 32.
3. Azizov, M. (2023). METHODOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE MECHANISMS OF USING THE MOBILE APPLICATION IN SUPPORTING THE POPULATION OF
OUR COUNTRY TO WALKING IN THE METHOD OF SCANDINAVIAN WALKING. Mental Enlightenment Scientific-Methodological Journal, 4(6), 45-50.
4. Азизов, М. (2022). СКАНДИНАВЧА ЮРИШ БИЛАН ШУГУЛЛАНУВЧИ АХОЛИНИНГ ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИГИНИ МАНИТОРИНГ ^ИЛУВЧИ КОМПЮТЕР ДАСТУРИ. Евразийский журнал социальных наук, философии и культуры, 2(11), 58-61.
5. Азизов, М. М. (2022). СКАНДИНАВИЯ УСУЛИДА ЮРИШНИ ^УЛЛАШДА МОБИЛ ИЛОВАДАН ФОЙДАЛАНИШ МЕХАНИЗМЛАРИНИНГ МЕТОДИК ХУСУСИЯТЛАРИ. Fan-Sportga, (7), 27-30.
6. Керимов, Ф. А., & Азизов, М. М. (2021). БОШЛАНГИЧ СИНФ У^УВЧИЛАРИНИНГ ДАРСДАН ТАШ^АРИ ВА^ТЛАРИДА СОГЛОМЛАШТИРУВЧИ СКАНДИНАВЧА ЮРИШ МАШ^ИНИ ^УЛЛАШ САМАРАДОРЛИГИ. Fan-Sportga, (6), 42-45.
7. Керимов, Ф. А. (2021). СКАНДИНАВЧА ЮРИШ БИЛАН ШУГУЛЛАНУВЧИ БОЛАЛАРНИНГ ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРЛИГИНИ МАНИТОРИНГ ^ИЛУВЧИ КОМПЮТЕР ДАСТУРИ "SKAN. XOD": 10.53885/edinres. 2021.88. 71.073 Керимов ФА Профессор, педагогика Фанлар доктори УзДЖТСУ Азизов ММ, Наманган давлат университети таянч докторанти. In Научно-практическая конференция.
8. Azizov, N. N. (2019). METHODS TO FORMULATE HEALTHY LIFESTYLE IN THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM. Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology, 1(11), 236-240.