116 Высшее образование в России • № 10, 2012
С. 116-119; Лyкашенкo М.А. Distant, Open, Blended... Что дальше? ll Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 81-92.
3. Declan Byrne. Blended Learning. 2005. URL:
http:llwww.trainingreference.co.uklblended
_learninglbldacg1.htm
4. Purnima Valiathan. Blended Learning Models.
2002. URL: http:llwww.astd.orglLCl2002l 0802 valiathan.htm
5. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема
трансформации мотивов в контекстном обучении. URL: http://www.library.by/ роЛаІ^/ шоёи^/ psychology/
6. Басалаева Н.В. Особенности смыслообра-
зования в условиях квазипрофессиональ-ной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Барнаул, 2006. 191 с.
BEKUZAROVA N, ERMOLOVICHE. QUASI-PROFESSIONAL CHARACTER OF BLENDED LEARNING OF MASTER DEGREE IN EDUCATION
The article is devoted to implementing of Master degree in Education. Teaching and learning innovations of educational master degree are based on the blended learning approach. The article concerns peculiar features of quasi-professional activity of Master program students
- future pedagogues.
Key words: blended learning models, Master degree in Education, quasi-professional activities.
В.Ф. ТЕНИЩЕВА, профессор Т.А. АВАНЕСОВА, доцент Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск)
Компьютерная поддержка подготовки военного специалиста
В статье представлен алгоритмический подход к разработке компьютерной технологии обучения военных специалистов-судоводителей в условиях иноязычного общения. Для формирования их профессиональных навыков оценки навигационной обстановки, оперативного принятия и реализации решения используется метод упражнений в разрешении типовых задач их деятельности, которые автоматически моделируются компьютерными аппаратно-программными средствами.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, алгоритмы профессиональной деятельности, динамические стереотипы, типовые задачи труда, компьютерная технология обучения, педагогическая ситуация, компьютерная поддержка, обратная связь.
Модернизация системы высшего военного образования включает не только усиление подготовки военных специалистов в области управления войсками и оружием. Приоритетным направлением стало также формирование умений и навыков руководства подразделениями и частями в обычных и экстремальных условиях, что повышает требования к качеству их речевой культуры. По некоторым данным, более 60% курсантов в условиях, имитирующих боевую обстановку, испытывают растерянность при исполнении командирских обязанностей, и даже на русском языке не могут чет-
ко сформулировать боевую задачу, организовать и скоординировать действия своего подразделения [1]. Поэтому на повестке дня стоит задача повышения уровня их коммуникативной, в том числе иноязычной, компетенции.
Деятельность военного специалиста-оператора зависит от его профессиональных навыков, доведённых до автоматизма умений. Навыком называется действие, выполняемое машинально и позволяющее оператору сосредоточиться на оценке событий, поиске решения проблемы, не задумываясь о контроле движения рук, ног
Education Online
117
и т.п. [2]. Когда сознание освобождается от контроля операций (моторных, сенсорных и интеллектуальных), устойчиво повторяющихся при выполнении действий, в поле зрения остаются цель деятельности, условия и способы ее выполнения.
Приобретённый навык помогает быстро и творчески выполнять действия в процессе профессиональной деятельности в любой рабочей ситуации с учётом сочетания различных условий и обстоятельств. Первоначально навыки отрабатываются в учебной педагогической ситуации в результате приобретения устойчивых динамических стереотипов (ДС).
Наличие устойчивых ДС является залогом безопасной работы. Именно ДС типовой задачи труда (ТЗТ) стабилизируют деятельность оператора. Схемы стереотипов составляются в виде простейших или комплексных информационных единиц (ИЕ) -символов, знаков, цифр, коротких фраз, инструкций, приказов, которые позволяют оператору их лучше запомнить. Они представляются в виде программы действий в конкретной рабочей ситуации с учётом психологических законов долговременной памяти, способствующей прочному усвоению стереотипов, в том числе и в условиях иноязычного общения. Нами разработана компьютерная обучающая и контролирующая программа «STEP », позволяющая решать задачу формирования профессиональных умений и навыков военного специалиста в условиях иноязычного общения. Эта программа создает дидактически целесообразную интерактивную, профессионально ориентированную обучающую среду, обеспечивающую формирование навыков под управлением преподавателя и при самостоятельном обучении.
В соответствии с интегративно-контекстным подходом [3] основной единицей компьютерного обучения сложным алгоритмам деятельности военного специалиста в иноязычной среде является типовая задача его труда, представленная порция-
ми информации в профессионально-предметном контексте. Воспроизводятся и технологический компонент осваиваемой деятельности в определенной ситуации, и информационный, лингвистический компонент (фраза, предложение, текст, модели вербального и невербального общения и способы их использования), выступающий средством его регуляции.
Такая задача, как обобщенная знаковая модель прошлых проблемных ситуаций иноязычного общения, «вплетенных» в контекст технологических процессов, содержит указания на цель, средства, сроки выполнения, пространственную точность действий и ожидаемый результат. Переработка иноязычной информации и принятие решений здесь выступают в качестве основного этапа. Типовая задача, выполняемая с использованием иностранного языка, имеет сложнейшую внутреннюю структуру, в которую входят предметно-технологический, социокультурный, психологический, временной и собственно иноязычный компоненты. Их единство, представленное в мотивации, знаниях и опыте специалиста, и составляет стереотипы его профессиональных действий. Для студента такая задача в процессе ее овладения предстает как сложная проблемная ситуация, характеризующаяся противоречиями и неопределенностями, необходимостью выделения предметных, социальных, временных и психологических условий, а также иноязычных средств подготовки и осуществления необходимых технологических процессов [3].
Объективно, со стороны содержания обучения, имеются четко заданные условия и способы решения задачи. Со стороны же учебной деятельности студента, субъективно, эта типовая задача предстает уже в развернутой форме проблемной ситуации, в ходе разрешения которой с использованием иностранного языка и происходит усвоение алгоритмов ее решения на уровне личностных и социально-профессиональных смыслов, составляющих профессио-
118 Высшее образование в России • № 10, 2012
нальную компетенцию. Субъективная сложность задачи изменяется по мере ее освоения.
Программный продукт содержит текстовые и мультимедийные задания со звуковым сопровождением для поэтапного развития и контроля лингвистических и профессиональных умений и навыков и их интеграции в сложные алгоритмы деятельности в процессе овладения типовыми схемами динамических стереотипов. Типовые ситуационные задачи программируются наборами тестовых заданий различного типа в зависимости от видов осваиваемых алгоритмов.
Посредством выполнения ситуационных задач ТЗТ можно обеспечить формирование различных навыков (от простейших до сложных моторных и слухорече-двигательных) и усвоение логическихусло-вий их применения. Алгоритмы деятельности оператора целесообразно выдавать на экран в виде ситуационных заданий, составляющих ТЗТ, при этом алгоритмы объекта управления предъявляются автоматически показаниями приборов, подачей звуковых сигналов, наличием шумовых помех в эфире и т.п.
При анализе каждого этапа алгоритмического действия нами выявлялись логические связи и порядок их следования. При этом учитывались алгоритмы объекта (корабля, двигателя и т.п.), описывающие его маневры, увязанные с действиями оператора. Осваивая ТЗТ, учащийся заводит все члены алгоритма в долговременную память, что способствует выработке динамических стереотипов профессиональной деятельности.
При организации самостоятельного обучения с помощью компьютерной поддержки учитывается отработка правильности выполнения задания учащимся с учётом поэтапной логической последовательности. Наличие возможности получения помощи в виде эталонного ответа, подробного объяснения или наводящего вопроса
помогает исключить ошибки в процессе тренинга. Фактор времени, обратная связь, оценка деятельности обучающегося и ведение подробного протокола тестирования
- все это даёт ему возможность самостоятельно анализировать ошибочные действия и проводить их корректировку с учётом индивидуальных возможностей.
Проанализируем ТЗТ «Вход в иностранный порт» в виде компьютеризированных алгоритмов деятельности оператора. При их отработке действия осваиваются в следующей последовательности: определение местоположения порта назначения и дистанции до него; прокладка маршрута и определение времени прибытия с учётом рекомендованных путей, навигационных опасностей и гидрометеорологических условий; уточнение на иностранном языке времени прибытия из расчёта заданной скорости и маршрута; выбор полосы движения и безопасной скорости с учётом показаний эхолота, величины проседания корабля и т.п.; связь на иностранном языке с портовыми властями, лоцманской станцией по ультракоротковолновой связи; выбор метода приёма лоцмана, запрос курса и рекомендованной скорости, запрос буксиров для увеличения манёвренности согласно техническим условиям корабля и мн. др.
Алгоритмы действий осваиваются при активном осмыслении структуры и содержания ИЕ, в том числе произносимых на иностранном языке с различными акцентами, до уровня достижения оперативности соотнесения их значения с предметными характеристиками объекта или процесса военно-профессиональной деятельности.
Ситуационная задача представляется в виде структурного описания, отвечающего требованиям детерминированности, массовости и результативности и характеризуется самонастройкой и самообучением, которые создают условия для планирования действий, предвидения развития ситуации и своевременности принятия решений. Для улучшения запоминания используется
Education Online
119
аудиовизуальное подкрепление, своевременная многоуровневая подсказка, работа по исправлению ошибочных действий и их повторное выполнение в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. В ходе выполнения упражнений полученные знания перерастают в начальные умения, а затем в профессиональные навыки, обеспечивающие возможность выполнения действий на уровне подсознания.
При подаче на экран так называемого «санкционирующего толчка» - сигнала о правильности выполнения действия - у обучающегося появляется возможность видеть его результат, осуществлять его корректировку и принятие решения в связи с изменившимися условиями. Отработка ошибочных действий в режиме тренировки увеличивает скорость и правильность выполнения ситуационного задания при контрольном тестировании.
Результаты профессионального тестирования судоводителей, выпускников факультета военного обучения 2011 г. на основе тестов программ Marlins на английском языке, которые используются при найме моряков на работу, составили в среднем около 80 баллов, тогда как при их допуске на должность младшего командного состава требуется получить 75 баллов. Это свидетельствует о достаточно разносторонней социально-профессиональной подготовке выпускников, поскольку компьютерные тесты охватывают широкий спектр иноязычных умений и навыков, сопряженных со знанием не только технологии их деятельности, но и особенностей работы в поликультурной среде.
Моделирование алгоритмов решения типовых задач военного специалиста с помощью компьютерной поддержки способствует формированию динамических стереотипов осваиваемой деятельности, повышению мотивации учащегося и его заинтересованности в профессиональной подготовке. В ситуациях иноязычного общения это может быть достигнуто при условии:
• нацеленности информационных технологий на усвоение иностранного языка на уровне профессиональных смыслов;
• предоставления учащимся возможности практического освоения иностранного языка в качестве средства решения профессиональных задач;
• моделирования ситуаций деятельности специалиста, сопряженных с необходимостью принятия оперативных решений на основе иноязычной информации.
Литература
1. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концеп-
ция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2007. 46 с.
2. Леонтьев В.А. Формирование професси-
ональных навыков судоводителей. М.: Транспорт, 1987. 224 с.
3. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Интегра-
тивно-контекстная модель формирования иноязычной профессиональной компетенции инженера: Психолого-педагоги-ческие аспекты развития образования // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Вып. 539. Сер. «Педагогическая антропология». М.: Рема, 2007. С. 133-143.
TENISHCHEVA V., AVANESOVA T. COMPUTER SUPPORT OF MILITARY OFFICERS TRAINING
Algorithmic approach to working out computer training technology is presented in the article. Practical method of training military officers - navigators’ professional skills in assessment of navigating conditions, making timely decisions of their typical professional problems as well as their execution in the conditions of foreign language communication is introduced by hardware-software means of computer technologies.
Key words: occupational activities, professional algorithms, dynamic stereotypes, standard goals of job, computing training technology, pedagogical situation, computer support, feedback.