УДК 378
ББК 74.580.22
К 89
Ю.С. Кузнецова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»; E-mail: jx@bk.ru
В.Ф. Тенищева
Доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»; E-mail: vic-ver@mail.ru
Е.Н. Цыганко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»; E-mail: lena_tsyganko@mail. ru
ИНТЕГРАТИВНО-КОНТЕКСТНЫЙ МОДУЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрена проблема подготовки морского специалиста к профессиональной деятельности с позиций интегративно-контекстного подхода. Обосновано модульное построение курса обучения иноязычному общению, при котором компьютерные технологии выступают средством моделирования профессиональной деятельности. Приводятся результаты профессиональной подготовки курсантов Государственного морского университета имени Ф.Ф.Ушакова к деятельности в иноязычной среде.
Ключевые слова: интегративно-контекстный подход, модульная технология, компьютерные средства обучения, поликультурная среда, профессиональное общение, иностранный язык.
Yu.S. Kuznetsova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; E-mail: jx@bk. ru
V.F. Tenishcheva
Doctor of Pedagogy, Professor, Chief of Foreign Languages Department, the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; E-mail: vic-ver@mail.ru
E.N. Tsyganko
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University; E-mail: lena_tsyganko@mail. ru
INTEGRATIVE CONTEXTUAL MODULE OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT
Abstract. Integrative contextual approach was used to investigate problems related to marine specialist training to professional activity. Modular creation of a course in foreign-language communication at which computer technologies act as a simular of professional activity is proved. The results of cadets' professional training to the activities requiring foreign language communication skills at the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University are given.
Keywords: integrative contextual approach, modular technology, computer technologies, multicultural environment, professional communication, foreign language.
Наиболее важной характеристикой XXI века являются процессы глобализации, становление единого, взаимозависимого мира, в рамках которого происходит расширение экономических, политических и культурных связей и соответственно повышение роли компетентного владения специалистом иностранным языком. Для достижения
«оперативности» реализации иноязычной компоненты профессиональной деятельности требуется определенный период адаптации молодого специалиста для того, чтобы «вписать» иноязычную составляющую в систему производственных связей.
Содержание профессионального образования выступает условием социализации личности студента и его профессионального становления [1]. Однако деятельность некоторых категорий специалистов требует от выпускника с самого начала без длительного периода адаптации оперативного подключения профессиональной компетенции, в структуру которой интегрирована иноязычная компонента. Так, например, для специалистов морского флота, профессиональная деятельность которых протекает в международных водах в иноязычной среде, успешность их взаимоотношений с представителями других государств во многом зависит от того, насколько глубоко и адекватно иноязычные навыки интегрированы в общую систему профессиональной деятельности. Поэтому у выпускников необходимо сформировать «механизм» оперативности в стенах учебного заведения.
Компетентность неразрывно связана с опытом успешной профессиональной деятельности, который в ходе обучения в вузе должен быть приобретен студентом в нужном объеме, и важная роль в процессе подготовки специалиста к профессиональному иноязычному общению отводится компьютерным технологиям.
Компьютерными считаются технологии обучения, которые моделируют и реализуют хотя бы одну функцию преподавателя по управлению учебной деятельностью учащегося. Они представляют собой результат взаимодействия педагогики и информатики в проектировании электронного обучения, в котором отдельные функции управления учебной деятельностью и соответствующие им процедуры представлены в виде программных продуктов, реализуемых компьютерным средством обучения [2]. Эти технологии используются как среда освоения опосредованных компьютером видов деятельности, составляющих содержание профессионального труда, как инструмент создания профессионально значимых продуктов учебной деятельности в виде банков информации, как предмет и источник определенной тематики и т.п.
Компьютерные технологии, разработанные с теоретических позиций интегративно-контекстного подхода [3], позволяют воссоздать в образовательном процессе предметно-технологический, психологический, социокультурный и социально-профессиональный контексты оперативного решения профессиональных задач в различных ситуациях иноязычного общения. Формирование механизма «оперативности» профессиональной компетенции специалиста в интегративно-контекстном обучении связывается с соотнесением его иноязычных возможностей с требованиями и условиями типовых задач профессиональной деятельности, ее социальным, предметным и психологическим контекстами. Поэтому и компьютерные технологии проектируются при помощи технологических, временных, пространственных и инструментальных характеристик как среда и средство моделирования условий профессионального общения.
Важнейшей характеристикой профессионально-предметных ситуаций иноязычного общения является тот факт, что получение, передача и интерпретация информации на иностранном языке выступают основой оперативного принятия решения. Компьютерная поддержка происходит в процессе обратной связи при оценке правильности запроса и получения информации. Компьютер выступает в качестве средства стимулирования вербального общения учащихся, создавая условия для формирования у них социально-профессиональных алгоритмов решения экстралингвистических профессионально-предметных задач с помощью иноязычной речевой деятельности.
Одним из наиболее эффективных способов разработки учебного курса является его модульное построение, где компьютерные технологии выступают средством и средой моделирования профессиональной деятельности. Модульная технология, разработанная на основе интегративно-контекстного подхода, характеризуется единством содержательного и процессуального компонентов. Она проектируется на основе принципа последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий
их профессиональной деятельности с тем, чтобы будущие специалисты сознательно и активно овладевали способами компетентного решения профессионально-предметных задач в логике технологических процессов их будущего труда в иноязычной среде.
Модуль как единица организации учебного процесса - законченный смысловой блок алгоритма профессиональной деятельности специалиста, представленный учебной информацией в системе взаимосвязанных элементов, направленных на освоение типовой задачи труда специалиста в иноязычной среде, который включает мотивационно-целевую составляющую, трансформирующуюся в целевую программу обучающихся.
Типовая задача труда имеет четко заданные условия и способы их преобразования, обеспечивающие ее решение. Со стороны процесса учебной деятельности студента, субъективно, она предстает в развернутой форме проблемной ситуации, в ходе разрешения которой с использованием иностранного языка и происходит его усвоение на уровне личностных и социально-профессиональных смыслов.
Разработка комплекса заданий с помощью компьютера определяется особенностями профессиональной типовой задачи специалиста, конкретными задачами обучения с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности студента. Через последовательное воссоздание профессионального контекста программируется усвоение профессионально-предметных компонентов и алгоритмов профессионального иноязычного общения будущего специалиста и их интеграция в систему, на основе которой происходит решение профессиональных задач и разрешение возникающих проблемных ситуаций.
Единство предметных, психологических, социокультурных, мотивационных и психофизиологических составляющих учебной деятельности в процессе освоения профессиональной типовой задачи с помощью компьютерной поддержки создает условия для реализации будущей профессиональной деятельности обучающегося в ситуациях иноязычного общения (см. рис. 1).
В процессе решения микрозадач помощью компьютерной поддержки программируется усвоение компонентов профессионального иноязычного общения - лингвистического, страноведческого, речевого, рефлексивного, интерактивного и профессионально-предметного, включающего технологический компонент (предметное действие в виде изменения скорости судна, перекладки руля и т.п.), и их интеграция в систему, выступающую средством решения профессиональной задачи в иноязычной среде. Особенностью компьютерных программ в тренировочном и контролирующем режимах является направленность иноязычной речевой деятельности студента на решение экстралингвистических профессионально-предметных задач.
Последовательное воссоздание профессионального контекста деятельности будущего специалиста посредством интегративно-контекстного компьютерного модуля способствует эффективному освоению студентом его профессиональной типовой задачи и, как следствие, поэтапному усвоению компонентов его профессионального иноязычного общения и их интеграция в систему, представляющую интегральную характеристику его личности. Оказывая результативную поддержку, компьютер способствует мобилизации возможностей студента на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, стимулирует дальнейший интерес в решении профессиональной задачи.
На диаграмме (см. рис. 2) представлены результаты формирования посредством инте-гративно-контекстного компьютерного модуля профессиональной компетенции при освоении типовой задачи труда «Проход Английским каналом» в условиях иноязычного общения у судоводителей пятого курса Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (экспериментальная группа - 33, контрольная - 35 курсантов).
компьютерный модуль освоения
ТИПОВОЙ ЗАДАЧИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ
I
Средства учебной деятельности
I
Компоненты профессиональной
деятельности и общения
▼ -~
Компьютерная поддержка освоения
типовой задачи труда и оценки результатов ее решения
Профессиональная компетенция с иноязычной компонентой
Лингвистический ▼
Страноведческий
т
Речевой ▼
Рефлексивный
п:
Интерактивный
Профессионально-предметный
Субъекты учебной деятельности
Преподаватель
н
Студент
Экспертно-аналитическое сотрудничество преподавателя со студентами
Рисунок 1. Компьютерный модуль освоения типовой задачи труда в иноязычной среде.
Как следует из диаграммы, все средние показатели компонентов деятельности в процессе решения ситуационной задачи в экспериментальной группе на порядок выше контрольной и свидетельствуют о формировании сложных межпредметных компетенций.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 о
/ А
ш
□ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
ГО
Условные обозначения: О - оперативность принятия решения; А - адекватность выполнения профессионального действия на основе иноязычной информации; РО - соблюдения регламента
профессионального иноязычного общения.
Рисунок 2. Средние показатели компонентов деятельности в процессе решения
ситуационной задачи.
После завершения экспериментального обучения все участники экспериментальной группы отметили в анкетах, что компьютерная поддержка способствует эффективному
формированию профессиональных навыков: помогла приобрести готовность к иноязычному общению (100% респондентов) и умение оперативно принимать решения (93,94%); повысить свою самооценку (84,85%); почувствовать уверенность в себе (90,91%); стать более инициативным (51,52% респондентов). При этом все участники эксперимента отметили, что они считают компьютерную поддержку важным средством подготовки к решению профессиональных задач и проблем в ситуациях иноязычного общения [4].
Компьютеризированная поддержка также способствовала формированию эмоционально-волевой устойчивости специалиста в иноязычной среде как сложного системного психического образования, которое проявляется в его способности к проектированию собственных эмоций и волевых усилий, направленных на решение типовых задач. Усвоение иностранного языка на уровне профессиональных смыслов привело к сокращению периода адаптации курсантов к особенностям речи и различным акцентам собеседников, развитию стереотипов оперативного соотнесения иноязычной информации с предметными характеристиками процессов и объектов управления, предъявляемых на экране компьютера, прочному знанию ориентировочной основы их профессиональной деятельности, сопряженной с иноязычным общением. Накопление опыта привело к снижению барьера напряженных психических состояний обучающихся, о чем свидетельствовали высокие показатели оперативности их деятельности, которая в процессе обучения выросла с 32,86% до 87,14% [5].
Освоение профессиональных задач в ситуациях иноязычного общения посредством интегративно-контекстного модуля наполняется для учащегося личностным смыслом, поскольку за ними просматриваются реалии будущего труда. Использование иностранного языка в качестве средства осуществления моделируемых технологических процессов труда создает педагогические условия для интеграции знаний, умений и навыков в области спецпредметов и иностранного языка в профессиональную компетенцию будущего специалиста с учётом иноязычной составляющей.
Примечания:
1. Демкина Е.В. Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2 (44). С. 79-84.
2. Аванесова Т.П. Терминологические подходы к определению понятия "технология электронного обучения" // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 1 (24). С. 36-39.
3. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования иноязычной профессиональной компетенции инженера: психолого-педагогические аспекты развития образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Педагогическая антропология. 2007. Вып. 539. С. 133-143.
4. Кузнецова Ю.С. Компьютерная поддержка обучения будущих офицеров военно-морского флота профессиональному иноязычному общению: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 26 с.
5. Цыганко Е.Н. Формирование эмоционально-волевой устойчивости офицера военно-морского флота в профессиональном иноязычном общении // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 56 (3). С. 52-56.
References:
1. Dyomkina E.V. Psychological and pedagogical conditions of gender-role socialization of the person of the higher school student // The Bulletin of the Adyghe State University. 2009. No. 2 (44). P. 79-84.
2. Avanesova T.P. Terminological approaches to definition of the concept "technology of electronic teaching" // The Bulletin of Maikop state technological university. 2013. No. 1 (24). P. 36-39.
3. Verbitsky A.A., Tenishcheva V. F. Integrative and contextual model of formation of foreign-language professional competence of an engineer: psychological and pedagogical aspects of the development of education // The Bulletin of Moscow state linguistic university. Ser. Pedagogical anthropology. 2007. Iss. 539. P. 133-143.
4. Kuznetsova Yu.S. Computer support of training of future navy officers to professional foreign-language communication: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb. 2009. 26 pp.
5. Tsyganko E.N. Formation of emotional and volitional stability of the navy officer in professional foreign-language communication // The Bulletin of Stavropol state university. 2008. No. 56 (3). P. 52-56.