ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
SPECIAL TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION
УДК 378:004.9
ББК 74.580.22
А 18 Т.П. Аванесова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Новороссийского
филиала Адыгейского государственного университета; E-mail: avanesova1@mail.ru
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования компьютерной поддержки в процессе модульного обучения.
Ключевые слова: образовательный модуль, компьютерная поддержка, педагогическая модель запоминания информационной единицы, успешность, усвоение информационных единиц, алгоритмы деятельности, модульное обучение, интеллектуальный тренажёр, оптимизация процесса обучения.
T.P. Avanesova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, Novorossiysk
Branch of Adyghe State University; E-mail: avanesova1@mail.ru
EDUCATIONAL MODULE COMPUTER SUPPORT
Abstract. The paper describes possibilities of computer support in the course of modular training.
Key words: the educational module, a computer support, pedagogical model of information units memorization, successfulness, the assimilation of information units, algorithms of activities, modular training, intellectual simulator, optimization of teaching process.
Новая парадигма образовательного процесса - модульное обучение (МО). Глоссарий UNESCO даёт определение МО как обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии.
В основу методики МО положен принцип функционального анализа. Г.В. Зиновьева выделяет основные принципы модульности, структуризации, консультирования, деятельности и гибкости процесса обучения с помощью модульного обучения [1].
Сущность МО заключается в самостоятельном процессе обучения (или с частичной поддержкой) для формирования учебно-познавательной деятельности - восприятии, глубоком осмыслении информационных единиц (ИЕ), их запоминании, повторении, систематизации и применении на практике. Под ИЕ мы понимаем названия материальных объектов, лингвистические единицы, знаковые информационные единицы, формулы, рисунки изучаемых объектов, дефиниции объектов или понятий, формулировки законов, правила, инструкции и т.п., которые представляются учащемуся порционно в рамках модульной программы, реализующей основные дидактические цели.
Образовательный модуль (ОМ) приобретает особую ценность, если он поддерживается компьютерной программой. Осуществляя компьютерную поддержку (КП), «...комплекс педагогических приёмов использования компьютерной техники в целях повышения эффективности обучения на основе создания дидактически активной целостной интерактивной обучающей среды учебной деятельности обучающихся» [2], программный продукт является эффективным средством осуществления самостоятельного обучения, педагогические тесты которого представлены с учётом индивидуальных способностей
обучающихся. КП является педагогическим условием восприятия, глубокого осмысления информационных единиц (ИЕ), имеющих различную сложность.
КП модульного обучения даёт возможность систематизации учебного процесса, автоматизированного контроля, анализа результатов тестирования с целью их корректировки, подключения к сети Интернет и автоматизированной системе управления (АСУ) ВУЗа для кредитно-рейтингового анализа результатов, полученных в процессе самостоятельной работы учащегося.
КП осуществляет внутреннюю и внешнюю обратную связь (ОС) при своевременной выдаче информации о правильности последнего выполненного действия. При изучении природы этого явления отмечается его физиологическая основа согласно теории функциональной системы П.К. Анохина, описавшего обратную связь в этой функциональной системе [3]. Обратная связь рассматривается как явление, содействующее усвоению учебного материала, состоящего из ИЕ, информативной базы профессиональной подготовки специалиста.
В техническом средстве обратная связь используется для того, чтобы создать учебную ситуацию, содержащую в себе текущее состояние акцептора результатов действия, адекватное изучаемому знанию, уловить момент наступления этого состояния и осуществить в этот момент санкционирующий толчок (выдать сигнал о правильности действия). Это состояние готовности к осуществлению санкционирования текущей программы, акцептор результатов действия, и представляет собой ситуацию запоминания [4]. Процесс запоминания обеспечивается сосредоточиванием внимания, равномерным запоминанием всех частей изучаемого материала, его глубоким осмыслением, формированием умения выделять главное.
Использование КП позволяет разработать двухуровневый образовательный модуль (ИОМ) - функциональный узел, в котором объединены цели обучения, содержащие указания на объём знаний, умений и навыков специалиста, интегрированных в комплексные социально-профессиональные алгоритмы деятельности, и на уровень их формирования, содержание обучения, представленное в виде типовых задач его будущего труда, и технология овладения способами решения этих задач, программирующая на первом уровне активное осмысление учащимся структуры и содержания ИЕ, достижение оперативности соотнесения их значения с предметными характеристиками предмета, объекта или процесса осваиваемой профессиональной деятельности; на втором уровне - путем осознания взаимосвязей этих единиц с техническими, ситуативными и временными параметрами типовой задачи и их интеграции в алгоритмы ее решения, в том числе в иноязычной среде.
Компьютерная программа «STEP», разработанная на кафедре иностранных языков МГА имени Ф.Ф. Ушакова, в рамках образовательного модуля создаёт педагогические условия для понимания и запоминания ИЕ и осознания их взаимосвязей с техническими, ситуативными и временными параметрами типовой задачи осваиваемой профессиональной деятельности и их интеграцию в алгоритмы ее решения.
Для определения готовности обучающегося на междисциплинарном уровне решать поставленные задачи профессиональной деятельности используются комплексные ситуационные задачи. Они позволяют выявить понимание проблемы в целом и требуют знания алгоритмов ее решения.
Поиск решения тестовых заданий с помощью компьютерной поддержки даёт возможность будущему специалисту самостоятельно обнаруживать пробелы своих знаний и принимать меры для их устранения и тем самым повышать уровень своей профессиональной компетенции.
Что касается обучения алгоритмам деятельности в иноязычной среде, то необходимо подчеркнуть, что ,поскольку в условиях ИОМ развитие профессиональной компетенции будущего специалиста осуществляется на предметной основе не собственно речевой, а качественно иной - профессионально-технологической деятельности, где иностранный язык выступает средством ее регуляции, формы контроля должны адекватно отражать эту
специфику.
Особенностью КП, используемых в тренировочном и контролирующем режимах, является направленность иноязычной речевой деятельности учащегося на решение экстралингвистических военно-профессиональных задач. В этих условиях происходит интеграция знаний, умений и навыков в области иностранного языка и специальных предметов в обобщенные алгоритмы деятельности будущего специалиста, развивается его профессионально-предметная компетенция с учётом иноязычной составляющей.
Представим некоторые результаты педагогического эксперимента по использованию ИОМ в учебном процессе. На первом этапе использовались параметрические методы оценки его результатов. На втором этапе - методика компонентного анализа деятельности, сопряженной с иноязычным общением [5]. С ее помощью определялись речевая включенность - готовность студента к речевой деятельности на иностранном языке в контексте операторской деятельности; реализация основной цели иноязычного общения - по факту достижения/не достижения цели общения; оперативность выполнения коммуникативной задачи - методом сравнения времени выполнения операции с нормативным показателем; адекватность квазипрофессионального действия на основе иноязычной информации.
Бусл • 100%
К _ усл
Критерий усвоения компонентов рассчитывался по формуле: У ОП ,
где: Б усл - сумма условных баллов, выставленных за данный компонент в целом;
ОП - количество операций, связанных с ИРД, которые составляют данный компонент.
Оценка валидности результатов сравнительного эксперимента производилась с помощью критерия х2 по Пирсону.
При параллельном эксперименте выделялись экспериментальные и контрольные группы МГА им. Ф.Ф. Ушакова и Новороссийского филиала ЛГУ! Сравнивалось изменение соотношения правильных и ошибочных воспроизведений материала в экспериментальных и контрольных группах и скорость выполнения задания, время, затраченное на выполнение всего упражнения, оценка в баллах и в процентах.
При проведении последовательного эксперимента рассматривалось соотношение количества правильных и ошибочных воспроизведений изучавшегося материала в контрольных работах при входном тестировании до использования экспериментальной методики и после её применения.
Во время самоподготовки ИЕ в звуковом сопровождении предъявлялись учащимся в форме тестовых заданий (30 компьютеризированных упражнений) в режиме обучения и контроля. Ответы формировались посредством выбора правильного варианта, набора с помощью ключей клавиатуры, конструирования слов, фраз и предложений с помощью блоков, подбора картинки к имеющейся фразе, предложению и определению, заполнения пробелов и др. В режиме обучения использовалась подсказка. Количество повторов в работе по исправлению ошибок в режиме тренировки определялось в зависимости от успешности действий исполнителя (от одного до пяти раз). Результаты контрольного тестирования заносились в протокол с предоставлением подробного анализа ошибочных действий.
В табл. 1 показано среднее количество ошибок, допущенных курсантами-судоводителями четвёртого года обучения (МГА им. Ф.Ф. Ушакова) при выполнении компьютеризированных тестов по темам курса «Деловая переписка». Количество ошибок в экспериментальной группе уменьшилось от 5,94 до 1,20, в то время как в контрольной группе оно менялось в зависимости от сложности учебного материала и в последнем тесте достигло значения 10,21.
Таблица 1.
Изменение ошибочных действий итоговых тестов (ЭГ и КГ) эксперимента по темам курса
«Деловая переписка»
№ Индекс группы в экспериментеРоль Исходное количество ошибок Темы уроков курса «Деловая переписка»
п/п 1 2 3 4 5 6 7
о готовности суднаНотисы та р ек н & ака СП Сообщения, запросы, просьбы Претензии по грузовым операциям Акты осмотра танков Заявление о морском протесте. Рекламации по авариям, столкновениям
1. МГА Э 10,4 5,94 3,97 3,64 2,96 2 1 1
142-А (15) ,75 ,94 ,20
2. МГА 143-Б К (16) 8,30 7,09 8,3 9,51 11,4 9 ,05 8 ,6 1 0,21
На рис. 2 прослеживается скачкообразность ошибочных действий курсантов в КГ и их плавное уменьшение в ЭГ.
О Н---------1-------1--------1-------1--------1-------1----
1 2 3 4 5 6 7
темы курса "Деловая переписка"
Рисунок 2. График изменений количества ошибок, допущенных в итоговых тестах по темам курса «Деловая переписка» курсантами ЭГ и КГ
Приведем результаты эксперимента, проведенного нами совместно с доцентом кафедры иностранных языков Е.Н. Цыганко с курсантами факультета военного обучения МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (35 человек) по освоению ИЕ военно-профессиональной типовой задачи «Выполнение должностных обязанностей по вахтенной службе в машинном отделении» [6].
Была выявлена четкая динамика роста средних критериев усвоения компонентов, характеризующих адаптацию обучающихся к национальным акцентам произношения, понимание общей идеи информации выросло до 97,14%, что свидетельствует о том, что практически у всех курсантов сформирован навык восприятия информационных единиц, произносимых с разными акцентами.
Значительно выросла точность раскрытия контекстуального значения ИЕ на иностранном языке, оперативность составила 67,14%, увеличившись более чем в семь раз. В целом индивидуальные качества курсантов приобрели черты оперативности, тонкого приспособления к требованиям деятельности.
Наблюдалась положительная динамика изменения средних критериев усвоения компонентов, характеризующих знание алгоритмов профессиональной деятельности, сопряженной с иноязычным общением, средний критерий их усвоения вырос до 95,71%.
Показатели «точности» и «оперативности» достигли практически одинакового уровня -74,29% и 75,71%.
Точность соотнесения ИЕ с предметными характеристиками объекта или процесса управления выросла с 58,57% до 92,86%, а оперативность - с 32,86% до 87,14%. Такие высокие показатели объяснялись тем, что работать с графическими изображениями предметов или действий гораздо эффективнее, чем с буквенными либо акустическими. Поэтому курсанты тратили меньше времени на выполнение заданий. Был также сделан вывод о том, что чем выше точность соотнесения ИЕ с предметными характеристиками объекта, тем быстрее происходят внутренние настройки оперативности деятельности.
Анкетирование, проведённое после завершения экспериментального обучения (409 участников), помогло выявить отношение студентов к компьютеризации действий по запоминанию и их представления о дидактических функциях, выполняемых техническим средством.
Индексы представлений обучающихся о полезности различных компонентов самостоятельного обучения рассчитывались по формуле отношения количества набранных
баллов (в числителе) к самому большому количеству баллов (в знаменателе):
1a + 0,5b + o(c + f)-0,5d-1e
а + b + с + d + е + f , где все итоговые значения индексов представлений обучающихся о полезности различных компонентов самостоятельного обучения в рамках ИОМ с помощью компьютерной программы «STEP» оказались положительными (см. табл. 2).
Таблица 2.
Индексы представлений учащихся о целесообразности компьютерной поддержки
i =
№ экспериментаУчастники Количество участников анкетирования Индексы представлений
п/п Сосредоточение внимания S к ж р е д до п й о н р е т 2 ь п м § или б о ом л и с S ответа метода выбора Применение Применение метода конструирования ответа активности учащегосяПовышение Ведение и выдача по запросу всех действий в рамках текущего упражнения исправления ошибокВозможность
1. СВ МГА 117 0,91 1,0 0,S 0,6 0,93 0,50 0,69
2. СМ МГА 35 1,00 0,9б 0,S6 0,74 0,93 0,49 0,SS
3. СУДС 20 0,9S 0,5б 0,49 0,75 0,S6 0,55 0,96
4. ЭУМТ МГА 92 1,00 1,00 1,00 1,00 0,93 0,60 0,S0
5. ИБО ФСБ Анапа 35 0,б7 0,6s 0,75 0,S4 0,47 0,70 0,75
б. ФЭУ НФ АГУ 30 0,S1 0,70 0,92 0,66 0,34 0,80 0,60
7. БУ НФ АГУ 30 0,S7 0,6S 0,95 1,00 0,S5 0,96 0,97
S. ЮФ 30 0,9б 0,S9 0,90 1,00 0,93 0,98 1,00
НФ АГУ
9. БДА НФ АГУ 20 0,81 1,0 0,89 0,70 0,51 1, 00 1,00
Всего 409 0,89 0,83 0,84 0,81 0,74 0,70 0,85
Самые высокие значения получили индексы сосредоточения внимания (0,90), содействия мобилизации воли и сил самим фактом применения компьютерной поддержки (0,84), применения метода выбора ответа (0,83) и метода конструирования ответа (0,81).
Высокие значения получили индексы повышения активности обучающегося (0,74), ведения и выдачи компьютером по его запросу всех действий в рамках текущего упражнения (0,73).
Респонденты отдали уверенное предпочтение полному набору слов по буквам (без кодирования). 85% положительных отзывов - за исправление ошибок, отмечалась экономия времени, используемого на запоминание материала.
100% курсантов отметили в анкетах, что компьютерная поддержка способствует эффективному формированию профессиональных навыков. При этом 78,79% хотели бы, чтобы такая работа составляла две трети учебного времени, 21,21% - одну треть. По мнению 90,91% курсантов, наиболее эффективным режимом обучения является набор с клавиатуры со звуковым сопровождением и ограничением по времени, при этом 42,42% из них отметили задания с использованием социокультурных элементов как наиболее трудные.
В целом 93,94% участников экспериментальной группы признали эффективность обращения к подсказке: часто обращалось к ней 66,66%, а иногда - 24,25% курсантов.
Экспериментально было выявлено, что компьютерная поддержка действий по запоминанию ИЕ содействует развитию рефлексивных качеств личности посредством:
- побуждения к проявлению активности в самооценке способности опираться на изучаемые ИЕ и организации собственных действий по их усвоению;
- осмысления и формирования собственного отношения к ИЕ и мотивирование их изучения;
- прогнозирования взаимопонимания в отношениях с возможным партнёром на основе изучаемого материала;
- текущей самоорганизацией последовательности действий восприятия, воспроизведения и переосмысления ИЕ и самооценкой их усвоения.
Своевременно выданная на экран помощь в виде намёка, готового ответа, консультации, объяснения, наводящего вопроса в режиме тренировки в процессе обучения помогала определить значимость ИЕ для профессиональной деятельности, что приводило к ее пониманию и запоминанию.
Усвоение алгоритмов профессиональной деятельности, представленных интегрированными - профессионально-предметными и иноязычными речевыми умениями и навыками, на втором уровне ИОМ выявлялось с помощью компьютерной программы, в основу которой был положен метод ситуационных задач. Так, например, военнопрофессиональная ситуационная задача (СЗ) направлена на формирование готовности обучающегося к восприятию информации на иностранном языке, произносимой с различными акцентами в условиях ее дефицита или избыточности, внешних помех (шумовой фон, посторонние переговоры в «эфире») и искажений и к использованию ее в качестве средства решения профессиональной задачи в отведенный лимит времени.
В процессе выполнения СЗ учащийся самостоятельно выявляет из информационного потока ту единственно верную информацию, которая имеет отношение к ее решению. Соотнеся ИЕ с предметными характеристиками объектов, он определяет оперативную задачу и находит способ ее решения, используя иноязычную речь.
Приведем результаты освоения военно-профессиональной типовой задачи «Несение ходовой вахты при проходе каналом / проливом» (десять часов самостоятельной работы с помощью компьютерной поддержки) курсантами-судоводителями экспериментальной группы пятого курса (33 человека). Эксперимент по формированию алгоритмов деятельности
военного специалиста проводился нами совместно с доцентом кафедры иностранных языков Ю.С. Кузнецовой [7]. Уровень усвоения выявлялся с помощью описанной выше методики компонентного анализа проверочных работ.
Знание профессиональных алгоритмов деятельности военного специалиста в иноязычной среде выявлялось в ходе решения СЗ на основе общих средних критериев усвоения компонентов деятельности. Оно оценивалось как выраженное, если соответствовало показателям от 85% до 100%.
В сравнительном эксперименте участвовала контрольная группа (35 человек), занимающаяся по традиционной, без компьютерной поддержки методике. СЗ, первая для участников контрольной и четвертая - для участников экспериментальной группы, содержала серию упражнений, объединенных одной сюжетной линией. Для анализа и принятия решения предлагалась определенная информация (характеристики судна и рейса, координаты, время прибытия и т.п.). Она сопровождалась звуковой и визуальной опорой в виде соответствующего рисунка, схемы, фрагмента карты, видеоизображения.
Компонентный анализ показал, что оперативность принятия решения в СЗ в экспериментальной группе оказалась на 33,5% выше, чем в контрольной. Адекватность квазипрофессиональных действий на основе иноязычной информации в экспериментальной группе составила 96,97%, в контрольной - 67,14%.
Общий средний показатель компонентов деятельности в процессе решения ситуационных задач в экспериментальной группе составил 91,24 %, в то время как в контрольной группе, обучавшейся по традиционной методике, - всего 50,47%.
Была выявлена высокая теснота связи между оперативностью принятия решения и адекватностью выполнения профессионального действия: коэффициент ранговой корреляции по непараметрическому методу Спирмена в экспериментальной группе составил 0,74, (более
0,7).
После завершения цикла ситуационных задач 94,29% курсантов отметили в анкетах, что они приобрели уверенность при общении с другим оператором. Именно при выполнении ситуационных задач, воссоздающих предметное, социокультурное и ситуационнопсихологическое подобие труда будущего военного специалиста, происходит интеграция в целостное качество личности всех составляющих готовности к использованию алгоритмов профессиональной деятельности в иноязычной среде.
Важно отметить, что 93,94% курсантов считают предварительную работу по усвоению ИЕ с помощью компьютерной поддержки на первом уровне ИОМ залогом успешности решения ситуационных задач.
Таким образом, компьютерная поддержка многократного выполнения действий, направленных на запоминание, побуждение к всестороннему осмыслению и оценке выполняемых действий, актуализирует запоминание житейских и производственных представлений о смежных понятиях, законах, явлениях, возбуждает эмоции, окрашивающие ИЕ. Результаты экспериментальной работы могут служить доказательством того, что компьютерная поддержка в рамках ИОМ приводит к формированию у учащихся прочных знаний ориентировочной основы профессиональной деятельности при самостоятельном обучении.
Примечания:
1. Зиновьева Г.В. Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения // Журнал «Самиздат». иЯЪ: http://samlib.ru/
z/zmowxewa_g_w/modulxnoeobucheшe.shtml
2. Кузнецова Ю.С. Использование возможностей информационных технологий в обучении иностранному языку // Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации: сб. науч. тр. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. Вып. 3. С. 29-31.
3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
4. Малиночка Э.Г. Категория обратной связи в педагогике / Адыгейский гос. ун-т; Кубанский гос. ун-т. Майкоп, 1998. 73 с.
5. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.П. Специфика применения программных продуктов при интегрированном обучении // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский Регион. Технические науки. Спецвып. Проблемы водного транспорта. 2004. С. 95-98.
6. Цыганко Е.Н. Формирование эмоционально-волевой устойчивости офицера военно-морского флота в профессиональном иноязычном общении // Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь, 2008. № 56 (3). С. 52-56.
7. Кузнецова Ю.С. Компьютерная поддержка как средство формирования коммуникативной культуры офицера военно-морского флота // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. № 2 (44). С. 103-110.
References:
1. Zinovjeva G.V. The peculiarities of the formation of students’s professionally significant qualities in the conditions of module teaching // Journal «Samizdat». URL: http://samlib.ru/z/zinowxewa_g_w/mod-ulxnoeobuchenie. shtml
2. Kuznetsova Yu.S. The use of opportunities of information technologies in teaching a foreign language // Methodological support of teaching foreign languages at non-linguistic faculties in the light of the theory and practice of cross-cultural communication: coll. of scientific proceedings. Issue 3. Maikop: AGU Publishing house, 2006. P. 29-31.
3. Anokhin P.K. The central issues of the functional system theory. М., 1980.
4. Malinochka E.G. The category of feedback in pedagogy / The Adyghe State University; The Kuban State University. Maikop, 1998. 73 pp.
5. Tenishcheva V.F, Avanesova T.P. The specificity of software products use in integrated teaching // The news of higher schools. The North Caucasian region. Technical sciences. Special issue. Problems of the water transport. 2004. P. 95-98.
6. Tsyganko E.N. The formation of emotional and strong-willed tolerance of a Navy officer in the professional foreign language communication // The Bulletin of the Stavropol State University. Stavropol, 2008. No. 56 (3). P. 52-56.
7. Kuznetsova Yu.S. Computering support as a means of formation of the Navy officer’s communicative culture // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU Publishing house, 2009. No. 2 (44). P. 103-110.