Научная статья на тему 'Компьютерная графика как средство формирования проектной культуры'

Компьютерная графика как средство формирования проектной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА / COMPUTER GRAPHICS / PROJECT CULTURE FORMATION / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING IN THE FIELD OF DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трускова Мария Александровна

Рассматривается проблема формирования проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), предлагаются пути решения данной проблемы средствами компьютерной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of would-be vocational training teachers' (Design) project culture formation. The ways of solving that problem by means of computer graphics are suggested.

Текст научной работы на тему «Компьютерная графика как средство формирования проектной культуры»

УДК 378.147 ББК 74.58

М.А. Трускова

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается проблема формирования проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), предлагаются пути решения данной проблемы средствами компьютерной графики.

Ключевые слова: компьютерная графика, формирование проектной культуры, педагог профессионального обучения в области дизайна.

Феномен проектной культуры не только все более привлекает внимание исследователей - философов, историков, теоретиков культуры, методологов проектирования, - но и становится одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса.

В сфере образования востребованность инновационного потенциала проектирования и, как следствие, включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса связано, по мнению А.О. Кравцова, с тем, что постепенное вытеснение научно-технократической парадигмы, ценностно-смысловое самоопределение педагогов в отношении приоритета гуманистической парадигмы послужило основанием для поиска нового облика образовательных учреждений, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса [3].

В рамках концепции модернизации российского образования, в связи с потребностями современного общества в квалифицированных образовательных услугах в сфере дизайна, а

также специалистах, обладающих высоким уровнем проектной культуры, в 2000 г. была введена новая специальность Профессиональное обучение (дизайн) с квалификацией «Педагог профессионального обучения» [1]. Целью подготовки педагога профессионального обучения (ПО) в области дизайна стала подготовка конкурентоспособной, творчески активной, социально адаптированной личности. Это личность не беспрекословного исполнителя своей трудовой деятельности, а личность специалиста в своей области, способного самостоятельно мыслить, осознавать проблемные задачи, стоящие перед ним, грамотно проектировать пути их решения и успешно осуществлять их реализацию.

Педагог профессионального обучения в области дизайна - это специалист, осуществляющий организацию дизайн-образования посредством формирования проектной культуры в процессе обучения и воспитания учащихся. Педагог-дизайнер должен в совершенстве владеть методами и приемами проектной деятельности в силу высокого уровня развития проектной культуры. Он должен быть способен

организовывать учебный процесс таким образом, чтобы эффективно формировать проектную культуру и у своих учащихся - будущих дизайнерских кадров начальной или средней квалификации в соответствующих учреждениях профессионального образования (НПО и СПО).

Для обеспечения развития дизайн-образования в 2004-2007 гг. были подготовлены и изданы: «Концепция непрерывного дизайн-образования», учебные пособия: «Дизайн-образование: теория, практика, траектории развития», «Итоговая аттестация педагогов профессионального обучения в области дизайна», специализированный сборник «Дизайн-образование» (Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию) и др.

В «Концепции дизайн-образования в современных условиях» обозначено, что педагог профессионального обучения - это специалист в области педагогических систем и дизайн-деятельности в различных ее областях. Такой специалист является в высшей степени мастером в области профессиональной педагогики и методики, в области дизайн-проектирования в соответствии с направлением специализации. Он решает задачи воспитания, обучения и практической адаптации к формированию различных гармоничных сред и предметных форм в окружающей среде. Педагог профессионального обучения владеет рядом универсальных и профессиональных компетенций, таких как:

• владение методами и методиками проектирования;

• наличие опыта использования современных информационных технологий в ходе предпроектного анализа и практического проектирования;

• владение методами использования информационных технологий в педагогической деятельности;

• способность самостоятельно использовать современные информационные технологии на всех этапах дизайн-проектирования;

• способность использовать компьютерную технику и программное обеспечение в процессе педагогической деятельности, самостоятельно создавать дидактические и методические материалы с использованием современных информационных технологий;

• способность самостоятельно отслеживать изменения, происходящие в сфере компьютерных технологий дизайна, и подбирать наиболее эффективные средства для решения проектных задач, а также для использования в педагогической деятельности;

• способность использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения с применением современных информационных и образовательных технологий [2].

Авторы отмечают, что становление и развитие дизайнера, в первую очередь, связано с формированием у него проектного подхода к решению проектных задач. Под проектной культурой С.М. Кожуховская, Е.В. Ткаченко понимают совокупностный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения [4].

В силу этого возникает необходимость использования в учебной и проектной практике эффективных способов активизации творческого проектного мышления как средства организации и управления процессом проектирования. Мы предлагаем решить данные задачи путем внедрения в образовательный процесс подготовки студентов по специальности Профессиональное обучение (дизайн) курса по выбору «Компьютерные технологии в проектировании костюма». Это будет способствовать формированию у будущего преподавателя проектной культуры, а также готовности к созданию собственных разработок, позволяющих более эффективно донести до учащихся тонкости различных профессиональных технологий, обеспечить высокую наглядность дидактических ма-

териалов. Использование компьютерной графики стимулирует развитие воображения, образного мышления, способствует решению проектных задач.

Компьютерные технологии в производстве одежды являются универсальным средством визуальной коммуникации на всех этапах проектной деятельности: от создания художественного и технического эскиза до разработки фирменной символики и атрибутики, рекламы бренда. Для студентов, получающих образование в сфере дизайна, необходимы знания в области компьютерных технологий, способствующие активному творчеству и адаптации в меняющихся условиях.

Курс «Компьютерные технологии в проектировании костюма» предназначен для формирования у студентов навыков работы с растровой и векторной графикой применительно к аспектам художественной проектной деятельности дизайнера. Курс базируется на дисциплине «Компьютерная графика», предполагает знание студентами основ работы в графических пакетах CorelDraw и PhotoShop. Курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Проектирование», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Формообразование» и позволяет раскрыть вопросы, изучаемые в процессе их освоения, в новом аспекте - аспекте компьютерных технологий.

Технологии компьютерной графики достаточно разнообразны, необходимо уделять внимание тем, которые наиболее актуальны применительно к проектным задачам, возникающим в дизайне одежды - плоскостной растровой и векторной графике. Векторная технология может применяться при выполнении эскизов, построении выкроек, лекал, создании текстур различной сложности для имитации текстильных материалов. Работа с растровой графикой позволяет овладеть способами обработки готовых изображений, технологией коллажа и фотомонтажа, приемам рисования и т. д. Также в

курсе уделено внимание презентационным технологиям. Слайд-презентации в настоящее время стали неотъемлемым инструментом, сопровождающим любые выступления перед аудиторией. Слайд-шоу активно используются преподавателями в качестве дидактических средств, поэтому необходимость овладения этим инструментом сомнений не вызывает. В процессе подготовки педагога профессионального обучения, специализирующегося в области дизайна костюма, необходимо использовать слайд-презентации для демонстрации результатов выполнения учебных проектов, курсовых и дипломных работ.

Разработка и преобразование эскизов в графических пакетах CorelDraw и PhotoShop способствует практическому и объективному выявлению уровня художественной, проектной и конструктивно-технологической подготовки студента, возможности его творческой самореализации и самооценки.

Особенностью изучения данного курса является то, что логика его построения подчиняется принципу создания студентами целостного проекта «Коллекции одежды с сопутствующими материалами» в течение изучения тем дисциплины и выполнения практических работ. Большая доля учебного времени в курсе отдана практическим работам, преподаватель выдает определенный объем информации по тому или иному разделу программы, а затем организует практические работы, оказывая консультативную помощь. В ходе выполнения заданий студенты осваивают приемы работы в графических редакторах, включаясь в свободное, творческое проектирование. Практические занятия по данной дисциплине связаны с художественным проектированием костюма, а также проектированием необходимых сопутствующих материалов - разработка технического рисунка, фактуры и рисунка ткани, подбор цветового решения, рекламное представление образа и т. д.

Эффективность развития проектной культуры у будущих педагогов ПО (дизайн) в рамках изучения курса будет обеспечиваться возможностью реализации следующих условий:

1) интегративного подхода к конструированию содержания курса;

2) реализации дидактических возможностей дизайна при обучении;

3) использования нетрадиционных форм обучения как метода интенсификации процесса формирования проектной культуры будущих педагогов-дизайнеров;

4) внедрения многоуровневых проектных заданий в практику профессиональной подготовки студентов;

5) внедрения в практику технологии проблемного, эвристического и проектного обучения, способствующих продуктивному и творческому саморазвитию. Реализация данного курса позволит

успешно формировать проектную культуру будущих педагогов ПО (дизайн), будет способствовать активизации про-

цесса формирования и развития проектных знаний и умений, а также профессионально значимых качеств личности.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)» от 27.03.2000. - М., 2000. 56 с.

2. Дизайн костюма. Структура, содержание и перспектива развития специализации: научно-методическое пособие. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. - 190 с.

3. Кравцов А.О. Инновации и образование: сборник материалов конференции // Серия «Symposium». Выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 324-330.

4. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования // Приложение «Образовательные технологии в профшколе» № 8 к журналу «Профессиональное образование». -М.: Издательский центр НОУ «ИСОМ». 2006. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.