Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс

Вопрос. Подпадает ли с 1 января 2009г. под ЕНВДдеятельность организации, связанная с оказанием услуг по строительству индивидуальных жилых домов, в том числе по устройству фундамента, кладке стен, устройству кровли индивидуальных домов для физическихлиц?

Ответ. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств) и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее — ОКУН), по коду 010000 «Бытовые услуги».

В разделе 010000 «Бытовые услуги» ОКУН предусмотрен такой вид услуг, как строительство инди-видуальныхжилыхдомов — код 016201 ОКУН.

Таким образом, услуги по строительству индивидуальных жилых домов, в том числе по устройству фундамента, кладке стен, устройству кровли индивидуального дома для физических лиц по договорам подряда, заключенным с физическими лицами, могут быть отнесены к бытовым услугам.

При этом услуги по проведению инженерных сетей следует относить к услугам газоснабжения, теплоснабжения и т.д., которые поименованы в других разделах ОКУН и не указаны в разделе по коду 010000 «Бытовые услуги».

Соответственно, услуги по проведению инженерных сетей с вводом в индивидуальный дом не от-

носятся к бытовым услугам и не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в ст. 346.27 НК РФ, с 1 января 2009 г. к бытовым услугам не относятся услуги по изготовлению мебели и услуги по строительству индивидуальных домов.

Соответственно, с 1 января 2009 г. деятельность организации, связанная с оказанием услуг по строительству индивидуальныхжилыхдомов, в том числе по устройству фундамента, кладке стен, устройству кровли индивидуальных домов для физическихлиц, не переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основание: письмо Минфина России от 31.10.2008 № 03-11-04/3/493.

Вопрос. Вправе ли организация применять льготу по ЕСН, предусмотренную подп. 1 п. 1ст. 239 НК РФ, в случае утраты работником-инвалидом справки, выданной государственной службой медико-социальной экспертизы? При этом работником были представлены выписка из акта освидетельствования и индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются налогоплательщики, в частности, организации с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

В соответствии с п. 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247),

признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минздравсоцразвития России.

Согласно п. 36 упомянутых Правил гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Как следует из вопроса, работником утрачена справка об инвалидности, выдаваемая органами, производящими медико-социальную экспертизу, и представлены выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и индивидуальная программа реабилитации инвалида.

По вопросу возможности подтверждения факта наличия у физического лица инвалидности каким-либо иным документом следует обратиться в Минздравсоцразвития России.

Если в качестве такого документа может быть признан акт освидетельствования, то на его основании может быть предоставлена льгота, предусмотренная подп. 1п.1 ст. 239 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 30.10.2008 № 03-04-06-02/118.

Вопрос. Организация занимается розничной торговлей, которая облагается ЕНВД, и оптовой торговлей, которая облагается налогом по УСН. По договору поставки при выполнении определенных условий организация получает премию от поставщика товаров, предназначенных для розничной продажи. В рамках какой системы налогообложения следует учитывать данные доходы?

Ответ. Согласно ст. 346.27 гл. 26.3 НК РФ для целей применения единого налога на вмененный доход под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Деятельность в области розничной торговли, помимо реализации товаров на основе договоров розничной купли-продажи, предполагает также проведение закупок данных товаров, что является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В связи с этим получение организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, премий (скидок, бонусов) от поставщиков товаров за выполнение определенных условий договоров поставки товаров связано с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Таким образом, доход организации, применяющей одновременно единый налог на вмененный доход в отношении розничной торговли и упрощенную систему налогообложения в отношении оптовой торговли, полученный в виде премии, предоставленной организацией-поставщиком за выполнение определенных условий договора поставки товаров, может быть признан частью дохода, полученного в связи с осуществлением деятельности в сфере розничной торговли, облагаемого единым налогом на вмененный доход, на основании соответствующего раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-11-04/3/490.

Вопрос. Организация осуществляет два вида деятельности — розничную и оптовую торговлю. По виду деятельности «розничная торговля» применяется система налогообложения ЕНВД, по оптовой торговле — общая система налогообложения. Среднесписочная численность по организации составляет 110 человек, в том числе в розничной торговле задействованы 80 человек, а в оптовой — 30 человек. Вправе ли организация с 01.01.2009 применять ЕНВД, учитывая, что она осуществляет два разных вида деятельности? Какими документами необходимо руководствоваться при определении среднесписочной численности организации?

Ответ. Федеральным законом от22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. 346.26 НК РФ, ограничивающие возможность применения единого налога на вмененный доход.

Согласно подп. 1 п. 2.2 новой редакции ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2009 г. на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

Среднесписочная численность работников налогового периода рассчитывается в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденным постановлением Росстата от20.11.2006 № 69.

Таким образом, если численность работников в целом по организации, занятых как в деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, так и в деятельности, облагаемой в соответствии с иными режимами налогообложения, за предшествующий календарный год (2008г.) превысит 100 человек, то такая организация утрачивает право на применение единого налога на вмененный доход с 1 января 2009 г. и должна перейти на общий режим налогообложения.

Одновременно следует отметить, что исходя из норм п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, в случае если организация, утратившая право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с несоответствием требованиям, установленным подп. 1 и (или) 2 п. 2.2ст. 346.26 НК РФ, устранит данные нарушения, то она может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с начала следующего налогового периода, т. е. с начала квартала, следующего за кварталом, в котором были устранены несоответствия требованиям п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-11-04/3/485.

Вопрос. Организация собирается провести ка-питальныйремонт асфальтового покрытия территории склада. Само здание склада было приобретено за 3 млн руб. Стоимость же капитального ремонта подрядная организация оценивает в2,8млнруб. Таким образом, стоимость ремонта соразмерна стоимости объекта основных средств. Каким образом учитываются указанные расходы на ремонт основного средства в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Согласно п. Зет. 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

Пунктом 2ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Расходы на ремонт основного средства, в том числе превышающие стоимость приобретения такого основного средства, могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом порядок учета таких расходов в расходах для целей налогообложения прибыли организаций определяется налогоплательщиком с учетом вышеуказанных положений НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/609.

Вопрос. Строительная организация заключила договор долгосрочной аренды земельного участка. На участке планируется строительство объекта коммерческой недвижимости. В каком порядке учитываются при исчислении налога на прибыль расходы по арендной плате?

Ответ. Согласно подп. 10 п. 1ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки).

Расходы в виде арендных платежей учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства опреде-

ляется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога надобавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Расходы по арендной плате за земельный участок, осуществляемые во время его застройки, подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. В результате они будут списываться в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ.

Таким образом, для целей налогового учета расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/610.

Вопрос. Организация-арендатор несет расходы по уплате арендодателю комиссионного сбора за обслуживание пользования телефонной связью в размере 6 % от суммы выставляемых счетов по расходам за пользование телефонной связью. Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль учесть указанный комиссионный сбор в составе прочих расходов, связанных с производством иреализацией?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НКРФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и

(или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы по уплате арендатором комиссионного сбора арендодателю за обслуживание пользования телефонной связью могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии, что данные расходы соответствуют вышеуказанным критериям.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/611.

Вопрос. Организация осуществляет розничную торговлю и уплачивает ЕНВД. Среднесписочная численность работников организации за 2008г. составляет 130 человек. С1 января 2009 г. предполагается сокращение численности до 95 человек. Должна ли организация продолжать применять ЕНВД с 1 января 2009 г. в случае, если среднесписочная численность за 2008г. составит более 100 человек, при этом за I квартал 2009г. — менее 100 человек?

Ответ. Федеральным законом от22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. 346.26 НК РФ, ограничивающие возможность применения единого налога на вмененный доход.

Согласно подп. 1 п. 2.2 новой редакции ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2009 г. на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Таким образом, если численность работников за предшествующий календарный год (2008 г.) превышает 100 человек, то организация утрачивает право на применение единого налога на вмененный доход и должна перейти на общий режим налогообложения.

При этом в соответствии с п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, если налогоплательщик (организация), утративший право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с несоответствием требованиям, установленным подп. 1и2п. 2.2ст. 346.26 НК РФ, устранитданные

нарушения, то может быть переведен на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с начала следующего налогового периода, т. е. с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком были устранены несоответствия требованиям п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.

Таким образом, если в первом квартале 2009 г. численность работников организации составит менее 100 человек, то согласно указанным выше нормам гл. 26.3 НК РФ организация может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход с начала следующего налогового периода, т. е. с начала второго квартала 2009 г.

Основание: письмо Минфина России от 27.10.2008 № 03-11-04/3/478.

Вопрос. Организация (ООО), 100 % уставного капитала которой принадлежит другой организации, применяет специальный налоговый режим в виде ЕНВДв отношении розничной торговли непродовольственными товарами в магазинах с торговой площадью менее 150м2. В связи с вступлением в силу с 01.01.2009 подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ сохранится ли за ООО право на применение ЕНВД?

Ответ. Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 346.26 НК РФ дополнена п. 2.2, устанавливающим, что на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.

Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %; на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным законом.

Следовательно, организация, применяющая в 2008 г специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, в которой доля участия другой организации составляет 100 %, с 01.01.2009 обязана перейти на иные режимы налогообложения.

Основание: письмо Минфина России от 22.10.2008 № 03-11-04/3/473.

Вопрос. Организация осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и уплачивает ЕНВД. Все акции указанной организации принадлежат единственному учредителю — субъекту Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией ст. 346.26НКРФ на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет 25%. Сохранится ли у организации в данном случае право применять ЕНВД с 1 января 2009г.?

Ответ. Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесен ряд изменений в гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», вступающих в силу с 1 января 2009 г.

Согласно подп. 2 п. 2.2 новой редакции ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %.

Учитывая, что учредителем и владельцем 100 % акций организации является субъект Российской Федерации, по вопросу о возможности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2009 г. в отношении осуществляемой организацией предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров необходимо учитывать следующее.

Согласно ст. 11 НК РФ для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное вст. 11 НК РФ определение «организации» в целях применения законодательства о налогах и сборах.

Данная позиция также содержится в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от28.05.2008 № 6214/08 и в решении Высшего Арбитражного СудаРФ от24.01.2008 № 16720/07.

Таким образом, для целей применения положений подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ участие субъектов Российской Федерации в акционерных обществах не является основанием, препятствующим применению такими акционерными обществами системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основание: письмо Минфина России от 22.10.2008 № 03-11-04/3/466.

Вопрос. Каков порядок списания при исчислении налога на прибыль дебиторской задолженности по оплате оказанных услуг, включая сумму НДС, в случае ликвидации должника?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, ликвидации организации или на основании акта государственного органа.

Учитывая изложенное, дебиторская задолженность по оплате оказанных услуг в случае ликвидации должника в установленном порядке признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

На основании подп. 2 п. 2ст. 265 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

При этом налогоплательщик вправе списать на затраты сумму безнадежной дебиторской задолженности полностью, включая налог надобав-ленную стоимость.

Основание: письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/596.

Вопрос. Организация по договору займа на условии его выдачи отдельными траншами уплачивает комиссию за резервирование займа (обязательство уплатить ее возникает при заключении договора займа, а выплата происходит при истребовании первого транша) и комиссию за использование займа (уплачивается при истребовании каждого из траншей). В каком порядке учитываются данные комиссии при исчислении налога на прибыль?

Ответ. Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Учитывая это, процентом для целей налогообложения признается любой заранее заявленный доход, в том числе по долговому обязательству любого вида, включая договор займа.

Если комиссия за резервирование займа и комиссия за использование займа, размер которых в договоре установлен в процентном отношении от сумм займа (транша), позволяют при получении займа (транша) знать заранее всю сумму платежа за пользование займом, то в этом случае такой вид комиссий будет признаваться процентом в целях налогообложения и осуществленный расход в виде указанных комиссий (исчисленных как проценты) подлежит учету в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом особенностей ст. 269 НК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.

Основание: письмо Минфина России от 14.10.2008 № 03-03-06/1/581.

Вопрос. Организация проводит рекламные акции среди юридических лиц — торговых компаний, реализующих продукцию этой организации. По правилам акции при выполнении определенных условий, указанных в рекламных листовках, данные компании могут принять участие в акции и получить рекламный приз. Вправе ли организация отнести расходы на проведение указанной акции к рекламным расходам и учесть их при исчислении налога на прибыль?

Ответ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По сообщению Федеральной антимонопольной службы (письмо от 05.04.2007 № АЦ/4624), в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой не-персонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Из информации, содержащейся в вопросе, следует, что рекламные акции проводятся среди юридических лиц — торговых точек, реализующих продукцию организации, т. е. перечень лиц, участвующих в акции, заранее известен.

Следовательно, расходы на проведение подобных акций не могут быть отнесены к рекламным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем гражданское законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ), которая для коммерческих организаций является основной целью их деятельности, а для некоммерческих организаций служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).

Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного

результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-0-П.

Основание: письмо Минфина России от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567.

Вопрос. МУП по основному виду деятельности применяет общую систему налогообложения. Также МУП предоставляет услуги по хранению автотранспорта на стоянке, с которой платит ЕНВД. Среднесписочная численность работников по МУП составляет 369человек, из них работающих на автостоянке — 8 человек. Налоговый учет по видам деятельности ведется отдельно. Будет ли в 2009 г. МУП являться плательщиком ЕНВД по услугам хранения автотранспорта на стоянке?

Ответ. С 1 января 2009 г. вступают в силу изменения, внесенные в гл. 26.3 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Подпунктом «б» п. 16 ст. 1 указанного Федерального закона ст. 346.26 НК РФ дополнена п. 2.2, согласно которому на уплату единого налога не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

В указанную среднесписочную численность включаются работники организации, занятые как предпринимательской деятельностью, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, так и в прочих видах предпринимательской деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с иными режимами налогообложения.

Основание: письмо Минфина России от 07.10.2008 № 03-11-04/3/455.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.