Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

11 (95) - 2006

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Организация, занимающаяся изданием журналов и применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения — «доходы минус расходы»), выкупает в соответствии с заключенными договорами у фирм, реализующих печатную продукцию, журналы, ранее переданные организацией данным фирмам на реализацию. Может ли организация при дальнейшей реализации выкупленного тиража уменьшить доходы на величину расходов в виде потерь, понесенных в связи с выкупом нереализованных журналов?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Причем указанный перечень расходов является исчерпывающим.

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 названного пункта ст. 346.16 НК РФ), принимаются в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы. При реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.

Как усматривается из вопроса, издательство выкупает в соответствии с заключенными договорами у фирм, реализующих печатную продукцию, журналы, которые первоначально были переданы организацией данным фирмам на реализацию.

С учетом специфики вышеизложенной ситуации возможно обратиться к нормам гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, регулирующим

налогообложение организаций, осуществляющих производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Так, в соответствии с подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в указанном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, принимаются в целях налогообложения в пределах не более 10 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции.

При этом расходами, не учитываемыми в целях налогообложения, признаются расходы на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции, помимо расходов и потерь, указанных в подп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 41 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, расходы организаций в виде потерь, понесенных в связи с выкупом нереализованной продукции средств массовой информации, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Учитывая специфику предпринимательской деятельности организаций, осуществляющих производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, а также то, что расходы в виде затрат по выкупу нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции не поименованы в ст. 346.16 НК РФ, указанные расходы издательства по оплате журналов, выкупаемых в соответствии с заключенными договорами у фирм, реализующих печатную продукцию, не учитываются при опре-

делении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 6 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/187.

Вопрос. Магазин (ООО)реализует по договорам комиссии с физическими лицами полученные от них книги, принадлежащие им на праве собственности. Является ли магазин налоговым агентом? Должен ли он удерживать НДФЛ из выплачиваемых физическим лицам доходов; представлять сведения о доходах физических лиц от реализованного имущества; предупреждать клиентов о необходимости представления в налоговые органы декларации по НДФЛ?

Ответ. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога указанные лица производят самостоятельно исходя из сумм полученных доходов.

Таким образом, при получении физическими лицами от организации доходов от продажи книг организация не признается налоговым агентом, поскольку в данной ситуации исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщики осуществляют самостоятельно.

Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.

Налоговый кодекс РФ не возлагает на организацию, выплатившую доход, обязанность предупреждать физических лиц о возникновении налоговых обязательств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 4 сентября 2006 г. № 03-05-01-04/258.

Вопрос. Вправе ли организация учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затраты на проведение сертификации своей продукции, если сертификация носит добровольный характер?

Ответ. В целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в том числе в форме обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (п. 1 ст. 21 Закона № 184-ФЗ).

Учитывая изложенное, затраты организации на проведение добровольной сертификации своей продукции могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 4 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/643.

Вопрос. Вправе ли организация отразить в составе расходов на оплату труда по налогу на прибыль организаций суммы премий, выплачиваемых работникам, если в организации утверждено Положение о премировании работников, а в трудовых договорах дается отсылка на это Положение?

Ответ. В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 2 указанной статьи к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Вместе с тем п. 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, несмотря на то что в состав расходов на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами премии, в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, могут быть учтены только расходы на те виды премий, которые указаны в трудовых договорах с соответствующими работниками.

Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Статьей 144 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Из указанных норм ТК РФ следует, что система премирования может быть установлена работодателем самостоятельно как в рамках, так и вне рамок коллективного договора.

Учитывая изложенное, если в организации утверждено Положение о премировании работников, а в трудовых и (или) коллективных договорах дается отсылка на это Положение, то организация вправе отразить в составе расходов на оплату тру-

да, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, премии работникам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 22 августа 2006 г. № 03-03-05/17.

Вопрос. Организация приобрела основное средство со сроком полезного использования 4 года, воспользовалась амортизационной премией и списала сразу 10 % стоимости основного средства. С 1 января 2007 г. организация планирует перейти на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Какая стоимость основных средств включается в состав расходов при переходе на упрощенную систему налогообложения с учетом положений подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, осуществленные до перехода на указанную систему налогообложения, учитывают в следующем порядке:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50% стоимости, второго года — 30% стоимости и третьего года — 20% стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

Согласно п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ при переходе организации на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, оплаченных до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

Пунктом 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой

базы по налогу на прибыль организаций, расходов на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств. При расчете суммы амортизации по указанным основным средствам ранее учтенные расходы на капитальные вложения (10%) не учитываются.

Поэтому при переходе на упрощенную систему налогообложения в состав расходов включается остаточная стоимость основных средств, определяемая в виде разницы между первоначальной стоимостью основных средств, уменьшенной на сумму капитальных вложений на их приобретение (10%), и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном ст. 259 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 13 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/192.

Вопрос. Организация заключила с образовательным учреждением, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования, договор на обучение работника организации (директора) по программе МВА «Топ-Менеджер». Работник имеет высшее экономическое образование, по окончании обучения он получает диплом о дополнительном образовании. Признаются ли затраты на обучение работника расходами на подготовку и переподготовку кадров в целях исчисления налога на прибыль?Возникает ли в указанном случае объект налогообложения по ЕСН и НДФЛ?

Ответ. 1. В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 указанной статьи.

В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571, профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, если организация заключила договор с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность, на оказа-

ние образовательных услуг по профессиональной подготовке (переподготовке) своих штатных работников, имеющих законченное высшее (среднее) образование, по программам дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов с целью повышения квалификации и более эффективного использования этих специалистов в деятельности данной организации, то расходы на подготовку (переподготовку) таких специалистов могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

С учетом информации, приведенной в вопросе, расходы на обучение директора, имеющего высшее экономическое образование, по программе профессиональной переподготовки МВА «Топ-Менеджер» могут быть учтены в указанном выше порядке.

2. Согласно п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости -обязательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 21 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании» определено, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Повышение квалификации специалистов организуется в целях совершенствования их теоретических и практических знаний. Оно осуществляется на основе договоров, заключаемых организациями с образовательными учреждениями,

имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Учитывая изложенное, доход работника в виде оплаты организацией его профессиональной подготовки в случае присвоения ему дополнительной квалификации на базе имеющегося образования не облагается НДФЛ, а оплата организацией указанной профессиональной подготовки специалиста не облагается ЕСН.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 8 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/657.

Е.В.Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 20.10.2006

Вопрос. Облагаются ли ЕСН выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Из текста приведенной нормы следует, что не подлежат налогообложению единым социальным налогом только установленные законодательством РФ выплаты, имеющие компенсационный характер.

Понятие компенсаций, а также случаи их предоставления определены ТК РФ. В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Таким образом, выплаты, направленные на возмещение расходов, связанных со служебными

поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, являются компенсационными.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» (далее — Закон) введена ст. 168.1 ТК РФ, предусматривающая возмещение работодателем своим работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, расходов, связанных с их служебными поездками.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 вышеназванной статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, после вступления в силу вышеназванного Закона если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не облагаются единым социальным налогом. В остальных случаях они подлежат обложению в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России от 21 августа 2006 г. № 03-05-02-04/130.

Вопрос. Могут ли быть учтены в составе представительских расходов в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации?

Ответ. В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются в том числе представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которым к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся:

расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероп-

риятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

буфетное обслуживание во время переговоров;

оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Учитывая изложенное, расходы на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, могут быть учтены в составе представительских расходов. Указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации п. 2 ст. 264 НК РФ не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА России

от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136.

Е.В.Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 15.09.2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ФНС РОССИИ ПО г. МОСКВЕ СООБЩАЕТ:

для приема и учета сообщений о возможных противоправных действиях сотрудников налоговых органов г Москвы и своевременного принятия мер по устранению этих нарушений в Управлении ФНС России по г Москве установлены телефон доверия и специальный адрес электронной почты.

Номер телефона доверия: (495) 957-61-76 Адрес электронной почты: doverie@mosnalog.ru

Для получения ответа по существу предоставленной информации заявитель должен сообщить номер контактного телефона либо почтовый адрес. Использование телефона доверия для получения справочной информации не предусмотрено.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.