КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. вправе ли индивидуальный предприниматель при расчете нДФЛ за 2004г. уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму расходов, затраченную на услуги охранной деятельности, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся, в частности, расходы на услуги по охране имущества, а также расходы на приобретение иных услуг охранной деятельности (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
При этом п. 16 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон) в ст. 264 НК РФ внесены изменения, согласно которым в состав прочих расходов включаются, в частности, затраты на
оплату услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 указанного Закона данное положение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не вправе уменьшить сумму доходов, полученную от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму расходов, затраченную на услуги охранной деятельности, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны в 2004 г.
Основание: письмо Минфина России от 21.09.2006 № 03-05-01-05/204.
Вопрос. согласно приказу руководителя работникам ФГуп, командированным на полигоны минобороны и в районы, за проживание в которых по законодательству к заработной плате начисляется районный коэффициент, на время командировок устанавливается надбавка к тарифной ставке (окладу). вправе ли ФГуп учесть для целей налогообложения прибыли надбавки к тарифным ставкам и окладам ? подлежат ли обложению Есн указанные выплаты?
Ответ. 1. Статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов,
различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Учитывая изложенное, в случае если системой оплаты труда, действующей в организации, предусмотрено, что на время командировки работникам устанавливается надбавка к тарифной ставке, указанная надбавка учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.
2. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Таким образом, выплаты в форме надбавки к тарифной ставке, выплачиваемой работникам во время командировки, предусмотренные коллективным договором, подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Основание: письмо Минфина России от 05.09.2006 № 03-03-04/1/647.
Вопрос. Организация приобрела основное средство со сроком полезного использования четыре года, воспользовалась амортизационной премией и списала сразу 10 % стоимости основного средства. С1 января 2007г. организация планирует перейти на УСНс объектом налогообложения «доходы минус расходы». Какая стоимость основных средств включается в состав расходов при переходе на УСН с учетом положений подп. 3 п. 3ст. 346.16 НК РФ?
Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ос-
новных средств, осуществленные до перехода на указанную систему налогообложения, учитывают в следующем порядке:
— в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
— в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50 % стоимости, второго года — 30 % стоимости и третьего года — 20 % стоимости;
— в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
Согласно п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ при переходе организации на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, оплаченных до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.
Пунктом 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств. При расчете суммы амортизации по указанным основным средствам ранее учтенные расходы на капитальные вложения (10 %) не учитываются.
Поэтому при переходе на упрощенную систему налогообложения в состав расходов включается остаточная стоимость основных средств, определяемая в виде разницы между первоначальной стоимостью основных средств, уменьшенной на сумму капитальных вложений на их приобретение (10 %), и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном ст. 259 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 13.09.2006 № 03-11-04/2/192.
Вопрос. Вправе ли организация, уплачивающая ЕНВД, при определении корректирующего коэффициента К2 в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности учитывать выходные и праздничные дни? Если да, то какие подтверждающие документы необходимо прилагать к налоговой декларации?
Ответ. Согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
При этом согласно данному порядку налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднеарифметическое величин, полученных в результате отнесения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода (например, исключая выходные дни) к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода.
Данный расчет, составленный в произвольной форме, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2006 № 03-11-04/3/409.
Вопрос. Организация реализует сжиженный газ частным лицам за наличный расчет и организациям по безналичному расчету из автогазозаправщиков с открытых площадок. на территории городского округа введена система налогообложения в виде уплаты ЕнвД. Как в целях исчисления ЕнвД квалифицируется деятельность, осуществляемая организацией: как развозная торговля или как розничная торговля, осуществляемая через объект нестационарной торговой сети? Какой физический показатель базовой доходности должен использоваться при исчислении ЕнвД?
Ответ. На основании подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной
торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
В связи с тем что согласно ст. 181 НК РФ сжиженный газ не является подакцизным товаром, предпринимательская деятельность организации по его реализации через автогазозаправщики с открытых площадок может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Статьей 346.27 НК РФ определено, что стационарная торговая сеть — это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. Под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые гл. 26.3 НК РФ к стационарной торговой сети.
При этом развозная торговля представляет собой розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.
Согласно ст. 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место».
При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под открытой площадкой — специально оборудованное
для торговли место, расположенное на земельном участке.
Таким образом, если налогоплательщик использует для ведения розничной торговли ав-тогазозаправщики, расположенные на открытой площадке, данный вид предпринимательской деятельности не соответствует понятию «развозная торговля». Осуществление розничной торговли через автогазозаправщики, расположенные на открытой площадке, рассматривается для целей исчисления единого налога на вмененный доход в качестве предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объект нестационарной торговой сети.
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2006 № 03-11-04/3/410.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли (продажа автозапчастей) и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Имеется один наемный работник. Павильон работает с понедельника по субботу (шестидневная рабочая неделя). Выходной — воскресенье. Торговля в выходные и праздничные дни не осуществляется. в соответствии с п. 6ст. 346.29НКРФ коэффициент К2 должен учитывать совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы и фактический период времени осуществления деятельности. Может ли индивидуальный предприниматель произвести корректировку коэффициента К2 с учетом фактического времени ведения предпринимательской деятельности в связи с предоставлением выходных и праздничных дней работнику?
Ответ. Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей применения единого налога на вмененный доход корректирующий коэффициент базовой доходности К2 должен учитывать совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы и фактический период времени осуществления деятельности.
Значения коэффициента К2 с 1 января 2006 г. определяются в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2005 № 64-ФЗ как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
В целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятель-
ности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода (например, кроме выходных дней) к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода.
Данная корректировка коэффициента К2 осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и отражается в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Поэтому независимо от того, учитывался или не учитывался фактор фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности при утверждении поправочного коэффициента К2, его значения могут корректироваться налогоплательщиками в указанном выше порядке.
Таким образом, при расчете единого налога на вмененный доход предприниматель может скорректировать поправочный коэффициент К2 с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности, в том числе учитывая предоставленные работникам выходные и праздничные дни. При этом расчет коэффициента К2 предприниматель вправе представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2006 № 03-11-05/212.
Вопрос. Организация занимается реализацией горячих напитков с использованием торговых автоматов. С1 января 2006г. указанная деятельность подпадает под обложение ЕНВД, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей. Физическим показателем для исчисления вмененного дохода является количество работников. В организацииработают 4 человека: директор, менеджер, менеджер по персоналу, оператор торговых автоматов. Обслуживанием автоматов занимается только оператор. Как рассчитать физический показатель, используемый при исчислении ЕНВД? Каков порядок постановки организации на налоговый учет в случаях, если торговые автоматы расположены на территории одного или нескольких муниципальных образований, обслуживаемых разными налоговыми инспекциями?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей применения единого налога на вмененный доход к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, относятся, в частности, торговые автоматы.
Поэтому предпринимательская деятельность организации по оказанию услуг общественного питания через торговые автоматы (реализация горячих напитков) подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и соответственно, исчисление единого налога на вмененный доход следует производить с использованием физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».
При этом под количеством работников подразумевается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Из этого следует, что в случае если торговые автоматы организации установлены на территории одного муниципального образования, обслуживаемого разными налоговыми инспекциями, то организация может встать на налоговый учет в одном из налоговых органов по месту установки одного из торговых автоматов в данном муниципальном образовании.
Если же торговые автоматы организации установлены на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых разными налоговыми инспекциями, то организация обязана встать на налоговый учет в налоговом органе по месту установки каждого из торговых автоматов в каждом из муниципальных образований, в которых осуществляется указанная предприниматель-
ская деятельность.
При осуществлении предпринимательской деятельности в сфере общественного питания с использованием торговых автоматов на территории нескольких муниципальных образований налогоплательщики единого налога на вмененный доход самостоятельно определяют численность работников, осуществляющих данный вид деятельности на территории каждого муниципального образования, используемую в качестве физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход.
Показатель среднесписочной численности работников, используемый при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания через торговые автоматы по каждому муниципальному образованию, не может быть меньше единицы и не должен превышать общую среднесписочную численность работников, обслуживающих торговые автоматы на территории всех муниципальных образований.
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2006 № 03-11-04/3/411.
Вопрос. предприниматель занимается розничной торговлей автозапчастями в здании дома быта, принадлежащем ему на праве собственности. Общая площадь помещения составляет 26,42м2. помещение изначально не было предназначено для ведения торговли. в нем отсутствовали административно-бытовые, торговые и подсобные помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, а также специальное оборудование.
Какой физический показатель базовой доходности должен применяться при исчислении ЕнвД: площадь торгового зала или торговое место?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный применяется, в частности, в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Статьей 346.29 НК РФ установлено, что при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (магазины и павильоны), исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «площадь торгового зала» (в м2).
Исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место» только в том случае, если розничная торговля осуществляется через объекты нестационарной торговой сети и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала.
Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, предприниматель осуществляет розничную торговлю автозапчастями для автомобилей в здании дома быта, в помещении общей площадью 26,42 м2.
При этом согласно вопросу здание дома быта изначально не являлось оборудованным и предназначенным под торговлю и оказание услуг покупателям, а также не было обеспечено торговыми, подсобными и административно-бытовыми помещениями для приема, хранения и подготовки товара к продаже.
В то же время для организации розничной торговли автозапчастями указанное в вопросе помещение в здании дома быта (общей площадью 26,42 м2) было переоборудовано под торговлю.
В связи с этим после переоборудования данного помещения под торговлю автозапчастями предприниматель обязан был пригласить для внеплановой технической инвентаризации представителей Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
В соответствии с нормами Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации.
На основании данных проведенной технической инвентаризации определяется назначение переоборудованного помещения. Если помещение будет признано магазином, то, соответственно, в инвентаризационных документах будет определена и площадь торгового зала, которая впоследствии должна будет использоваться в качестве физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход.
Если же после проведения внеплановой технической инвентаризации в инвентаризационных документах на указанное помещение не будет выделен торговый зал, то данное помещение может быть отнесено к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Единый налог на вмененный доход в данном случае будет исчисляться с использованием показателя базовой доходности «торговое место».
Поэтому применение показателя базовой доходности «торговое место» или «площадь торгового зала» (в квадратных метрах) для исчисления единого налога на вмененный доход в отношении осуществляемой предпринимателем розничной торговли автозапчастями зависит от того, будет ли признано магазином принадлежащее ему на правах собственности помещение после его соответствующего переоборудования.
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2006 № 03-11-05/213.
Вопрос. Региональная общественная организация содействия оздоровлению и физическому развитию населения, не осуществляющая коммерческой деятельности, получает членские и вступительные взносы от членов клуба. Следует ли данные взносы учитывать при исчислении налога на прибыль и НДС? Освобождены ли общественные организации от уплаты налога на имущество? Необходимо ли применять ККТ при приеме членских и вступительных взносов от членов клуба?
Ответ. 1. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Пункт 2 ст. 251 НК РФ содержит перечень доходов, относимых Кодексом к целевым поступлениям, который является закрытым.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также средства и иное
имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Учитывая изложенное, членские и вступительные взносы, полученные от членов клуба и использованные на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Что касается налога на добавленную стоимость, то следует обратить внимание на следующее.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 39 НК РФ установлено, что в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, вступительные и членские взносы, полученные вышеназванными некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
2. Статьей 381 гл. 30 НК РФ не предусмотрено освобождение общественных организаций от уплаты налога на имущество организаций, за исключением общероссийских общественных организаций инвалидов, их организаций и учреждений.
При этом, поскольку налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ), вопросы освобождения от уплаты налога
на имущество организаций находятся в компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Так, п. 2 ст. 372 НК РФ определено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о льготах по налогу на имущество организаций следует руководствоваться региональным законодательством.
3. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны использовать контрольно-кассовую технику.
Таким образом, осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
Поскольку членские и вступительные взносы, вносимые членами некоммерческой организации, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг, то обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется.
Основание: письмо Минфина России от 08.09.2006 № 03-03-04/4/145.
Вопрос. Организация заключила с образовательным учреждением, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования, договор на обучение работника организации (директора) по программе мвА «топ-менеджер». Работник имеет высшее экономическое образование, по окончании обучения он получает диплом о дополнительном образовании. признаются ли затраты на обучение работника расходами на подготовку и переподготовку кадров в целях исчисления налога на прибыль ? возникает ли в указанном случае объект налогообложения по Есн и нДФЛ?
Ответ. 1. В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 указанной статьи.
В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571, профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Таким образом, если организация заключила договор с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность, на оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке (переподготовке) своих штатных работников, имеющих законченное высшее (среднее) образование, по программам дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов с целью повышения квалификации и более эффективного использования этих специалистов в деятельности данной организации, то расходы на подготовку (переподготовку) таких специалистов могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
С учетом информации, приведенной в вопросе, расходы на обучение директора, имеющего высшее экономическое образование, по программе профессиональной переподготовки МВА «Топ-Менеджер» могут быть учтены в указанном выше порядке.
2. Согласно п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов на повышение
профессионального уровня работников.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — обязательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определено, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Повышение квалификации специалистов организуется в целях совершенствования их теоретических и практических знаний. Оно осуществляется на основе договоров, заключаемых организациями с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Учитывая изложенное, доход работника в виде оплаты организацией его профессиональной подготовки в случае присвоения ему дополнительной квалификации на базе имеющегося образования не облагается налогом на доходы физических лиц, а оплата организацией указанной профессиональной подготовки специалиста не облагается единым социальным налогом.
Основание: письмо Минфина России от 08.09.2006 № 03-03-04/1/657.
Е.В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 20.10.2006