Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics
Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik
^hjrchiqdavlat^edagGgika^niversiteti^^^^^^^Za
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ
Сурайё Азимжонова
Студентка 1 курса Кафедры методики обучения русскому языку и литературе Чирчикского государственного педагогического университета.
Электронная почта: s60509698@gmail.com
АННОТАЦИЯ
В данной работе исследуются различные методы и стратегии, используемые в искусстве, литературе, дизайне и других областях для создания гармоничной и эффективной композиции. В работе рассматриваются основные принципы композиции, такие как баланс, пропорции, ритм, перспектива и контраст, а также предлагаются практические советы по их использованию.
Ключевые слова: композиционные приёмы, искусство, дизайн, баланс, пропорции, ритм, перспектива, контраст, стратегии композиции.
ABSTRACT
This paper explores various methods and strategies used in art, literature, design and other fields to create a harmonious and effective composition. The paper examines the basic principles of composition, such as balance, proportions, rhythm, perspective and contrast, and offers practical advice on their use.
Keywords: compositional techniques, art, design, balance, proportions, rhythm, perspective, contrast, composition strategies.
Композиционные приемы - это искусство организации пространства, времени, формы и содержания в искусстве и дизайне. Они являются ключевыми инструментами для создания гармоничного, эстетически привлекательного и эмоционально заряженного произведения. Первый композиционный прием, о котором стоит упомянуть, - это баланс. Баланс подразумевает равномерное распределение визуальных и эмоциональных элементов в произведении. Баланс может быть симметричным или асимметричным, но в обоих случаях он создает чувство гармонии и уравновешенности. Симметричный баланс достигается путем равномерного размещения элементов по обеим сторонам оси, а асимметричный баланс -путем создания визуального равновесия, не полагаясь на геометрическую симметрию. Второй важный прием - это пропорция. Пропорция относится к размерам элементов в произведении и их отношению друг к другу. Правильное
April 23-24, 2024
848
Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics
Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik
Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari
использование пропорции помогает создать чувство гармонии и единства. Несоблюдение пропорций может привести к впечатлению дисбаланса и некоординированности. Кроме того, пропорция может использоваться для управления вниманием зрителя или читателя. Например, увеличение размера элемента может привлечь больше внимания к нему, чем к другим элементам. Третий композиционный прием - это перспектива. Перспектива добавляет глубину и трехмерность к произведению. Она позволяет создать иллюзию пространственных отношений и перемещения внутри произведения. Перспектива может использоваться для создания эффектов глубины, движения или иерархии. В литературе перспективу можно достичь с помощью описания местности, окружения или внутренних состояний персонажей. Еще одним важным приемом является ритм. Ритм относится к повторяющимся элементам или паттернам, которые создают чувство движения и активности. Ритм может быть быстрым и энергичным, медленным и спокойным или изменчивым и непредсказуемым. Он может использоваться для создания эмоционального эффекта или управления темпом произведения. [1, С. 36-38] В литературе ритм может быть достигнут с помощью постоянного повторения слов, фраз или сюжетных мотивов. И последний, но не менее важный прием - это акцент. Акцент относится к наиболее значимым или важным элементам произведения. Акценты могут быть созданы с помощью различных композиционных методов, таких как контраст, цветовое акцентирование или острое направление света. Акценты помогают привлечь внимание зрителей или читателей к ключевым моментам или идеям.
1. Использование золотого сечения в композиции картины, чтобы создать гармоничное и пропорциональное распределение элементов.
2. Применение принципа равновесия, чтобы достичь баланса между различными частями композиции.
3. Использование диагональной композиции для создания динамичности и направленности в изображении.
4. Применение контраста цветов или форм для привлечения внимания к определенным элементам композиции.
5. Использование перспективы для создания глубины и объема в композиции.
6. Применение фокусировки на главном объекте, чтобы подчеркнуть его важность в композиции.
7. Использование повторяющихся элементов для создания ритма и единства в композиции.
849
April 23-24, 2024
Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics
Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik
8. Применение принципа симметрии или асимметрии для достижения интересного и сбалансированного визуального эффекта.
Композиционные приемы - это средства, с помощью которых художники и писатели могут создавать произведения искусства, которые привлекают, впечатляют и оставляют важное эмоциональное впечатление. Правильное использование композиции важно для создания сильного визуального или текстового повествования. Они предоставляют писателям и художникам инструменты для выражения своих идей, эмоций и внутреннего мира. Поэтому понимание и освоение композиционных приемов является неотъемлемой частью искусства создания привлекательных и качественных произведений. [3, С. 19-21]
Использования композиционных приёмов в различных областях искусства:
1. Использование симметрии в архитектуре:
Многие знаменитые здания и сооружения используют симметричные композиционные приёмы для создания визуальной гармонии и баланса. Например, симметрия применяется в фасадах дворцов, музеев и храмов, таких как Версальский дворец, Эрмитаж и Парфенон.
2. Равновесие в живописи:
Художники используют композиционное равновесие, чтобы создать гармонию между элементами в своих произведениях. Например, в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» равновесие достигнуто через распределение персонажей и использование перспективы.
3. Акцент в литературе:
В литературе авторы используют комбинацию слов, фраз или сцен для создания акцентов, обращающих внимание читателя на ключевые идеи, моменты или персонажей в тексте. Например, в романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского автор создает акцент на внутренний монолог главного героя, подчеркивая его внутренние конфликты и размышления.
4. Использование перспективы в фотографии:
Фотографы используют перспективу для создания визуальной глубины и трехмерности в своих работах. Применение перспективы позволяет создать эффект глубокого пространства и привлечь внимание зрителя к определенным деталям. Примером может служить фотография горизонта, создающая иллюзию бесконечности пространства.
Таким образом, композиционные приёмы играют важную роль в создании и восприятии произведений искусства, позволяя художникам, писателям,
April 23-24, 2024
850
Chirchik State Pedagogical University Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Chirchiq davlat pedagogika universiteti
qdavMpdagog
Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari
Я
музыкантам и дизайнерам создавать целостные, эстетически привлекательные и воздейственные произведения. Владение этими приёмами является важной частью творческого процесса и позволяет создать произведения, которые вызывают эмоции, размышления и вдохновение у зрителя, читателя или слушателя.
REFERENCES
1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971.
2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. - М., 2003.
3. Лазарева В.А. Принципы и технология литературного образования школьников. Статья первая. - Литература в школе, 1996, №1.
4. Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980.
5. Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1981.
6. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - М., 2004.
7. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. -М., 2004, т. 1.
851
April 23-24, 2024