Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА'

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
art / specificity / literature / author.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ширин Абдумуминова

Art is the artistic exploration of the world, a special creative activity associated with the artistic exploration of reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА»

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

^hjrchiqdavlat^edagGgika^niversiteti^^^^^^^Za

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА

Ширин Абдумуминова

Чирчикский государственный педагогический университет кафедра методики обучения русскому языку и литературы Электронная почта: abdumumLnovashirin@gmail.com

ABSTRACT

Art is the artistic exploration of the world, a spécial creative activity associated with the artistic exploration of reality.

Keywords: art, specificity, literature, author.

АННОТАЦИЯ

Искусство - это художественное освоение мира, особая творческая деятельность, связанная с художественным освоением действительности.

Ключевые слова: искусство, специфика, литература, автор.

Искусство - гарант восприятия мира в целостности, а не в отдельных аспектах, хранитель целостной личности, целостности культуры и целостности жизненного опыта человечества. Предметом искусства является человеческий мир, многообразие человеческих отношений к реальности, действительности. Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоцио-нального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе художественное открытие. Эти функции общения, созидания и познания присущи всем видам искусства, но разным видам искусства свойственно преобладание тех или иных функций. Художник творит, созидает художественный мир. Это деятельность, направленная вовне: 1) познание; 2) оценка; 3) труд; 4) общение и вовнутрь 1) самопознание; 2) самооценка; 3) самосозидание; 4) самообщение (Я-Я).[1] Что искусство осуществляет «воспитание чувств», давно стало общим местом. Но эту формулу нередко толкуют несколько ограниченно, имея в виду преимущественно морально-этический план. Но в таком случае искусство начинает казаться лишь неким служебным средством нравственного воспитания, тогда как это лишь одно из возможных проявлений его «специфики», а не сама «специфика» как таковая. Дело в том, что искусство развивает универсальную чувственность, посредством которой человек вступает в действенный контакт не только с другим человеком, но и с

April 23-24, 2024

834

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

Chirchiq davlat pedagogika universiteti Zamonaviy filologiya va lingvodidaktikaning dolzarb masalalari

природой. Ведь человеческие органы чувств остаются одними и теми же независимо от того, на какой объект они, в частности, направлены, и восприятие любого объекта обеспечивается одними и теми же психическими механизмами. [2] Общей закономерностью искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности. Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя присваивать художественные идеи в личностной форме, то есть принимать участие в процессе сотворчества. Гегель объяснял искусство как результат глобального развития мира, причина и стадии художественно процесса объясняются движением абсолютной идеи. И. Тэн: «Искусство определяется совокупностью общественных настроений и нравов определенной среды» (духовная температура общества). Истинное искусство тяготеет к философичности.

1. Репрезентация искусства в литературном дискурсе:

* Детальное описание произведений: скрупулезное описание картин, скульптур, архитектурных сооружений, с акцентом на технические приемы, стилистические особенности, иконографические элементы.

* Искусство как контекстуальный элемент: произведения искусства, интегрированные в повествование, несут смысловую нагрузку, дополняя характеристику персонажей, эпохи, атмосферы.

* Искусство как центральный мотив: произведения, фокусирующиеся на жизни художников, истории создания шедевров, размышлениях о роли искусства в жизни человека и общества.

2. Литература как самостоятельная форма искусства:

* Словесность как эстетическая система: использование языка в его многогранности для создания художественных образов, экспрессивности, эмоционального воздействия.

* Литературные приемы как инструмент: метафоры, сравнения, символы, аллюзии, стилистические фигуры - все служит для создания глубины и многослойности текста.

* Жанровое многообразие: лирика, эпос, драма - каждый жанр обладает своими специфическими чертами, структурой, поэтическими средствами.

3. Интертекстуальные связи и синтез искусств:

* Литература и музыка: использование музыкальных образов, мотивов, лейтмотивов, аллюзий на музыкальные произведения.

835

April 23-24, 2024

Chirchik State Pedagogical University Current Issues of Modern Philology and Linguodidactics

Staatliche Pädagogische Universität Chirchik Aktuelle Fragen der modernen Philologie und Linguodidaktik

* Литература и театр: инсценировка литературных произведений, использование театральных приемов в литературе (диалог, монолог, мизансцена).

* Литература и кино: экранизация литературных произведений, использование литературных приемов в кино (сюжет, сценарий, монтаж).

4. Интерпретация и анализ произведений:

* Герменевтический подход: изучение того, как автор использует искусство для создания своих произведений, расшифровка заложенных смыслов.

* Искусство как ключ к пониманию текста: использование знаний об искусстве для более глубокого и многогранного прочтения литературных произведений.

* Роль читателя: активная интерпретация читателем описанных в литературе произведений искусства, соотнесение их с собственным опытом и знаниями.

5. Искусство в контексте современности:

* Новые формы арт-практик: влияние новых медиа, технологий виртуальной и дополненной реальности на литературу и искусство.

* Слияние жанров и видов искусства: создание мультимедийных проектов, объединяющих литературу, музыку, театр, кино, изобразительное искусство.

* Социальная функция искусства: влияние искусства на человека и общество, его роль в формировании ценностей, мировоззрения, культурной идентичности.

REFERENCES

[1] http s ://studfile. net/preview/3912464/page :7/

[2] Книга «О «специфике» искусства»

836

April 23-24, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.