Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ'

КОМПОЗИЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШОУ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ШОУ «ГОЛОС» / ШОУ «МАСКА» / «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» / «НТВ»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никишина Анастасия Алексеевна, Газизов Рамис Рассыхович

Проекты музыкальной направленности получили широкое распространение в практике телевизионного эфира. Музыкальная журналистика является составной частью системы публичных коммуникаций, имеет сложившуюся структуру, приоритеты, методы подачи контента и воздействия на аудиторию. Тенденции развития данного направления характеризуются разнообразием телепроектов и ростом их численности. Музыкальная телеиндустрия в настоящее время определяется понятием фонового восприятия, в рамках которого сознание зрителя в момент просмотра программы активизируется лишь частично, т.к. он одновременно занят другими делами. Современное состояние музыкального телевидения определяется такими процессами, как глобализация, демассификация, децентрализация и коммерциализация, а также вытеснение профессиональной журналистики. Последствия вызванных ими изменений становятся актуальными направлениями современных медиаисследований. В представленной статье анализируются практики функционирования вокальных шоу «Голос» и «Маска», выходящих в эфире общенациональных телеканалов «Первый канал» и «НТВ». Раскрываются тенденции их развития и композиционно-содержательные особенности. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ телепроектов по ряду актуальных параметров, обозначаются ключевые показатели медиастатистики при трансляциях и просмотре шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL AND CONTENT FEATURES OF MUSICAL PROJECTS ON RUSSIAN TELEVISION

Projects of a musical orientation have become widespread in the practice of television broadcasting. Music journalism is an integral part of the public communications system, which, in turn, has an established structure, priorities, methods of presenting content and influencing the audience. The development trends in this area are characterized by a variety of television projects and an increase in their number. The music television industry is currently defined by the concept of background perception, in which the consciousness of the viewer at the time of watching the program is activated only partially, because. he is busy with other things at the same time. The current state of music television is determined by such processes as globalization, demassification, decentralization and commercialization, as well as the displacement of professional journalism. The consequences of the changes caused by them are becoming topical areas of modern media research. The presented article analyzes the practices of functioning of the vocal shows the Golos and the Maska, aired on the national TV channels the Pervyy kanal and the NTV. The tendencies of their development and compositional and content features are revealed. A comparative and comparative analysis of TV projects is carried out according to a number of relevant parameters, key indicators of media statistics during broadcasts and viewing of the show are indicated.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ»

УДК 008

DOI 10.23672/SEM.2023.68.34.010

КОМПОЗИЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

COMPOSITIONAL AND CONTENT FEATURES OF MUSICAL PROJECTS ON RUSSIAN TELEVISION

Никишина Анастасия Алексеевна

студентка Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет anastasanikolaeva@stud.kpfu.ru

Газизов Рамис Рассыхович

кандидат филологических наук, доцент кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет gazizov-da@yandex.ru

Anastasia A. Nikishina

Student of the Higher School of Journalism and Media Communications, Kazan (Volga Region) Federal University an astasan i kolaeva@stud .kpfu.ru

Ramis R. Gazizov

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Television Production and Digital Communications, Kazan (Volga Region) Federal University gazizov-da@yandex. ru

Аннотация. Проекты музыкальной направленности получили широкое распространение в практике телевизионного эфира. Музыкальная журналистика является составной частью системы публичных коммуникаций, имеет сложившуюся структуру, приоритеты, методы подачи контента и воздействия на аудиторию. Тенденции развития данного направления характеризуются разнообразием телепроектов и ростом их численности. Музыкальная телеиндустрия в настоящее время определяется понятием фонового восприятия, в рамках которого сознание зрителя в момент просмотра программы активизируется лишь частично, т.к. он одновременно занят другими делами. Современное состояние музыкального телевидения определяется такими процессами, как глобализация, демассифи-кация, децентрализация и коммерциализация, а также вытеснение профессиональной журналистики. Последствия вызванных ими изменений становятся актуальными направлениями современных медиаисследований. В представленной статье анализируются практики функционирования вокальных шоу «Голос» и «Маска», выходящих в эфире общенациональных телеканалов «Первый канал» и «НТВ». Раскрываются тенденции их развития и композиционно-содержательные особенности. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ телепроектов по ряду актуальных параметров, обозначаются ключевые показатели медиастатистики при трансляциях и просмотре шоу.

Ключевые

слова: вокальные телевизионные шоу, музыкальное телевидение, шоу «Голос», шоу

«Маска», «Первый канал», «НТВ».

Annotation. Projects of a musical orientation have become widespread in the practice of television broadcasting. Music journalism is an integral part of the public communications system, which, in turn, has an established structure, priorities, methods of presenting content and influencing the audience. The development trends in this area are characterized by a variety of television projects and an increase in their number. The music television industry is currently defined by the concept of background perception, in which the consciousness of the viewer at the time of watching the program is activated only partially, because. he is busy with other things at the same time. The

current state of music television is determined by such processes as globalization, demassification, decentralization and commercialization, as well as the displacement of professional journalism. The consequences of the changes caused by them are becoming topical areas of modern media research. The presented article analyzes the practices of functioning of the vocal shows the Golos and the Maska, aired on the national TV channels the Pervyy kanal and the NTV. The tendencies of their development and compositional and content features are revealed. A comparative and comparative analysis of TV projects is carried out according to a number of relevant parameters, key indicators of media statistics during broadcasts and viewing of the show are indicated.

vocal television shows, musical television, the show Golos, the show Maska, Pervyy kanal, NTV.

оссийская исследовательская база отличается недостаточностью работ, посвященных проблемам музыкального телевидения. В научной литературе в настоящий момент до сих пор не сложился устойчивый понятийно-терминологический аппарат по данному направлению, отсутствуют конкретные формулировки, определяющие понятие музыкального телевидения, музыкальной телевизионной программы, музыкального телевизионного проекта; недостаточно исследована специфика композиционной и содержательной составляющих музыкальных телепроектов, получивших распространение за рубежом и в России. Данные особенности определяют актуальность заявленной темы исследования

Характеризуя степень научной разработанности, следует отметить исследования Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, Э.В. Советкиной, Ю.В. Страковича, В.Л. Цвика, Е.А. Шерсто-боевой и др. Программные аспекты музыкального телевидения нащли отражение в работах В.В. Егорова, А.А. Новиковой, Е.Л. Поберезниковой. Однако следует подчеркнуть недостаток комплексных исследований, раскрывающих специфику российских и зарубежных музыкальных телепроектов, в том числе, в контексте их композиционно-содержательных аспектов, что в значительной степени актуализирует исследуемую проблематику.

Отметим, что ключевое понятие данного исследования - «музыкальная телепрограмма». Она включает в себя разнообразие компонентов: музыкальное произведение, исполнение, постановка музыкального номера, телевизионная режиссура постановки. В настоящее время ни одна телепрограмма не выходит в эфир без музыкального оформления, однако от этого она не становится музыкальной, в связи с чем, возникает проблема определения понятия музыкальной телепрограммы [1, с. 11].

На основе анализа работ, посвященных проблеме музыкального телевидения, предлагается определение музыкального телевидения, выявляется его состав и ряд свойств. Согласно утверждению исследователя Г.В. Кузнецова, музыкальная телепрограмма - это «аудиовизуальная передача информации посредством телевидения, неотъемлемой частью которой является исполнение музыкальных произведений, а основным предметом - музыкальные произведения или их исполнения»; «программа» в данном контексте - это минимальная «единица вещания, отдельное законченное произведение журналистики или искусства, обозначенное отдельной строкой в плане вещания» [2, с. 86]. Г.В. Кузнецов также дает определение музыкальному телепроекту. По мнению исследователя, данное понятие подразумевает «совокупность, чаще всего, ограниченных определенным временным периодом («сезоном») серий музыкальных программ (выпусков, этапов), объединенных общими композиционными и содержательными рамками» [2, с. 86]. Музыкальное телевидение в исследовании, таким образом, рассматривается как совокупность музыкальных телепрограмм и музыкальных телепроектов.

В рамках данного исследования выявлены особенности функционирования музыкальных телепроектов «Маска» и «Голос» в 2022-2023 гг. Оба проекта обладают рядом схожих характеристик: рассмотрим их подробнее. Прежде всего - это схожесть системообразующих характеристик, т.к. обе программы имеют модульный тип структуры, в соответствии с которым этапы создания телешоу реализуются последовательно, проекты являются организованными и логичными. Следующая схожая черта российских проектов «Маска» и «Голос» также тесно связана с модульным типом структур шоу. Чтобы удержать внимание и интерес зрителей, создатели телепроектов сохраняют интригу, которую поддерживают на протяжении выпуска члены жюри и ведущие программы. Кроме того, интрига сохраняется и при формировании определенной композиции шоу: например, наличием финального этапа, участники которого становятся известны непосредственно перед ним.

Keywords:

Р

Кроме того, в структурах программ «Маска» и «Голос» содержатся одинаковые элементы: вступление, основная часть, кульминация и развязка. Также, в композициях проектов присутствуют подводки к сюжетам, диалоги с приглашенными гостями, анонсы мероприятий и рекламные блоки, что объясняется сходной тематикой, структурой, организацией работы проектов в целом.

Проследим имеющиеся композиционные различия. Одним из них является тот факт, что проект «Маска» [3] имеет одну кульминацию; в программе «Голос» [4] же, напротив, наблюдаются несколько кульминационных моментов. Они приходятся на время голосования зрителей, и это связано с тем, что в проекте «Голос» существует потребность в более оперативном сокращении числа конкурсантов. Различия прослеживаются и в содержательных аспектах программ. В шоу «Маска» музыкальный репертуар выбирается самим участником при помощи специалистов. В проекте «Голос» данную функцию осуществляют члены жюри, а роль конкурсантов в этом процессе второстепенна.

В рамках сравнительного анализа установлена продолжительность телепроектов, которая в шоу «Маска» составляет около 2 часов и 10 минут, а шоу «Голос» - около 1 часа и 30-35 минут. Основная часть телепроекта «Маска» транслируется более, чем в два раза дольше по сравнению с другой рассматриваемой передачей. Самая короткая часть указанных музыкальных программ - это зачин. Также, важно отметить, что продолжительность кульминации в шоу «Голос» объясняется большим количеством внутренних голосований, упомянутых ранее. Наиболее продолжительным элементом обеих программ, за исключением выступлений конкурсантов, являются рекламные блоки; наименьшее время выделяется на поводки к сюжетам. Анонсы мероприятий и диалоги с приглашенными гостями шоу занимают примерно одинаковые доли эфира.

Основные различия заключаются в масштабах кульминационных моментов и возможности выбора музыкального репертуара. Так, в шоу «Маска» на один выпуск программы приходится одна кульминация; в шоу «Голос» же, наоборот, предполагается наличие несколько кульминационных моментов, связанных с большим количеством голосований за участников. Музыкальный репертуар в первом из рассматриваемых проектов выбирается самим конкурсантом, во второй программе - его наставником.

Кроме того, проводились замеры, позволяющие наглядно оценить соотношение структурных элементов в телепроектах (в передаче «Маска» - 7 %, в проекте «Голос» - 8 %). В то же время, более высокие значения в структурах программ приходятся на сюжеты и подводки к ним: в проекте «Маска» - они равны 43 % и 2б % всего контента; в телепроекте «Голос» - 32 % и 30% соответственно. Композиционно-содержательные особенности проекта «Маска» определяются временем показа проекта и его зрителями. Выявлено, что основными характеристиками аудитории шоу являются широта, продолжительное время просмотра передачи и постоянство состава.

Выводы по результатам исследования заключаются в следующем:

1) в структуре проекта «Маска» присутствуют подводки к сюжетам, диалоги с приглашенными гостями, анонсы и рекламные блоки; композицию шоу составляют зачин, основная часть, кульминация и развязка;

2) в телепроекте «Голос» наблюдаются подводки к сюжетам, диалоги с приглашенными гостями, анонсы и рекламные блоки, а также зачин, основная часть, кульминация и развязка; отличительной особенностью является включение элементов конкурса в структуру передачи на этапе четвертьфиналов;

3) сравнительный анализ телепроектов «Маска» и «Голос» позволил выделить сходства: разнообразие сюжетов, модульность структур программ, наличие интриги до финального этапа.

Учитывая распространенность музыкальных видеопроектов и расширение масштаба их присутствия на телевидении, разработка данной темы является важным направлением медиа-исследований.

Литература:

1. Авербах Е.М. Музыка на телевидении. М. : Аспект Пресс, 1984. 17 с.

2. Кузнецов Г.В. Концепции каналов // Телевизионная журналистика. 2005. С. 286.

3. Первый канал. Голос [сайт] / учредитель «Первый канал». М., 1996. иЯЬ : https://www.1tv.ru/ shows/golos-11 (дата обращения 28.03.2023).

4. Канал НТВ. Маска [сайт] / учредитель «НТВ». М., 2019. Обновляется в течение суток. иЯЬ https://www.ntv.ru/peredacha/The_Masked_Singer (дата обращения 01.04.2023).

Literature:

1. Averbakh E.M. Music on television. M. : Aspect Press, 1984. 17 p.

2. Kuznetsov G.V. Channel concepts / G.V. Kuznetsov // Television journalism. 2005. P. 286.

3. Pervyy kanal. Golos [website] / founder of Channel One. M., 1996. URL : https://www.1tv.ru/ shows/golos-11 (date of the application 03/28/2023).

4. NTV channel. Maska [website] / founder of NTV. M., 2019. Updated during the day. URL : https:// www.ntv.ru/peredacha/The_Masked_Singer (date of the application 04/01/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.