Научная статья на тему 'Композитор питер Максвелл Дэйвис: штрихи к творческому портрету'

Композитор питер Максвелл Дэйвис: штрихи к творческому портрету Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BRITISH CLASSIC MUSIC / SECOND HALF OF 20 CENTURY / PETER MAXWELL DAVIES / COMPOSER / COMPOSITIONS / OUTPUT / БРИТАНСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА / КОМПОЗИТОР / ТВОРЧЕСТВО / ПИТЕР МАКСВЕЛЛ ДЭЙВИС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агишева Ю.И.

Статья посвящена некоторым аспектам творчества британского композитора Питера Максвелла Дэйвиса, чья музыка почти неизвестна в России. В статье делается попытка кратко осветить основные направления наследия композитора, творившего во всех известных музыкальных жанрах, а также его общественную деятельность (дирижирование, педагогика, работа в должности придворного композитора и др.) и биографические сведения. В контексте мировой музыкальной культуры периода после Второй мировой войны творчество П.М. Дэйвиса занимает значительное место и имеет большое влияние на развитие британской академической музыки указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER MAXWELL DAVIES: SOME LINES TO THE COMPOSER'S CREATIVE PORTRAIT

The article concerns some facets of the output and biography of Peter Maxwell Davies (1934-2016), a British composer, whose works are almost unknown in Russia. His career was very diverse and valuable for British music culture after the World War II. PM. Davies embraced all the genres of music (opera, symphony, instrumental concert, film score, choral works etc.) and wrote more than 500 compositions probing almost all trends and styles of music of the period. The article analyses main directions of the composer’s music and his life: his public activity, teaching methods, conducting, the significance of his heritage.

Текст научной работы на тему «Композитор питер Максвелл Дэйвис: штрихи к творческому портрету»

татуировок. По мнению И.Д. Калинина декоративные татуировки можно подразделить на три подгруппы, а именно: 1) декоративные, 2) декоративные - фанатские, 3) декоративные - тату как искусство. Согласно опросу среди студентов-медиков РНИМУ им. Пирогова с татуировками было установлено, что их татуировки относятся к третьей подгруппе декоративной группы, а именно декоративные -тату как искусство. Как утверждает И.Д. Калинин, эту группу можно отнести к высшей ступени развития татуировки. Следует согласиться и заметить, что татуировки студентов-медиков представляют собой односложные и многосложные сюжеты, демонстрирующие высокий уровень мастера и стремление владельца к творческому началу. Однако наличие такой татуировки не обязательно говорит о творческом потенциале ее обладателя, хотя и это имеет место быть, а может зачастую говорить о пафосе. Таких людей можно охарактеризовать как высокомерных, эгоистичных, эгоцентричных, менее подверженных влиянию общественных ценностей, способных иметь проблемы в общении с людьми не из своего окружения. Не зря профессия медика считается одной из самых трудных ввиду той роли, которая ему отведена. Одной из основополагающих качеств медицинского работника помимо дисциплинированности, точности выполнения своих обязанностей, совершенствования своих знаний, является повышение общей культуры. В соответствии с определением культуры в Интернет-словаре, культура представляет собой все формы человеческой деятельности, включающие человеческое самовыражение, самопознание, а также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [5].

Здесь же говорится о том, что в Древней Греции понятию культуры соответствовало слово «пайдейя», выражавшее понятие «внутренней культуры» или «культуры души» [5]. Внешнее поведение, приверженность к тем или иным жизненным ценностям, нормам поведения - это отражение внутренней культуры человека. Влияние на внутреннюю составляющую человека оказывает любое внешнее изменение различных факторов, одним из которых является перелом в культурно-цивилизованных процессах, которые вызваны научно-техническим прогрессом нынешнего столетия. Эти изменения в культуре отражены в таких феноменах как авангард, модернизм и постмодернизм [6].

Одним из определений татуировки является следующее: татуировка - это разновидность авангардного искусства.

В свою очередь авангард довольно противоречивое явление, характерными признаками которого являются осознано заостренный экспериментальный характер, революционно-разрушительный пафос, направленный на традиционные ценности культуры, отказа от большинства художественно эстетических, нравственных и духовных ценностей [7].

В соответствии с этим необходимо подчеркнуть, что контингент студентов-медиков образует категорию юношей и девушек однородную в плане выбранной ими специальности и различную в плане индивидуальных физических, пси-

Библиографический список

хологических, национальных, социальных, культурных особенностей. Учет этих особенности, а точнее их различий важен в решении психолого-педагогической проблемы формирования нравственного облика медицинского работника.

Возникает вопрос о соответствии вышеупомянутых характеристик татуированной студенческой молодежи с характеристиками этического облика медицинского работника.

Говоря об этике, необходимо сказать, что этика - это внешнее проявление внутреннего содержания человека. Существует основополагающее требование медицинского этикета согласно, которому облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Соответственно внешний вид медицинского работника имеет значение в его профессиональной деятельности и должен отвечать регламентам медицинской сферы деятельности. Согласно ФГОС среднего и высшего профессионального образования, студент-медик должен обладать общими компетенциями (ОК), одними из которых являются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, несение ответственности за принятые решения, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважение социальных, культурных и религиозных различий.

Компетенции ФГОС не просто перечень требований, которыми должен обладать медицинский специалист, но также руководство к деятельности, основанной на четком понимании своих обязанностей, что возможно при наличии соответствующего уровня нравственного развития.

Так на первом курсе педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова в период 17/18 учебного года 10 человек из анкетированных 32 студентов имеют на теле татуировки. Анкетирование показало, что татуированные студенты отличаются большей безответственностью по отношению к учебе, чем остальные студенты. Семь человек из десяти регулярно прогуливали учебу, халатно относились к выполнению домашнего задания, а по итогам первого и второго полугодий имели задолженности по ведущим дисциплинам и находились под угрозой отчисления из университета. Три человека из десяти не имели проблем с учебой, но имели проблемы в общении с одногруппниками, отличились упрямством, склочным и несговорчивым характером, а также имели проблемы с курением и алкоголем, были склонны к частым депрессиям.

Согласно вышеизложенному, необходимо отметить, что, несмотря на тот факт, что в анкетировании принимало участие небольшое число студентов первого курса педиатрического факультета, количество студентов-медиков с татуировками возрастает. Ввиду этого следует отслеживать контингент поступающих студентов на различные факультеты медицинских университетов, а также средних медицинских учреждений, динамику взаимоотношений таких студентов с окружающими, а также их стремления в учебе и в случае неадекватного и отрицательного отношения к учебе и к окружающим ставить под сомнение возможность получения ими медицинского образования.

1. Шнырева О.А. Татуировка как социальное письмо. Психология. Педагогика 2009. Вып. 1.

2. Калинин И.Д. Татуировка как особенность психосостояния. Available at: http://www.proza.ru/2012/09/13/1230

3. Ласовская Т.Ю., Яичников С.В., Сахно В.Е., Лябах Н.Г. Пограничное расстройство личности и нанесение татуировок. Медицина и образование в Сибири. Сетевое научное издание. 2013; 3.

4. Available at: https://life.ru893194/diaghnoz_po_tatu_o_chiom_rasskazhut_vrachu_risunki_na_vashiem_tielie

5. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7804/

7. Available at: https://knowledge.allbest.ru/sociology/

References

1. Shnyreva O.A. Tatuirovka kak social'noe pis'mo. Psihologiya. Pedagogika 2009. Vyp. 1.

2. Kalinin I.D. Tatuirovka kakosobennost'psihosostoyaniya. Available at: http://www.proza.ru/2012/09/13/1230

3. Lasovskaya T.Yu., Yaichnikov S.V., Sahno V.E., Lyabah N.G. Pogranichnoe rasstrojstvo lichnosti i nanesenie tatuirovok. Medicina i obrazovanie v Sibiri. Setevoe nauchnoe izdanie. 2013; 3.

4. Available at: https://life.ru893194/diaghnoz_po_tatu_o_chiom_rasskazhut_vrachu_risunki_na_vashiem_tielie

5. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7804/

7. Available at: https://knowledge.allbest.ru/sociology/

Статья поступила в редакцию 10.10.18

УДК 37

Agisheva Yu.I., Cand. of Art History, Head of Department of Music Journalism, the Gnessins Russian Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: agisheva1@yandex.ru

PETER MAXWELL DAVIES: SOME LINES TO THE COMPOSER'S CREATIVE PORTRAIT. The article concerns some facets of the output and biography of Peter Maxwell Davies (1934-2016), a British composer, whose works are almost unknown in Russia. His career was very diverse and valuable for British music culture after the World War II. P.M. Davies embraced all the genres of music (opera, symphony, instrumental concert, film score, choral works etc.) and wrote more than 500 compositions probing almost all trends and styles of music of the period. The article analyses main directions of the composer's music and his life: his public activity, teaching methods, conducting, the significance of his heritage.

Key words: British classic music, second half of 20 century, Peter Maxwell Davies, composer, compositions, output.

Ю.И. Агишева, канд. иск., доц., зав. каф. музыкальной журналистики Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), г. Москва,

E-mail: agisheva1@yandex.ru

КОМПОЗИТОР ПИТЕР МАКСВЕЛЛ ДЭЙВИС: ШТРИХИ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ

Статья посвящена некоторым аспектам творчества британского композитора Питера Максвелла Дэйвиса, чья музыка почти неизвестна в России. В статье делается попытка кратко осветить основные направления наследия композитора, творившего во всех известных музыкальных жанрах, а также его общественную деятельность (дирижирование, педагогика, работа в должности придворного композитора и др.) и биографические сведения. В контексте мировой музыкальной культуры периода после Второй мировой войны творчество П.М. Дэйвиса занимает значительное место и имеет большое влияние на развитие британской академической музыки указанного периода.

Ключевые слова: британская академическая музыка, вторая половина ХХ века, композитор, творчество, Питер Максвелл Дэйвис.

Питер Максвелл Дэйвис (1934 - 2016) - британский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, творческое наследие которого охватывает все музыкальные жанры: симфонии, опера, инструментальные концерты, хоровая музыка, музыка для театра, кино, балет - более 500 опусов. Дэйвис, казалось, присутствовал во всех сферах британской культурной и общественной жизни второй половины ХХ - начала XXI вв., и в то же время вёл почти монашеский образ жизни и порой становился неуловимым для всех.

Питер Максвелл Дэйвис родился в 1934 году в Солфорде (графство Большой Манчестер). Как часто бывает в биографиях творческих личностей, «вентилем», повернувшим судьбу маленького Макса (так на протяжении всей жизни называли композитора близкие и не только) в нужную сторону, стало музыкальное впечатление. Родители повели своего четырёхлетнего сына на оперу Гилберта и Салливана «Гондольеры», после чего Макс заявил, что будет композитором. Ни много, ни мало! Именно композитором! Не всем удается определиться с выбором профессии так рано.

Во время учебы в школе музыкальное дарование Дэйвиса не раз поражало преподавателей (в подтверждение тому история, как на одном из экзаменов парень произвел впечатление на комиссию, играя наизусть на фортепиано довольно протяженные разделы из симфоний Бетховена). Далее Университет Манчестера, Королевский Манчестерский колледж музыки (Королевский северный колледж музыки), обучение в Риме у композитора Джофредо Петрасси, Прин-стонский университет, где посчастливилось заниматься композицией с Милтоном Бэббитом.

Именно в Манчерском колледже музыки началось творческое формирование Дэйвиса, который с друзьями-единомышленниками организовал «Манчестерскую группу» (в нее также входили композиторы Александр Гер, Хариссон Бёртуисл, пианист Джон Огдон, трубач Элгар Ховарт). Особого манифеста группа не выдвигала. Всех участников объединяла страсть ко всему тому, что не входило в учебную программу. Это средневековая и ренессансная музыка, индийская музыка (на эту тему Дэйвис даже написал диссертацию) и, конечно, музыкальный модернизм (от А. Шенберга, А. Веберна, И. Стравинского до Л. Ноно и К. Штокхау-зена), мимо которого не прошел ни один композитор ХХ века [1 - 3].

Ансамбль «Лунный Пьеро», созданный Дэйвисом совместно с Бёртуислом, первоначально задумывался специально для исполнения «Лунного Пьерро» Шёнберга (состав ансамбля полностью дублировал инструментальный состав произведения - флейта-пикколо, кларнет, бас-кларнет, скрипка, альт, виолончель и фортепиано). Постепенно коллектив стал исполнять другие произведения, в том числе и собственного сочинения.

Эта практика стала чрезвычайно важным этапом в творческом развитии Дэйвиса. По его мнению, каждый композитор должен иметь подобный ансамбль для того, чтобы научиться понимать, как играют исполнители, как протекает их творческий процесс - от первого знакомства с партитурой до концертного исполнения - что они считают исполнимым, а что - нет? Кроме того, у молодых композиторов появилась возможность исполнять свои произведения и наблюдать за тем, как они проходят через репетиционный процесс, и что получается на выходе. Благодаря такой практике, композитор обрел инструментальное мышление. Ансамбль «Лунный Пьеро» со временем трансформировался в «Лондонские пожары» (1965), и занимался им уже исключительно Дэйвис.

Тогда же сложилось мировоззрение композитора, сохранившееся до конца жизни: музыкальное произведение должно содержать некую конструктивистскую строгость и находится вне стиля. Иными словам, если конструктивная основа произведения выверена и имеет место, слушательское понимание ему будет обеспечено [4- 6].

В качестве источников такой конструктивистской строгости Дэйвис не раз называл те, из которых он черпал знания и вдохновение: Средневековье и Ренессанс, григорианский хорал, строгий контрапункт, среди персоналий - Фома Аквинский (хотя композитор слыл воинствующим атеистом из-за своих жестких антиклерикальных высказываний). Все они стали строительным материалом авторского стиля композитора. В написании музыки Дэйвис находил духовную суть, именно музыка была его религией.

Подобный подход, включающий особый звуковой образ ранних произведений Дэйвиса с диссонантной комбинацией линий без перегруженности гармонией и колористикой, поместил композитора в европейский авангардный ряд музыкальной истории второй половины ХХ века.

Профессиональный путь Дэйвиса был связан с педагогической практикой. С 1959 по 1962 гг. он преподавал музыку в школе в Сайренсестере (графство Гло-

стершир). Композитор как прогрессивно мыслящий педагог изменил существующую учебную программу где долгое время действовала установка: дети должны слушать музыка, а не играть. Дэйвис стал вовлекать учеников в исполнение, в том числе и собственных произведений. То, что дети должны играть, сейчас кажется обычным, на тот момент было революционным. Для детского исполнения Дэйвис написал небольшой цикл «5 картин Пауля Клее» (1959) - музыкальные впечатления от картин немецко-шведского художника Пауля Клее (1879 - 1940). Удивительный, ни на кого не похожий Клее, увлекался этнографическим искусством, словесно-зрительными каламбурами и понимал искусство как язык знаков, форм, идей. 5 пьес («Крестоносец», «Восточный сад», «Щебечущая машина», «Витраж», «Ad Parnassum») представляют собой эстетически утонченное, довольно необычное произведения для концертов юношеских оркестров. Оно вводило юных исполнителей в мир современных гармонических и ритмических идей, смелых структурных схем.

Важной частью творческого наследия Питера Максвелла Дэйвиса являются сочинения для музыкального театра и кино. Разнообразие жанров и форм, где широкая культурная идентичность композитора раскрывалась в полной мере, реализуются в пародийности, экспрессионистском натиске, обилии контрапунктической ткани и мн. др. Скандалы, сопровождавшие премьеры того или иного сочинения композитора, стали обычным делом. Например, «8 песен для безумного короля» (1969) представляют новый жанр музыкального театра, где сцены помешавшегося короля Георга III в сопровождении инструментального ансамбля становятся обнаженным откровением эмоционального и душевного бедствия. Инструментальный ансамбль, полноценный участник этой драмы, насмехается над монархом, сокрушает инструменты и становится звуковым образом этого расстройства. Невероятное откровение эмоционального и душевного бедствия, которое символически можно сравнить с гибелью всей классической музыки, неоднократно происходившей в ХХ веке.

Другое, не менее скандальное, произведение - Фокстрот для оркестра на павану Джона Булла «Пробуждение св. Фомы» (1969) - было написано по заказу Дортмундского фестиваля. На сцене располагаются два оркестра: большой симфонический и джаз-банда с расстроенным фортепиано.

Клавесинная павана Дж. Булла (1562/63-1628) маскируется в лабиринте фокстрота, образуя три уровня в драматургии произведения: павана, фокстрот, оркестр. Эффектное соревнование оркестра и джаз-банды, которые перебрасываются фразами, играют стилями, делает это произведение невероятно привлекательным (в 2010 году оно исполнялось в Москве в рамках тематической серии концертов Геннадия Рождественского с Государственной академической капеллой России «Туманный Альбион»). С 1971 года Дэйвис перебирается на Оркнейские острова. Древний строгий ландшафт стал для композитора местом, где он нашел тишину и вел почти аскетический образ жизни (в его не было ни воды, ни электричества). Дэйвис работал по 16 часов день. Там он задумал и основал Фестиваль св. Магнуса Оркнейского, став его художественным руководителем. Большая часть сочинений, написанных в 70 гг., была исполнена на этом фестивале (в частности, 10 Стратклайд концертов - для каждого солиста Шотландского камерного оркестра).

Жизнь на Оркнейских островах позволяла Дэйвису продвигать идеи, чрезвычайно важные для него: сохранение фольклора этих мест, протест против коммерческой музыки (композитор ненавидел фоновую музыку, звучащую везде, сравнивая ее с коммерческим и культурным терроризмом). И, пожалуй, главную идею своего творчества: музыка - это социальная сила, способная противостоять современным дискурсам или политической напряженности. Музыка - одна из основ нашей жизни! Музыка для Дэйвиса всегда была идеей фикс, наваждением, с которым он не пытался бороться, отдаваясь целиком. Одним из самых популярных произведений композитора является пьеса для фортепиано «Прощание со Стромнессом», которая была написана в знак протеста против разработки залежей урана, обнаруженных в Оркни. Удивительно простое музыкальное воплощение места, характера, даже погоды, которые так любил композитор.

Питер Максвелл Дэйвис вел активную деятельность как дирижер, сотрудничая с ведущими симфоническими коллективами (Королевский филармонический оркестр, оркестр ВВС, оркестр Гевандхауза, оркестр Сан-Франциско, Шотландский камерный оркестр и др.) [7].

В 1987 год композитор был посвящен в рыцари (сейчас этот титул дается даже женщинам, среди которых актрисы Джуди Денч, Хелен Миррен). В 2004 году

сэр Питер Максвелл Дэйвис становится Мастером королевской музыки (Master of the Queen's Music). В Великобритании до сих пор существует такое явление, как придворная музыка, канувшее в лету во многих других европейских странах. Согласно порядку, композиторы сменяют друг друга на этом поприще каждые 10 лет (преемником Дэйвиса стала женщина-композитор Джудит Уир). Дэйвис с удовольствием относился к этой должности, и даже здесь ему удалось проявить инициативу: он посоветовал королеве учредить ежегодную королевскую медаль в области музыки, что и было сделано. Придворная деятельность повлияла на политические взгляды Дэйвиса, который стал роялистом (ранее - республиканец), полагая, что монархия представляет собой постоянство, традицию и стабильность. Дэйвис и его музыка были сотканы из парадоксов: начало карьеры - ярлык «модерниста», действующего рискованно, если не безумно, затем - поворот в сторону традиционализма. Композитор говорил: «Меня много ругают за то, что

Библиографический список / References

пишу музыку в разных стилях и жанрах. Называют проституткой. Прекрасно. Тогда и Моцарт был таким» [8].

Последние годы своей жизни Дэйвис боролся с лейкемией, от которой он скончался в 2016 году. Согласно воле композитора, те, кто пришли с ним проститься, должны были принести по бутылке шампанского. Когда гроб опускали в землю, звучали хлопки пробок, вылетающих из бутылок, которые надо было откупорить именно в тот момент, и «Прощание со Стромнессом». Под такое звуковое сопровождение композитор пожелал покинуть этот мир.

«Я не питаю иллюзий относительно собственной важности как композитор или личность: я рад, что у меня есть возможность сочинять, и что моя музыка исполняется. Я был бы счастлив, если бы меня запомнили по двум мелодиям и примечанию в словаре» [9, с. 1]. Не примечания, а внушительных статей в лучших энциклопедиях этот композитор удостоился еще при жизни.

1. Crawford J.C. and D.L. Expressionism in Twentieth-Century Music. Bloomington, 1993.

2. Griffiths P. Peter Maxwell Davies. London, 1982.

3. Harvey J. Maxwell Davies's Songs for a Mad King. Tempo. 1969; no.89: 2 - 6.

4. Henderson R. Peter Maxwell Davies. Musical Times. 1961: 624.

5. Roberts D.L. Techniques of Composition in the Music of Peter Maxwell Davies. (diss.) University of Birmingham, 1986.

6. Schlotel B. Peter Maxwell Davies's Music for Young People. Music Teacher. 1973: 13 - 14.

7. Sir Peter Maxwell Davies - Composer and Conductor who Set Out as an Enfant Terrible but Mellowed after. Available at: https://www.independent.co.uk/news/obituaries/sir-peter-maxwell-davies-composer-and-conductor-who-set-out-as-an-enfant-terrible-but-mellowed-after-a6931006.html

8. Waterhouse J.C.G. Peter Maxwell Davies: Towards an Opera. Tempo. 1964; no. 69: 18 - 25.

9. Peter Maxwell Davies. Selected Writings Ed. By Nicholas Jones. Cambridge University Press, 2018: P.1

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 376

Alekseev I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: filologshgpi@mail.ru

Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: kalininaolga23@mail.ru

OPPORTUNITIES TO USE "FREE" OPERATING SYSTEMS IN THE ORGANIZATION OF ELECTRONIC DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATION. The article discusses the main approaches to the use of information technologies in working with children with disabilities, in particular, "free" operating systems. The authors conclude that the use of these systems would most effectively organize the process of education and upbringing of this category of children. At the same time, with the use of the described technologies in teaching activities, it is possible to create a special electronic correctional and developmental environment for children with disabilities that meets their individual psycho-physical and intellectual characteristics. Basalt's distributions have a number of competitive advantages that ensure the fullest realization of the potential of development of children of the considered group, especially in the conditions of educational institutions that implement inclusive education programs.

Key words: children with disabilities, inclusive education, free software, information technology.

И.А. Алексеев, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: filologshgpi@mail.ru

О.В. Калинина, канд. псих. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: kalininaolga23@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «СВОБОДНЫХ» ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные подходы к использованию информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, «свободных» операционных систем. Авторы делают вывод о том, что использование данных систем позволило бы наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания данной категории детей. При этом на основе использования описываемых ИТ-технологий в педагогической деятельности возможно создание специальной электронной коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, отвечающей их индивидуальным психофизическим и интеллектуальным особенностям. При этом дистрибутивы компании «Базальт» обладают рядом конкурентных преимуществ, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала развития детей рассматриваемой группы, особенно в условиях образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, свободное программное обеспечение, информационные технологии.

В России, как и во многих других странах мирового сообщества, учёными различных областей знания в настоящее время всё большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается ими как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Поэтому на современном этапе реформирования и модернизации системы отечественного образования происходит активное внедрение информационных технологий, как эффективного средства обучения. В работах многих современных исследователей (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) было доказано, что эти технологии позволят достичь максимально возможных успехов в развитии детей, которым предстоит не только формировать новую информационную среду общества, но и самим жить и работать в этой новой среде [1].

В России в процессе эволюционного развития, параллельно с традиционной системой образования, сложилась и существует национальная система специального образования, целью которой является обучение и воспитание детей с различными физическими и психическими патологиями (умственной от-

сталостью, задержкой психического развития, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и т. д.). Несмотря на то, что эта сфера является неотъемлемой частью образовательного пространства нашей страны, процесс её информатизации значительно уступает по своему качественному и количественному содержанию системе образования детей с нормальным уровнем развития.

Кроме этого, в последнее десятилетие в России набирает обороты процесс интеграции систем общего и специального образования, частью которого является создание специальных образовательных условий в массовых учебных и учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. реализация так называемого инклюзивного образования. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы разработки таких методов, технологий и средств обучения и воспитания, которые позволили бы организовать наиболее эффективный образовательный процесс для детей с условно нормативным уровнем развития и детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.