Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

КОМПОНЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонематическое восприятие / детерминация фонематического восприятия / центрально обусловленная детерминация фонематического восприятия / сукцессивный гнозис / слухоречевая память / внимание / операциональные и регуляторные компоненты / phonemic perception / determination of phonemic perception / centrally determined determination of phonemic perception / successive gnosis / auditory-speech memory / attention / operational and regulatory components

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Амельянчик А.П., Бабиева Н.С.

В статье приведены результаты исследования нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ходе которого были выявлены компоненты центрально обусловленной детерминации фонематического восприятия, включающие операциональные и регуляторные процессы, как центрально обусловленные механизмы слухового восприятия. Результаты исследования позволили обнаружить связь между сформированностью фонематического восприятия и сформированностью сукцессивного гнозиса, слухоречевой памяти и внимания у детей старшего дошкольгного возраста с общим недоразвитием речи. В статье раскрыта теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Амельянчик А.П., Бабиева Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF THE CENTRALLY CONDITIONED DETERMINATION OF PHONEMIC PERCEPTION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article presents the results of a study of phonemic perception disorders in older preschool children with general speech underdevelopment, during which the components of the centrally conditioned determination of phonemic perception were identified, including operational and regulatory processes as centrally determined mechanisms of auditory perception. The results of the study revealed a connection between the formation of phonemic perception and the formation of successive gnosis, auditory-speech memory and attention in older preschool children with general speech underdevelopment. The article reveals the theoretical and practical significance of the conducted research.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

КОМПОНЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Амельянчик А.П., Бабиева Н.С., Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва

Аннотация. В статье приведены результаты исследования нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в ходе которого были выявлены компоненты центрально обусловленной детерминации фонематического восприятия, включающие операциональные и регуляторные процессы, как центрально обусловленные механизмы слухового восприятия. Результаты исследования позволили обнаружить связь между сформированностью фонематического восприятия и сформированностью сукцессивного гнозиса, слухоречевой памяти и внимания у детей старшего дошкольгного возраста с общим недоразвитием речи. В статье раскрыта теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, детерминация фонематического восприятия, центрально обусловленная детерминация фонематического восприятия, сукцессивный гнозис, слухоречевая память, внимание, операциональные и регуляторные компоненты

COMPONENTS OF THE CENTRALLY CONDITIONED DETERMINATION OF PHONEMIC PERCEPTION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL

SPEECH UNDERDEVELOPMENT

AmelyanchikA.P., Babieva N.S.

Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract. The article presents the results of a study of phonemic perception disorders in older preschool children with general speech underdevelopment, during which the components of the centrally conditioned determination of phonemic perception were identified, including operational and regulatory processes as centrally determined mechanisms of auditory perception. The results of the study revealed a connection between the formation of phonemic perception and the formation of successive gnosis, auditory-speech memory and attention in older preschool children with general speech underdevelopment. The article reveals the theoretical and practical significance of the conducted research.

Keywords: phonemic perception, determination of phonemic perception, centrally determined determination of phonemic perception, successive gnosis, auditory-speech memory, attention, operational and regulatory components

Введение

Основной категорией в выявлении специфики процесса является детерминация, как причинное обусловливание явлений [Головин 1998: 103].

Исследование детерминации психических процессов имеет большое значение для коррекционной педагогики, поскольку оно связано с постижением условий их формирования, закономерной обусловленности, следовательно, ведет к целенаправленному их изменению и построению путей их коррекции [Рубинштейн 2003: 88].

Изучение детерминации речевых функций открывает возможности эффективного воздействия на механизмы, участвующие в появлении речевой патологии. В связи с этим цель исследования состояла в выявлении компонентов детерминации фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР).

Нами используется понятие «центрально обусловленная детерминация фонематического восприятия», включающее базисные, церебральные, центрально обусловленные (основанные на мозговых механизмах) факторы созревания фонематического восприятия.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта и локализации высших психических функций, А. Р. Лурии и его последователей (Т. Г. Визель, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой) о трёх функциональных блоках мозга, классические исследования проблемы фонематического восприятия Л. С. Волковой, А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и других ученых, современные исследования проблемы фонематического восприятия в логопедии, сурдопедагогике и смежных отраслях коррекционной педагогики и специальной психологии, нейропсихологии и психофизиологии [Бадалян 2012, Визель 2021; Выготский 2006; Волкова 1998; Головчиц 2001; Жинкин 1958; Корнев 2003; Левина 1968; Лурия 2006; Орфинская 1967; Филичева, Чиркина 2004; Хомская 2005; Цветкова 2010, Швецов 2006].

Наиболее освещенными в среде исследований взаимосвязи фонематической системы с другими высшими психическими функциями являются вопросы вклада сукцессивного гнозиса, слухоречевой памяти и внимания в функционирование фонематической системы.

Фонематическое восприятие - это процесс формирования перцептивных образов фонем, направленный на дифференциацию фонем и определение звукового состава слова. [Визель 2021: 125; Волкова 2006: 120].

Однако, материальная основа любой высшей психической функции -нейрофизиологические функциональные системы, как иерархически организованные комбинации зон коры. Решающую роль в восприятии фонем играют системы височной зоны, но протекание психической деятельности осуществляется на основе оптимальной энергетической активности головного мозга (I функциональный блок мозга), построения целей, программ и их произвольной регуляцией (III функциональный блок мозга) и операциональным компонентом деятельности - обработкой сенсорной информации (II функциональный блок мозга) [Лурия 1979: 269; Микадзе 2008: 24; Хомская 2005: 22].

Опираясь на данную структуру психической деятельности, нами рассмотрены и проанализированы операциональный и регуляторный компоненты фонематического восприятия, как центрально обусловленные механизмы его формирования.

Основная часть

Эксперимент был проведен на базе ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» в июне 2022 г. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста (6-6,5 лет) с ОНР.

Методы исследования: эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования, статистический анализ результатов исследования (критерий ранговой корреляции Спирмена).

Отбор респондентов осуществлялся на основе результатов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования и на основе речевого статуса (наличие ОНР, III уровень речевого развития). Для формирования диагностического комплекса были использованы методики: исследование фонематического слуха у детей дошкольного возраста [Визель 2005: 323]; исследование сукцессивного гнозиса у детей дошкольного возраста [Корнев 2003: 124]; исследование слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста [Визель 2005: 311]; исследование внимания у детей дошкольного возраста «Корректурная проба» (в модификации) [Глозман, Потанина, Соболева 2008: 27].

В ходе оценки результатов выполнения заданий была использована балльная шкала количественной оценки Т. Г. Визель и система оценки степени выраженности нарушения исследуемых функций Т. Г. Визель [Визель 2005: 300].

По результатам исследования были выявлены особенности нарушения фонематического восприятия: нарушение дифференциации близких по звучанию фонем, нечеткость и повышенная тормозимость акустических следов, что говорит о незрелости латеральных и конвекситальных отделов левой височной области. Были выявлены особенности нарушения сукцессивного гнозиса: нарушение восприятия последовательно предъявляемых звуковых сигналов и ритмических структур, нарушение процессов удержания в памяти и извлечения из нее звуковой последовательности, что говорит о незрелости конвекситальных отделов левой височной области, заднелобных отделов левого полушария. Были выявлены особенности слухоречевой памяти: снижение её объема, нечеткость и повышенная тормозимость слухоречевых следов; отсутствие оттормаживания в условиях интерференции, возникающее в результате взаимовлияния элементов звукового ряда, применение дополнительных способов самоконтроля и компенсаторных стратегий, стимулирующих сохранные сенсорные каналы (опора на речевые кинестезии, как регрессивный механизм, используемый в качестве компенсации незрелых регуляторных функций и неустойчивости акустических следов), что говорит о незрелости конвекситальных отделов левой височной области, нейродинамических параметров слухового анализатора, проявляющихся патологическим ретроактивным торможением, а также о незрелости лобных (префронтальных) отделов, отвечающих за регуляторные и мнестические функции в звене их целенаправленности и произвольности. Были выявлены особенности внимания: повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители как проявление импульсивности, низкого уровня концентрации, распределения, объема и устойчивости внимания, дефицитарность произвольного внимания, что говорит о незрелости лобных долей, нейродинамических параметров и энергетического обеспечения произвольной регуляции деятельности.

В 100% случаев нарушение фонематического восприятия любой степени тяжести сопровождается нарушением сукцессивного гнозиса и слухоречевой памяти также любой степени тяжести. Нарушение фонематического восприятия сочетается с нарушением внимания любой степени тяжести в 80% случаев. В связи с этим была выявлена связь между нарушениями фонематического восприятия и нарушениями высших психических функций (сукцессивного гнозиса, слухоречевой памяти и внимания), и отражена при помощи метода ранговой корреляции Спирмена. Для оценки тесноты связи была использована шкала Чеддока [Кричевец, Корнеев, Рассказова 2019: 280 Сизова 2016: 61] (рисунок 1).

Нарушение внимания 0,58 —— Нарушение фонематического восприятия

Нарушение памяти 0,654 —►

Нарушение сукцессивного гнозиса 0,753

' - высокая связь " заметная связь

Рисунок 1. Схема связи нарушения фонематического восприятия с нарушениями внимания, слухоречевой памяти и сукцессивного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (The scheme of relation of phonemic perception disorders with impaired attention, auditory-speech memory and sequential gnosis in older preschool children with general

speech underdevelopment)

Вывод: схема, приведенная на рисунке 1, позволяет заключить, что существует прямая связь между сформированностью фонематического восприятия и сформированностью сукцесиивного гнозиса, слухоречевой памяти и внимания, то есть чем выше уровень развития сукцессивного гнозиса, тем выше уровень развития фонематического восприятия; чем выше уровень развития слухоречевой памяти, тем выше уровень развития фонематического восприятия; чем выше уровень развития внимания, тем выше уровень развития фонематического восприятия.

Заключение

Анализ результатов исследования позволяет определить компоненты центрально обусловленной детерминации фонематического восприятия, как произвольного процесса восприятия и дифференциации линейной последовательности фонем: их составляют операциональные и регуляторные процессы, как центрально обусловленные механизмы слухового восприятия.

Полученные выводы могут являться основанием для опоры на данные компоненты детерминации фонематического восприятия в процессе его коррекции при ОНР, как на базовые условия и факторы созревания фонематического восприятия. Становление компонентов детерминации требует построения многоуровневого процесса формирования операциональной и регуляторной составляющих фонематического восприятия путем последовательного воздействия на функции всех трех блоков мозга, с учетом направления вектора коррекционной работы от пассивного отражения алгоритмов и программ деятельности к постепенной автоматизации, «сворачиванию» самостоятельных программ до уровня автоматизмов.

Проведенное исследование предоставляет возможность расширить спектр коррекционных мероприятий по устранению недостатков фонематического восприятия у детей с ОНР, обогащает вариативность подходов к коррекции фонематического восприятия с учетом индивидуальности каждого ребенка, позволяет построить логику коррекционной работы с учетом выявленной структуры детерминации фонематического восприятия.

Таким образом, теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные выводы представляют собой материал для дальнейшего дифференцированного исследования детерминантов фонематического восприятия у детей с речевой патологией, более детального анализа влияния нарушений неречевых процессов на механизмы недоразвития речи.

Результаты исследования обладают практической значимостью для логопедов, работающих над коррекцией ОНР, поскольку сформулированные выводы ориентируют на более глубокое понимание детерминации фонематического восприятия и возможных путей его развития, а также расширяют возможности для индивидуализации коррекционного маршрута детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Литература

1. Бадалян Л. О. Невропатология: учебник. - М.: Академия, 2012. - 400 с.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е изд., перераб., расшир. - М.: Издательство АСТ, 2021. - 544 с.

3. Волкова Л. С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2006. - 1134 с.

5. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 80 с.

6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 620 с.

7. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 302 с.

8. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.

9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. -СПб.: Речь, 2003. - 330 с.

10. Кричевец А. Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Основы статистики для психологов. М.: Акрополь, 2019. - 286 с.

11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.

12. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

13. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

14. Орфинская В. К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. Тезисы докладов. - М.: Просвещение, 1967. - С. 241-242.

15. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб: Питер, 2003. - 512 с.

16. Сизова Т. М. Статистика для бакалавров: учеб. пособие. Ч. II. - СПб: Университет ИТМО, 2016. - 70 с.

17. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР. -М.: Айрис-пресс, 2011. - 213 с.

18. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

19. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 318 с.

20. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учеб. пособие. - Великий Новгород, 2006. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.