УДК 371.927
Кузнецова Д.А. студент
Научный руководитель: Поникарова В.Н., к. психол. н.
Череповецкий государственный университет
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ: ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос об особенностях фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Автором представлены результаты констатирующего эксперимента. На основании полученных данных разработано примерное содержание коррекционной работы по формированию фонематического восприятия с учетом структуры речевого дефекта.
Ключевые слова: фонематическое восприятие, нарушения речи, уровни развития фонематического восприятия, коррекционная работа.
Kuznetsova D.A.
student
Scientific adviser: Ponikarova V.N., Ph.D. n.
Cherepovets State University
CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS: FEATURES OF PHONEMATIC PERCEPTION
Abstract: The article deals with the issue of the peculiarities of phonemic perception in children with general speech underdevelopment. The author presents the results of the ascertaining experiment. Based on the data obtained, the approximate content of correctional work on the formation of phonemic perception, taking into account the structure of the speech defect, has been developed.
Key words: phonemic perception, speech disorders, levels of development of phonemic perception, correctional work.
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий [2].
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе проходит несколько стадий.
Нарушения речи - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных нарушениях. Нарушения речи часто приводят к отклонениям в развитии фонематического восприятия.
Уровень фонематического восприятия детей с общим недоразвитием речи (ОНР) находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи. Это проявляется в виде несформированности процессов дифференциации звуков, отличающимися тонкими акустико-артикуляционными признаками, до смешения звуков с другими, менее сходными. При общем недоразвитии речи фонематическое восприятие требует комплекса специально организованной коррекционной работы.
Актуальность исследования обусловлена важностью формирования фонематического восприятия для дальнейшего речевого развития ребенка с нарушениями речи.
Целью нашего исследования является выявление особенностей фонематического восприятия и определение содержания коррекционно -педагогической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является состояние фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности фонематического восприятия, которые проявляются в нечетком различении на слух фонем в своей и чужой устной речи; в затруднении при воспроизведении рядов слогов с оппозиционными звуками; в перестановках и недоговаривании слоговых рядов.
Разработка содержания коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия (в виде методических рекомендаций), направленных на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, позволит преодолеть указанные нарушения.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ № 124 г. Череповца.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для изучения особенностей фонематического восприятия нами был использован комплекс взаимодополняющих методик, и были выделены несколько уровней развития фонематического восприятия у детей изучаемой группы [1]:
Низкий уровень - фонематическое восприятие не сформировано, фонематический слух нарушен.
Уровень ниже среднего - фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количества звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слова на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Средний уровень - фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Уровень выше среднего - фонематическое восприятие в целом сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слов из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, которые начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.
Высокий уровень - фонематическое восприятие сформировано в соответствии с возрастной нормой. Фонематический слух не нарушен. Уровень характеризуется способностью дифференцировать близкие по звучанию фонемы, выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов.
Обобщенные результаты констатирующего эксперимента показывают, что у большинства (6 детей) детей выявлен уровень развития фонематического восприятия ниже среднего.
Уровень ниже среднего характеризуется недостаточно сформированной способностью дифференцировать близкие по звучанию
фонемы, выделять слоги или слова с заданным звуком из группы других слогов или слов. Отмечаются сложности как фонематического анализа, так и фонематического синтеза.
На основании данных констатирующего эксперимента нами предложены методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Преодоление речевых нарушений должно осуществляться с учетом использования ряда принципов:
- принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных нарушений, учет структуры нарушения;
- принцип развития и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития речи в норме);
- коррекция нарушений речи с учетом ведущей деятельности;
- принцип взаимосвязанности формирования фонетико -фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.
Коррекция нарушений звукопроизношения позволяет добиться четкой и внятной речи. Развитие фонематического восприятия является основой для формирования грамматической и морфологической систем языка [2].
Процесс развития фонематического восприятия рекомендуется осуществлять в несколько этапов:
1. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов, фраз;
2. различение слов, близких по звуковому составу;
3. различение слогов;
4. различение звуков;
5. анализ звукового состава слов.
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности [1].
В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях др.
Эти игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас знаний о фонематическом анализе и синтезе, отдельных операциях фонематического восприятия. Поэтому
одним из условий четкого руководства играми является определение перечня операций (знаний, умений, навыков, компетенций), подлежащих усвоению [3].
Коррекционная работа с использованием игр успешно включается в структуру фронтальных и подгрупповых занятий как отдельный этап, а также может проводиться на индивидуальных занятиях.
Использованные источники: 1. Калининская О.С. Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей с ОВЗ / О.С. Калининская // ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ: сборник статей III Всероссийской научно-методической конференции (11 февраля 2021 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. - с. 186-194 2.Оскольская, Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи / Н.А. Оскольская // Дефектология, 2001. -№ 2. - с. 24-25
З.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко - М., 2011. - с. 47