НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПЕРЦЕПТИВНОГО КОМПОНЕНТА В ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ОНР
Придаткина В.А.
Придаткина Вероника Александровна - магистр нейродефектолог, учитель-логопед высшей квалификационной
категории, психолог,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №33»,
г. Бузулук
Аннотация: в статье анализируются результаты использования нейрокоррекционных подходов к формированию перцептивного компонента фонематической недостаточности с целью преодоления фонематических нарушений у старших дошкольников с ОНР.
Обосновываются целесообразность нейропсихологического подхода к преодолению фонематических нарушений, использование модифицированных диагностических и коррекционных методик в рамках изучаемой проблемы.
Выявленные общие закономерности недостаточности перцептивного компонента у детей 6 лет с ОНР могут явиться основой для разработки индивидуальных маршрутов преодоления нарушений фонематических процессов у детей данной категории.
Ключевые слова: доминантный компонент, перцептивный компонент, фонематические нарушения, нейропсихологический подход, коррекционно-развивающие занятия, общее недоразвитие речи.
NEUROCORRECTION OF INSUFFICIENCY OF THE PERCEPTIVE COMPONENT IN PHONEMATIC STRUCTURE IN CHILDREN OF SIX YEARS WITH OHP
Pridatkina V.A.
Pridatkina Veronika Alexandrovna - master of neurodefectology, speech therapist of the highest qualification category,
psychologist,
MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION "KINDERGARTEN OF COMBINED TYPE NO. 33",
BUZULUK
Abstract: the article analyzes the results of using neurocorrectional approaches to the formation of the perceptual component of phonemic insufficiency in order to overcome phonemic disorders in older preschoolers with General Speech Underdevelopment.
The expediency of a neuropsychological approach to overcoming phonemic disorders, the use of modified diagnostic and corrective methods within the framework of the problem under study are substantiated. The revealed general patterns of insufficiency of the perceptual component in 6-year-old children with General Speech Underdevelopment can form the basis for the development of individual routes for overcoming violations of phonemic processes in children of this category.
Keywords: dominant component, perceptual component, phonemic disorders, neuropsychological approach, correctional and developmental classes, general underdevelopment of speech.
УДК 376.37
Нарушения фонематических процессов играют ключевую роль у дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени выраженности.
Проблемам преодоления нарушений фонематических процессов у дошкольников посвящены труды многих ученых.
Рассматривая патофизиологические механизмы фонематических нарушений, А.Р. Лурия [5] связывает их с нарушением деятельности различных факторов мозга.
В нейропсихологической трактовке Т.Г. Визель [1] механизм фонематической недостаточности заключается в том, что вторичные (гностико-праксические), и третичные (языковые) поля коры мозга функционируют со сбоями или с задержкой. Т.Г. Визель [1] говорит: «Мозговой механизм выработки фонематического слуха состоит в созревании проводниковых связей между вторичными полями неречевых анализаторов с третичными полями речевой левой височной коры». Левая височная доля обеспечивает восприятие речевой информации за счет способности к декодированию фонологического (фонематического) кода языка, а правый висок - в основном за счет расшифровки просодической (ритмико-интонационно-мелодической стороны высказываний).
Исследователь Т.Н. Волковская [4] отмечает, что «сенсорное развитие детей с ОНР имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. ... далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают».
Е.Н. Винарская [2] выделяет два уровня восприятия речи:
- фонетический уровень (сенсомоторный). На этом уровне ребенок различает на слух звуки речи и генерирует их в артикуляторные образы при сохранности акустического и кинестетического анализа;
- фонологический уровень (языковой). Ребенком распознаются фонемы речи, определяется последовательность звуков и их количество в слове.
Исследования С.В. Волковой [3] посвящены феноменологии фонематических процессов с позиции доминантных компонентов фонематической недостаточности: когнитивного, мнестического, перцептивного и регуляторного.
Проблемным в настоящее время остается вопрос разработанности для практического использования учета в логопедической работе с дошкольниками с ОНР доминантного перцептивного компонента фонематической недостаточности. Опыт работы с детьми с ОНР показывает, что наиболее частой причиной нарушений фонематических структур является дефицитарность перцептивного компонента фонематической недостаточности. С целью повышения эффективности следует осуществлять коррекционную работу с позиций нейропсихологии и логопедии, учитывая доминантные компоненты фонематической недостаточности.
Для выявления дефицитарности перцептивного компонента у старших дошкольников с ОНР мы использовали логопедические и нейропсихологические модифицированные методики, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Логопедические и нейропсихологические модифицированные методики.
Логопедическая методика изучения степени выраженности фонематических нарушений у старших дошкольников с ОНР 6 лет Мазановой Е.В. Методика углубленного изучения структуры фонематических нарушений у старших дошкольников с ОНР (выявление доминирующего компонента фонематических нарушений) Модифицированная методика Волковой С.В. Методики нейропсихологическог о обследования старших дошкольников с ОНР Модифицированная методика Волковской Т.Н
Обследование фонематического слуха: - показ картинки с заданным звуком (5 заданий); - восприятие заданного звука в словах, в слогах, изолированно (5 заданий); - воспроизведение на слух ряда слогов (10 проб); - воспроизведение на слух рядов слов (5 проб); - воспроизведение на слух предложений (4 пробы). Выявление фонематических нарушений, обусловленных перцептивной недостаточностью Задание 1. Изучение способности слушать и узнавать, что звучит, на материале неречевых звуков. Задание 2. Изучение способности слушать и узнавать изолированный звук из звукового ряда Задание 3. Изучение способности слушать и правильно повторять слоги Задание 4. Изучение способности слушать и правильно повторять слоговые ряды. Задание 5. Изучение способности слушать и правильно различать одинаковые и разные слова. Исследование неречевого слухового гнозиса 1 .Различение ритмических последовательностей 2.Различение и воспроизведение ритмических последовательностей по речевой инструкции.
Логопедическое обследование показывает, что у 50% детей шести лет с ОНР уровень развития фонематического восприятия находится на низком уровне.
Результаты нейропсихологической диагностики позволяют сделать вывод об обусловленности нарушений фонематических процессов от дефицитарности перцептивного компонента. На начало проведения коррекционной работы 60% детей показали низкий уровень, 40% детей - средний уровень. Высокий уровень не показал ни один ребенок. Нейропсихологическая диагностика позволяет получить описание и анализ клинической картины нарушения.
Анализ результатов углубленного изучения фонематических нарушений с использованием нейропсихологических методик определяют основные направления и содержание коррекционной работы с учетом дефицитарности перцептивного компонента, который обусловливает фонематические нарушения. Т.е. необходимо проведение коррекционной работы по преодолению фонематических нарушений у детей в возрасте шести лет с ОНР с учетом доминантности перцептивного компонента фонематической недостаточности.
Нами были составлены комплексы игровых заданий с опорой на нейропсихологический подход, которые включались в коррекционно-логопедическую работу, задания на развитие доминантного перцептивного компонента фонематической недостаточности, способствующих эффективному преодолению фонематических нарушений.
В основу коррекционной работы, направленной на преодоление недостаточности перцептивного компонента фонематической системы, положен принцип поэтапного включения игровых упражнений на формирование слухового гнозиса. В коррекционный комплекс были включены игровые упражнения на различение неречевых звуков, на дифференциацию слов, схожих по звуковому составу; различение слогов и фонем. Для преодоления нарушений фонематического слуха, обусловленных перцептивной
недостаточностью и формирования слухового восприятия мы модифицировали игровые упражнения, разработанные С.В. Волковой [3].
Игра «Похожие слова»
Цель: формировать фонематическое восприятие, учить различать слова, схожие по звучанию.
Возраст: от 6 лет.
1. Речевой материал:
A. Слова для сравнения - сетка, ком, бак, дом, клетка, рак.
Б. Слова для сравнения - улитка, гном, платок, листок, ком, калитка.
B. Слова для сравнения - дом, лимон, каток, бидон, лом, платок.
2. Карточки с изображением картинок каждого блока слов для зрительной опоры.
Ход игры: Логопед показывает карточку с изображением слов. Ребенок должен произнести названия предметов, изображенных на этой карточке. Затем повторяет за логопедом слова для сравнения и находит похожие по звучанию. Игра может проводиться с усложнением - при повторе слов за логопедом, можно убрать карточку - зрительную опору.
Инструкция: «Посмотри на карточку и назови предметы, которые нарисованы здесь. Теперь повтори за мной эти слова, Найди слова похожие по звучанию».
Игра «Звучащие коробочки»
Цель: формировать слуховой гнозис, учить различать звуки окружающего мира, совершенствовать мнестическую деятельность.
Материал: коробочки, заполненные различными материалами (песок, крупа, скрепки, крупный бисер и т.п.). Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается поиграть с коробочками, заполненными различными материалами, потрясти их и послушать звучание. Логопед берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке из своего набора и, потряхивая, прислушиваясь, находит аналогично шумящую коробочку. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.
Другой вариант игры - усложненный: логопед трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.
Игра «Правильно - неправильно»
Цель: учить различать близкие по звучанию слова, повышать концентрацию внимания.
Материал:
1. Сигнальный знак красного и зеленого цвета
2. Речевой материал: слова близкие по звучанию.
3. Картинки с изображением предметов, слова которых звучат правильно.
Процедура проведения:
1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - подними красный сигнал, этому слову нет прохода»
A. «Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом»
Б. «Клетка, тлетка, кетка, клетка, кветка, тлекта, клетка, къетка, квекта клетка».
B. «Баман, банам, банан, паман, банан, панам, даван, банан, баван, вабан, банан».
Г. «Альбом, альном, альпом, айбом, альбом, авьбом, альмом, альбом, аблём».
Д. «Птичка, чичка, тчипка, пчичка, пчитка, птичка, тичка, пчитка».
2 вариант игры: Ребенок поднимает зеленый сигнал, если логопед произносит слово правильно.
Игра «Узнай по звуку»
Цель: развивать слуховой гнозис.
Для выполнения данного задания предусмотрен обучающий этап, на котором формируется представление между картинкой и звуком. На стол выкладывают игрушки (или картинки) и реальные предметы. Затем предъявляют в произвольном порядке образцы их звучания. После этого логопед воспроизводит образцы звучания за спиной ребенка. Ребенка спрашивают: «Ты узнал, что это? Покажи картинку, соответствующую звучанию».
Звучания: барабан, колокольчик, погремушка, паровозик, автомобиль, дудка, бубен, ксилофон, стук в дверь, шуршание бумаги, звук льющейся воды, пищащая резиновая уточка, свисток, металлофон, молоток, озвученная неваляшка, деревянные ложки, шарманка.
Инструкция:
1. Покажи ту картинку со звучащим предметом или действием, звучание которых ты услышал.
2. Назови то, что услышал, что звучало?
Игровое упражнение «Где позвонили?»
Цель: развивать слуховой гнозис, учить определять направление звука.
Ребенок закрывает глаза. Логопед встает от ребенка слева (справа, сзади, спереди) и звонит в колокольчик. Ребенок должен показать направление доносящегося звука.
Игровое упражнение «Прохлопай как я»
Цель: учить различать и воспроизводить ритмические последовательности по образцу и по речевой инструкции.
Вариант 1. Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями — ребенок простукивает ритм, а вы повторяете. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.
Вариант 2. Задавайте ритм словесной инструкцией, например: «Постучи два раза. Постучи два раза слабо и три раза сильно. Повтори», «Хлопни два раза громко и три раза тихо» и т.д.
Игровое упражнение «Кто больше услышал разных звуков и шумов?»
Цель: формировать слуховой гнозис, учить различать звуки окружающего мира.
Дети закрывают глаза и слушают что происходит вокруг. Когда истекут две минуты, дети перечисляют что услышали и считают кто больше услышал звуков.
Об эффективности комплексного воздействия на процесс преодоления фонематических нарушений с включением нейропсихологических игровых упражнений, направленных на совершенствование перцептивного компонента фонематической недостаточности, свидетельствуют результаты коррекционной работы с детьми шести лет с ОНР: увеличилось количество детей со средним уровнем и снизилось количество детей с низким уровнем фонематических процессов.
100
80
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
- Начало учебного года ■ Конец учебного года
Рис. 1. Динамика преодоления нарушений фонематических процессов, обусловленных дефицитарностью перцептивного
компонента (%).
Положительная динамика преодоления фонематических нарушений обусловленных дефицитарностью перцептивного компонента фонематической недостаточности показывает вероятность совершенствования:
• проводниковых связей между вторичными полями неречевых анализаторов с третичными полями речевой левой височной коры (между височными (слуховыми) отделами полушарий мозга);
• проводниковых связей между первичными и вторичными полями в левой височной доле;
• височных долей правого полушария.
Таким образом, можно сделать вывод о важности интеграции логопедической и нейропсихологической коррекционной работы с учетом доминантных компонентов, обусловливающих нарушения фонематических процессов, в частности перцептивного. Наш опыт работы подтверждает эффективность подобной интеграции.
Список литературы /References
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-у изд. - Москва: Издательство АСТ, 2021. -554с
2. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - С.55-62.
3. Волкова С.В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения, Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; Москва - 2017
4. Волковская Т.Н.Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова / Под ред. И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека: монография. - СПб.: Питер, 2008. - 624 с.
6. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал/Е.В. Мазанова. - М: Издательство ГНОМ, 2018 - 64с.
7. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Тривола, 2000 - 50с. ил.