Педагогика
УДК 376.3
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Коновалова Юлия Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена изучению применения комплексной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выбрана методика диагностического исследования и представлены её результаты, позволяющие оценить уровень сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников, имеющих заключение общее недоразвитие речи и детей, имеющих норму речевого развития. В результате исследования было выяснено, что фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи находятся на нижней границе развития. Отмечается важность зрительного, слухового и тактильного восприятия в коррекции фонематического восприятия. На основе анализа заключения психолога, было выяснено, что данные виды восприятия у дошкольников с общим недоразвитием значительно отличаются от детей, имеющих норму речевого развития. Выделяется связь фонематического восприятия с неречевым слухом, а именно, динамическим, ритмическим, звуковысотным, тембровым и музыкальным слухом. Совместно с музыкальным руководителем была проведена методика, направленная на исследование неречевого слуха. В результате исследования было отмечено, что неречевой слух у детей с общим недоразвитием речи относится к низким показателям. На основе анализа результатов эксперимента была отмечена важность комплексной коррекции фонематического восприятия и определены направления работы. Комплексная коррекция предусматривает взаимодействие таких специалистов, как, логопед, музыкальный руководитель, психолог и специалист по адаптивной физической культуре. При взаимодействии ряда специалистов происходит комплексная коррекция фонематического восприятия и связанных с ним сенсорных функций.
Ключевые слова: фонематическое восприятия, зрительное восприятие, тактильное восприятие, слуховое восприятие, неречевой слух, общее недоразвитие речи, комплексная коррекция.
Annоtation. The article is devoted to the study of the application of complex correction of phonemic perception in older preschool children with general speech underdevelopment. The method of diagnostic research is chosen and its results are presented, which allow us to assess the level of phonemic perception formation in older preschoolers with a conclusion of general speech underdevelopment and children with a speech development norm. As a result of the study, it was found that phonemic perception and phonemic analysis and synthesis skills in children with general speech underdevelopment are at the lower limit of development. The importance of visual, auditory and tactile perception in the correction of phonemic perception is noted. Based on the analysis of the psychologist's conclusion, it was found out that these types of perception in preschoolers with general underdevelopment differ significantly from children with normal speech development. The connection of phonemic perception with non-speech hearing is highlighted, namely, dynamic, rhythmic, pitch, timbre and musical hearing. Together with the music director, a technique aimed at the study of non-speech hearing was carried out. As a result of the study, it was noted that non-speech hearing in children with general speech underdevelopment refers to low indicators. Based on the analysis of the experimental results, the importance of complex correction of phonemic perception was noted and the directions of work were determined. Complex correction provides for the interaction of specialists such as a speech therapist, a music director, a psychologist and an adaptive physical culture specialist. With the interaction of a number of specialists, a complex correction of phonemic perception and related sensory functions occurs.
Key words: phonemic perception, visual perception, tactile perception, auditory perception, non-speech hearing, general speech underdevelopment, complex correction.
Введение. Вопрос коррекции фонематического восприятия является острым в современной логопедии. С каждым годом количество детей, имеющих фонематическое недоразвитие, возрастает. Изучением особенностей фонематического восприятия и его коррекцией занимались множество исследователей логопедии, такие, как: Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, Р.Е. Левина и др. Однако исследований, посвящённых комплексной коррекции фонематического восприятия у дошкольников с ОНР, практически нет. Вследствие этого, вопрос комплексной коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальным.
Проведя анализ трудов различных авторов, было отмечено, что в период дошкольного возраста преобладает чувственное познание окружающего мира. Именно в дошкольном периоде ребёнок овладевает такими видами восприятия, как: зрительное, слуховое, тактильное и др. У дошкольников формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира [2, С. 3].
Восприятие обеспечивает организму отражение объективной реальности, представляя собой процесс приёма и преобразования информации. Наряду с ощущением, восприятие выступает начальным этапом в процессе познания, осуществляя передачу чувственного материала [10, С. 54].
В процессе восприятия происходит взаимодействие многих органов чувств, в результате работы которых складывается образ предмета. Практически не бывает так, чтобы образ складывался в результате работы лишь одного органа чувств. Восприятие является мультисенсорным процессом, в работе которого принимают участие различные органы чувств, итогом работы которых является полный, разносторонний и правильный образ воспринятого объекта [7, С. 315].
Одним из важнейших видов восприятия, позволяющим ребёнку слышать и понимать речь окружающих, является слуховое восприятие. Оно позволяет ребёнку дифференцировать звуки окружающей действительности по силе, высоте и тембру. Говоря о слуховом восприятии, следует затронуть такие понятия, как: «Фонематическое восприятие» и «Фонематический слух». Данные понятия имеют принципиальные отличия, поэтому необходимо проводить между ними грань.
Фонематических слух позволяет ребёнку не только узнавать, но и дифференцировать фонемы родного языка. Отличительной особенностью от фонематического восприятия является то, что фонематических слух включает в себя способность различать неречевые звуки и такие характеристики голоса, как сила, тембр и высота.
Фонематическое восприятия является важным компонентом языковой системы и представляет собой способность ребёнка не только дифференцировать фонемы родного языка, но и совершать с ними различные операции. Значимыми процессами фонематического восприятия, позволяющих ребёнку в полной мере овладевать чтением, письмом, звукопроизношением, слоговой структурой, а также грамматическом строем речи, является фонематический анализ, синтез и представления. Д.Б. Эльконин отмечал, что фонематическое восприятие представляет собой специальные действия по звуковому анализу слов и формируется в процессе специально организованного обучения [11, С. 30].
А.И. Максаковой был выделен слух - речевой слух, позволяющих ребёнку как воспринимать, как и воспроизводить те стороны речи, которые обеспечивают её звучание. Речевой слух обхватывает следующие компоненты [6, С. 5]:
1. Звуковысотный слух. Представляет собой способность воспринимать и дифференцировать изменение голоса по высоте.
2. Тембровый слух. Позволяет определять и различать окраску голосов людей, а вместе с тем и различные звучания музыкальных инструментов, бытовые шумы, а также звуки природы, голоса животных и птиц.
3. Динамический слух. Способствует определению громкости звучания и её изменение.
4. Ритмический слух. Позволяет ребёнку воспринимать ритмический рисунок слова, воспроизводить его. Благодаря данному слуху появляться возможность верно определить ударение в слове.
5. Музыкальный слух. Предполагает восприятие как отельных музыкальных элементов, так и качества музыкального звука, которое включает в себя высоты, громкость и тембр. Музыкальный слух позволяет ребёнку следить за мелодией и улавливать его ритмический рисунок.
Перечисленные выше компоненты речевого слуха дают ребёнку возможность определять направление звучания, их длительность, источник, высоту, громкость. Развитие фонематического восприятия должно идти параллельно с развитием речевого слуха [5].
Для развития фонематического восприятия, помимо слухового восприятия, большое значение имеет зрительное и тактильное (осязательное) восприятие. Осуществляя коррекционную работу, важно учитывать их взаимодействие.
Зрительное восприятие позволяет получить целостный образ предмета. Благодаря зрительному восприятию ребёнок может активно наблюдать за артикуляцией говорящего, что способствует закреплению звука с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Также, отмечается, что все буквы в русском языке имеют цвет, который обозначает его характеристику (гласный, согласный, твёрдый, мягкий) и форму. Именно зрительное восприятие позволяет закрепить образ буквы в его графическом виде, а слуховое в его акустическом виде.
Тактильное (или осязательное) восприятие позволяет ребёнку ощутить предмет, узнать многие его характеристики: цвет, форму, величину, почувствовать вибрацию и пр. При развитии фонематического восприятия тактильное восприятие позволяет ребёнку получить информацию о различных свойствах, формируя и закрепляя целостный образ предмета и буквы.
Учитывая все вышеперечисленное, важно подчеркнуть, что коррекция фонематического восприятия должна происходить с опорой на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия и развитием восприятия неречевых звуков, а именно: динамическим, ритмическим, музыкальным, тембровым и звуковысотным слухом. Развитием данных процессов занимаются следующие специалисты: музыкальный руководитель, психолог, специалист по адаптивной физической культуре и логопед.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время практически нет работ, посвященных комплексной коррекции фонематического восприятия. Преимущества комплексного подхода заключается в том, при взаимодействии различных специалистов происходит активное развитие сенсорных функций, позволяющих ребёнку в полной мере овладеть навыками фонематического анализа, синтеза и представлений.
Для исследования фонематического восприятия и сенсорных функций было организовано комплексное обследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормой речевого развитие. В диагностики участвовали следующие специалисты: логопед, музыкальный руководитель и психолог.
Проведение эксперимента осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад №57» города Дзержинск на логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР III уровня, с нормальным слуха и интеллектом.
В эксперименте принимало участие 40 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 20 из них имеющие общее недоразвитие речи III уровня по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и 20 детей с нормой речевого развития.
Был произведён анализ заключений психолога о состоянии зрительного, слухового и тактильного восприятия у детей с ОНР III уровня. Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: зрительное восприятие у дошкольников с общим недоразвитием речи отличается нарушением предметного и буквенного гнозиса, у детей отмечается недостаточная сформированность зрительных образов, нарушение зрительных представлений. Дети затрудняются в целостном восприятии изображений. Слуховое восприятие, при сохранности физического слуха, характеризуется нарушением слухового внимания, трудностями в дифференциации речевых и неречевых звуков. У детей отсутствуют слуховые предметные образы и возникают трудности при анализе ритмических структур.
Для обследования фонематического восприятия была выбрана методика Р.И. Лалаевой «Методика обследования фонематической стороны речи», которая позволяет исследование такие операции, как фонематический анализ, фонематический синтез и фонематическое представление.
Для обработки результатов исследования применялась 4-х бальная шкала, где 4 балла соответствует высокому уровню, 3 балла среднему уровню, 2 балла недостаточному уровню, 1 балл низкому уровню и 0 баллов характеризуется отказом или неадекватным выполнением задания.
Экспериментальное исследование, направленное на изучение нарушения фонематического восприятия старших дошкольников, позволили получить результаты, которые дали возможность составить общее представление о фонематическом восприятии у детей с нормой речевого развития и у детей с ОНР III уровня речевого развития.
Проанализировав и сравнив полученные показатели, можно сказать, что, согласно результатам методики обследования нарушений фонематического восприятия, дети с нормой речевого развития находятся на высоком (80%) и среднем (20%) уровне, в отличие от детей, имеющие общее недоразвитие речи, которые выполнив те же самые задания, показали средний (50%) и недостаточный (50%) уровень выполнения заданий, что обуславливает важность проведения коррекционной работы.
Проведённое исследование позволило выделить следующие особенности: дошкольники ОНР III уровня речевого развития смешивают такие понятия, как «слог» и «звук», не дифференцируют понятия «первый» и «последний», не могут верно определить последовательность звуков в слове, меняя их местами, что свидетельствуют о низком уровне развития фонематического анализа. Дошкольники не могут соединить отдельные звуки в единое слово и испытывают трудности в придумывании слов, начинающихся на заданный логопедом звук, что говорит о недостаточной сформированности
фонематического синтеза и фонематического представления. При исследовании восприятия каждой фонемы, была выяснено, что дети затрудняются в дифференциации оппозиционных фонем.
Для исследования восприятия неречевых звуков совместно с музыкальным руководителем была выбрана и проведена методика Г.А. Волковой «Исследование сенсорных функций», направленая на исследование звуковысотного слуха, тембрового слуха, динамического слуха, ритмического слуха и музыкального слуха. Методика включает в себя 5 заданий и позволяет исследовать особенности восприятия неречевых звуков.
Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась балльную систему оценок, где 0 баллов характеризовалось как отказ от выполнения задания, 1 балл - при выполнении задания допускали ошибки, 2 бала - задание выполнялось с ошибками, но ребёнок самостоятельно их исправил и 3 балла - задание выполнено без ошибок.
В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты: дошкольники с ОНР III уровня испытывают трудности в определении высоты и громкости звучания звука, в дифференциации звуков, издаваемых разными предметами. У детей не сформировано ритмическое чувство, дошкольники затрудняются в восприятии и воспроизведении темпа, ритма и ритмического рисунка, а также отличаются низкими показателями сформированности музыкального слуха.
Проведенное обследование позволило выявить трудности, с которыми сталкиваются дети при выполнении заданий. Это позволяет определить задачи коррекционно-педагогической работы по формированию фонематического восприятия посредством применения комплексного подхода:
1. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и представление.
2. Развитие восприятия неречевых звуков: динамический, ритмический, тембровый, музыкальный и звуковысотных слух.
3. Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.
Данные задачи достижимы лишь в комплексной работе со следующими специалистами: специалист по адаптивной физической культуре, музыкальный руководитель, психолог и логопед. Работа должна проходить параллельно.
Общей задачей для всех специалистов будет являться оказание своевременной, соответствующей возможность и потребностям детей с ОНР диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи. У каждого специалиста имеются свои специфические задачи.
Музыкальный руководитель занимается развитием восприятия неречевых звуков: звуковысотным, тембровым, динамическим, музыкальным и ритмическим слухом. Выделяются следующие задачи:
1. Развитие умения определять и дифференцировать громкость и высоту звучания звука.
2. Развитие умения дифференцировать звуки, издаваемые различными объектами и предметами.
3. Развитие ритмического чувства, воспроизведение ритмического рисунка, умение воспроизводить темп и ритм.
4. Развивать у ребёнка музыкальный слух, передавая все характеристики речи.
Специалист по адаптивной физической культуре имеет ведущую задачу: развитие ритмического слуха путём ритмизации произнесения с движениями.
Развитием зрительного, слухового и тактильного восприятия занимается психолог, являющийся важным звеном в коррекционной работе, совместно с логопедом. Перед психологом стоит следующий ряд задач:
1. Развитие зрительных представлений, предметного и буквенного гнозиса.
2. Развитие целостного восприятия предмета, зрительных образов и зрительных представлений.
3. Развитие слухового внимания.
4. Развитие перцептивных действий.
Основную роль в организации коррекционной работы фонематического восприятия выполняет логопед. Он, ориентируясь на сформированные навыки различных специалистов, направляет свои усилия на развития у ребёнка навыков фонематического анализа, синтеза и представления.
Для успешности коррекционной работы фонематического восприятия необходимо использовать наглядный дидактический материал и разнообразные игры и упражнения. Использование различных средств и приёмов в коррекционной работе будет обеспечивать развитие у ребёнка активное восприятие фонем родного языка, а также развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Выводы. Таким образом, эксперимент показал важность комплексной коррекционной работы фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В следствие данного эксперимента, был разработан план логопедической работы, предусматривающий развитие фонематического восприятия при взаимодействии ряда специалист, где каждый специалист имеет ряд своих задач. Коррекция фонематического восприятия является важным звеном в коррекционной работе. Комплексная коррекция фонематического восприятия позволяет задействовать в работу зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Развитие восприятие неречевых звуков будет являться эффективным инструментов в развитии у детей с ОНР III уровня речевого развития навыков фонематического анализа, синтеза и представления.
Литература:
1. Ванюхина, Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия / Г.А. Ванюхина // Журнал Логопед. - 2008. -№ 8. - С. 14-15
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгтна, Н.Б. Венгер. - Москва: Просвещение, 1988. - 144 с.
3. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 64 с.
4. Жулина, Е.В. Значение фонематического восприятия для формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста / Е.В. Жулина, Ю.А. Коновалова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 2(60). - С. 128-132
5. Левина, Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р.Е. Левина. - Москва: Наука, 2006. - 308 с.
6. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд / А.И. Максакова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
7. Немов, Р.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р.С. Немов, Е.С. Романова. - Ч. 1. -Москва: Издательство ВЛАДОС, 2021. - 528 с.
8. Силаева, О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / О.А. Силаева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 12.
9. Ткаченко, Д.А. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи / Д.А. Ткаченко, Ю.И. Родин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3(32). - С. 8.
10. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
11. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. -200 с.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Еремина Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема увеличения количества нарушений голоса, находящаяся в неразрывной связи работы с профессиональным речевым аспектом. Рассматривается значение гигиены и предупреждения нарушений голосовой функции в рамках трудовой реализации, отмечаются характеристики имеющихся нарушений. Освещаются внешние и внутренние факторы, причины, влияющие на состояние голоса педагогов. Особое внимание уделяется факту, приобретения данных голосовых нарушений в процессе профессиональной деятельности педагога. Описывается диагностика, профилактика и гигиена голосовых расстройств. Демонстрируется анализ диагностического инструментария разработанного и используемого в эксперименте. Производится изучение данных анкеты, с целью выявления качественных характеристик голоса, факторов ведущих к нарушению. На основе полученной детальной информации анкетирования выявлены основные недостатки и ошибки в использование голоса у специалистов. Также представлена логопедическая карта для диагностики нарушений голоса, которая позволила составить общую картину о нарушениях голосовой функции, а также о состоянии физиологического и речевого дыхания, типа голосовой подачи, особенностей голоса, его силы, высоты, чистоты звучания по качественным признакам, темпа и ритма у педагогов. Представлены результаты экспериментального исследования, описаны количественные и качественные результаты.
Ключевые слова: речевой голос, профессиональные нарушения и заболевания голоса, функциональные нарушения голоса, гипокинетическая и гиперкинетическая дисфонии, смешенная дисфония, диагностика и предупреждение нарушений голосового аппарата.
Annotation. The article deals with the problem of increasing the number of phonation disorders, which is inextricably linked with the professional speech aspect of work. The importance of hygiene and prevention of violations of voice function in the framework of labor implementation is considered, the characteristics of existing violations are noted. The external and internal factors, the reasons influencing a condition of a voice of teachers are highlighted. Special attention is paid to the fact of the acquisition of these voice disorders in the process of professional activity of the teacher. It describes the diagnosis, prevention and hygiene of voice disorders. The analysis of diagnostic tools developed and used in the experiment is demonstrated. The data of the questionnaire is being studied in order to identify the qualitative characteristics of the voice, the factors leading to the violation. Based on the detailed information obtained from the survey, the main shortcomings and errors in the use of voice among specialists were identified. A speech therapy card for the diagnosis of voice disorders is also presented, which allowed us to draw up a general picture of violations of voice function, as well as the state of physiological and speech respiration, the type of voice delivery, features of the voice, its strength, height, purity of sound by qualitative characteristics, tempo and rhythm in teachers. The results of an experimental study are presented, quantitative and qualitative results are described.
Key words: speech voice, occupational disorders and diseases of the voice, functional disorders of the voice, hypokinetic and hyperkinetic dysphonia, mixed dysphonia, diagnosis and prevention of disorders of the vocal apparatus.
Введение. Здоровый голос педагога характеризуется достаточной громкостью, тембром, высотой. Данные параметры связаны с внешним обликом и полом человека, его анатомо-физиологическим и эмоциональным состоянием. Фонация зависит от состояния голосового аппарата, резонаторных полостей. Источником звучания речи выступает гортань, с колебательными движениями голосовых складок. Крепкая дыхательная система, обеспечивающая силу и продолжительность произнесения фразы, возможность повышать понижать звучание голоса, неповторимая тембровая окраска обеспечивают уверенность человека в жизни и в профессиональной деятельности.
Превышение голосовой нагрузки приводит к нарушению голосообразования (фонации). Голос начинает терять важные акустические свойства - мощность становится недостаточной, нарушается звучность, изменяется тембр в виде осиплости, хрипоты, также страдает и высота голоса, появляется першение, голосовое утомление, боль. Расстройства голоса и его потеря приводят к снижению коммуникации, ухудшению нервно-психического состояния, снижению трудоспособности, а в тяжелых случаях профессиональной непригодности. У лиц голосо-речевых профессий фонация выступает орудием труда [9, С. 12-17].
Среди факторов пагубно влияющих на фонационный процесс выделяют: превышение голосовой нагрузки, отсутствие звукоусиливающей аппаратуры, обуславливающее повышение силы голоса. Неумелое пользование дыханием (преимущественное участие верхней части грудной клетки), звуко-высотным диапазоном голоса (использование слишком высокого или низкого основного тона). Стрессовые ситуации, частые респираторные болезни и отсутствие голосового режима в период заболевания. Также отсутствие навыков верного голосообразования и голосоведения, своевременного диагностирования и лечения нарушений голосовой функции, с целью предупреждения перехода в хроническую стадию [7, С. 6-14].
Также к нарушению голоса приводит профессиональная деятельность педагогов иностранного языка, комментирующих видео уроки или аудио записи, вследствие повышенной нагрузки на органы голосообразования, происходит перенапряжение мышц шеи, гортани [1].
Лаврова считает, что «взяв во внимание основной этиологический момент с перенапряжением голосового аппарата при всякой форме, в регрессии профессионального нарушения голоса могут в виде причин быть специфические условия труда», таких как стрессовое напряжение, повышение фонового шума, осуществление фонации в помещение с плохой акустикой, с