Научная статья на тему 'Компоненты психологического здоровья подростков'

Компоненты психологического здоровья подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОМПОНЕНТЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / COMPONENTS / ADOLESCENCE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты психологического здоровья подростков»

В - третьих, где бы ребенок не находился, все нужные ему учебники будут под рукой и он всегда сможет им воспользоваться. Ко всем вышеперечисленным положительным сторонам электронных учебников хотелось бы отнести их качество. Любому человеку, а тем более ребенку, нравится работать с новым, чистым учебником, но бумажные учебники со временем изнашиваются и становятся невзрачными, не привлекают внимание учащегося. Электронный учебник, напротив, всегда будет «как новый».

В заключение хочется отметить, что в современном мире все очень быстро меняется, на смену старым технологиям и методам приходят новые, но то, что не меняется никогда - это здоровье наших учеников, поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы его сохранить.

Литература

1. https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

2. http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=470

Ключевые слова: книги, школа, здоровье, ученики. Keywords: books, school, health, pupils.

УДК 159.922.6

Ходаковская О.В.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ40

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, olga-khodakovskaya@yandex.ru

Поддержание и сохранение здоровья детей и подростков - важнейшая задача, решение которой является залогом будущего благополучия страны. Для изучения состояния психологического здоровья подростков необходимо обосновать информативные психодиагностические критерии, позволяющие выявлять его уровень.

На основе анализа работ Г. Олпорта, А. Маслоу, В.А.Шаповала, М.В. Хватовой и др. [1-5], в соответствии со структурой психики человека, могут быть выделены 4 компоненты психологического здоровья: эмоционально -

40Khodakovskaia O.V. Components of adolescent psychological health.

волевая, когнитивно-креативная, рефлексивно-акмеологическая и социально-коммуникативная.

К компоненте эмоционально-волевого блока психологического здоровья можно отнести: эмоциональное благополучие, конструктивные агрессия и тревога, адаптивное самообладание и целеустремленность. Феноменологически признаки данной компоненты проявляются: позитивными эмоциями, оптимизмом, доброжелательным чувством юмора; конструктивным выражением негативных эмоций; в случае возникновения проблем явлениями адекватной умеренной тревоги, которая помогает достичь успеха; гибким поведением при достижении целей.

К компоненте когнитивно-креативного блока можно отнести: познавательную потребность, саногенное мышление, креативность. К основным когнитивно-креативным проявлениям мы относим следующие: подросток ценит знания, стремится к их получению; мыслит логично, в сложной ситуации принимает разумное решение; проявляет креативность, творческие способности в учебе, увлекается творческими занятиями.

Рефлексивно-акмеологическая компонента психологического здоровья включает: адекватную высокая самооценку, самопринятие; сформированную личностную идентичность; ассертивнуюсамопрезентацию; конструктивный нарциссизм; стремление к самореализации. Основные проявления: подросток реалистично воспринимает себя; знает, за что может себя ценить и осознает свои слабые стороны; умеет быть самим собой, проявлять свою индивидуальность; демонстрирует свои сильные стороны, не уничижая других; осознает свои способности и реализует их.

Социально-коммуникативная компонента психологического здоровья: просоциальные отношения, сформированная социальная идентичность, социальная адаптивность. Основные проявления: подросток уважает, ценит людей; нравственно, порядочно ведет себя по отношению к другим; проявляет теплые дружеские отношения; осознает и ценит свою принадлежность к классу, школе; охотно участвует в жизни класса; справляется со школьными требованиями.

Таким образом, анализ работ, посвященных проблеме психологического здоровья, позволяет выделить в структуре феномена 4 компоненты. Изучение проявлений каждой из них в подростковом возрасте позволит определить неблагоприятные тренды психологического здоровья школьников, выявить лиц группы риска, сформулировать проблемно ориентированные рекомендации по

сохранению и улучшению здоровья, сформировать комплекс валидных психодиагностических инструментов.

Литература

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

2. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП, СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.

3. Хватова М.В.Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тамбов, 2012.

4. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

5. Шаповал В.А. Психодинамическая концепция как методологическая основа экспертно-диагностической системы для оценки и прогнозирования профессионально-психологического здоровья сотрудников правоохранительных органов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2014. Т. 9, № 2. С. 616-618.

Ключевые слова: психологическое здоровье, компоненты, подростковый возраст.

Key words: psychological health, components, adolescence. УДК.614.8.084

Шафикова И.Д.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАБОТКЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ В 5 КЛАССЕ41

ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга,

shafi-irina@yandex. ru

Великие ученые прошлого (В.А. Сухомлинский, В.Н. Сорока-Росинский и др.) отмечали плодотворное взаимовлияние физического и умственного труд, считая физический труд обязательным для всех. Сегодня задача учителя, состоит в создании условий для обучающегося соответствующих его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления

41Shafikova I. D. Individual approach to students in the study of health and safety (occupational health and safety) in the processing of wood products in the 5th grade / State educational institution secondary school № 277 Kirovsky district of St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.