Научная статья на тему 'Компоненты профессионального самосознания психолога в контексте содержания образовательных программ'

Компоненты профессионального самосознания психолога в контексте содержания образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосознание / профессиональная деятельность / профессиональное самосознание / методология / психологи / студенты высших школ / self-awareness / professional activity / professional self-awareness / methodology / psychologists / higher school students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каспражицкий Артем Игоревич

Настоящая статья призвана рассмотреть понятие профессионального самосознания как неотъемлемого аспекта профессиональной деятельности практикующего психолога. На основе анализа научных источников по вопросу автором работы предлагается собственная трактовка термина «профессиональное самосознание», отражающая единство личностного самосознания и профессиональной деятельности. В статье рассматриваются компоненты профессионального самосознания специалиста. Кроме того, автором работы отмечается несовершенство программ обучения высших школ, готовящих будущих психологов, заключающееся в отсутствии внимания преподавателей к проблемам профессионального самосознания будущих специалистов-психологов, приводятся некоторые следствия, негативно влияющие на практическую деятельность выпускников. Данный фактор детерминирует необходимость внедрения в образовательную деятельность вузов обособленной дисциплины (в вариативной части учебной программы) «Профессиональное самосознание психолога», а также развитие методологии исследования профессионального самосознания психолога для последующего применения этих знаний в обучении студентов-психологов. В результате в работе предлагаются пути совершенствования высшего психологического образования в свете идей о необходимости формирования у обучающихся высшей школы профессионального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANNO COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELFAWARENESS OF A PSYCHOLOGIST IN THE CONTEXT OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS

This article is intended to examine the concept of professional self-awareness as an integral aspect of the professional activity of a practicing psychologist. Based on an analysis of scientific sources on the issue, the author of the work offers her own interpretation of the term “professional identity,” reflecting the unity of personal identity and professional activity. The article examines the components of a specialist’s professional self-awareness. In addition, the author of the work notes the imperfection of higher school training programs preparing future psychologists, which consists in the lack of attention of teachers to the problems of professional self-awareness of future psychologists and provides some consequences that negatively affect the practical activities of graduates. This factor determines the need to introduce into the educational activities of universities a separate discipline (in the variable part of the curriculum) “Professional self-awareness of a psychologist,” as well as the development of a methodology for studying the professional self-awareness of a psychologist for the subsequent application of this knowledge in the training of psychology students. As a result, the work suggests ways to improve higher psychological education in the light of ideas and the need to form professional self-awareness among higher school students.

Текст научной работы на тему «Компоненты профессионального самосознания психолога в контексте содержания образовательных программ»

Компоненты профессионального самосознания психолога в контексте содержания образовательных программ

Каспражицкий Артем Игоревич,

аспирант, Университет Синергия E-mail: artem-serdtsev@bk.ru

Настоящая статья призвана рассмотреть понятие профессионального самосознания как неотъемлемого аспекта профессиональной деятельности практикующего психолога. На основе анализа научных источников по вопросу автором работы предлагается собственная трактовка термина «профессиональное самосознание», отражающая единство личностного самосознания и профессиональной деятельности. В статье рассматриваются компоненты профессионального самосознания специалиста. Кроме того, автором работы отмечается несовершенство программ обучения высших школ, готовящих будущих психологов, заключающееся в отсутствии внимания преподавателей к проблемам профессионального самосознания будущих специалистов-психологов, приводятся некоторые следствия, негативно влияющие на практическую деятельность выпускников. Данный фактор детерминирует необходимость внедрения в образовательную деятельность вузов обособленной дисциплины (в вариативной части учебной программы) «Профессиональное самосознание психолога», а также развитие методологии исследования профессионального самосознания психолога для последующего применения этих знаний в обучении студентов-психологов. В результате в работе предлагаются пути совершенствования высшего психологического образования в свете идей о необходимости формирования у обучающихся высшей школы профессионального самосознания.

Ключевые слова: самосознание, профессиональная деятельность, профессиональное самосознание, методология, психологи, студенты высших школ.

о с

U

со см о см см

Психология, являясь сравнительно молодой областью научного знания, своим оформлением дала возможность множеству отраслей науки и сфер жизнедеятельности расширить свои границы, подчеркнуть важность личности во всех процессах: социальных, экономических, культурных и т.д. Личностная ориентации психологии как науки позволила эксплицировать и профессионально важные качества человека, занимающего ту или иную должность, реализуя различные профессиональные задачи.

Среди обилия терминов, которыми оперирует психология, важную нишу занимает понятие «сознание», активно разрабатываемое философией. Так, оно представляет собой особый «контролирующий орган», который призван соединить «тело, мир и действие». Иными словами, именно сознание позволяет человеку обрабатывать информацию, идущую из внешних источников (посредством ментальных процессов и нервной системы), и тем самым происходит детерминанта действий, совершаемых человеком (совокупность реакций на и «операций над миром») [8, с. 191]. Именно деятельностный компонент становится определяющим в психологической теории сознания (с целью реализации задачи по обособлению философской категории сознания и психологической [1, с. 9]), который был выявлен российским учёным А.Н. Леонтьевым, а также субъектный аспект, разработанный С.Л. Рубинштейном.

В свою очередь самосознание (или Я-сознание, Я-образ) ещё более связывается с личностным началом человека. Термин «самосознание» имеет огромное количество толкований, предлагаемых широким кругом исследователей. В рамках настоящей статьи обратимся к наиболее, на наш взгляд, плодотворному определению, сформулированному В.В. Горячевым, который охарактеризовал самосознание как инструмент противопоставления человеком себя и окружающего мира, способствующего воспринимать собственное Я в качестве объекта, «особой реальности» посредством представлений и образов, поступающих из внешних условий [3, с. 339-340].

Развитие идей психологии о самосознании, формирующемся в ответ на вызовы и стимулы окружающей действительности, позволили обусловить действие того самого инструмента отождествления собственного Я различными социальными ролями, которые принимает индивид в различных обстоятельствах. В связи с тем, что профессиональная деятельность оказывается одной из тех областей жизнедеятельности, где взрослый

человек функционирует большую часть времени, понятие о профессиональном самосознании ещё более актуализировалось.

Адъективный компонент «профессиональное», присовокупленный к термину «самосознание», рождает новое понятие, которое также в научной литературе обнаруживает некоторое количество толкований. Так, Е.А. Кусакина, У.А. Улитина выявляют, что профессиональное самосознание имеет дуальную природу и может рассматриваться одновременно как процесс самоидентификации получения и переработки информации, «направленный на восприятие личностью многообразных внешних "образов"», и как процесс, ориентированный «на осознание себя как субъекта труда» [6, с. 434].

Согласно плодотворному мнению О.Б. Полушиной, профессиональное самосознание теснейшим образом соприкасается с психологической категорией Я-образа и включает в себя:

- собственное видение личности себя в качестве профессионала причём в различные временные периоды (настоящее, прошедшее и будущее);

- осознание разницы между идеальным представлением себя как профессионала и реальным положением дел;

- существование оценки реализации собственного профессионального труда, которая также, как и самооценка, может быть адекватной, заниженной и завышенной [10, с. 73].

С нашей точки зрения, к указанному определению и компонентному составу профессионального самосознания следует также присовокупить личностное самосознание, формируемое посредством рефлексии (размышлений о самом себе посредством погружения «в сокровенные глубины своей внутренней психической жизни» [2, с. 48], оценки собственного внутреннего мира). Эта необходимость обусловливается и указанным выше фактором схожести профессионального самосознания и Я-образа, который, как известно, складывается под влиянием различных внешних и внутренних условий, зависит от множества аспектов общей культуры личности, его самооценки, обстоятельств личностного формирования до условий более глобального масштаба (социокультурной обстановки и т.п.). Симптоматично, что личностное самосознание представляет собой более широкую область, чем профессиональное, однако в своём синтезе они способны привести к более качественному функционированию личности как субъекту трудовых отношений.

В связи с этим для более адекватной оценки собственного Я как профессионала следует обратиться к тем личностным качествам, что входят в профессиональную область специалиста, в нашем случае - психолога.

Вслед за Т.Ю. Петровской, Ю.М. Перевозкиной, определим, что к профессионально-значимым личностным характеристикам психолога следует относить:

- высокую степень развития навыков осуществления межличностной коммуникации;

- эмпатию и навыки управления собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность различных видов мышления (словесно-логическое, образное, абстрактно-символическое);

- способность к концентрации, проявлению терпения, такта, доброжелательности, наблюдательности;

- готовность к интеллектуальным нагрузкам, к работе в условиях напряжения возможностей памяти, внимания;

- адекватную личностную самооценку и некоторые др. [9, с. 26].

Как плодотворно замечено исследователями, данные личностные характеристики очень тесно соприкасаются с успешностью профессиональной деятельности психолога, выступают своеобразным базисом для формирования профессиональных компетенций, а следовательно, степень их развития напрямую соотносится с уровнем профессионального самосознания, который должен определяться, в том числе с учётом соответствия личностных характеристик конкретного специалиста и его профессиональных действий. Поэтому следует ещё раз подчеркнуть, что профессиональное самосознание суть синтез личностного самосознания и профессиональной деятельности.

Следует согласиться с мнением Р.Д. Гусейнова, И.С. Гусейновой, Э.А. Пирмагомедовой в том, что личностные качества специалиста-психолога, которые, подчеркнём, влияют на успешность профессиональной деятельности и карьерный рост практикующих психологов, а следовательно, и на их профессиональное самосознание, могут и должны формироваться в процессе получения квалификации, т.е. в ходе обучения в высшей школе [4, с. 416]. Современные исследования по вопросу формирования профессионального самосознания студентов, проходящих подготовку по психологическим специальностям, показывают, что современная методическая и дидактическая мысль выработала обширный список инструментов развития у обучающихся вузов сознания собственного Я как субъекта профессиональной деятельности.

Несомненно,профессорско-преподавательский состав вузов стремится к тому, что аспекты профессионального самосознания будущих специалистов прививались обучающимся уже на этапе вхождения в профессию. Это достигается посредством отдельных профессионально-направленных дисциплин, а также форматом прохождения производственных практик. В последнее время в практике университетов актуализировалось развитие института наставничества, когда во время профессиональных проб будущих психологов им оказывают поддержку более опытные специалисты. Кроме того, педагоги стараются формировать у студентов профессиональное самосознание средствами прикладных учебных предметов,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

адаптируя дидактический материал под конкретную узкопрофессиональную направленность. Все эти меры, бесспорно, обладают эффективностью и могут оказаться плодотворными в процессе вузовского обучения, призванного многосторонне влиять на личность будущих специалистов. Однако, с нашей точки зрения, назревает необходимость более системного и комплексного подхода в развитии профессионального самосознания в среде студентов психологических направлений подготовки. В частности, одной из мер реализации указанной задачи становится создание дополнительной учебной дисциплины «Профессиональное самосознание психолога», преподаваемой в рамках вариативной части образовательной программы университетов.

В ходе данного курса преподавателю стоит:

- дать обучающимся представление о самосознании о философской категории и как о категории психологической области научного знания;

- рассмотреть научные подходы к определению профессионального самосознания в качестве необходимого аспекта деятельности специалиста;

- очертить круг профессионально-значимых личностных характеристик человека, планирующего работать в сфере оказания психологических услуг. Причём здесь важно ориентировать материал на конкретные места исполнения трудовых обязанностей в соответствии со стремлениями участников учащегося коллектива;

- представить наиболее плодотворные способы оценки уровня профессионального самосознания;

- установить перечень профессиональных рисков, связанных с невысоким уровнем профессионального сознания практикующих психологов и влияющих на возникновение явления профессионального выгорания, профессиональной инертности, что в целом негативно сказывается на карьере специалиста.

Не вызывает сомнения тот факт, что в процессе освоения дисциплины студентам следует предлагать прохождение различных треннингов, анкетирований и опросов, нацеленных на выявление наличия у студентов профессионально-значимых качеств личности. Такая оценка позволит педагогу эффективно производить работу над развитием конкретных личностных характеристик будущих специалистов. Следовательно, содержательная часть курса должна носить адаптивный и личностно-ориентированный характер.

В процессе преподавания рассматриваемой дисциплины преподавателю необходимо использовать на занятиях практико-ориентированные задания. Эффективностью в данном отношении ° будут обладать методы решения кейсовых задач, " а также проблемное обучение. В рамках курса ^ плодотворно обращение за помощью к опытным ^ специалистам с целью прохождения студентами Ц треннингов и мастер-классов, обмена практиче-

ским опытом, а также предоставления аутентичного материала (реальных ситуаций профессиональной деятельности) из практики работы представителей сферы оказания психологических услуг.

Такой подход в организации отдельной учебной дисциплины позволит решить сразу несколько проблемных моментов, обнаруживающихся в работе вузов, готовящих будущих психологов. Среди них:

- акцентирование практико-направленного обучения;

- расширение способов реализации профессиональной адаптации и социализации студентов на предпрофессиональном этапе (не ограничиваться лишь периодом прохождения практик);

- укрепление позиций личностно-ориентирован-ного подхода в университетском образовании;

- развитие контактов со сторонними организациями в процессе подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих готовностью к реализации своих профессиональных обязанностей в условиях реального рынка труда. Помимо предметных компетенций в рамках

курса студенты получают возможность формирования и развития наддисциплинарных умений и навыков, а также так называемые гибкие навыки. Методы проблемного обучения и кейс-ста-ди позволяют совершенствовать коммуникативную компетентность будущих специалистов. Знакомство с возможными методами оценки уровня профессионального самосознания даёт возможность обучающимся производить самообследование, прослеживать динамику развития профессионально-значимых характеристик, самостоятельно реализовывать работу по самосовершенствованию. Все эти перечисленные аспекты деятельности на занятиях выстраиваются посредством актуализации навыков рефлексии и саморефлексии. А именно они оказываются необходимым компонентом при формировании профессионального самосознания, повышения его уровня.

Кроме того, в процессе овладения материалами дисциплины обучающиеся оттачивают навыки проявления гибкости, внимания, концентрации, получают опыт общения с потенциальными коллегами. Отметим также, что период введения данного курса эффективнее обозначить временными границами обучения на 3 курсе бакалавриата, когда у студентов происходит отчётливая профессионально-направленная учебная деятельность, устраняются трудности академической адаптации и реализуется частичная профессиональная социализация.

При проведении диагностических исследований уровня профессионального самосознания студентов педагог может предложить традиционные методы построения шкал (методики Дембо-Рубинштейн), распределяя профессионально-и личностно-значимые качества по нескольким позициям. Этими позициями могут выступать способности, инициативность, коммуникативная ак-

тивность, ответственность, внимательность, эмоциональность и т.д. Иными словами, данный список должны составлять как характеристики сугубо личностные, так и непосредственно связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности. Также отметим, что применимыми оказываются опросники самоотношения (В.В. Сто-лин, С.Р. Пантелеев); рефлексивности (А.В. Карпова); креативности (П. Торренс) и др., а также методики оценки уровня развития мотивационно-потребностной сферы и диагностики социально-психологических установок (О.Ф. Потёмкина).

Однако научная литература по вопросу демонстрирует, что классические методики измерения уровня профессионального самосознания хоть и обладают несомненной эффективностью, но всё же обнаруживают ряд методологических неточностей, что подвигает исследователей и практикующих педагогов к созданию авторских опросников и анкетирований, нацеленных на выявление степени сформированности профессионального самосознания студентов вузов. Так, например, итоги социологических исследований на базе анонимных ответов респондентов на вопросы анкет представлены в работах Е.А. Семёновой [11], С.И. Макаровой, Т.В. Евдокаровой [12], применение различных методик и анализ полученных данных отражены в трудах А.С. Лукьянова [7], Д.В. Фурсовой [13], опыт разработки курса по совершенствованию профессионального самосознания описан Е.В. Кузнецовой [5] и мн. др.

Многоголосица в научных изысканиях по оценке уровня сформированности профессионального Я-образа, а также компиляция различных методик для эмпирических исследований, обусловливает актуальную проблему сегодняшней педагогической науки, заключающуюся в острой необходимости разработки единой системы диагностики профессионального самосознания студентов, учитывающей все компоненты его структуры (когнитивный, поведенческий и аффективный), а также степень накопленного академического и практического опыта студентов, соприкасающийся непосредственно с будущей специализацией психолога.

Таким образом, в качестве результатов исследования определим следующие положения:

- профессиональное самосознание представляет собой своеобразный органичный синтез личностного самосознания и профессиональной деятельности, где личностные качества теснейшим образом влияют на действия специалиста и выступают базой для развития профессионально-значимых характеристик;

- на современном этапе наблюдается необходимость в обогащении методологии исследования профессионального самосознания психолога как для диагностики уровня его сформированности у студентов / практикующих специалистов, так и для последующего применения этих знаний в обучении будущих психологов;

- разработка программы и включение в образовательную деятельность вузов отдельной дисциплины «Профессиональное самосознание психолога».

Литература

1. Акопов Г.В. Этапы содержательной переориентации науки о сознании в процессе исторического развития психологии // Актуальные проблемы психологического знания. - 2021. -№ 1-2 (55). - С. 7-16.

2. Андриенко Е. В., Горбачева И.М. Бытие и саморазвитие личности в социокультурном пространстве // Философия: мир в человеке и человек в мире. Серия: Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2021. - № 3 (31). - С. 45-50. - DOI: 10.24151/2409-1073-2021-3-45-50.

3. Горячев В.В. Методологические проблемы исследования самосознания в отечественной психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. -Т. 10, № 1(34). - С. 339-343. - DOI: 10.26140/ атр-2021-1001-0086.

4. Гусейнов Р.Д. Профессионально-значимые личностные качества психолога и возможности их развития в процессе профессиональной подготовки / Р.Д. Гусейнов, И.С. Гусейнова, Э.А. Пирмагомедова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 68-2.- С. 414-418.

5. Кузнецова Е.В. Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинговой работы // Вопросы педагогики. - 2020. - № 2-1. - С. 113-118.

6. Кусакина Е.А. Феномен профессионального самосознания в отечественной психологии / Е.А. Кусакина, У.А. Улитина // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 59-2. - С. 433-437.

7. Лукьянов А.С. Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов разных курсов // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 399-402.

8. Песина С.А. Подходы к осмыслению феномена «сознание» в философии языка // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 16-18 мая 2019 года / ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. -С.189-193.

9. Петровская Т. Ю. К вопросу о профессионально важных качествах психологов как детерминантах успешности профессиональной деятельности / Т.Ю. Петровская, Ю.М. Перевозки-на // СМАЛЬТА. - 2021. - № 2. - С. 22-29.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

10. Полушина О.Б. Влияние самосознания личности на становление профессионального самосознания // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 2 (11). - С. 73-78 [Электронный ресурс]. - URL: http: //vestnik-spvi.ru/2020/06/016. pdf (дата обращения: 12.12.2023).

11. Семенова Е.А. Образовательное пространство и его роль в становлении профессионального самосознания // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 321. -С.167-173.

12. Семёнова Е. А., Макарова С.И., Евдокаро-ва Т.В. Становление профессионального самосознания студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 6. - С. 297-299 [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2017/770092.htm. (дата обращения: 13.12.2023).

13. Фурсова Д.В. Психологические особенности динамики профессионального самосознания студентов-психологов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9, № 2А. - С. 52-60. - DOI: 10.34670/AR.2020.45.34.006.

ANNO COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF A PSYCHOLOGIST IN THE CONTEXT OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Kasprazhitskii A.I.

Synergy University

This article is intended to examine the concept of professional self-awareness as an integral aspect of the professional activity of a practicing psychologist. Based on an analysis of scientific sources on the issue, the author of the work offers her own interpretation of the term "professional identity," reflecting the unity of personal identity and professional activity. The article examines the components of a specialist's professional self-awareness. In addition, the author of the work notes the imperfection of higher school training programs preparing future psychologists, which consists in the lack of attention of teachers to the problems of professional self-awareness of future psychologists and provides some consequences that negatively affect the practical activities of graduates. This factor determines the need to introduce into the educational activities of universities a separate discipline (in the variable part of the curriculum) "Professional self-awareness of a psychologist," as well as the development of a methodology for studying the professional self-awareness of a psychologist for the subsequent application of this knowledge in the training of psychology students. As a result, the work suggests ways to improve higher psychological education in the light of ideas and the need to form professional self-awareness among higher school students.

Keywords: self-awareness, professional activity, professional self-awareness, methodology, psychologists, higher school students.

Reference

1. Akopov G.V. Stages of meaningful reorientation of the science of consciousness in the process of historical development of psychology // Actual problems of psychological knowledge. -2021. - № 1-2 (55). - Pp. 7-16.

2. Andrienko E. V., Gorbacheva I.M. Being and self-development of personality in the socio-cultural space // Philosophy: the world in man and man in the world. Series: Economic and socio-humanitarian studies. - 2021. - № 3 (31). - Pp. 45-50. - DOI: 10.24151/2409-1073-2021-3-45-50.

3. Goryachev V.V. Methodological problems of self-awareness research in Russian psychology // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. - 2021. - Vol. 10, No. 1(34). - pp. 339-343. - DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0086

4. Huseynov R.D. Professionally significant personal qualities of a psychologist and the possibilities of their development in the process of professional training / R.D. Huseynov, I.S. Husey-nova, E.A. Pirmagomedov // Problems of modern pedagogical education. - 2020. - No. 68-2. - pp. 414-418.

5. Kuznetsova E.V. Development of professionally important qualities of psychology students by means of training work // Questions of pedagogy. - 2020. - No. 2-1. - pp. 113-118.

6. Kusakina E.A. The phenomenon of professional self-awareness in Russian psychology / E.A. Kusakina, U.A. Ulitina // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - No. 59-2. - pp. 433-437.

7. Lukyanov A.S. Psychological features of professional self-awareness of psychology students of different courses // Problems of modern pedagogical education. - 2020. - No. 674. - pp. 399-402.

8. Pesina S.A. Approaches to understanding the phenomenon of "consciousness" in the philosophy of language // The ideological foundations of the culture of modern Russia: a collection of scientific papers of the X International Scientific and Practical Conference, Magnitogorsk, May 16-18, 2019 / Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, 2019. - pp. 189-193.

9. Petrovskaya T. Yu. On the question of professionally important qualities of psychologists as determinants of the success of professional activity / T. Yu. Petrovskaya, Yu.M. Perevozkina // SMALTA. - 2021. - No. 2. - pp. 22-29.

10. Polushina O.B. The influence of personal self-awareness on the formation of professional self-awareness // Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. - 2020. -№ 2 (11). - Pp. 73-78 [Electronic resource]. - URL: http: //vest-nik-spvi.ru/2020/06/016.pdf (date of application: 12.12.2023).

11. Semenova E.A. Educational space and its role in the formation of professional self-awareness // Bulletin of Tomsk State University. - 2009. - No. 321. - pp. 167-173.

12. Semenova E. A., Makarova S.I., Evdokarova T.V. Formation of professional self-awareness of students // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - Vol. 6. - pp. 297-299 [Electronic resource] - URL: http://e-koncept. ru/2017/770092.htm. (date of access: 12/13/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Fursova D.V. Psychological features of the dynamics of professional self-awareness of psychology students // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. - 2020. - Vol. 9, No. 2A. - pp. 52-60. - DOI: 10.34670/AR.2020.45.34.006.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.