Научная статья на тему 'Формирование профессионального самосознания будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки'

Формирование профессионального самосознания будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL SELF-AWARENESS / PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миназова В. М., Багирова З. К.

В статье изучен процесс формирования профессионального самосознания будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки. В профессиональной деятельности педагога-психолога очень важен уровень его профессионального самосознания, т.к. оно напрямую связано с процессами освоения и управления профессиональной деятельностью, с процессами самоуправления в профессиональном развитии личности на профессиональном пути. Сделан вывод о том, что процесс профессиональной подготовки связан со становлением, развитием профессионального самосознания личности. Предполагается, что на разных этапах профессиональной подготовки будут происходить количественные и качественные изменения в профессиональном самосознании. Прежде всего, это связано с усложнением когнитивных, аффективных и поведенческих подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF A FUTURE PSYCHOLOGY TEACHER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article examines the process of forming a professional identity of the future educational psychologist in the process of vocational training. In the professional activities of an educational psychologist is very important level of his professional identity, because it is directly connected with the processes of development and management of the professional activity, the processes of self-government in a professional personal development in a professional way. The authors conclude that the process of vocational training is associated with the formation and development of the professional self-consciousness of the individual. It is assumed that at different stages of vocational training quantitative and qualitative changes in professional self-awareness will occur. First of all, it is connected with the complication of cognitive, affective and behavioral substructures. These changes occur at different times of training with varying degrees of intensity.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самосознания будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки»

Таблица 1

Изменение уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов, имеющих проявление боязни при занятиях плаванием, %

Тревожность Девушки Юноши Независимо от пола

Низкая 0,0 0,0 0,0

Личностная Умеренная 72,7 80,0 77,4

Высокая 27,3 20,0 22,6

М 42,09 41,35 41,61

Tst (p) 1,28 (р>0,05) 1,55 (р>0,05) 2,02 (р<0,05)

Низкая 9,1 5,0 6,4

Ситуативная Умеренная 90,9 60,0 71,0

высокая 0,0 35,0 22,6

М 37,18 40,95 39,61

Tst (p) 0,52 (р>0,05) 1,08 (р>0,05) 1,15 (р>0,05)

Так, результаты исследования показали, что уровень тревожности, в основном, у девушек и юношей стал умеренным и, хотя, у некоторых студентов высокая тревожность на занятиях плаванием сохранялась, была отмечена положительная динамика в результатах.

В процессе исследования, для многих студентов занятия по обучению плаванию стали приоритетными в выборе средств физической культуры, при увеличении показателей здоровья, работоспособности и подготовке к профессиональной деятельности. Студентов, занимающихся дополнительно занятиями плаванием, увеличилось на 29,89%.

Студенты, имеющие высокий уровень тревожности, проявляющийся в процессе занятий плаванием в связи с наличием страха воды, характеризовались положительной динамикой преодоления эмоционально-депрессивного состоя-

Библиографический список

ния, вызываемого различными причинами боязни воды, что выразилось в повышении уровня эмоционально-психической устойчивости, снижении личностной и ситуативной тревожности на занятиях плаванием.

Студентов, 100%-но посещающих академические занятия плаванию, увеличилось на 35,2%, что составило 89,5% от общего числа занимающихся [6].

Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить высокое значение занятий плаванием не только как эффективного средства физического и психофизиологического совершенствования, но и как возможности преодоления нервно-эмоциональной и психической напряженности, повышения общей устойчивости организма к заболеваниям, сохранению и укреплению состояния здоровья, а также повышению уровня профессиональной готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности в условиях производства.

1. Андрианов А.К. Занятия плаванием как фактор профессиональной подготовки студентов вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014; 1 (86): 31 - 34.

2. Заплатина О.А. Физическая культура в техническом вузе: теория и практика: монография. Кемерово: КузГТУ (Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Кузбасский ГТУ им. Т. Ф. Горбачева»), 2015.

3. Царегородцева Л.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

4. Аникеева Н.Г. Необходимость применения оздоровительных технологий в учебном процессе физического воспитания в аграрных вузах. Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. 2017: 33 - 35.

5. Волжакова В.В. Мотивационно-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности студентов ГАУ Северного Зауралья. Альманах мировой науки. 2015; 2-4 (2): 145 - 147.

6. Семизоров Е.А. Значение элективных курсов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в аграрном университете Северного Зауралья. Мир Инноваций. 2017; 3-4: 9 - 14.

7. Кувалдин В.А. Влияние различных видов спорта на показатели физического и психического компонентов здоровья: Академическая наука - проблемы и достижения 2017: 28 - 30.

References

1. Andrianov A.K. Zanyatiya plavaniem kak faktor professional'noj podgotovki studentov vuza. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 1 (86): 31 - 34.

2. Zaplatina O.A. Fizicheskaya kul'tura v tehnicheskom vuze: teoriya ipraktika: monografiya. Kemerovo: KuzGTU (Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. obrazovaniya «Kuzbasskij GTU im. T. F. Gorbacheva»), 2015.

3. Caregorodceva L.D. Korrekciya psihofizicheskogo sostoyaniya studentov sredstvamiplavaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

4. Anikeeva N.G. Neobhodimost' primeneniya ozdorovitel'nyh tehnologij v uchebnom processe fizicheskogo vospitaniya v agrarnyh vuzah. Issledovanie razlichnyh napravlenij razvitiya psihologii i pedagogiki. 2017: 33 - 35.

5. Volzhakova V.V. Motivacionno-cennostnoe otnoshenie k fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov GAU Severnogo Zaural'ya. Al'manah mirovoj nauki. 2015; 2-4 (2): 145 - 147.

6. Semizorov E.A. Znachenie 'elektivnyh kursov po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» v agrarnom universitete Severnogo Zaural'ya. Mir Innovacij. 2017; 3-4: 9 - 14.

7. Kuvaldin V.A. Vliyanie razlichnyh vidov sporta na pokazateli fizicheskogo i psihicheskogo komponentov zdorov'ya: Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya 2017: 28 - 30.

Статья поступила в редакцию 27.11.18

УДК 378

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Education Management, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF A FUTURE PSYCHOLOGY TEACHER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article examines the process of forming a professional identity of the future educational psychologist in the process of vocational training. In the professional activities of an educational psychologist is very important level of his professional identity, because it is directly connected with the processes of development and management of the professional activity, the processes of self-government in a professional personal development in a professional way. The authors conclude that the process of vocational training is associated with the formation and development of the professional self-consciousness of the individual. It is assumed that at different stages of vocational training quantitative and qualitative changes in professional self-awareness will occur. First of all, it is connected with the complication of cognitive, affective and behavioral substructures. These changes occur at different times of training with varying degrees of intensity.

Key words: professional self-awareness, professional training, future educational psychologist.

В.М. Миназова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: veneraminazova@mail.ru

З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: veneraminazova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье изучен процесс формирования профессионального самосознания будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки. В профессиональной деятельности педагога-психолога очень важен уровень его профессионального самосознания, т.к. оно напрямую связано с процессами освоения и управления профессиональной деятельностью, с процессами самоуправления в профессиональном развитии личности на профессиональном пути. Сделан вывод о том, что процесс профессиональной подготовки связан со становлением, развитием профессионального самосознания личности. Предполагается, что на разных этапах профессиональной подготовки будут происходить количественные и качественные изменения в профессиональном самосознании. Прежде всего, это связано с усложнением когнитивных, аффективных и поведенческих подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональная подготовка, будущий педагог-психолог.

Вхождение будущего специалиста в выбранную им профессию - сложный процесс, включающий в себя не только развитие соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, но и активный процесс становления личности с особенностями, востребованными данной профессиональной деятельностью.

Профессиональное самосознание, как и любое другое сложное психологическое образование, включает в себя когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуры. В процессе профессиональной подготовки эти подструктуры усложняются и в количественном, и в качественном смысле, отражая тем самым динамику профессионального самосознания. Безусловно, данные изменения связаны с разными периодами обучения.

Исследование закономерностей процесса становления профессионального самосознания будущего специалиста приобретает особую актуальность в связи с тем, что существует необходимость их учета в образовательном процессе вуза. Модель профессионального становления личности, владеющей компетенциями профессиональной деятельности и способной к её самопроектированию и совершенствованию, является ориентиром в организации учебно-воспитательного процесса.

В первую очередь формирование профессионального самосознания связано с изменением и развитием познавательного компонента, включающего представления студента о себе и его видение будущей профессии; а также эмоционально-ценностного компонента - отношения к себе и отношения к профессиональной культуре.

Системообразующим фактором формирования профессионального самосознания будущих педагогов-психологов является ценностно-смысловое отношение к профессии как комплексному образованию, проявляющее себя на всех уровнях самосознания. Поиск и отбор соответствующих психологических условий формирования профессионального самосознания будущих педагогов-психологов необходимо осуществлять в направлении конструктивного воздействия на ценностно-смысловую сферу будущих специалистов.

Будем рассматривать условия, стимулирующие развитие системы профессиональной подготовки психологов в целом, и условия, непосредственно влияющие на формирование их профессионального самосознания.

К направлениям совершенствования профессиональной подготовки психологов как наиболее важных, с точки зрения рассматриваемой нами проблемы, относятся внедрение новых образовательных технологий, увеличение внеаудиторных форм работы, оптимизация психологического обеспечения профессиональной подготовки.

Все три направления могут быть реализованы через внедрение в учебный процесс активных методов обучения.

К активным методам обучения традиционно относятся деловые игры, социально-психологический тренинг, ролевые игры, активное социальное обучение, методы актуализации творческого потенциала.

Основная цель методов активного обучения в развитии профессионального самосознания оказать воздействие на личность будущего специалиста,

Библиографический список

способствующее развитию ценностно-смыслового отношения к будущей профессии.

В практике формирования ценностно-смыслового отношения к будущей профессии у психологов могут успешно использоваться как неимитационные, так и имитационные методы (А.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн) [1], они одновременно обогащают учебную мотивацию студентов и работают на развитие их профессионального самосознания.

К имитационным методам традиционно относят проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мастерские, мозговой штурм, круглый стол, мультимедийное обучение, научно-практические конференции. Преимуществом этих методов, с нашей точки зрения, является максимальная индивидуализация обучения, содержательность изменений в индивидуальном опыте студента, освоение имитационной реальности как средства обучения.

Деловая игра особенно адекватна в ситуации коллективного освоения инновационных проектов, выбора направления научного исследования в рамках творческих групп.

Метод ролевого проектирования заключается в создании временных творческих коллективов по разработке определенного направления в совместной системе деятельности и защите совместных творческих проектов.

Отдельного рассмотрения требует такой метод активного обучения как тренинг В 60-е годы XX столетия М. Форверг [2] впервые ввел термин "социально-психологический тренинг" и экспериментально доказал его эффективность в развитии интерперсональной компетентности благодаря интериоризации измененных установок и расширения интерактивного опыта и их переноса на профессиональную деятельность.

Достаточно мобильным является метод анализа конкретных психологических ситуаций, направленный на совершенствование профессионального мышления психолога [3; 4].

Чем выше уровень профессионального самосознания специалиста, тем больше у него уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией, тем сильнее стремление к личностной и профессиональной самореализации.

В профессиональной деятельности педагога-психолога очень важен уровень его профессионального самосознания, т.к. оно напрямую связано с процессами освоения и управления профессиональной деятельностью, с процессами самоуправления в профессиональном развитии личности на профессиональном пути. Процесс профессиональной подготовки связан со становлением, развитием профессионального самосознания личности. Предполагается, что на разных этапах профессиональной подготовки будут происходить количественные и качественные изменения в профессиональном самосознании. Прежде всего, это связано с усложнением когнитивных, аффективных и поведенческих подструктур. Эти изменения происходят в разное время обучения с разной степенью интенсивности. Эта важная закономерность должна быть учтена профессорско-преподавательским составом вуза в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

2. Романова Д.Е. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущих психологов. Available at: https://revolution.allbest.ru/ pedagogics/00272201_0.html

3. Карнаухов В.А., Шарапов А.О. Психологические детерминанты профессионального саморазвития будущих психологов: монография. Белгород: ООО «Эпицентр», 2014.

4. Миназова В.М. Структура способности психолога эффективно взаимодействовать с социальными педагогами коррекционного образовательного учреждения по вопросам развития учащихся. Мир образования - образование в мире. Москва, 2016; 3 (63): 256 - 262.

References

1. Bel'chikov Ya.M., Birshtejn M.M. Delovye igry. Riga, 1989.

2. Romanova D.E. Psihologicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo samosoznaniya buduschih psihologov. Available at: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00272201_0.html

3. Karnauhov V.A., Sharapov A.O. Psihologicheskie determinanty professional'nogo samorazvitiya buduschih psihologov: monografiya. Belgorod: OOO «'Epicentr», 2014.

4. Minazova V.M. Struktura sposobnosti psihologa 'effektivno vzaimodejstvovat' s social'nymi pedagogami korrekcionnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya po voprosam razvitiya uchaschihsya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Moskva, 2016; 3 (63): 256 - 262.

Статья поступила в редакцию 14.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.