ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н.Н. Секлетова
канд. пед. наук, доцент, кафедра информационных систем и технологий, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»,
г. Самара
А.С. Тучкова
старший преподаватель, кафедра информационных систем и технологий, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»,
г. Самара
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В работе рассмотрено понятие компетентностного подхода, являющегося одним из главных принципов проектирования профессиональных образовательных программ, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в отечественной технической высшей школе. Выявлены основные компоненты профессионально-экологической компетентности выпускника технического вуза.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-экологическая компетентность, профессионально-экологическая компетенция, компоненты профессионально-экологической компетентности выпускника технического вуза.
N.N. Sekletova, Volga region state university of telecommunications and informatics, Samara
A.S. Tuchkova, Volga region state university of telecommunications and informatics, Samara
COMPONENTS OF ENVIRONMENTAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATE TECHNICAL
COLLEGE
Abstract. The paper considers the concept of competence-based approach, which is one of the main principles of the design of vocational education programs that promote the improvement of professional training of specialists in Russian technical high school. The main components of professionally-ecological competence of the graduates of technical High School are identified.
Keywords: competence approach, professional and environmental expertise, environmental professional competence, components of professionally-ecological competence of the graduates of technical High School.
На сегодняшний момент новые образовательные стандарты в отечественной технической высшей школе основываются на компетентностном подходе, под которым понимается «направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования ряда компетенций средствами решения профессиональных задач в образовательном процессе» [2, с. 23]. Он является «одним из главных принципов проектирования профессиональных образовательных программ, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в современных условиях» [5, с. 28].
Данный подход накладывает свой формат на представление целей и результатов профессиональной подготовки кадров, в целом, и профессионально-экологической подготовки кадров, в частности. Компетентностный формат характеризуется представлением целей и результатов профессионально-экологической подготовки кадров путем использования такого основополагающего понятия как «компетентность».
Вместе с тем это не означает исключения при компетентностном подходе таких понятий как «знания», «умения», «навыки». Более того, понятие «компетентность» им и не противопоставляется. Но компетентностный подход «фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне вопроса» [1, с. 36]. Он акцентирует роль опыта
и умений специалиста практически реализовать знания в профессиональной деятельности.
«Профессионально-экологическую компетентность выпускника технического вуза», опираясь на определение [4, с. 139], возможно представить как интегральное качество его личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к профессионально-экологической деятельности в технической сфере, основанное на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное, успешное участие в этой деятельности. При этом «профессионально-экологическая компетентность выпускника технического вуза» являет собой «совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности» [1, с. 30].
Отличительной чертой «профессионально-экологической компетентности выпускника технического вуза» как результата профессионально-экологической подготовки по сравнению с другими представлениями результата образования является:
- ее интегративность;
- возможность с ее помощью решать несколько классов стоящих перед профессионально-экологической подготовкой задач, а не отдельный класс задач;
- нахождение ее в форме деятельности, а не информации об этой деятельности;
- ее способность развиваться не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями через осознание общей основы деятельности, который включается в базу внутренних ресурсов личности;
- ее осознанность;
- ее проявление в субъективно новой деятельности, когда требуется исполнение неал-горитмизированного действия.
Из-за отсутствия в настоящее время в педагогической науке единого толкования понятия «компетентность» не имеется ни ее универсальной классификации, ни однозначной структуры, ни перечня компонентов. Это имеет отношение и к «профессионально-экологической компетентности выпускника технического вуза».
Поскольку именно в компетентностях впоследствии проявляются компетенции как внутренние потенциальные знания, определить границы этих понятий часто бывает очень трудно.
Лукашенко А.М. в своей статье дает следующее определение этим понятиям: «Компетенция — это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, а компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях» [3, с. 97].
Соответственно и профессионально-экологическая компетентность неразрывно связана с профессионально-экологической компетенцией, следовательно, у них имеется инвариантная структурная основа. Эта инвариантная структурная основа включает в себя несколько частей: профессионально-экологические знания, умения и навыки - как инструментальную часть; движение и стремление к профессионально-экологической деятельности - как мотивационную часть; профессионально-экологическая направленность личности, проявление личной ответственности за результат профессионально-экологической деятельности - как ценностно-смысловую часть; способности личности - как индивидуально-психологическую часть; механизмы саморегуляции - как когнативную часть.
Таким образом, актуализированная «профессионально-экологическая компетентность выпускника технического вуза» имеет следующий компонентный состав:
а) мотивационно-ценностный компонент (готовность к демонстрации профессионально-экологической компетентности, отношение к содержанию профессионально-экологической компетентности и к объекту ее приложения);
б) когнитивный компонент (владение необходимым профессионально-экологическим
знанием);
в) деятельностно-поведенческий компонент (опыт использования профессионально-экологической компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);
г) эмоционально-волевой и рефлексивный компонент (регуляция процесса и результата проявления профессионально-экологической компетентности).
Первый из них - мотивационно-ценностный компонент - включает в себя: сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентаций, побуждающих студента технического ВУЗа, будущего молодого специалиста, к осуществлению профессионально-экологической деятельности, понимание ее общественной и личностной значимости; осознанное освоение им профессионально-экологических ценностей и осознание необходимости сохранения природной среды как высшей ценности; потребность активного участия в этом деле и ответственность за достижение результатов.
Второй из них - когнитивный компонент - образует сложившаяся в ходе профессиональной подготовки система профессионально-экологических знаний, составляющих ориентировочную основу профессионально-экологической деятельности, а также процессов социализации и профессионализации личности студента технического вуза - будущего молодого специалиста.
Третий из них - деятельностно-поведенческий компонент - определяется практическим применением системы сформированных в ходе профессионально-экологической подготовки у студента технического вуза, будущего молодого специалиста, профессионально-экологических знаний и способов профессионально-экологической деятельности, наличием у него соответствующего этому опыта.
Четвертый из них - эмоционально-волевой и рефлексивный компонент - составляют: способность студента технического вуза, будущего молодого специалиста, к эмоциональному переживанию во всех аспектах взаимоотношений с природой; его способность к самооценке отношения к окружающему природному миру, среде обитания и жизнедеятельности; а также его стремление и готовность к самообразованию.
Важно подчеркнуть, что среди них изначально определяющую роль играет мотивацион-но-ценностный компонент, поскольку профессионально-экологическая компетентность имеет не только и не столько специальное, содержательно-профессиональное значение для выпускника технического вуза, молодого специалиста, сколько мировоззренческое.
Список литературы:
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - № 8. - 2006. - С. 20-26.
3. Лукашенко, А.М. Профессиональные компетенции руководителя / А.М.Лукашенко // Современная конкуренция. - 2009. - № 6 (18). - С. 97.
4. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 137-143.
5. Субетто, А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация / А.И. Субетто. - М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2007. - 96 с.