Н.Н. Секлетова
канд. пед. наук, доцент, кафедра информационных систем и технологий, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
А.С. Тучкова
ассистент,
кафедра информационных систем и технологий, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В работе рассмотрены основные аспекты профессионально-экологической подготовки кадров как компонента, представляющего собой универсальный педагогический инструмент воздействия на личность студента технического вуза.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-экологическая образованность, профессионально-экологическая компетентность, профессионально-экологическая ментальность.
N.N. Sekletova, Volga region state university of telecommunications and informatics
A.S. Tuchkova, Volga region state university of telecommunications and informatics
THE MAIN ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING IN HIGHER
TECHNICAL SCHOOLS
Abstract. In the article the basic aspects of professional environmental training of personnel as a component constituting a universal pedagogical tool to influence the identity of a student at a technical university.
Keywords: competence approach, professional-ecological education, professionally-ecological competence, professional-ecological mentality.
В контексте современной экологической парадигмы российская нормативно-правовая база прямо указывает на то, что в стране предусматривается «всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; обязательность преподавания экологических дисциплин во всех учебных заведениях независимо от их профиля; при назначении на должность, аттестации и переаттестации учет профессиональной экологической подготовки руководящих кадров и специалистов; недопущение лиц, не имеющие необходимой подготовки, к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний» [3, с. 2]. В силу этого профессионально-экологическая подготовка кадров является обязательным компонентом современной системы отечественной высшей технической школы, представляя собой постоянно развивающуюся реальность, которая требует своего корректного представления и понимания в описывающих ее научных категориях.
На сегодняшний момент новые образовательные стандарты в отечественной технической высшей школе основываются на компетентностном подходе, под которым понимается «направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования ряда компетенций, средствами решения профессиональных задач в образовательном процессе» [4, с. 23]. Он является «одним из главных принципов проектирования профессиональных образовательных программ, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в современных условиях» [6, с. 28]. Данный подход накладывает свой формат на представление целей и результатов профессиональной подготовки кадров, в целом, и профессионально-экологической подготовки кадров, в частности.
Вопросы формирования профессиональной экологической подготовки кадров в формате компетентностного подхода стали предметом современных исследований: Н.Д. Андреевой, В.А. Гришаева, А.А. Дробязько, Л.А. Закировой, Г.И. Кушниковой, Н.Н. Секлетовой и других.
Обобщая результаты исследований в области профессионально-экологической подготовки
кадров в системе отечественной высшей технической школы, необходимо выделить следующие аспекты понимания этого явления, подчеркивая их неразрывное единство и взаимопроникновение.
Первый аспект. Профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы является социокультурным феноменом, поскольку выступает частью культуры и особым социальным институтом, результатом исторического развития, механизмом сохранения и трансляции социокультурного профессионально-экологического опыта и процесса становления кадров в системе непрерывного профессионально-экологического образования, обеспечивающего достижение личностью новых социокультурных, образовательных и профессиональных статусов. При этом в нем «социальное» преломляется через субъекта деятельности, а «культурное» - посредством сферы, определяющей качество этой деятельности [5, с. 90]. Студент технического вуза - будущий молодой специалист является их точкой пересечения, занимая свое место в социальной структуре общества, и является носителем определенной культуры.
Второй аспект. Профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы как ценность является таковой, поскольку необходима государству, обществу, личности.
Первые две ценности профессионально-экологической подготовки кадров составляют ее коллективную, групповую значимость. Для государства, общества важны хорошо подготовленные и ответственные в экологическом плане граждане и специалисты, на которых существует социальный заказ. Личностная ценность отражает индивидуально мотивированное, пристрастное отношение студента технического вуза - будущего молодого специалиста - к ее уровню и качеству. И в этой связи профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы должна обеспечивать ему не любую подготовленность, а значимую подготовленность, обладающую определенной ценностью именно для него.
Ценность профессионально-экологической подготовки кадров в системе отечественной высшей технической школы выражается в осуществляемой деятельности, в отношениях, в отдельных структурах и комплексах. А ее гуманистическая ориентация и культуросообразность предстают фундаментом для отсчета в организации и построении такой подготовки.
Третий аспект. Профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы как система является таковой, образуя сложное системное взаимодействие ее субъектов и среды, педагогических средств, методов, процессов, обеспечивающих профессионально-экологическое обучение, воспитание и развитие личности студента технического вуза - будущего молодого специалиста.
В такой системе студент технического вуза - будущий молодой специалист - и его преподаватель являются равноправными взаимодействующими субъектами системы. Преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студента в ходе профессионально-экологической подготовки, а тот ее активно выполняет. Мотивы в совокупности с содержанием профессиональной подготовки и его овладением предопределяют цель учебно-познавательной деятельности студента в данной системе.
Профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы как система характеризуется целью, содержанием, структурированными программами и планами, другими системными компонентами, которые присущи любой педагогической системе как таковой.
Четвертый аспект. Профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы как процесс - это движение от целей профессионально-экологической подготовки к ее результатам путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития личности студента технического вуза - будущего молодого специалиста. Он характеризуется целостностью и определенной автономностью, способами получения результата, затратами на получение результата, условиями и формами организации обучения, воспитания, развития. При этом его
162
№ 2 (54) - 2016
важной особенностью является то, что он есть процесс-функция, так как через него выражают, например, «процесс обучения», «процесс воспитания», «процесс развития», «процесс формирования».
Пятый аспект. Профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы как результат отражается в ступенях условной «образовательной лестницы»: от профессионально-экологической образованности - к профессионально-экологической компетентности, а затем к профессионально-экологической культуре и, наконец, к профессионально-экологической ментальности.
Профессионально-экологическая образованность - это комплексное качество личности, характеризующееся не только освоенной суммой знаний умений и навыков, социального опыта, но и развитостью разнообразных способностей и высокой степенью продуктивности с точки зрения готовности студента технического вуза - будущего молодого специалиста - к решению проблем собственного бытия и профессионально-экологических задач на производстве.
Профессионально-экологическая компетентность - интегральная характеристика личности студента технического вуза - будущего молодого специалиста, выражающая владение им обобщенными способами действия, а также ценностными ориентациями, способностями и личностными качествами, которые обуславливают возможность эффективной профессиональной деятельности и реализацию в ней профессионально-экологических знаний, умений и опыта.
Профессионально-экологическая культура является «высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности личности, именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [2, с. 74].
Профессионально-экологическая ментальность - «исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума [1, с. 484].
В совокупности вышепредставленных аспектов становится очевидным следующее:
- в центре профессионально-экологической подготовки кадров в системе отечественной высшей технической школы находится личность, которая обладает экоцентрическим типом профессионально-экологического сознания, которое характеризуется психологической включенностью в мир природы, субъектным характером восприятия природных объектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы;
- профессионально-экологическая подготовка кадров в системе отечественной высшей технической школы представляет собой универсальный педагогический инструмент воздействия на личность студента технического вуза.
И в этой связи, важно эффективное и результативное применение этого инструмента в образовательной практике.
Список литературы:
1. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 768 с.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Пед. общество России, 2002. - 512 с.
3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
5. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. - СПб.: Изд-во СПГУП, 1998. - 340 с.
6. Субетто, А.И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация. - М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2007. - 96 с.