УДК 159.922
КОМПОНЕНТЫ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ю.С. Пяшкур, Н.В. Мельникова
Аннотация. Представленное исследование посвящено изучению уровня преобладающего компонента нравственной сферы студенческой молодежи. Нравственную сферу личности студента мы рассматриваем, прежде всего, как интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. На этапе констатирующего эксперимента, результаты которого приведены в статье, мы определили, каким образом проявляются компоненты нравственной сферы и какой из них является доминантным среди данной выборки.
Ключевые слова: компонент, нравственность, нравственная сфера, уровни развития, студенческая молодёжь.
THE COMPONENTS OF THE MORAL SPHERE OF STUDENT'S YOUTH
Y. Pyashkur, N. Melnikova
Abstract. The study examines the level of dominant component of moral issues students. Moral sphere of the individual student, we consider, first of all, as an integrated interaction of cognitive, emotional and behavioral components. At the stage of ascertaining experiment, whose results are presented in the article, we have determined how the components appear moral sphere (each separately) and which one is dominant among the sample.
Keywords: component, morality, moral sphere, the levels of development, students.
На современном этапе в психологической науке пока не найдено конкретное решение обозначения понятия «нравственность», нет целостности во мнении об её структурных компонентах.
В зарубежной психологии понятие нравственности приближают к понятию «установки» (Г. Олпорт, К. Юнг и др.); «моральным суждениям» (Л. Кольберг, Ж. Пиаже и др.); «субъективным инстанциям» (3. Фрейд и др.) и т.д. [6]. В отечественной психологии проблему нравственного развития исследуют, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Н.В. Мельникова, Л.М. Попов, В.Д. Шадриков и др. [1, 2, 4, 6].
В широком смысле слова понятие «нравственность» раскрывает совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом и рассматриваются системой из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это внутреннее духовное качество, которым руководствуется человек, формируются этические нормы и правила поведения, определяемые
нравственными качествами.
В узком смысле слова «нравственность» -сложное, комплексное личностное
образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношения между людьми и их моральные переживания (Н.В. Мельникова
[3]).
Н.В. Мельникова, исследуя нравственную сферу детей дошкольного возраста, показала сущность нравственнности в консолидации и взаимосвязи сознания, чувств и поведения, которые в разный период этого возраста комбинируются специфически [4].
Нравственная сфера личности -интегрированное взаимодействие:
нравственного сознания, нравственных ценностей, нравственные образов,
нравственных норм (когнитивный компонент); нравственных чувств, эмпатических нравственных отношений (эмоциональный компонент); нравственного поведения в поступках и действиях мотивационной направленности (поведенческий компонент) в единении личностной сферы нравственного сознания и поведения [2].
Исследователи Б.С. Братусь и А.Б. Купрейченко считают, что основной стержень развития нравственности заключается в ее компонентах [2]. В таблице 1 представлено соотношение назначения компонентов нравственной сферы.
Возрастная динамика развития
компонентов нравственной сферы идентична и отличается только уровнем. С целью выявления уровня преобладающего
компонента нравственной сферы среди студенческой молодежи мы провели констатирующий эксперимент.
172
Таблица 1.- Назначение компонентов нравственной сферы
Когнитивный
Эмоциональный
Поведенческий
Это интеграция
нравственности сознания, ценности, нравственных
образов и норм в единстве их взаимодействия. Это знание добра и зла, стремление жить и принимать решения в соответствии с устоями общества, этим знанием
Это нравственные чувства и эмоции, эмпатическо-
нравственные отношения. Утверждение нравственного опыта в освоении заданных обществом образцов этических понятий. Итог - система устойчивых нравственных мотивов межличностных
отношений
Это нравственное поведение поступками и действиями мотивационной
направленности совокупного единения нравственного
сознания и поведения. Внутренняя мотивация к стремлению делать
правильный моральный выбор в поведении
Всего в эксперименте приняло участие 50 студентов, обучающихся в Шадринском государственном педагогическом институте .С целью определения уровня когнитивного компонента нравственности студенческой молодежи мы использовали анкету, разработанную Н.В. Вахитовой. Полученные данные представлены в таблице 2. Данные свидетельствуют, что у респондентов наблюдается неуверенность в знании некоторых понятий. Более всего затруднения вызвало определение понятия духовно-
нравственного поведения. Также большой процент испытуемых не смогли четко определить понятие нравственности.
Для определения признаков
нравственности эмоционально-ценностного компонента нами были использованы: опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна и методика А.И. Шемшуриной, направленная на диагностику нравственной самооценки. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 2.- Средний количественный показатель испытуемых по уровню развития когнитивного компонента
Когнитивный компонент
уровень Что такое духовность? Что такое нравственность? Что такое духовнонравственное поведение? Что такое зло? Что такое добро? Нужно ли помогать окружающим? Что нужно для духовно-нравственного развития? Средний процент испытуемых
высокий 14% 16% 10% 14% 34% 12% 24% 18%
средний 54% 36% 38% 52% 32% 80% 42% 48%
низкий 32% 48% 52% 34% 34% 8% 34% 34%
Таблица 3.- Средний показатель испытуемых по уровню развития эмоционально-ценностного
компонента
Эмоционально-ценностный компонент
Уровень Опросник для диагностики способности к эмпатии Диагностика нравственной самооценки Средний процент испытуемых
Высокий 8% 22% 15%
Средний 42% 52% 47%
Низкий 50% 26% 38%
Исходя из результатов по проведенным большинство испытуемых не обладают
методикам, мы смогли сделать вывод о том, что способностью к сопереживанию и
173
чувствительностью к другим людям.
Для определения признаков нравственности поведенческого компонента нами были использованы: методика диагностики этики поведения и методика для диагностики нравственной мотивации (автор А.И. Шемшурина). Данные представлены в таблице
4.
Респонденты, которые продемонстрировали высокий уровень сформированное™
поведенческого компонента, всегда поступают
в соответствии с правилами поведения в обществе и нормами приличия. Студенты со средним уровнем поведенческого компонента лишь иногда руководствуются культурой поведения в обществе, хотя и имеют о ней представления, а с низким уровнем не руководствуются правилами поведения в обществе как основой своего поведения.
В таблице 5 отражены итоги по проведенным методикам и определены уровни развития компонентов нравственности.
Таблица 4. - Средний количественный показатель испытуемых по уровню развития
поведенческого компонента
Поведенческий компонент
Уровень Диагностика этики поведения Диагностика нравственной мотивации Средний процент испытуемых
Высокий 12% 16% 14%
Средний 38% 38% 38%
Низкий 50% 46% 48%
Таблица 5. - Уровни развития компонентов нравственной сферы студенческой молодежи
Уровень Компоненты нравственной сферы
Когнитивный Эмоционально- ценностный Поведенческий
Высокий 18% 15% 14%
Средний 48% 47% 38%
Низкий 34% 38% 48%
Таким образом, у студентов компоненты нравственной сферы развиты, но проявляются неравномерно. Когнитивный компонент у большинства испытуемых оказывается на среднем уровне (48%), то есть у студентов недостаточно сформированы и
конкретизированы нравственные понятия.
Эмоционально-ценностный компонент у большинства испытуемых также находится на среднем уровне (47%). Это свидетельствует, что испытуемые оценивают свои поступки как не всегда нравственные и морально приемлемые. В основном они могут сопереживать другим людям, понимать их эмоциональное состояние, но это происходит ситуативно и хаотично, часто без целевой направленности на нравственное
Литература:
1. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Кольберга и его школы) // Психологический журнал. - 1999. - № 3. - С. 4-17.
2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. / Б.С. Братусь. - М.: Менеджер; Роспедагентство, 1994. - 60 с.
3. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. - СПб.: Изд-во
совершенствование.
Исследование поведенческого компонента нравственной сферы показало, что большинство испытуемых имеет низкий уровень развития (48%), то есть испытуемые не руководствуются правилами поведения в обществе как основой своего поведения, их поступки не отличаются нравственностью побуждений.
На основе полученных данных, нами был сделан вывод, что компоненты нравственности находясь в различных соотношениях между собой в уровневом плане, тем не менее, в равной степени отражают значимую ценность и сущность нравственной сферы студенческой молодежи в целом.
«Амалтея». - 2008. - 336 с.
4. Мельникова Н.В. Категория мотивов дошкольника // «Наука и образование». - 2006.- № 3. - С. 58-66.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. - М. -Просвещение, 1969- 659 с.
6. Попов Л.М. Концепция человека как
субъекта развития и саморазвития // Ученые записки Казанского государственного
университета. - 2005. - Т. 147. - Кн.2. - С. 123-137.
174
References:
1. Ancyferova L.I. Svjaz' moral'nogo soznanija s nravstvennym povedeniem cheloveka (po materialam issledovanij Lourensa Kol'berga i ego shkoly) // Psihologicheskij zhurnal. - 1999. - № 3. - S. 4-17.
2. Bratus' B.S. Psihologija. Nravstvennost'.
Kul'tura. / B.S. Bratus'. - M.: Menedzher;
Rospedagentstvo, 1994. - 60 s.
3. Mel'nikova N.V. Razvitie nravstvennoj sfery lichnosti doshkol'nika. - SPb.: Izd-vo «Amalteja». -2008. - 336 s.
4. Mel'nikova N.V. Kategorija motivov
doshkol'nika // «Nauka i obrazovanie». - 2006.- № 3.
- S. 58-66.
5. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy: Psihologija intellekta. Genezis chisla i rebenka. Logika i psihologija / Zh. Piazhe. - M. - Prosveshhenie, 1969.
- 659 s.
6. Popov L.M. Koncepcija cheloveka kak sub#ekta
razvitija i samorazvitija // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2005. -T. 147. - Kn.2. - S. 123-137.
Сведения об авторах:
Пяшкур Юлия Сергеевна (г. Шадринск, Россия), старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», e-mail: [email protected]
Мельникова Нина Васильевна (г. Шадринск, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Data about the authors:
Pyashkur J. (Shadrinsk, Russia), Senior Lecturer of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology VPO "Lufia State pedagogicheskiyi Institute", e-mail: [email protected]
Melnikova N. (Shadrinsk, Russia), Doctor of Psychology, professor of developmental psychology VPO "Shadrinsk State Pedagogical Institute"
175