Таким образом, разнообразие форм применения заданий способствует снижению предрасположенности к дислексии у дошкольников, переходу их от ОНР III уровня к ОНР IV или ФФНР. Необходимо создать интересную и познавательную пространственно-развивающую среду совместно с педагогами и родителями ребенка, чтобы максимально возможно помочь ему адаптироваться к сложным условиям в стенах будущего обучения в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова. - М. : Просвещение, 2009. - 528 с.
2. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д : Феникс ; СПб. : Союз, 2004. - 224 с.
УДК 159.9
Ю. С. Пяшкур, г. Шадринск
Исходный уровень когнитивного компонента нравственного
развития студентов
Проблема нравственного развития студентов в настоящее время становится все популярнее. Процесс формирования нравственной направленности обусловлен когнитивным компонентом.
Анализ теоретического наследия и экспериментальное исследование когнитивного компонента расширяет познание данной проблемы для психологии развития, социальной и педагогической психологии.
Нравственность, когнитивный компонент, студенты.
Y.S.Pyashkur, Shadrinsk
Baseline cognitive component of moral development of students
The problem of moral development of students is now becoming increasingly popular. The process of formation of moral directivity due to the cognitive component. Analysis of the theoretical heritage and experimental study of the cognitive component extends the knowledge of this problem to psychology of development, social and educational psychology.
Keywords: Morality, the cognitive component, students.
Окружающий мир изменился, изменилась и психология современного человека. Обществу нужно интеллектуальное молодое поколение с позитивными нравственными качествами, умением делать моральный выбор в проблемных ситуациях. Смена человеческих формаций показывает разность парадигм развития личности, определяя главной в нашей отечественной психологии культурно-историческую парадигму Л.С. Выготского [4].
Современные требования диктуют умение нравственно взаимодействовать с
людьми, ответственно относиться к своим обязанностям, повышать общий уровень культуры и профессионального саморазвития.
Изучение данной проблемы выявляет недостаток знаний молодежи об этой категории. В них слабость целеполагания на внедрение ценностно-нравственных понятий, которые позволяют активно усвоить динамику нравственности в психологическом сопровождении.
Проблема нравственности рассматриваются исследованиями Б.С. Братуся [3], К.А. Абульханова-Славская [1] и др.
Процессом формирования нравственной направленности в психологическом сопровождении становится смысл единения и взаимовлияния когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
Когнитивный компонент определяет характер познавательного интереса к предметному и материальному миру в социуме. Широкий аспект нравственности утверждает процесс развития студенческой молодежи в психологическом сопровождении социальными наставниками: преподавателями и учителями образовательных учреждений, родителями и близкими родственниками, сверстниками и друзьями.
Они должны обладать глубоким потенциалом о нравственности, уметь управлять нравственными качествами в своём поведении и направлять их позитивно в аспект нравственности других людей. Поэтому необходимо усилить социальное воздействие на формирование духовной части воспитательно-образовательной деятельности для молодого поколения. В этом просматривается назначение активной нравственной позиции в психологическом сопровождении.
Активность нравственной направленности в психологическом сопровождении для студенческой молодежи в когнитивном компоненте усилена интериоризацией внешне заданных норм мышления и последовательным преобразованием нравственных элементов в нравственно-этические понятия [2].
Для изучения особенностей когнитивного компонента нравственного развития студентов нами был организован эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» факультета коррекционной педагогики и психологии г. Шадринска Курганской области. Всего было обследовано 240 респондентов из низ 138 в возрасте с 17 до 23 лет, 102 в возрасте с 24 до 30 лет.
Задачи исследования разработаны и реализованы комплексом диагностики когнитивного компонента в психологическом сопровождении развития активной нравственной направленности. Критерии и показатели их определения соответствовали внедренным методам и методикам:
Для выявления представлений студентов о нравственно-этических понятиях использовали метод интерактивной беседы и «сочинений», характеризующий исходный уровень о нравственности (когнитивный компонент). Выявлялись представления об основных нормативно-правовых документах: «Федеральный закон об образовании», «Этический кодекс психолога РФ».
Анализ изучения содержания «Закона об образовании» показал: 48% высокий уровень (имеют четкое представление о содержании и назначении Закона об образовании); 35 % (средний уровень): представления о Законе дали в форме самоотчетов; 17% - (низкий
уровень): проявили недостаточные знания по компетенциям Закона.
Анализ знаний документа этического кодекса студентами «ШГПУ» факультета коррекционной педагогики и психологии показал 100% (из общей выборки 240 испытуемых дал 62%), но не все студенты умеют его реализовать творчески в учебном процессе, говоря: «учитываю при прохождении вида практики»; «не на всех занятиях применяю», «знаю содержание, но применяю частично», что соответствует среднему уровню.
В описании студентами содержания нравственно-этических понятий внедрялся метод «сочинений» (когнитивный компонент), который характеризовал исходный уровень представлений о нравственности.
Высокий уровень о нравственности студентов от 17 до 23 лет дал 12 %, в возрасте от 24 до 30 лет - 15 %. Он нашел выражение вербально. Это были слова студентов: совесть (62), честность (57), уважение (54), сострадание (32), порядочность (58), доброта (107), гуманность (85), ответственность за свои поступки в соответствии с моральными нормами (93).Они отражали качества нравственности студентов - положительное отношение к миру и к окружающим людям.
Группа от (17 до 23) лет определила средний уровень - 17 %, а от (24 до 30 лет) - 22 %. Он обозначен знанием нравственно-этических понятий: вежливость (47), помощь окружающим людям (89), сочувствие (72), вежливость (78), сдержанность (43), эмоциональная стабильность (23), дипломатичность (12), адекватная самооценка (11).
Группа в возрасте от 17 до 23 лет показала низкий уровень - 71 %, а группа от 24 до 30 лет - 63 %. Он определил знания нравственно-этических понятий: тактичность (11), душевность (10), отзывчивость (25), любовь к родным (63), скромность (25), терпимость (17), нормативность поведения (7).
Средние значения независимых выборок когнитивного компонента с помощью 1-критерия Стьюдента показал специфику нравственно-этических понятий студентов двух возрастных групп (1эмп=2,302 при р<0,05).
Для определения знаний когнитивного компонента о нравственно-этических понятиях реализованы методики на выявление активности нравственной направленности в психологическом сопровождении студентов.
Для определения знаний о нравственно-этических понятиях диагностирован тест Л.М. Попова, А.П. Кашина «Добро-Зло».
На первом этапе нами изучались проявления «Добра» и «Зла», которые в соотношении позволяют понять сущность «Человечности», как нравственного качества.
Уровень нравственного развития человека шкалой «Человечность» показывает соотношение добра и зла когнитивного компонента в психологическом сопровождении: высокий уровень - 14% (первая группа) и 13% (вторая группа). Эти качества - нравственно-этическая терминология (поведение без резкой вербализации, с наличием толерантности и склонностям к рассуждениям), определяющая наличие самообладания, демонстрация толерантности, склонность к рассуждениям, студенческий компромисс в разрешении сложных ситуаций.
23% испытуемых (1-ой гр.) и 9% (2-ой гр.) дали выше среднего уровня, характеризующий их спокойствие и терпимость. Они не всегда обязательны и ответственны, но склонны к самосовершенствованию, стремятся к вербализации нравственных
качеств поведения. Проявляется симпатия к внешнему контролю со стороны сопровождающих.
Средний уровень 18% (1-ой гр.) и 17% (2-ой гр.) - рассуждения о жизни, проявления добра и зла вне отражения их в своих поступках. В тоже время они не всегда соблюдают правила нравственного поведения: заходят в кабинеты без стука, не спросив разрешения; перебивают друг друга.
Ниже среднего уровень 28% испытуемых (1-ой гр.) и 30% (2-ой гр.) - показали незначительное соотношение данных нравственных качеств, не влияющих на их поведение (отсутствует качество терпеливости в процессе общения).
Низкий уровень 17% (1-ой гр.) и 31% (2-ой гр.) демонстрировал вербальную агрессию, как проявление признаков взросления и независимости. Он представил негативное отношение к общепринятые моральные нормы поведения.
Задачей второго этапа было определение сущности «Человечности» с позиции осмысления содержания понятия «Зло».
Высокий уровень в показателе «Зло» - 28% (1-ой гр.) и 7% (2-ой гр.): студенты понимают, что склонны к вербальной агрессии, грубости, проявляя цинизм, отсутствие жалости в отношениях к людям.
Уровень выше среднего 38% (1-ой гр.) и 10% (2-ой гр.): понимание респондентами значимости контроля, способствующего антисоциальным проявлениям ненормативной лексики.
Первая и вторая группы респондентов определили средний уровень (10% и 14%). Они знали как себя вести, не всегда соблюдая этические правила нравственного поведения.
Ниже среднего уровень дали 14% (1-ой гр.) и 27% (2-ой гр.). Эти студенты имеют крайне ограниченное представление о нравственно-моральных правилах поведения.
Низкий уровень первой и второй групп показал 10% и 42%. Студенты не считают нужным знать и применять нравственные нормы. Для них важно собственное благополучие.
Таким образом, полученные корреляционные результаты по шкалам методики «Добро-Зло» взаимосвязаны между собой при р=0,01 с показателями по шкале «Человечность» при p=0,05.
Сходства-различия средних значений по двум выборкам определено ^критерий Стьюдента, как формула для независимых выборок. Отсюда, значимых различий, представленных средними значениями сформированности когнитивного компонента между респондентами двух возрастных группах не проявилось (1эмп=2,302 при р<0,05).
Таким образом, когнитивный компонент вобрал в себя способность доверия своим ощущениям, так как именно это явится основой выбора своего поведения в настоящем и будущем времени. Его функции влияют на искренность познания в восприятии окружения, совершенствования позитивного эмоционального развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Изд-во Питер, 2002. - 288 с.
3. Братусь, Б.С. Психология личности / Б. С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - С. 385-457.
4. Чиркова, Т.И. Теоретические основы дошкольной педагогической службы : дис. ... д-ра психол. наук / Т. И. Чиркова. - М., 1999. - 431 с.