Научная статья на тему 'Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования'

Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2176
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ЛОГИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ / RESEARCH PROJECT / DISSERTATION RESEARCH / CONCEPTUAL APPARATUS / THE LOGIC OF DISSERTATION RESEARCH / STUDY DISSERTATION TOPICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Алла Степановна

Идея, на которой основывается данная статья заключается в том, что исследовательский проект содержит компоненты, присущие диссертационному исследованию. Основная разница может заключаться в полноте описания и времени осуществления. Общее между исследовательским проектом и диссертационным исследованием позволяет при работе над проектом освоить понятийный аппарат и выстроить логику диссертационного исследования, отразив ее в обосновании темы диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPONENTS OF THE RESEARCH PROJECT AS A MEANS TO JUSTIFY BUILDING A DISSERTATION TOPIC

The idea on which to base this article is that the research project contains components inherent and dissertation research. The main difference may lie in the completeness of the description and the time of implementation. Common between the research project and dissertation research allows work on a project to learn the conceptual apparatus and build the logic of dissertation research, reflecting its justification in the dissertation topic.

Текст научной работы на тему «Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования»

Инновации в образовательных учреждениях

сле каждого конкурса пополнялось видеозаписями телепрограмм, радиопрограмм, посвященных тому или иному конкурсу или фестивалю, вырезками из различных газет, освещавших те или иные конкурсы и фестивали.

- создан центр школьного творчества, членам которого вменялось в обязанности накопления школьного портфолио, анализ отзывов представителей общественной экспертизы о тех или иных проектах, мероприятиях, конкурсах, фестивалях, в которых принимали участие учащиеся, учащиеся, родители или учащиеся, учителя, студенты УрГПУ Члены центра школьного творчества выступали в докладами на родительских классных, общешкольных собраниях, принимали участие в педагогических чтениях, на научно-практических конференциях разного уровня, презентуя педагогическому сообществу опыт работы по решению проблем, связанных с реализацией художественных проектов, формированию творчески активной личности учащихся и т. п.

В данной статье была предпринята попытка рассмотрения некоторых противоречий и проблем, которые возникают в ходе реализации творческого проекта, связанного с внедрением современных технологий, стимулирующих развития творческой активности учащихся. Параллельно с этим, в ней раскрывались и пути их решения. Для педагогов-практиков, научных работников материалы статьи могут представлять интерес в плане изучения тех трудностей и противоречий, а также путей их преодоления в практике работы школы с углубленным изучением отдельных предметов художественноэстетической направленности.

Литература

1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. С. 32-42.

2. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 - № 3, с. 37-41.

3. Савенкова Л. Г. Технологии интегрированного полихудожественного обучения // Педагогика искусства: электронный научный журнал.- 2011. - № 3, URL: http://www.art-education.ru /AE-magazine/archive/nomer-3-2011/savenkova -07-06-2011.pdf

4. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 1.

5. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.

6. Тагильцева Н. Г. Современные проблемы художественного образования детей в Свердловской области // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2011. - № 2, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2011/tagiltseva-07-05-2011.pdf

7. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под. ред. М. М. Поташника. - М,: Педагогическое общество России, 2004-448 с.

УДК 378.4

А. С. Сиденко

J ^

КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

КАК СРЕДСТВО ВЫСТРАИВАНИЯ ОБОСНОВАНИЯ ТЕМЫ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

К___________________________________________г

Аннотация. Идея, на которой основывается данная статья заключается в том, что исследовательский проект содержит компоненты, присущие диссертационному исследованию. Основная разница может заключаться в полноте описания и времени осуществления. Общее между исследовательским проектом и диссертационным исследованием позволяет при работе над проектом освоить понятийный аппарат и выстроить логику диссертационного исследования, отразив ее в обосновании темы диссертации.

Ключевые слова: исследовательский проект, диссертационное исследование, понятийный аппарат, логика диссертационного исследования, обоснование темы диссертации

Summary. The idea on which to base this article is that the research project contains components inherent and dissertation research. The main difference may lie in the completeness of the description and the time of implementation. Common between the research project and dissertation research allows work on a project to learn the conceptual apparatus and build the logic of dissertation research, reflecting its justification in the dissertation topic.

Keywords: research project, dissertation research, conceptual apparatus, the logic of dissertation research, study dissertation topics

68

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Инновации в образовательных учреждениях

Отсутствие единства в трактовке учеными (педагогами, психологами, философами, методологами) основных характеристик диссертационного исследования актуализирует потребность развития у соискателя, аспиранта, во-первых, умения делать обоснованный выбор позиции ученых, определяющих содержания понятий, на которых будет строиться их собственное исследование, и, во-вторых, умения применять основные характеристики диссертационного исследования при написании обоснования темы диссертационного исследования.

Мы предлагаем подойти к написанию обоснования темы диссертационного исследования через построение исследовательского проекта, содержащего те же самые компоненты - характеристики исследовательской деятельности. При этом присвоение понятий - характеристик исследования возможно через разработанные нами упражнения.

Хорошо известно, что диссертация - это не описание опыта, не научно-публицистическая статья, а научный труд, выполненный в определённом стиле, написанный в определенной логике с применением понятийного аппарата исследования. Аналогично мы можем сказать, что исследовательский проект - исследование, ограниченное во времени, ресурсах, ориентированное на получение объективно нового результата, предполагающее специально организованную деятельность по построению и проверке гипотезы. Признаки проекта и признаки исследования должны в данном случае дополнять друг друга.

Для помощи в написании обоснования темы диссертационного исследования нами создан краткий справочник педагога-исследователя, который предполагает самостоятельную работу соискателя с понятиями, применяемыми в диссертационном исследовании, их интерпретацией в различных областях знания. Причём, каждое понятие и его интерпретация изучаются по нескольким источникам с целью осознания наиболее полной и точной его трактовки в собственном диссертационном исследовании.

Одновременно мысленно выстраивается и логика исследования, потому что каждое понятие, каждый компонент структуры «вытекает» из предыдущего и подчиняется последующему.

Работа над содержанием исследовательского проекта помогает освоить теоретические основы эксперимента, правильно спланировать его, сформулировать задачи, разделить на этапы, определить критерии результативности эксперимента, подобрать адекватный диагностический инструментарий, то есть чётко для себя определить, что именно мы хотим получить «на выходе», что именно и как будем измерять, чем будет определяться достоверность и обоснованность эксперимента, как правильно описать результаты.

Ведь не секрет, что у большинства практикующих педагогов, проводящих эксперимент, возникают трудности и проблемы в области его теоретических основ и описания, и поэтому им приходится двигаться наугад, «вслепую».

Кроме того, работа с исследовательским проектом помогает также более эффективно работать с литературой по выбранной проблеме при проведении критического анализа литературы в первой главе

диссертационного исследования, так как, научившись разносторонне изучать и раскрывать понятия, интерпретировать их, впоследствии легче выбирать главное, формулировать нюансы своего исследования, давать свою интерпретацию при работе с различными научными и научно-публицистическими источниками.

Способ освоения методологических понятий включает в себя разнообразные приемы, такие как: изучение источников, работу с таблицами, схемами, Интернетресурсами, направленные на раскрытие содержания характеристик исследовательской деятельности, их последующая интерпретация, на основании которой осуществляется выбор тех понятий, которые будут использоваться при написании обоснования темы диссертационного исследования.

В тексте приводятся упражнения, выполнение которых направлено на развитие умения работы с методологическим аппаратом исследования, что обычно является одним из камней преткновения как педагогов, так и соискателей, оформляющих свои исследовательские проекты.

Для работы можно использовать предлагаемые в готовом виде определения понятий из словарей, пособий, монографий. Приветствуется также использование дополнительной литературы по методологии педагогического исследования, работа с Интернет-ресурсами.

Прием «распаковка понятий» 1. Прием используется для раскрытия полноты содержания ключевых понятий, содержащихся в теме. Ниже приведен рисунок «распаковки» понятия, работа с которым поможет Вам в работе над оформлением содержания своего исследовательского проекта.

Заполняя организационные диаграммы, можно использовать синонимы терминов:

❖ «включает»: содержит, охватывает, вводит, заключает;

❖ «представляет собой»: играет роль, знакомит, выступает в качестве;

❖ «обеспечивает»: снабжает, оснащает;

❖ «предполагает»: собирается, рассчитывает, располагает, полагает, намеревается

Один из вариантов структуры обоснования темы диссертационного исследования может быть таким:

1. Титульный лист

2. Обоснование выбора темы исследования:

❖ Актуальность темы исследования.

❖ Противоречия исследования.

❖ Проблема исследования.

❖ Тема исследования.

❖ Степень разработанности проблемы.

3. Содержание исследования

❖ Цель и задачи исследования.

❖ Объект исследования.

❖ Предмет исследования.

❖ Гипотеза исследования.

❖ Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

❖ Практическая значимость исследования.

❖ На защиту выносится.

4. Структура и оглавление диссертации.

1 Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь.- М.: НФПК, 2005, 78с., С.43.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

69

Инновации в образовательных учреждениях

Структура исследовательского проекта и обоснования темы диссертационного исследования

Требования к оформлению обоснования темы диссертационного исследования

Объем текста 15-25страниц, форматбумагиА4через 2 интервала, поля стандартные, кбглрР4,шриФмНтм5 New Roman. «Титульный лист» и «Структура и оглавление диссертации» оформляются на отдельных страницах.

Наиболблтй объг, гетста должен примодитьмя на пумкт тСтртчнь разработанности проблемы иссле-дования».Этои лчертно.Втша работа должна строиться на «плломмемягешт а’^ромш^ктт.

Оур азец тир^ьногслисто

Московский Государствeн53l0 0ткpыкыр Пебмгогелеский Университет имени М. А. Шолохова

Ванцова -2тьетеЮцро5Р0

Фyзкбтoккрml^o-клррeктбзaяmлдсль подготовки мено.жела лбргзлвлния

Специальнасть 13.Л0.0А. т Тлмрлоб мерелска прomессионaльтбГУoблPЗP4Tбзя

Обоснование темы дислертторолмоглбсмъреолания

Научный |эуководитель -рсен-кал|гелп лндемт РАф, Докзорррдагегрзлсзихтчук, Прлфн алы, ме^^!^1^1^ий А. А.

МолкмаЛГЮЛ

Обоснование выбора те мыинсядмеванин

Актуальность темы исследования

Актуалоность (ое позднелат. actuali2 - фактич. мц-ществ.,бгцтоещий.00446нетны5)-2ажность , значи-

мосмЬЧеГ4-ЛИбо ДЛЯ 052Г0ФфeГM-MMУ4Ta,2MB еемм2-

ность, злободневность [Советский энциклопедический словарь /Гл. редактор А. М. Прохоров - 3-е издание. М.: е5B.ЭP2PlФOOOMИЯ,0Я95.16OHTз.,C. 33].

Аотуальелсть - следствие перехода от возможного, потенциального в деятельное состояние [Дьяченко М.М., Кондыбович - Л. А. Психологически словарь -cпноуoрнбл.Mо.:Xaфвeее,M.: ACT, 2001.57лс., С.16].

Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Она как бы задана. Иное дело - обоснование актуальности темы. Сеобходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других (некоторые из которых уже исследовались другими - самая насущная. [Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, озурентов педагогических вузов.. М.: Центр «Школьная книга», 2001,248с., С.191].

Актуальность - предполагает лишь соответствие вашей работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность вашей диссертации как попытки решения ее насущных проблем. [Волков Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформ-лeнер:фумртичФPPoe -маг^е /Под ред. Н. И. Загузова. М..Ге|эдпр ики, 2004.- 185с., С.17].

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса) [Кузин Ф. А. Магистерская дднсентания.Методики написания, правила оформле-ддhvh трнцяд^а одщиты. Практическое пособие для сгудентоЕияагистрантов. М.: «Ось-89», 1999.- 304с.,

С.20].

ЗaдaФнн:Зтрoнн4me орФaнu-нцlJoннyю длаграмму, трскрьтетсодержание

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Инновации в образовательных учреждениях

Противоречия исследования

Противоречие - два высказывания, из которых одно является отрицанием другого [Ивин А.А., Никифоров А. А. Словарь по логике. М.: Гуманит. Изд. центр. Владос, 1997. 384с., С.291].

Противоречие - в логике наличие (в рассуждении, теории) двух высказываний, из которых одно - отрицание другого... (Краткая философская энциклопедия.-М.,1994.- 576с.- С.371)

Противоречие - понимается. как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями. важно обратить внимание на то, что противоположности - внутри единого объекта. в каждом случае противоположные стороны каждого противоречия относятся либо к практике (и только к одной ее стороне, аспекту и т.п.), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). (Новиков А. М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю).- М., 1994.- 146с.- С.28)

Характерные признаки: 1) противоположные точки зрения, положения, аспекты чего-либо; 2) несогласованность, несоответствие внутри единого объекта; 3) столкновения между желаемым и действительным.

Лексическая подсказка

недостаточной разработанностью этой области знания,

потребностью, низким уровнем, невысоким

желаниями, качеством,

необходимостью, требованиями со- Проти- воречие между нереализованными возможностями,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циального заказа, отсутствием адекватного со-

новыми задача- держания,

ми, стоящими пе- неразработанностью необ-

ред обществом. ходимых методик, техник,

технологий, диагностическо-

го инструментария.

Задание для самостоятельной работы:

Проверьте нижеприведенные противоречия на предмет выявления в них: а) противоположных точек зрения, положений; б) несогласованности, несоответствия внутри единого объекта:

• «противоречие между потребностью в применении природосообразных и здоровье сохраняющих технологий обучения и недостаточной разработанностью этой области знания в частных методиках преподавания»;

• «противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей в современных условиях, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого - педагогической подготовки этой категории педагогов, с другой стороны».

Задание для самостоятельной работы:

Проанализируйте приведенные ниже тексты и ответьте на вопросы: Чем собирается заниматься педагог - исследователь в каждом случае? Каково направление его поисков, возможное направление диссертационного исследования?

■ «противоречие между социальной потребностью в достижении учащимися образовательного

стандарта и неразработанностью методик обеспечения образовательного стандарта средствами учебных предметов»;

■ «противоречие между необходимостью достоверного тестирования профессиональных склонностей и задатков подростков и отсутствием соответствующего научно обоснованного аппарата»

Возможный вывод.

Противоречие выступает как осознание недостаточности достигнутого уровня знаний вследствие появления новых запросов педагогической практики. Противоречие определяет направление поисков, направление диссертационного исследования.

Проблема

Проблема (от греч. problema - преграда, трудность) -вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания [Ивин А.А., Никифоров А. А. Словарь по логике. М.: Гуманит. Изд. центр. Владос, 1997. 384с., С.288].

Проблема - «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя, будучи категорией психологической, обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация превращается либо в проблему, либо в задачу». (Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. 494с., С. 292-293).

Проблема - «. часто употребляется в разных значениях: а) как синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.), б) проблема как нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности». (Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152с., С.74.)

«Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» (Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165с., С.118).

Проблема - как бы «белое пятно» на карте науки, как говорят,- «знание о незнании». . Следует различать проблему для себя и проблему для всех. Проблема для себя - это пробел в знаниях самого исследователя, в его личном опыте. . случается, приступая к научной работе, исследователь не имеет достаточно ясного представления о том, что сделано до него в данной области. Он рискует проделать напрасный труд, нужный только ему. Поэтому без уверенности, что данная проблема в том аспекте, который избран для изучения, не решена никем из живущих на Земле, не стоит приниматься за дело. [ [Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей,

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

71

Инновации в образовательных учреждениях

аспирантов, студентов педагогических вузов.. М.: Центр «Школьная книга», 2001,248с., С.188].

Проблема - мостик от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной информации» (Загвязинский

В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160с., С.70-71).

Проблема «диссертационного исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки. Чаще всего проблема диссертационного исследования... формулируется в виде вопроса» (Новиков А. М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М., 1994. 146с., С.30)

Характерные признаки проблемы: 1). Невозможность разрешить трудности и противоречия с помощью имеющегося опыта; 2). Осознание субъектом недостаточности имеющихся знаний и опыта; 3). Наличие нечто неизвестного в науке; 4) Направленность на поиск объективно новых знаний

Приведем примеры возможных формулировок проблем исследования.

Пример 1. «Каковы необходимые и достаточные условия, необходимые для формирования у будущих учителей педагогического мышления?» (О.С. Сокур); «Каковы педагогические условия отбора содержания и реализации регионального компонента как в педагогическом колледже, так и в последующей деятельности учителя начальной школы?» (Рагозина Т.М.). Возможна и другая форма выражения проблемы педагогического исследования: повествовательная.

Пример 2. «Проблема состоит в преодолении противоречий на основе использования проблемно-ориентированного анализа для определения содержания, организационных форм и методов повышения квалификации педагогических кадров» (Алферова Л.В.)

Тема исследования

Начинающему исследователю иногда бывает довольно трудно определиться с формулировкой темы диссертационного исследования.

Первый шаг - выбор направления исследования, которое как русло широкой реки вбирает в себя множество небольших рек, так и направление может содержать много тем диссертационных исследований, но объединенных одной рекой - объектом исследования. Как же двигаться от направления к теме исследования?

Направление исследования

Направление - общественное, научное течение [Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой - 23-е изд., испр. М.: рус.яз., 1990.- 917с., С.387].

Направление - категория, охватывающая единство мировосприятия, взглядов, путей отображения жизни [Советский энциклопедический словарь /Гл. редактор А. М. Прохоров - 3-е издание. М.: Сов. Энциклопедия, 1995.- 16000с., С.857].

Исследование - научное изучение [Ожегов

С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой - 23-е изд., испр. М.: рус.яз., 1990.917с., С.256].

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью [Советский энциклопедический словарь /Гл. редактор А. М. Прохоров - 3-е издание. М.: Сов. Энциклопедия, 1995. 16000с., С.510].

Задание: Заполните организационную диаграмму, раскрыв ее содержание

Выявленная научная проблема находит отражение в теме исследования. При выборе тем не рекомендуется брать такие, по которым уже выполнено большое количество работ и новое исследование мало может прибавить к уже известному, а будет в значительной мере дублиро-

Задание: закончите предложение: Направление исследования - это

72

Инновационные проектыипрограммывобразовании 2012/2

Инновации в образовательных учреждениях

вать ранее сделанное. [Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю).- М.: Педагогика, 1986. 152с., С.75].

Тема должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. [Краев-ский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165с., С.120].

Тема исследования - научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы. [Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: «Ось-89», 1999.- 304с., С.22].

По поводу выбора темы диссертации доктор педагогических наук профессор А. М. Новиков дает следующие рекомендации: прежде всего, необходимо определить для себя, к какому типу исследований будет относиться ваша диссертационная работа. В настоящее время общепринята следующая классификация типов исследований по их направленности в цепи «теория - практика»:

- фундаментальные исследования, направленные на разработку и развитие теоретических концепций педагогики как науки, ее методологии, научного статуса, ее истории; фундаментальные исследования проводятся также в рамках отдельных педагогических дисциплин: теории воспитания, дидактики, предметных методик, специальной педагогики и т.д. Результаты фундаментальных исследований не всегда находят прямой выход в практику образования;

- прикладные исследования решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практического направления. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных, по отношению к которым они носят вспомогательный характер;

- разработки. Их задача - непосредственное обслуживание практики образования. Результатами разработок являются учебные программы, методические пособия и рекомендации, инструкции и т.д. [Новиков А. М. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск. 1994.- 148с., С. 12-14]

Считается, что при выборе темы целесообразно ставить задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Что может помочь выбрать тему исследовательского проекта или исследования?

о Обращение к каталогу уже защищенных диссертаций, их авторефератов (Интернет ресурсы, библиотеки)

о Обращение внимания на смежные области знания: на стыке экономики и социологии, социологии и психологии и др., где могут находиться исследовательские перспективы о Смена ракурса рассмотрения, новый угол зрения первой научной разработки могут породить и новую тему исследования о Изучение зарубежного опыта о Просмотр научной периодики, специальных изданий

о Изучение степени разработанности проблемы Выбор темы определяется так, чтобы она: о Позволила максимально раскрыться вашим способностям, знаниям,интересам о Была стимулирующим психологическим фактором развития, так как это - длительный процесс о Позволила разным типам соискателей (практикам и теоретикам) достичь жизненноважных целей: решить конкретную проблему практики и определить стратегическое направление научных поисков на многие годы

Степень разработанности проблемы

За обоснованием актуальности, по мнению Ю. Г Волкова, должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой разработанностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме, который, с вашей точки зрения, следовало бы ввести в научный оборот. Здесь нужно продемонстрировать, что вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, можете верно оценить вклад ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. [Волков Ю. Г Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие /Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2004.- 185с., С.36].

Суровый критик может возразить, не слишком ли похоже обоснование темы на структуру общей характеристики работы в автореферате диссертации? Да, это так, и сделано это преднамеренно. Мы считаем, что чем раньше соискатель ученой степени погрузится в понятийный аппарат научного исследования, чем свободнее он будет оперировать методологическим аппаратом исследования, тем легче он будет понимаем и научным руководителем, и научным сообществом, и, естественно, грамотнее и успешнее пойдет его работа над диссертационным исследованием.

Содержание исследования

Цель и задачи исследования

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, которую она направляет и регулирует [Советский энциклопедический словарь /Гл. редактор А. М. Прохоров - 3-е издание. М.: Сов. Энциклопедия, 1995. 16о0ос., С.1462].

Цель - идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций. Цель как закон определяет сущностный характер жизнедеятельности человека, превращая ее в творчески активное преобразование мира [Краткий философский словарь /Под ред. А. П. Алексеева М.: проспект, 2000. 400с., С.356].

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

73

Инновации в образовательных учреждениях

Цель - представляемый результат деятельности отдельного человека, группы людей, содержание которой в известной мере определяет средства ее достижения [Дьяченко М.М., Кондыбович - Л. А. Психологически словарь - справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576с., С.479].

Цель диссертационного исследования - в самый обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования [Новиков А. М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Педагогический поиск, 1994.146с. , С.34].

В качестве требований кформулировке целичаще всего предъявляются: конеоетнонть, достижрмосиь, диагностичнорть, ранжикуемость.

Ранжир^ммств цели ьрхдполагаеивозмонсность гвч: .Kejceseinc на подцели, или садачиисслддовдндм.По-етаснодтьвыголнения задак пред полагает достижение целиисследоваееб.

Объекьи сследывнния

Объект - то, на что направлена иебмавитеоьнея инбинтядаятесьносоьссбъбктл [ДиячннпоМ.М.,Кнн-д ыр-тг^1-е- б.А. Псисолосич ески ело в ар ь^с^^а вочдик. Мн.: ИеИК)е^дт,ИС.: ACT, 000Л РО7^с., С.1432;].

Соосветстсоньс ^р-^^глекосет д кэнсстпеобъекьоов естестсекно1Т р вк^лгк^п-г^-С7ан^)^егс наоко. [Дняченго М.М.- КондыКоигт(о.о. А.Пкпхорогичоио и свовапь-спра-почнии. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 576с., С.233-234].

Объект-орюцесс или явление, порождающие проблемную ситуаци. иизНраи ныедля изучопид-Кузтн Ф.А.Мдгдстерскбтдрссе ртец ия. H^^r^c^^c^i^^ наг^нито ни я, правилаофорасензя к ероцедура защиты. Практиче-(ское поссиб ни, д лы собтеноов-ма систиаурин. унп «<20)(оь>-<В9», 1999.- д04с., 0.22..

Объект (тк^учного иccлeлoисиl-lп)- лп^ои^^рлш^ьий элтмснт реалниосте, kotopc/io^адаетотови^ыми-рс-ницам^отнтсительпой аивономоостлю ^щеотсрвапия и кам-ау проянляен своюонделенноотьотокрпжающей cпады.O0ъelег пoаоclт-ент пи^(^)^^с^^и^(^кэ(^1^'^есг^юл оиНе-рнптся длл изучпсия. «[ЗолкоиЮ.Г. Димсертация: Пидготос-иги, нлщи Cci, oфopмкeлкe:Дpaыинкecк8e nocoT.o.eTlo0 |-e-^. H.И.сaгyыовa. ..о Г^|^,и^(^.cкn, 2004. 185с.,С.37-.

Предметисслбдо вания

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка «зрения», «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные признаки объекта. [Новиков А. М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). М.: Педагогический поиск, 1994. 146с., С.33].

Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого опреде-

лена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. [Волков Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие /Под ред. Н. И. Загузова. М.: Гардарики, 2004.- 185с., С.37].

Предмет исследования- все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. [Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процеду-разащврл:. Практическое пособие для студентов-маги-cтpaнаoв, М.: «Ось-89», 1999.- 304с., С.22].

Гоп оте з а исследования

ПресЭмет отвечает на вопрос: как рассматривается объект: какие свойства, отношения, функции выделяются л объекте; какая реальность, какая часть объекта будет .докрываться в данном экспериментальном ис-следоеонии ? Функция предмета исследования - фикса цни, удержание границ воздействия.

Гнпотеза - «это предположение, истинность кото рс-о нр очевидна». (Новиков А. М. Как работать над дисселсацией (пособие в помощь начинающему педа-гогу-илсоед ователю).- М., 1994.- 146с.- С.41).

Оииотеза - .. ,»хорошо продуманное предположение, выражтнное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания еединое целое либо дать предварительное объяснение фекту длигруппе фактов». Гипотеза. «верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в окубднности экспериментом, получая характер истины; она является плодотворной как эвристическая или раТтносгипотеза, если может привести к новым знания м и новым путям познания». (Краткая философская эпцикн одед ия.- М.: Издательская группа «Прогресс» -«SH^mon едия», 1994.- 576с.- С.107).

Оипетеза - «научно обоснованное допущение ллип^дположение, истинное значение которого не-oпиeаeпeн но; форма развития науки. Гипотеза - один изметодов научного исследования, познания действительности. После изучения отдельных черт явлений, обстоятельств, условий и т.д. можно высказать предположение о сущности данного явления (или классов явлений), начать построение гипотезы. Ход мысли в этом случае облекается в форму своеобразного умозаключения. При построении гипотезы умозаключение идет от наличия следствия (того или иного факта или явления) к наличию основания (причины) или от сходства следствий или признаков к сходству основан сИ. Дальнейший шаг научного исследования заключается в проверке гипотезы практикой. Обоснованная и подтвержденная опытом гипотеза превращается в достоверное знание, в теорию». (Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.- 608с. Т 1-1993.- С.213).

Гипотеза - Развитые ключевые идеи, осуществленный (мысленно) замысел превращаются в гипотезу - обо-

Забанне:

Закончите неоконченное предложение, включив как манено более аргументов Объект исследования предназначен для:

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Инновации вобразовательных учреждениях

Задание:

Дополните список наиболее значимых свойств гипотезы исследования (Чем отличается гипотеза?)

возможностью служить методом научного исследования; неопределенностью истинного значения;

направленностью на раскрытие сущности данного явления (или классов явлений); выдвижением предположения о результатах разрешения проблемы; возможностью выдвинуть "проект" решения проблемы; возможностью проверки соответствующими фактами опыта; облечением в форму своеобразного умозаключения; возможностью дополняться и уточняться в ходе исследования; * •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кейс

Задание для групповой работы

Выясните, что можно рассказать о возможном исследовании, проводимом педагогом-экспериментатором, на основании анализа гипотезы.

Каковы могли бы быть противоречие, проблема, цель, объект, предмет проводимого ис следования.

Гипотеза:

«Эффективная организация профадаптационной работы в многоуровневом многопрофильном образовательном учреждении будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей личности в профессиональном самоопределении, самореализации, личностном росте в том случае, если

• будут выявлены и реализованы условия организации успешной профессиональной адаптации учащихся в многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений;

• профадаптационная работа будет организована с учетом характерных этапов и фаз процесса профессиональной адаптации;

• основное содержание профадаптационной работы будет ориентировано на завершенность каждой ступени с учетом срока обучения;

• методы и средства профадаптационной работы будут адекватно соответствовать психофизиологическим особенностям учащихся данного возраста;

> будут определены критерии эффективности профадаптационной работы на каждой ступени обучения» (О.А.Бывалина)

снованное предположение о результатах разрешения проблемы. В философской литературе различают рабочую гипотезу, или временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала, и научную (или реальную) гипотезу, которая создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. (За-гвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.- 160с., С.79).

Список определений гипотезы, безусловно, можно еще и еще продолжать. Исследователь может это сделать сам, работая с литературой. Но нам важно на основании имеющегося материала выделить особенности гипотез, которые нужно учитывать при их создании. Речь пойдет лишь о некоторых, наиболее значимых особенностях, которые могут признаки развести по позициям: что такое гипотеза, чем она проверяется, как оформляется и какая, может быть?

Научная новизна и теоретическая

значимость исследования

Научная новизна характеризует меру развития научного знания, представляющая баланс между некоторым исследовательским сомнением и здравым доверием к ре-

зультатам научных поисков. [Носс И.Н., Васина Н. В. Введение в практику психологического исследования.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.- 348 с., С. 286]

Раздел «Новизна исследования» строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о том-то, и о том-то), определены (педагогические условия чего-то), выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии, уровни и др.).

По мнению А. М. Новикова, разделы «На защиту выносятся» и «Новизна исследования» говорят, в принципе, об одном и том же, только с разных позиций, в разных аспектах. [Новиков А. М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя.- 4-е изд.- М.: Издательство «Эгвес», 2003.- 104 с., С.47].

Новые идеи строятся на фундаменте старых идей, новые открытия опираются на прошлые открытия, а новые гипотезы берут свое начало из былых гипотез. При хотелось бы предупредить о том, что чрезвычайные и революционные достижения в науке очень редки и большинству исследователей стоит в научной практике ориентироваться все же на регулярное проведение коротких и плодотворных программ, которые ведут, несмотря ни на что, к значительному суммарному росту научного знания, научной

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

75

Инновации в образовательных учреждениях

новизне. [Солсо РЛ., МакЛин М. К. Экспериментальная психология.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 272 с., С.29].

Теоретическая значимость - система знаний, сформированная на основе наблюдений различий, представленных в данном исследовании. [Солсо РЛ., МакЛин М. К. Экспериментальная психология.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 272 с., С.72]

Возможный вывод. Теоретическая значимость -наиболее значимая совокупность обобщенных научных положений, образующих диссертационное исследование, представляющего из себя целостную систему. Опираясь на позицию А. М. Новикова, можно сказать, что теоретическая значимость характеризует то место в теории педагогики, где будет находиться полученное в данном диссертационном исследовании научное знание [Новиков А. М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя.-4-е изд.- М.: Издательство «Эгвес», 2003.- 104 с., С.48].

Практическая значимость исследования

Практика - материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 176 с., С.117]

Практическая значимость исследования - определяет значимость полученных в ходе исследования результатов для производства и практики. [Исследовательская деятельность: Словарь/ Авт.- сост. Е. А. Ша-шенкова.- М.: АПКиПРО, 2005.- 64 с., С.42];;

На защиту выносится

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. [Исследовательская деятельность: Словарь/ Авт.- сост. Е. А. Шашенкова.- М.: АПКиПРО, 2005.- 64 с., С.42].

А. М. Новиков предлагает два варианта положений, выносимых на защиту:

I вариант (менее предпочтительный): «формулируются основные выводы диссертационной работы, выраженные в форме некоторой совокупности трех-пяти определенных утверждений», но сложность в том, что далеко не все результаты работы можно вместить в 3-4 утверждения, и тем самым работа будет обеднена. Кроме того, эти утверждения уже нельзя повторять в выводах диссертации.

II вариант (более предпочтительный): формулируется в перечислении определенных созданных диссертантом конструкций: «на защиту выносятся: принципы (совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия (педагогические, дидактические, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (методические приемы, совокупность методических приемов) чего-то; средства (комплекс средств) осуществления чего-то; механизм чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то» [Новиков А. М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя.- 4-е изд.- М.: Издательство «Эгвес», 2003.- 104 с., С.46-47]

Положения, выносимые на защиту. Необходимо защищать от нападок те новые положения, истинность которых и значимость для науки отстаивает соискатель. И эти официально поощряемые выпады в его адрес должны быть нешуточными, основанными на анализе фактов, описанных в научной работе, и оценке доказательств. Если нет сомнений и нападать, собственно, не на что - нет и защиты, поскольку необходимость в ней не возникает. Что же касается теоретических основ, то именно их и нужно защищать, причем они должны быть представлены здесь же в явном виде, как утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. [Краевский В. В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. М.: Центр «Школьная книга», 2001.248с., С.227].

Положения, выносимые на защиту. Что действительно стоит защищать? То, что нуждается в доказательстве. Они содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности, о критериях, требованиях, границах, функциях и т.п. [Краевский В. В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. М.: Центр «Школьная книга», 2001.248с., С.229]

Вывод. Положения, выносимые на защиту, таким образом,- наиболее значимые утверждения конкретного диссертационного исследования,полученные в результате научного поиска.

В исследовательском проекте они могут быть обозначены еще не конкретно, кратко, с потенциалом дальнейшего уточнения, но они также должны присутствовать.

Структура и оглавление диссертации

Как известно, любой исследовательский проект, любая диссертационная работа пишутся с целью привнести что-то новое в науку и практику образования. Вот эта-то цель и важна для исследования. Так как ее постановка предполагает формулирование задач как шагов достижения цели исследования.

Постановка цели и задач исследования уже вырисовывает план будущей диссертационной работы. При окончательном формировании плана, как правило, первая глава является теоретической и содержит весь материал, который позже будет использоваться в качестве ссылок во время написания второй главы. Вторая глава, как правило, является аналитико-проектировочной, которая может начинаться с краткой характеристики предмета исследования, проблемы, а далее следует описание модели нововведения, благодаря которой предполагается разрешить проблему. В этой же главе часто выделяют подпроблемы, которые необходимо будет решить в третьей, заключительной главе. Способы их разрешения должны быть отражены в третьей главе. Эта глава обычно посвящена апробации направлений и путей решения проблемы исследования. Здесь же приводятся экспериментальные данные, которые показывают, как и насколько эффективна модель нововведения. Таким образом, третья глава - это итог всей работы; по ней можно судить о работе в целом. В практике оформления диссетрационных исследований довольно часто объединяют 2 и 3 главы в одну. Рас-

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Инновациивобразовательныхучреждениях

смотрим некоторые примеры оформления содержаний диссертационной работы.

Пример 1.

Свиридова Е. М. Проектирование деятельности педагога на основе учёта индивидуальных особенностей личности учащегося. Дис. ... канд. пед. наук. М. 2003.- 210с.

Оглавление

Введение..............................................

Глава I. Психолого-педагогические условия повышения эффективности учебного процесса...............................

I. I. Состояние проблемы индивидуализации обучения в психолого-педагогической литературе..........................

I.2. Проблема психодиагностики личности как условие проектирования педагогической деятельности...................

I. 3. Использование данных диагностики учащихся в процессе преподавания физики.......................................

Глава II. Проектирование учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей личности в целях оптимизации обучения школьников.............................................

II. 1. Организация эксперимента и его описание.........

11.2. Методы оптимизации учебного процесса: сущ ность и экспере-

ментальное обоснование.................................

11.3. Педагогическое описание результатов эксперимента.

Заключение.............................................

Список литературы......................................

Пример 2.

Петрова Л. И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук, М. 2004.- 180с.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение С.3-13

Глава I. Методическое сопровождение инновационнойдеятельности вучреждениях среднего профессионального образования С. 14-73

1.1. Инновационная деятельтостьт учреждениях среднего профессионального образования и психолого-педагогические условеяуспешности её ре- С. 14-37

ализации.

1.2. Роль формирования методологическом ^сьяурыпедагсгов средногс пряфесоинвалоногооСраоованиь в условиях инновационной деятельности. С. 38-49

1.3. Методическая работа в условиях инн овациуонойьеятсионосно о сорежтениин сридногопсофьнсиенального образования. С. 50-60

1.4. Методическое сопрововвд ение инновационвоьеь ятесоиосии туер еждеооях срееонго профеоьоууолнеого ебpптьрaнеоиaг педагогическчяпр облема. С. 61-73

Выеоды псИгсеве С. 74-77

Глава II. Реализация методитескогосоц°овнждьиия инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального обрвзочяеич. С. 78-106

2.1. Система методического сопровожденояьуиваaпгуеньйесятувипoеьо вучреждениях среднего профессионального образования. С. 78-91

2.2. Условия успешности методического сoпенвoпстеен инноводюонооееятеельности осредваппроф)ессиоьальныт еттЯмых звведччияч. С. 92-106

оыводы тогоине С. 107-110

Глава III. Апробация системы методического соцсоро>тцении вннптaдиoнснй длительности в учреждениях СПО. С. 111-158

3.1. Диагностика педагогической деятельноодьуcвапeмeсpофессионального совершенствования педагога среднего профессионального образования. С. 111-122

3.2. Реализация системы иетодического сoяpеважлтеияцееувосиегцoСсчятeльвапои. С. 123-135

3.3. Результаты опытно-экспериментальночрабоее1поопоотоции кистеми метедочеслого coпопводлтиваиогусaдиссиоп дчятельности в среднем про- С. 136-158

фессиональном учебном заведении.

Заключение С. 159-162

Библиография С. 163-185

Приложения С. 186-216

Задание:

Закончите неоконченное предложение, аргументируя свою позицию Оглавление диссертации состоит из:

Таким образом, обоснование темы диссертационного исследования позволит Вам найти и зафиксировать аргументы выбора темы, определить логику исследования, его предполагаемое содержание и представить

своеобразный план работы в рамках исследовательского проекта над темой диссертации в форме структуры и оглавления диссертации.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.