УДК 001 © 2015 г.
А.В. Лубский
КАК НЕ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ ДИССЕРТАЦИЮ, ИЛИ ЗАЧЕМ НАДО РАЗРАБАТЫВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Лубский Анатолий Владимирович - доктор философских наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Аннотация. Диссертация - это не сочинение на заданную тему, а самостоятельное научное исследование, целью которого является новое научное знание. Разработка концепции диссертационного исследования как проекта научно-исследовательской деятельности придает ей эффективный характер и обеспечивает высокий теоретический уровень получаемых результатов.
Ключевые слова: научное исследование, концепция диссертационного исследования, актуальность темы исследования, научная проблема, предмет исследования, методология научного исследования, источники эмпирической информации.
Существует многочисленная учебная литература о том, как следует писать диссертацию [4] или как можно подготовить, оформить и защитить диссертационную работу [1-3, 5, 6, 10, 11]. Однако отсутствует литература о том, как не надо писать диссертацию и какую роль играет в подготовке диссертационного исследования разработка его концепции.
Как пишут обычно диссертацию? Вначале возникает желание написать и защитить диссертацию. Затем ищут научного руководителя, определяют тему диссертационной работы и составляют ее план. Потом подбирают подходящую научную литературу; вырезают из тек-
стов фрагменты, сохраняя имеющиеся в них ссылки на литературу и источники эмпирической информации; склеивают эти фрагменты в соответствии с планом; добавляют собственные суждения и умозаключения; делают выводы по главам; пишут заключение, затем введение; составляют список использованной литературы; вставляют «ритуальные» ссылки на новую литературу и «комплиментарные» ссылки на работы будущих оппонентов; доводят до необходимого уровня степень «оригинальности» текста; оформляют титульный лист; редактируют текст и проверяют правильность его оформления. Все - диссертация готова. Однако это - не диссертация на соискание ученой степени, а сочинение на заданную тему.
Вывод: диссертацию вообще не следует писать, поскольку диссертация - это не сочинение на заданную тему.
Диссертация - это самостоятельное научное исследование, которое проводится в соответствии с определенными требованиями, принятыми в научном сообществе и системе ВАК. Поэтому после появления желания написать диссертацию не следует спешить с выбором ее темы. Вначале надо уяснить, что такое диссертационное исследование и какими компетенциями должен обладать соискатель ученой степени для того, чтобы профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Научное исследование - это особый вид познавательной деятельности, связанный с производством принципиально нового знания, соответствующего признакам научности, принятым в академической среде. Чтобы профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью, соискатель ученой степени должен обладать следующими компетенциями. Во-первых, он должен знать, каковы признаки научности диссертационного исследования, его структура и логика, и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Во-вторых, соискатель должен осознавать, что научное исследование должно носить проблемный характер, и поэтому без постановки научной проблемы не может быть самого диссертационного исследования. В-третьих, он должен понимать, что результатом диссертационного исследования является новое научное знание, получаемое на основе репрезентативных источников эмпирической информации с помощью надежных методологических средств научно-исследовательской деятельности.
Для того чтобы успешно подготовить и защитить диссертацию, соискатель должен овладеть современной профессиональной культурой, основными компонентами которой выступают: 1) профессиональ-
ное мышление; 2) профессиональная компетентность; 3) профессиональное мастерство. Профессиональное мышление исследователя - это совокупность умственных процессов, лежащих в основе научного познания. Профессиональная компетентность - это совокупность способностей, необходимых для эффективной научно-исследовательской деятельности. Профессиональное мастерство исследователя как дея-тельностный компонент профессиональной культуры - это не только творчество, но и ремесло, которому можно и нужно постоянно учиться.
Вывод: научно-исследовательская деятельность без овладения ремеслом ученого иллюзорна, а без творческого порыва - убога.
В диссертационном исследовании можно выделить две стадии:
1) предварительная стадия, на которой разрабатывается его концепция;
2) стадия научно-исследовательской деятельности, на которой осуществляется производство нового научного знания.
Предварительная стадия начинается с выбора темы диссертационного исследования. Этот выбор должен быть обусловлен, во-первых, когнитивным интересом соискателя; во-вторых, паспортом научной специальности, по которой планируется защита диссертации; в-третьих, научными приоритетами академического сообщества, в котором будет осуществляться подготовка диссертации и апробация ее результатов. При этом следует помнить, что формулировка темы диссертационного исследования на этой стадии акцентирует внимание лишь на том фрагменте социальной реальности, который выступает объектом когнитивного интереса ученого, очерчивая познавательные границы его предстоящей научно-исследовательской деятельности. Название темы диссертационного исследования будет приобретать окончательный вид по мере того, как соискателю станет ясно, что и как он будет изучать, т.е. каковы предмет и методология его научно-исследовательской деятельности. Поэтому предварительным условием этой деятельности являются, во-первых, формирование замысла-гипотезы научного исследования в виде когнитивной модели его объекта, во-вторых, разработка концепции диссертационного исследования.
Что такое концепция диссертационного исследования? Понятие «концепция диссертационного исследования» используется в двух смыслах: во-первых, как его замысел; во-вторых, как результат научно-исследовательской деятельности. На предварительной стадии разрабатывается концепция как замысел диссертационного исследования. Концепция как замысел - это проект логически взаимосвязанных научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания.
Вывод: необходимым компонентом научно-исследовательской деятельности на ее предварительной стадии является разработка концепции диссертационного исследования, без которой оно обречено стать сочинением на заданную тему.
Какова логика концепции диссертационного исследования? В концепции последовательно должны быть отражены следующие позиции: 1) обоснование выбора темы диссертационного исследования; 2) выяснение степени научной разработанности темы; 3) формулировка научной проблемы; 4) определение цели исследования; 5) постановка задач диссертационного исследования; 6) выделение объекта и предмета исследования; 7) выбор методологических оснований диссертационного исследования; 8) определение корпуса источников эмпирической информации; 9) выдвижение научной гипотезы; 10) составление плана диссертации.
1. Обоснование выбора темы диссертационного исследования.
Какие требования предъявляются к выбору темы диссертационного исследования? Тема диссертационного исследования должна соответствовать паспорту научной специальности и быть актуальной. Паспорта научных специальностей разрабатываются экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников [8]. Паспорта научных специальностей очерчивают предметное поле научных исследований и их предметное содержание. С паспортами научных специальностей можно ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации [9].
Что такое актуальность темы диссертационного исследования? Актуальность - это значимость темы, во-первых, для понимания изучаемой социальной реальности; во-вторых, для развития той научной специальности, по которой будет защищаться диссертация. Поэтому в концепции диссертационного исследования, раскрывая актуальность его темы, надо писать не о том, что в мире разворачиваются процессы глобализации, а в России идет модернизация, а о конкретной социальной реальности, имеющей пространственно-временные координаторы, научное исследование которой придает социальную значимость выбранной теме диссертационного исследования. При раскрытии научной значимости темы исследования надо указывать, что дает ее изучение для развития соответствующей отрасли научных знаний в методологическом и теоретическом планах.
Вывод: актуальность темы диссертационного исследования -это ее социальная и научная значимость.
2. Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования.
Что такое степень научной разработанности темы? Очень часто степень научной разработанности темы «выясняют» после завершения диссертационного исследования и делают это лишь потому, что так требуется по инструкциям ВАК, согласно которым степень является обязательным компонентом введения к диссертации. При этом в степени ограничиваются, как правило, только упоминанием о том, какие вопросы и кем уже рассматривались в научной литературе. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большая часть вопросов, приведенных в такой «степени-поминальнике», по содержанию выходит далеко за рамки темы диссертационного исследования и имеет к ней весьма косвенное отношение. Это свидетельствует о непонимании соискателем того, почему степень научной разработанности темы следует выяснять на предварительной стадии научно-исследовательской деятельности и какие функции выполняет степень в диссертационном исследовании.
Степень научной разработанности темы - это показатель ее изученности в современных научно-исследовательских практиках. Установить степень научной разработанности темы позволяет критический анализ системы научного знания об объекте диссертационного исследования, который предусматривает следующие познавательные процедуры: 1) определение предметного поля научных исследований по теме диссертации; 2) выявление результатов этих исследований; 3) проверка аутентичности результатов научных исследований.
Чтобы определить предметное поле научных исследований по теме диссертации, надо выяснить, какие вопросы, связанные с изучением объекта научного исследования, уже рассматривались в научной литературе. Выявление результатов научных исследований по теме диссертации сопровождается установлением тех вопросов, связанных с изучением объекта исследования, которые в научной литературе рассматриваются, во-первых, однозначно; во-вторых, неоднозначно, и описанием представлений ученых по каждому из этих вопросов.
Проверка аутентичности результатов научных представлений по теме диссертации предполагает установление достоверности и полноты презентации объекта исследования в существующей системе научного знания. Установление достоверности презентации объекта исследования в системе научного знания происходит двумя путями. Первый
путь - это выявление противоречий в существующей системе научного знания по теме диссертационного исследования. Второй путь - это соотнесение системы научного знания об объекте диссертационного исследования с научными представлениями самого соискателя, в ходе которого существующие научные знания об объекте исследования делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям соискателя; 2) знания, вызывающие у соискателя сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающиеся в знаниевый континуум соискателя. Установление полноты презентации объекта исследования в системе научного знания, направленное на выявление в ней когнитивных лакун, происходит путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта диссертационного исследования, возникающей в научном сознании соискателя в ходе интериори-зации этих знаний в рамках замысла-гипотезы.
Установление противоречий внутри существующей системы научных знаний по теме диссертационного исследования, а также противоречий между этой системой и представлениями самого соискателя; появление когнитивных сомнений по поводу существующей системы научных знаний, выявление в ней когнитивных лакун - все это создает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле предстоящего научного исследования. В рамках этого поля субъект диссертационного исследования формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который он предполагает получить принципиально новое научное знание по теме своего когнитивного интереса и тем самым расширить или изменить научные представления об изучаемой социальной реальности.
В связи с этим можно выделить следующие правила написания степени научной разработанности темы исследования: 1) критический анализ научной литературы должен проводиться строго по теме диссертационного исследования; 2) критический анализ научной литературы не должен сводиться к библиографическому «поминальнику». При описании степени научной разработанности темы исследования следует придерживаться такого плана: 1) определение предметного поля научных исследований (выделение вопросов, рассматриваемых в научной литературе); 2) анализ результатов научных исследований (с выделением однозначных и неоднозначных ответов на эти вопросы); 3) аутентичность представлений ученых об объекте исследования (с выделением когнитивных лакун).
Вывод: установление степени научной разработанности темы исследования выполняет важные функции, поскольку это дает воз-
можность соискателю на предварительной стадии сформулировать проблему диссертационного исследования, а на заключительной - от-рефлексировать новизну его научных результатов.
3. Формулировка научной проблемы.
Что такое научная проблема? Следует понимать, что научная проблема не находится в изучаемой социальной реальности, а возникает в теоретическом сознании ученого в результате определения степени научной разработанности темы диссертационного исследования. Научная проблема - это вопрос, отвечая на который исследователь стремится получить новое научное знание.
Можно выделить три способа постановки научных проблем. Первый способ связан с соотнесением соискателем системы научного знания по теме диссертационного исследования со своими научными представлениями и обнаружением в этой системе научно-исследовательских лакун, т.е. вопросов, которые еще не ставились в научном сообществе. Изучение этих вопросов обрекает исследователя на получение нового знания, главное при этом заключается в том, чтобы новое знание было получено научным способом.
Второй способ постановки научных проблем - это соотнесение соискателем системы научного знания по теме диссертационного исследования со своими научными представлениями и выявление таких вопросов, на которые в научной литературе существуют однозначные ответы, но противоречащие представлениям ученого-исследователя. Актуализация таких вопросов предполагает получение иного научного знания на основе новых источников эмпирической информации или путем использования новых методологических ресурсов.
Третий способ - соотнесение соискателем системы научного знания по теме диссертационного исследования со своими научными представлениями и выявление таких вопросов, на которые в научной литературе существуют неоднозначные ответы. Актуализация таких вопросов предполагает «втягивание» соискателя в научную дискуссию по этим вопросам и получение еще одних неоднозначных ответов на эти вопросы или верификацию уже существующих ответов.
Вывод: без постановки научной проблемы невозможно диссертационное исследование, научная проблема придает ему целенаправленный характер.
4. Определение цели диссертационного исследования.
Что такое цель диссертационного исследования? Часто в качестве цели диссертационного исследования заявляют изучение (анализ, исследование) того, что относится к его предметной области. Этого
делает не стоит, поскольку изучение - это не цель, а средство получения нового знания. Целью диссертационного исследования, вытекающей из его научной проблемы, являются принципиально новые научные представления, которые должны быть оформлены в виде научной концепции как системы логически непротиворечивого обобщенного теоретического знания. Поэтому целью диссертационного исследования является разработка его концепции как результата научно-исследовательской деятельности. Определение цели диссертационного исследования придает ему целерациональный характер.
Цель диссертационного исследования определяет предметную его область, т.е. очерчивает познавательные границы, в рамках которых предполагается получение нового научного знания. Однако цель и предметная область диссертационного исследования не определяют, каким по содержанию будет новое научное знание. Для этого в предметной области исследования надо выделить те когнитивные зоны, в рамках которых будет осуществляться научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания. Чтобы выделить когнитивные зоны в предметной области диссертационного исследования, надо предварительно сформулировать его научно-исследовательские задачи. После этого научное исследование превращается в процесс решения определенного класса научно-исследовательских задач.
Вывод: цель диссертационного исследования не определяет его научно-исследовательские задачи, а очерчивает только границы научно-исследовательской деятельности, в рамках которых предполагается получение концептуально нового научного знания.
5. Постановка задач диссертационного исследования.
Что такое задачи диссертационного исследования? Задачи диссертационного исследования представляют собой список вопросов, или проблем частного характера, на решение которых направлены научно-исследовательские действия ученого в рамках определенных его методологических ориентаций.
Как ставятся задачи диссертационного исследования? Научное исследование - это не сочинение на заданную тему по заранее составленному плану, поэтому его задачи не формулируются соискателем произвольно, а ставятся на основе предварительного системного анализа предметной области диссертационного исследования. Вначале осуществляется системно-семантический анализ предметной области исследования, включающий следующие процедуры: 1) дается операциональное определение базового понятия исследования путем выделения его предметного значения (денотата); 2) дается инструменталь-
ное определение базового понятия путем выражения его предметного значения через признаки, структуры и функции. Затем в рамках выделенных признаков, структур и функций даются операциональные и инструментальные определения дополнительных понятий диссертационного исследования.
В науке существуют различные трактовки содержания тех или иных понятий, поскольку они даются в рамках различных методологических подходов. Многозначность научных понятий - это свидетельство нормального развития науки. Однако многозначность научных понятий в конкретном диссертационном исследовании - это явление ненормальное, свидетельствующее об отсутствии у соискателя ясного и целостного представления о том, что он конкретно собирается изучать.
Операциональные и инструментальные определения базового и дополнительных научных понятий дают возможность, во-первых, уточнить специфику применения научных понятий к конкретной предметной области диссертационного исследования; во-вторых, определить однозначность содержания научных понятий и установить логическую связь между ними в категориальном аппарате конкретного диссертационного исследования; в-третьих, осуществить редукцию научных понятий к эмпирическим признакам предметной области диссертационного исследования, т.е. определить индикаторы сбора и систематизации эмпирического материала.
Вывод: системно-семантический анализ предметной области научного исследования позволяет построить понятийную его модель, т.е. выразить предметную область диссертационного исследования через содержание базового и дополнительных понятий.
Понятийная модель предметной области диссертационного исследования позволяет определить возможные классы его основных научно-исследовательских задач, которые связаны с изучением признаков, структур и функций тех социальных явлений, которые содержательно определяются денотатом базового понятия.
После определения возможных классов основных научно-исследовательских задач необходимо продолжить системный анализ предметной области диссертационного исследования, который позволит определить классы его дополнительных познавательных задач. В качестве таковых могут выступать, во-первых, классы научно-исследовательских задач, связанные с анализом факторов (внутренних, внешних), условий (объективных, субъективных), причин (экономических, политических, культурных), также соответствующих последствий тех социальных явлений, которые являются предметом изучения в
рамках основных научно-исследовательских задач. Кроме того, целесообразно поставить такие классы дополнительных научно-исследовательских задач, которые связаны с изучением теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.
В конкретном научном исследовании ученый может ограничиться постановкой тех или иных классов основных и дополнительных научно-исследовательских задач. Постановка определенных классов основных и дополнительных задач позволяет, во-первых, выделить те конкретные когнитивные зоны в предметной области исследования, в рамках которых будет осуществляться научно-исследовательская деятельность, направленная на решение частных научных проблем; во-вторых, построить когнитивную модель предмета научного исследования, т.е. составить список тех вопросов, отвечая на которые ученый собирается получить новое научное знание в рамках достижения цели диссертационного исследования.
Вывод: исследователь не произвольно ставит научно-исследовательские задачи, а на основе системного анализа предметной области диссертационного исследования, позволяющего сконструировать понятийную его модель и сформулировать основные и дополнительные классы этих задач.
6. Выделение объекта и определение предмета исследования.
Что такое объект и предмет научного исследования? Объект
диссертационного исследования - это целостный фрагмент социальной реальности, на который направлена познавательная активность ученого. Предмет диссертационного исследования - это фрагмент объекта или ракурс его изучения, содержание которого определяется научно-исследовательскими задачами, направленными на производство новых научных знаний. На этой стадии разработки концепции тему диссертационного исследования необходимо привести в соответствие с его предметом.
Вывод: предмет диссертационного исследования определяется его научно-исследовательскими задачами, а тема диссертационного исследования должна соответствовать его предмету.
7. Выбор методологических оснований диссертационного исследования.
Что такое методология научного исследования? Методология научного исследования как способ научно-исследовательской деятельности и достижения его цели дает ответ на вопрос, каким образом можно получить новые научные знания. Методологию научного исследования ученый выбирает в зависимости от своих эпистемологических
предпочтений и специфики поставленных научно-исследовательских задач. Для каждого класса научно-исследовательских задач существует свой, наиболее эффективный, способ их решения, который получил название научно-исследовательской парадигмы.
Очень часто заявленная методология диссертационного исследования не соответствует тем парадигмам, которые использует соискатель, решая определенные классы научно-исследовательских задач. В связи с этим при определении методологических оснований диссертационного исследования надо выделять следующие его уровни: 1) модель научного исследования как система нормативного знания, определяющая его предметную специфику, когнитивную стратегию и основные познавательные средства [7]; 2) парадигмы научного исследования как способы постановки и решения определенных классов научно-исследовательских исследовательских задач; 3) научные теории, которые имеют отношение к предмету диссертационного исследования, формируют его научный тезаурус и используются в качестве объяснительных конструктов; 4) методы научного исследования как технологии решения отдельных научно-исследовательских задач.
Вывод: выбор методологических оснований диссертационного исследования должен обеспечивать эффективность научно-исследовательской деятельности и качественное решение поставленных научно-исследовательских задач.
8. Определение корпуса источников эмпирической информации.
Иногда соискатели не различают источники эмпирической информации и научную литературу. В результате интерпретации эмпирической информации, содержащиеся в научной литературе, часто используются соискателями в качестве эмпирического основания своего диссертационного исследования.
Что такое источники эмпирической информации? Источники эмпирической информации - это материальные носители информации, которая выступает в виде различных сведений о проявлениях социальной реальности. Эмпирическая информация дает возможность исследователю конструировать научные факты, воспроизводящие те или иные внешние проявления изучаемой социальной реальности в виде эмпирического знания. Систематизация научных фактов позволяет исследователю создавать эмпирические описания тех или иных фрагментов социальной реальности, которые являются предметом диссертационного исследования.
По характеру кодирования информации можно выделить сле-
дующие типы источников эмпирической информации: 1) письменные источники эмпирической информации, включающие нормативно-правовые акты, статистические материалы, делопроизводственную документацию, программные и нормативные документы, материалы средств массовой информации, результаты специальных эмпирических исследований; 2) визуальные источники эмпирической информации, включающие кино-, фотодокументы, результаты включенных наблюдений; 3) аудиальные источники эмпирической информации, включающие разного рода материалы звукозаписей.
Исследователи очень часто излишне доверяют некоторым источникам эмпирической информации и не используют информационные возможности других источников. Поэтому соискателю, прежде чем использовать источники эмпирической информации в диссертационном исследовании, надо знать требования, предъявляемые к ним.
Какие существуют требования к источникам эмпирической информации? Во-первых, источники эмпирической информации должны носить репрезентативный характер, т.е. охватывать всю предметную область диссертационного исследования, а содержащаяся в них эмпирическая информация должна быть аутентичной (полной и достоверной). Во-вторых, прежде чем использовать источники эмпирической информации в научном исследовании, необходимо осуществить их внешнюю и внутреннюю критику. Внешняя критика направлена на выяснение условий появления (создания) источника эмпирической информации, которые влияют на степень ее аутентичности. Внутренняя критика направлена на понимание эмпирической информации с учетом различных, в том числе культурных, контекстов ее создания путем феноменологической или герменевтической интерпретации.
Вывод: наличие репрезентативных источников эмпирической информации является необходимым условием диссертационного исследования.
9. Выдвижение научной гипотезы.
Что такое научная гипотеза? Выдвижение замысла-гипотезы научного исследования в виде когнитивной модели его объекта происходит еще на стадии выбора темы диссертации. Это позволяет удерживать разработку концепции диссертационного исследования в определенных когнитивных рамках. Научная гипотеза - это система непротиворечивых умозаключений проблемно-теоретического характера о предмете диссертационного исследования, носящих вероятностный характер и требующих доказательств в ходе его научно-исследовательской деятельности. Очень часто соискатель оформляет
гипотезу исследования «задним числом», после получения определенных теоретических результатов диссертационного исследования. Это свидетельствует или о недостаточно развитом теоретическом мышлении соискателя, или о непонимании им роли научной гипотезы в диссертационном исследовании. Научная гипотеза, опирающаяся на имеющиеся у соискателя теоретические знания, формулируется в виде предположений о качественных характеристиках изучаемых явлений, их свойствах, связях, отношениях, факторах, условиях, тенденциях, закономерностях развития. Поскольку научная гипотеза нуждается в подтверждении, она выступает организующим фактором когнитивной деятельности исследователя и его рефлексивного мышления.
Вывод: научная гипотеза, выдвинутая в рамках концепции диссертационного исследования, является важным когнитивным фактором, организующим научный поиск.
10. Составление плана диссертации.
Как составляется план диссертации? Концепция диссертационного исследования получает формальное воплощение в плане диссертации. Составить логически непротиворечивый план диссертационного исследования позволяют, во-первых, его задачи, которые формулируются с помощью глаголов повелительного наклонения. При составлении плана надо исходить из того, что классы основных и дополнительных научно-исследовательских задач должны соответствовать названиям глав, а включенные в эти классы задачи - названиям параграфов. Во-вторых, составить логически непротиворечивый план диссертационного исследования позволяют следующие правила: 1) ни одна глава по названию не должна быть шире темы; 2) ни один параграф по названию не должен быть шире главы; 3) названия параграфов должны раскрывать содержание глав, а названия глав - содержание темы.
Вывод: план диссертации должен соответствовать задачам диссертационного исследования.
Таким образом, предварительная разработка концепции диссертационного исследования позволяет соискателю преодолеть блуждания в дебрях познавательной деятельности и избежать превращения диссертации в сочинение на заданную тему.
Литература
1. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление: практическое пособие. М., 2012.
2. Волков Ю.Г. Как защитить диссертацию. Новое о главном. Ростов н/Д., 2012.
ЯеГегепсев
1. УОШОУ 1и.О. Dissertatsiia. Podgotov-ka, zashchita, oformlenie: prakticheskoe ро-sobie. M., 2012.
2. УоШоу ¡и.О. Kak zashchitit' dissertat-siiu. Novoe o glavnom. Rostov п/О., 2012.
3. Cottrell S. Dissertations and Project Reports: A Step by Step Guide. Basingstoke, 2014.
4. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М., 2011.
5. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие. М., 2014.
6. Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований: учеб. пособие для аспирантов, молодых ученых и магистров. Ростов н/Д., 2009.
7. Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7.
8. Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 10.01.2012 № 5) // Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vak.ed.gov.ru/ help_desk (дата обращения: 20.09.2013).
9. Паспорта научных специальностей, разработанные экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства в связи с утверждением приказом Ми-нобрнауки России от 25 февраля 2009 г. № 59 Номенклатуры специальностей научных работников (редакция от 11 ноября 2011 года) // Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vak.ed.gov.ru/ help_desk (дата обращения: 20.09.2013).
10. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию: практ. пособие. М., 2014.
11. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования. Как защитить диссертацию. М., 2011.
3. Cottrell S. Dissertations and Project Reports: A Step by Step Guide. Basingstoke, 2014.
4. Kuzin F.A. Kandidatskaia dissertat-siia: Metodika napisaniia, pravila oformleniia i poriadok zashchity: prakticheskoe posobie dlia aspirantov i soiskatelei uchenoi stepeni. M., 2011.
5. Kuznetsov I.N. Dissertatsionnye rabo-ty. Metodika podgotovki i oformleniia: ucheb.-metod. posobie. M., 2014.
6. Lubskii A.V. Metodologiia region-al'nykh sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii: ucheb. posobie dlia aspirantov, molodykh uchenykh i magistrov. Rostov n/D., 2009.
7. Lubskii A. V. Neoklassicheskaia model' sotsiologicheskogo issledovaniia // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. 2012. № 7.
8. Nomenklatura spetsial'nostei nauch-nykh rabotnikov, utverzhdennaia prikazom Minobrnauki Rossii ot 25.02.2009 № 59 (v red. Prikazov Minobrnauki RF ot 11.08.2009 № 294, ot 10.01.2012 № 5) // Vysshaia attes-tatsionnaia komissiia (VAK) pri Ministerstve obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.vak. ed.gov.ru/help_desk (data obrashcheniya: 20.09.2013).
9. Pasporta nauchnykh spetsial'nostei, razrabotannye ekspertnymi sovetami Vysshei attestatsionnoi komissii Ministerstva v sviazi s utverzhdeniem prikazom Minobrnauki Ros-sii ot 25 fevralia 2009 g. № 59 Nomenklatury spetsial'nostei nauchnykh rabotnikov (redakt-siia ot 11 noiabria 2011 goda) // Vysshaia at-testatsionnaia komissiia (VAK) pri Minis-terstve obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.vak.ed.gov.ru/help_desk (data ob-rashcheniya: 20.09.2013).
10. Reznik S.D. Kak zashchitit' svoiu dis-sertatsiiu: prakt. posobie. M., 2014.
11. Iarskaia V.N. Metodologiia dissertat-sionnogo issledovaniia. Kak zashchitit' disser-tatsiiu. M., 2011.