Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковенко Дмитрий Владимирович, Михайлова Светлана Николаевна, Ефимова Елена Васильевна, Егорова Елена Алексеевна

Требования к уровню подготовленности юных баскетболистов неуклонно возрастает с каждым годом. Значительные тренировочные нагрузки очень часто вызывают психоэмоциональные перегрузки, которые выражаются в проигранных матчах и соревнований. Повышение качества и результативности игры только за счет улучшения физической подготовленности юных спортсменов часто вызывает нервное перенапряжение и преждевременное истощение нервной энергии баскетболистов. Цель исследования разработать и экспериментально проверить комплексы упражнений направленные на снятие уровня тревожности и повышению технической, технико-тактической подготовленности, в сочетании с силовыми аэробными упражнениями и длительной аэробной нагрузкой. Улучшение показателей технической и физической подготовленности в результате проведенного педагогического эксперимента говорит о целесообразности использования предложенных нами комплексов упражнений направленных на снятие уровня тревожности и эмоционального напряжения в ходе тренировочного процесса предсоревновательного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яковенко Дмитрий Владимирович, Михайлова Светлана Николаевна, Ефимова Елена Васильевна, Егорова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH AS A FACTOR IN THE PREPARATION OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS IN THE PRE-COMPETITION PERIOD

The requirements for the level of preparedness of young basketball players are steadily increasing every year. Significant training loads are associated very often with causing psychoemotional overloads, which are expressed in lost matches and competitions. Improving the quality and effectiveness of the game only by improving the physical fitness of young athletes often causes nervous overstrain and premature exhaustion of the nervous energy of basketball players. The purpose of the study is to develop and experimentally test sets of exercises aimed at relieving anxiety and improving technical, technical and tactical readiness, in combination with strength aerobic exercises and prolonged aerobic exercise. The improvement of the indicators of technical and physical fitness as a result of the conducted pedagogical experiment indicates the expediency of using the complexes of exercises proposed by us, aimed at relieving the level of anxiety and emotional tension during the training process of the pre-competition period.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД»

проекта «Образование». - Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, - С. 35-39.

REFERENCES

1. Kruglikova, G.G. and Linker G.R. (2019), "On the problem of monitoring the quality of university students' education", Modern research of priority directions of the national project "Education", Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, pp. 35-39.

Контактная информация: kaysarov228@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 372.879.6:796.323

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Николаевна Михайлова, старший преподаватель, Елена Васильевна Ефимова, старший преподаватель, Елена Алексеевна Егорова, старший преподаватель, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Аннотация

Требования к уровню подготовленности юных баскетболистов неуклонно возрастает с каждым годом. Значительные тренировочные нагрузки очень часто вызывают психоэмоциональные перегрузки, которые выражаются в проигранных матчах и соревнований. Повышение качества и результативности игры только за счет улучшения физической подготовленности юных спортсменов часто вызывает нервное перенапряжение и преждевременное истощение нервной энергии баскетболистов. Цель исследования разработать и экспериментально проверить комплексы упражнений направленные на снятие уровня тревожности и повышению технической, технико-тактической подготовленности, в сочетании с силовыми аэробными упражнениями и длительной аэробной нагрузкой. Улучшение показателей технической и физической подготовленности в результате проведенного педагогического эксперимента говорит о целесообразности использования предложенных нами комплексов упражнений направленных на снятие уровня тревожности и эмоционального напряжения в ходе тренировочного процесса предсоревновательного периода.

Ключевые слова: физическая нагрузка, техническая подготовка, физическая подготовка, предсоревновательный период, уровень тревожности, психоэмоциональные перегрузки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p632-635

INTEGRATED APPROACH AS A FACTOR IN THE PREPARATION OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS IN THE PRE-COMPETITION PERIOD

Dmitriy Vladimirovich Yakovenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Nikolaevna Mikhailova, the senior teacher, Elena Vasilyevna Efimova, the senior teacher, Elena Alekseevna Egorova, the senior teacher, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,

Veliky Novgorod

Abstract

The requirements for the level of preparedness of young basketball players are steadily increasing every year. Significant training loads are associated very often with causing psychoemotional overloads, which are expressed in lost matches and competitions. Improving the quality and effectiveness of the game only by improving the physical fitness of young athletes often causes nervous overstrain and premature exhaustion of the nervous energy of basketball players. The purpose of the study is to develop and experimentally test sets of exercises aimed at relieving anxiety and improving technical, technical and tactical readiness, in combination with strength aerobic exercises and prolonged aerobic exercise. The improvement of the indicators of technical and physical fitness as a result of the conducted pedagogical experiment

indicates the expediency of using the complexes of exercises proposed by us, aimed at relieving the level of anxiety and emotional tension during the training process of the pre-competition period.

Keywords: physical activity, technical training, physical preparation, pre-competition period, anxiety level, psychoemotional overload.

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования к уровню подготовленности юных баскетболистов постоянно растет. Объем нагрузки в предсоревновательном и непосредственно в самом соревновательном периоде у юных баскетболистов складывается из прыжков, различных ускорений, рывков и т. д., предъявляя к юному организму высокие требования. [2]

Уровень игры, технико-тактической подготовленности постоянно возрастает, что добавляет психоэмоциональную нагрузку в предсоревновательный и соревновательный период подготовки спортсменов. Применение аэробных силовых комплексов на тренировочных занятиях юных баскетболистов позволяет комплексно развивать различные физические качества [3].

Повышение качества игры только за счет увеличения функциональной составляющей подготовки, не учитывая нервное напряжение и психоэмоциональную сторону подготовки юных спортсменов невозможно в принципе.

Эмоциональное напряжение, возникающее во время соревновательного периода и непосредственно в период прохождения самого матча, очень часто негативно сказывается на игровых моментах игры, точности бросков, своевременности и точности передач партнеру. При всех возможно равных условиях подготовки и подготовленности юных спортсменов победу в матче одерживают психологически устойчивые спортсмены. [1]

Рабочая гипотеза заключается в предположении, что применение разработанных комплексов: аэробных силовых, длительной аэробной нагрузки в сочетании с упражнениями направленных на снятие уровня тревожности способствует повышению технической, технико-тактической подготовленности.

Цель исследования разработать и экспериментально проверить комплексы упражнений, направленные на снятие уровня тревожности и повышению технической, технико -тактической подготовленности, в сочетании с силовыми аэробными упражнениями и длительной аэробной нагрузкой.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении нашего исследования нами были использованы следующие методы: методы анализа и обобщения, метод тестирования, педагогический эксперимент, метод математико-статистической обработки результатов.

В исследовании приняли участие две группы юношей по 10 человек в каждой группе, третьего года обучения в учебно-тренировочной группе в возрасте 15-17 лет. Базой педагогического эксперимента стал баскетбольный клуб им. С.А. Яшкина - г. Великий Новгород.

Одна группа была экспериментальная и занималась по предложенной нами программе, вторая группа тренировалась по общепринятой программе подготовке баскетбольного клуба им. С.А. Яшкина - г. Великий Новгород.

Продолжительность одной тренировки составляла два академических часа, три раза в неделю для каждой группы.

На первом этапе нашего исследования определили уровень физической подготовленности, уровень технической и тактической подготовленности.

Проведенный анализ полученных данных уровня физической, технической и тактической подготовленности показал однородность групп по уровню всех видов тестируемой подготовленности.

Применяемые контрольные упражнения для обеих групп были следующие: по физической подготовке «челночный бег 40 сек на площадке протяженностью 28 метров», по

уровню технической подготовки:

- «скоростное ведение мяча на 20 метров» секунды;

- испытуемый по команде тренера начинает обводить змейкой препятствия, общее количество их три. Расположены они вдоль площадки, в центре штрафных бросков и средней линии. Завершается броском в корзину произвольным способом. Необходимо выполнить три попытки. Секундомер останавливается после третьего броска. Учитывается точность попадания мяча в корзину и время на выполнения обводки и броска.

На следующем (втором) этапе, протяженность которого составляла один месяц, нами были внедрены в тренировочный процесс задания и упражнения, направленные на преодоление уровня личностной тревожности и стресса. Данные задания добавлялись в обязательном порядке в каждое из направлений подготовки: физическая, техническая, тактическая. Кроме заданий на снятие стресса и тревоги нами были добавлены комплексы силовых аэробных упражнений и аэробная нагрузка в виде кроссового бега или эстафет с элементами выполнения сложно-координационных упражнений.

В конце нашего педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической, технической и тактической подготовленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнивая результаты первого тестирования («челночный бег 40 сек на площадке протяженностью 28 метров») до и после окончания проведенного эксперимента, были получены следующие показатели: в экспериментальной группе средний показатель при первом тестировании был равен - 107,5 метра при повторном проведении тестирования в конце эксперимента среднее значение увеличилось до 112,2 метра, т.е. в среднем своем значении результат вырос на 4,7 метра. В контрольной группе среднее значение данного теста увеличилось со 108,1 метра до 109,3 метра. Больший прирост результата в экспериментальной группе может говорить о правильности подобранных комплексов аэробной нагрузки и силовых аэробных упражнений.

Результаты второго контрольного упражнения «скоростное ведение мяча на 20 метров» до и после окончания педагогического эксперимента были следующие: в контрольной группе среднее значение улучшилось на 0,1 секунды с 13,2 секунды до 13,1 секунды. В экспериментальной группе улучшение результата в среднем его значении произошло на 0,2 секунды с 12,7 секунд до 12,5 секунды.

В третьем контрольном упражнении (обводка трех препятствий с броском в корзину), были следующие результаты после окончания педагогического эксперимента в обеих группах: в контрольной группе количество попаданий в среднем значении увеличилось на 2,5 раза, а время прохождения тестирования сократилось с 20 секунд в начале эксперимента до 19,1 секунды после его окончания. В экспериментальной группе количество попаданий в корзину увеличилось на 7,4 раза в среднем значении, и время прохождения контрольного испытания сократилось до 17,3 секунд по сравнению с первым этапом педагогического эксперимента, где среднее значение данного упражнения было 19,7 секунд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного педагогического эксперимента было доказано, что применение разработанных комплексов: аэробных силовых, длительной аэробной нагрузки в сочетании с упражнениями направленных на снятие уровня тревожности способствует повышению технической, технико-тактической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артёменко Т.Г. Взаимосвязь личностных показателей с интегральной подготовленностью баскетболистов / Т.Г. Артёменко, Л.Д. Хода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2018. - № 5 (159). - С. 341-346.

2. Бондарь А.А. Особенности подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности / А.А. Бондарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 14-16.

3. Фитнес-аэробика как элемент общефизической и психоэмоциональной подготовки квалифицированных студенток-баскетболисток / Н.С. Лешева, В.И. Григорьев, О.В. Миронова, Ю.Л. Рысев, В.М. Курашов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2020. - № 10 (188). С. 215-219.

REFERENCES

1. Artemenko, T.G. and Khoda, L. D. (2018), "Interrelation of personal indicators with integral preparedness of basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), рp. 341-346.

2. Bondar, A.A. (2011), "Features of basketball players' preparation for competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73). рp. 14-16.

3. Lesheva, N.S., Grigoriev, V.I., Mironova, O.V., Rysev, Yu.L. and Kurashov, V.M. (2020), "Fitness-aerobics as an element of general physical and psycho-emotional training of qualified female basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), рp. 215-219.

Контактная информация: ydv2004@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.