Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТЫ / СПОРТ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / АВТОРЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДИКА / УРОВЕНЬ / АНАЛИЗ / YOUNG BASKETBALL PLAYERS / SPORTS / GENERAL PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / DEVELOPMENT / PECULIARITIES / AUTHORS / RESEARCH / METHODOLOGY / LEVEL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна

В связи со сложившейся обстановкой в российском спорте, большинство специалистов считают, что первостепенной задачей на настоящем этапе во всех видах спорта является улучшение качества подготовки спортивных резервов. Небывалый рост объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, а также высокий уровень конкуренции при формировании национальных сборных и других команд предъявляет особые, повышенные требования ко всем сторонам подготовленности спортсмена-баскетболиста. Статья посвящена важнейшей части подготовки юных баскетболистов - развитию основных физических качеств, способствующих полной реализации технического и тактического арсенала игроков 10-12 лет. В статье описывается методика воспитания физических качеств юных баскетболистов, а также информативные тесты, направленные на определение уровня развития физических качеств до и после проведенного эксперимента. Авторы в научной статье проводят сравнительный анализ результатов тестирования и подтверждают выдвинутую ими гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS PHYSIСAL SKILLS DEVELOPMENT

Current situation in Russian sport makes it obvious for the most experts that the primary task at the present stage in all sports is to improve the quality of sports "reserves". An unprecedented increase in the volume and intensity of training and competitive activity, as well as a high level of competition in national and other sport teams creating, makes special, increased demands on all aspects of the basketball players' abilities. This work is devoted to the most important part of training young basketball players - the development of basic physical qualities that contribute to the full implementation of the technical and tactical arsenal of 10-12 year old players. The article describes the methodology of training the physical qualities of young basketball players, as well as informative tests aimed at determining the level of development of physical qualities before and after the experiment. The authors of the scientific article carry out a comparative analysis of the test results and confirm their hypothesis.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

362

возникновения церквей и храмов, церковными обрядами и праздниками. В качестве гостей на таких уроках присутствуют и выступают представители православной церкви. Использование в воспитании потенциала нравственных заповедей православия и приобщение детей к вечным человеческим ценностям (необходимость делать добро, любовь к ближнему), обусловливает становление и развитие духовно-нравственных качеств личности. В свою очередь в дагестанских общеобразовательных учреждениях и религиозных организациях также активно поддерживается духовная направленность патриотического воспитания, благодаря которой в сознании подрастающего поколения формируется толерантное отношение к представителям многонациональных конфессий, что является залогом социального единения и общепатриотического отношения к Родине.

Также анализ учебно-воспитательной деятельности дагестанских и казачьих образовательных организаций показал, что ознакомление детей с традиционной культурой своего народа напрямую связано с воспитанием добросовестного отношения к труду. На уроках трудового обучения и в процессе внеурочной трудовой деятельности учащиеся знакомятся с традиционными ремеслами и промыслами, трудовые бригады учеников оказывают посильную помощь внешкольным производственным организациям и т.д. Благодаря позитивному отношению к труду в детском сознание формируется чувство гордости и одновременно созидательное отношение к окружающей действительности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что патриотическое воспитание, направленное на формирование национальной гордости у учащихся образовательных организаций, является наиболее эффективным при

введении в его структуру регионального компонента. Это позволяет решать целый ряд педагогических задач, ориентированных не только на становление активной гражданской позиции подрастающего поколения, но и способствующих развитию чувства любви к родному краю, гордости за достижения своего народа, сопричастности к его истории и культуре, а также ответственности за будущее своей малой Родины и страны.

Литература:

1. Борисова Т. Вековые традиции казачества -основа воспитания социальной ответственности молодого поколения // Социальная педагогика е России. - 2010. - № 2. - С. 33-39.

2. Мордвинова Е. А. Воспитание патриотизма е условиях регионализации образовании // Поволжский педагогический вестник. - 2018. - N83 (20).

3. Послание президента Федеральному Собрание //Российская газета.Федеральный выпуск №6550 (278).- М. : Российская газета, 2014. - 25 с.

4. Саенко Л,А., Затеева Т.Г. Педагогический потен циал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №4 (208). - С. 103-108.

5. Саенко A.A., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019, - №2. - С. 153-161.

6. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи // Вестник Северо-Кавказс-кого федерального университета. - 2019. - № 3 (72).-С 162-165.

7. Саенко Л,А., Теницкий C.B. Особенности формирования коммуникативного опыта у студенческой молодежи U Мир науки, культуры, обра зования. - 2020, - N- 2 (81). - С 333-335.

8. Юсупова Г.И., Алибекова С.Й., Магаррамов М.Д. Современные проблемы патриотического воспитания в республике Дагестан П Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2017. - №4. -С. 102-107.

PECULIARITIES OF YOUNG BASKETBALL PLA YERS PHYSICAL SKILLS DEVELOPMENT

Papula Gelshigan Mirgazovna, PhD ofPedagogical science, Associate Professor, Department of Physical Education Pod/ubnaya Alena AnatoHevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Adapted Physical Education, sport and tourism Togliatti State University, Togliatti

Current situation in Russian sport makes it obvious for the most experts that the primary task at the present stage in all sports is to improve the quality of sports "reserves" An unprecedented increase in the volume and intensity of training and competitive activity, as well as a high level of competition in national and other sport teams creating, makes special, increased demands on all aspects of the basketball players' abilities. This work is devoted to the most important part of training young basketball players - the development of basic physical qualities that contribute to the full implementation of the technical and tactical arsenal of 10-12 year old players. The article describes the methodology of training the physical qualities of young basketball players, as well as informative tests aimed at

УДК 37:796.332 ВАК РФ 13.00.04

С Популо ГМ, 2020 С Подлубная А,А,, 2020

determining the level of development of physical qualities before and after the experiment. The authors of the scientific article carry out a comparative analysis of the test results and confirm their hypothesis.

Keywords: young basketball players; sports; general physical training; physical qualities; development; peculiarities; authors; research; methodology; level; analysis.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.67

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХKA ЧЕСТВ ЮНЫХ БА СКЕТБОЛИСТОВ

В связи со сложившейся обстановкой в российском спорте> большинство спе циалистов считают, что первостепенной задачей на настоящем этапе во всех видах спорта является улучшение качества подготовки спортивных резервов, Небывалый рост объемов и интенсивности тренировочных и соревнователь ных нагрузок, а также высокий уровень конкуренции при формировании национальных сборных и других команд предъявляет особые, повышенные требования ко всем сторонам подготовленности спортсмена-баскетболиста. Статья посвящена важнейшей части подготовки юных баскетболистов -развитию основных физических качеств, способствующих полной реализации технического и тактического арсенала игроков 10 12 лет. В статье описывается методика воспитания физических качеств юных баскетболистов, а также информативные тесты, направленные на определение уровня развития физических качеств до и после проведенного эксперимента, Авторы в научной статье проводят сравнительный анализ результатов тестирования и подтверждают выдвинутую ими гипотезу.

Ключевые слова: юные баскетболисты; спорт; общефизическая подготовка; фи зические качества; развитие; особенности; авторы; исследования; методика; уровень; анализ.

В современных научных работах авторов В, И. Лях, А. М. Андреева, И. Бондаря, В, Н. Кудимова, А. Г. Базилевского, А, Я, Гомельского и др., казалось бы, широко раскрыты различные аспекты учебно-тре-ни-ровочного процесса юных баскетболистов, однако предметом научного интереса исследователей Ж. Л. Козина, 8. Л. Марищука, Е, А. Гомельского, М. В. Леньшина и др. остается проблема модификации сложившейся традиционной системы подготовки баскетбольных резервов в стране.

Изучению особенностей физической подготовки баскетболистов посвящены достаточно много работ: вопросам совершенствования физических качеств на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования баскетболистов с применением дифференцированных комплексов аэробики и средств прикладной аэробики в физической подготовке баскетболистов научные труды М.Ю. Скворцовой (2008); A.A. Гайворонской (2009) [3]; процессу использования упражнений на веревочной лестнице, а также "фитнес-баскета" с баскетбольными мячами как средства развития ловкости и скоростных качеств работы М.Л. Куликовой, Ю.Д. Врублевского [5]; изучению особенностей развития выносливости методом круговой тренировки труды В.В. Воронкова, А.И. Аникина (1995), М.М. Сафиуллина (2019) [2]. Авторам О.С. Давыдовой, А.Н. Богдановскому удалось установить, что "использование в тренировочном процессе разработанной технологии и специально подобранных методов тренировки юных баскетболистов на основе учета разных соматотипов позволяет достичь более высоких результатов в развитии у них физических качеств" [4]. По утверждению специалистов Ю.К. Лукина, Т.Н. Давидовича, Э.А, Лапухиной "есть необходимость в силовой подготовке юных баскетбол и сто в" [6].

В научных трудах авторы О.В, Аркуша и Е,В, Занкин утверждают, что "участвуя в соревнованиях, баскетболист за игру преодолевает

ПОПУЛО Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физичес кого воспитания

ПОДЛУБНАЯ Алена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Адаптивной физической культуры, спорта и туризма

Тольяттинский г ос удар ственный университет, Тольятти

расстояние 5000-7000 м, 43% из них - в максимальном темпе, делая при этом 130-150 прыжков, рывки с максимальной скоростью на 3-20 метров повторяются до 190 раз. Передвижения на высокой скорости сочетается с передачами и бросками мяча е корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре 40 мин без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча" flj. Таким образом, физические качества являются факторами неизбежными для достижения высоких результатов в спорте, и их необходимо развивать, чтобы избежать их трансформации в ограничивающие факторы.

Целью нашего исследования явилось экспериментальное обоснование методики развития физических качеств баскетболистов 10-12 лет.

Исходя из этой цели исследования, в работе решались следующие задачи:

1. Изучить уровень развития физических качеств юношей 10-12лет.

2. Разработать методику развития физических качеств у юношей 10-12 лет для дополнительных учебно-тренировочных занятий по баскетболу.

3. Проверить эффективность разработанной методики развития физических качеств у юношей 10-12 лет на практике.

Предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 10-12 лет.

При планирование занятий, направленных на развитие физических качеств юношей 10-12 лет, мы использовали данные, по сенситивным периодам развития физических качеств, авторов В.П, Филина, A.A. Гужаловского, В.И. Волкова и В.И.Ляха.

Поскольку игроки вынуждены совершать двигательные действия в быстро меняющихся условиях игры и часто выполнять рывки и ускорения, это требует определенного уровня развития быстроты. В понятие быстроты включаются свойства, характеризующие скоростные способности человека [7].

Упражнения, направленные на развития быстроты, проводились в подготовительной части с использованием подвижных игр ("Вызов номеров", "Воробьи и вороны", специально-беговых упражнений из легкой атлетики и т.п.), а также в начале основной части тренировочного занятия (рывки на короткие рассто-

яния из разных стартовых положений, ускорения по ровной и наклонной поверхности (ускорения под гору, ускорение в гору), ускорения с использованием сопротивления (жгуты), упражнения на веревочной лестнице).

Для развития гибкости на дополнительных занятиях по баскетболу использовались упражнения, выполняемые с максимальной амплитудой с использованием методов активных и пассивных движений, а также повторного, игрового и соревновательного методов. Упражнения на развитие гибкости применялись во всех трех частях каждого учебно-тренировоч-ного занятия.

Для воспитания силы на дополнительных занятиях по баскетболу использовались упражнения, направленные, прежде всего на сбалансированное развитие всех мышечных групп, участвующих в игре с использованием метода круговой тренировки (применение гантелей, набивных мячей, степов и т.п.), метода повторных усилий, а также часто использовался соревновательный метод. Упражнения, направленные на развитие силы, проводились в конце основной части тренировочного занятия.

Для развития ловкости на дополнительных занятиях по баскетболу использовались упражнения, содержащие новизну, выполняемые зеркально, с изменением темпа и скорости движений, с изменением исходных положений, в равновесии, в различных сложных сочетаниях с использованием методов стандартно-повторного и вариативного переменного упражнения, а также игрового и соревновательного методов.

Упражнения на развитие ловкости применялись на каждом учебно-тренировочном занятии, во всех трех частях урока. Однако координационно сложные виды упражнений - в начале основной части урока в виде обучения техники выполнения специальных упражнений, а комбинированные эстафеты использовались в конце основной части урока из хорошо изученных ранее упражнений.

Для развития выносливости на дополнительных занятиях по баскетболу использовались упражнения, выполняемые в ходе длительной работы (циклические упражнения, игровые виды спорта) с использованием методов комплексного воздействия, включающего в себя метод игровой, метод соревновательный и метод круговой тренировки. Упражнения на развитие выносливости применялись в конце основной части тренировочного занятия.

Для определения уровня развития физических качеств использовались следующие гесты: уровня гибкости позвоночного столба -тест "Наклон вперед из положения стоя"; быстроты движения - тест "Бег на дистанцию 30 м"; быстроты реакции-тест "Ловля линейки"; ловкости (целостного двигательного действия) -тест "Челночный бег3 по 10м";силы -тест "Подтягивание на высокой перекладине"; "взрывной силы" - тест "Прыжок в длину с места"; общей выносливости - тест "Бег на 1000 м".

Результаты контрольной и экспериментальной групп практически по всем тестам до начала исследовательской работы показали одинаковый уровень развития физических качеств, без каких-либо достоверных различий (Р>0,05).

Согласно данным, полученным после проведенного эксперимента, средний результат по всем показателям изменился следующим образом:

- быстрота движений у юношей ЭГ - улучшился на 14,51% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило 2,12%;

- быстрота реакции у юношей ЭГ- улучшился на 66,71% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило 25,12%;

- на проявление ловкости у юношей ЭГ -улучшился на 15,25% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило4,31%;

- на гибкость у юношей ЭГ - улучшился на 50,82% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило 9,12%;

- на силу у юношей ЭГ - улучшился более чем на 100% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило 75%;

- средний результат на прыжках в длину с места у юношей ЭГ - улучшился на 3,21% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило 1,21%;

- средний результат на выносливость у юношей ЭГ - улучшился на 20,51% по сравнению с результатами юных баскетболистов КГ, где улучшение составило 11,22%.

После проведенного сравнительного анализа можно утверждать, что в ЭГ прирост всех показателей уровня развития физических качеств у юношей 10-12 лет, занимающихся баскетболом, выше, чем в КГ.

Таким образом, оптимальное формирование физических качеств юных баскетболистов

возможно при систематическом, целенаправленном использовании на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу разнообразных средств и методов, направленных на развитие быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, согласно сенситивным возрастным периодам, т.е. времени, когда организм спортсменов без проблем поддается воздействию тренировочных факторов.

Педагогический эксперимент показал положительную динамику развития физических качеств, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. У юных баскетболистов экспериментальной группы отмечены достоверные изменения в челночном беге 3x10 м (р <0,05), ловле линейки (р<0,01), прыжке в длину с места (р < 0,01), подтягивании в висе (р < 0,05), наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (р < 0,01), беге на 1000 м (р < 0,05), беге на 30 м (р < 0,05), в то время как у юношей КГ отмечены достоверные изменения только в тестах на выносливость и силу.

Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что применение специально разработанной методики по общефизической подготовке на дополнительных учебно-тренировочных занятиях по баскетболу позволит значительно улучшить физические качества у юношей 10-12 лет.

Литература:

1. Ар куша О.В., Занкина Е.в. К вопросу О значении скоростно-силовых способностей в баскетболе // Амурский Научный вестник. - 2008, - № 1. - С. 281-285.

2. Воронков В.8., Аникин А.И. Круговая тренировка как средство развития специальной выносли вости баскетболиста И Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: тезисы докладов V научно практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся / ответственный редактор: Прокудим Б.Ф. - 1995.-С. 157.

3. Гайворонская, A.A. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке бас кетболистов на этапе начальной специализации: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. -23 с.

4. Давыдова О.С., Богдзновский А.Н. Технология скоростно-силовой подготовки юных баскетболистов с учетов соматотипов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, - 2018. - № 4 (158). -С 74-77.

5. Куликова М.Л., Врублееский Ю.Д. Средства развития ловкости, скоростных и координационных способностей как составляющих специальной физической подготовки баскетболистов П Меди-

ко-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2019. - С. 444-447

6. Лукин Ю.К., Давидович Т.Н., Лопухина Э.А. Особенности физической подготовленности баскетболистов в зависимости от игрового амплуа // Физическая культура, спорт и здоровье в совре-

менном обществе: сборник научных статей всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. -Воронеж, 2016, - С. 342-351. I. Популо Г.М. Развитие скоростных качеств у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (инвалидов-колясочников) в тренировочном процессе по теннису на колясках // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 4 (68). - С. 28-30.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONAL TRAfNfNG DEVELOPMENT fN PUPILS OF GENERAL EDUCA TfONAL ORGANIZATSONS WfTHINITIAL FLIGHTTRAINING Rzayev Dmitry Otegovich, Postgraduate student Sh vets Regina Rina to vna, PhD of Pedagogical sciences

Bashkir institute of Physical Education (branch), Ural State University of Physical Education, Ufa, Republic of Bashkortostan

Justification for inclusion of functional training methodology aimed at increasing hypoxic stability of students in the education process of JO-17 grades of general education organizations with initial flight training is presented. The method is based on the development of functional training of the body in specific conditions for the person, namely carrying out trainings in water. The main criteria determining conditions and content of the methodology were accessibility in practical application, adequacy of peculiarities of educational and training process of pupils of 10-17 grades of genera! education organizations with initial flight training, correspondence of peculiarities of vocational-applied training for further continuation of education and forthcoming professional activity. The study determined that the application of the developed methodology contributes to the development of functional training, coordination abilities, endurance, high speed abilities, as well as has a positive impact on the psychoemotional condition and mental performance of boarding school cadets.

Keywords: functional fitness of pupils; hypoxemic stability; physical training in cadet boarding schools.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.68

удк 373:796,012,1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Представлено обоснование включения ß процесс обучения 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой методики функциональной тренировки, направленной на повышение гипоксической устойчивости учащихся. В основе методики лежит развитие функциональной тренированности организма в специфических условиях для человека, а именно проведение тренировок в воде. Основными критериями, определяющими условия и содержание методики, были доступность в практическом применении, адекватность особенностям учебного и тренировочного процесса учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций с первоначальной летной подготовкой, соответствие особенностям профессиональноприклад-ной подготовки ДЛЯ дальнейшего продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности. Входе исследования определено, что применение разработанной методики способствует развитию функциональной тренированности, координационных способностей, выносливости, скорост ных способностей, а также оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние и умственную работоспособность кадетов школы-ин-терната.

Ключевые слова: функциональная тренированность обучающихся; типокси-ческаяустойчивость; физическая подготовка в кадетских школах-интернатах.

На сегодняшний день трудлетчиков является одним из сложных видов деятельности человека. Происходит постоянное развитие и совершенствование авиационной техники, увеличиваются воз-

ВАК РФ 13,00,04

& РзаевД, О,, 2020 & Швец P.P., 2020

РЗАЕВ Дмитрий Олегович, аспирант

ШВЕЦ Регина Ринатовна, кандидат педагогических наук

Башкирский институт физической культуры (филиал), Уральский государственный университет физической куль туры, Уфа, Республика Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.