дицинского вуза // Роль кафедр гуманитарных наук медицинских вузов в воспитательном процессе. Сб. ст. науч.-метод. межвузов. конф. (апрель 2011г.). -СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2011. С. 5-10.
3. Жиляева О.А. Приоритетные пути формирования гуманитарной культуры будущих врачей // Высшая школа настоящего и будущего: проблемы, опыт, перспективы. Материалы международ. науч.-метод. семинара (22 апреля 2009г.). Вып. 9. Чита: ЗИП СибУПК, 2009. С.69-72.
4. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Высшее образование в России. 2010. №1. С. 98-101.
5. Науменко П.С. Гуманитарная подготовка врача //Актуальные проблемы развития высшей медицинской школы. Тезисы докл. III регион. учеб.-метод. конф. 28-30 янв. 1991г. /Отв. ред. В.Д. Новиков. - Новосибирск: Носиб. мед. инс-т, 1991. С. 14-15.
6. Праздников Г.А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // Социологические исследования. 2005. № 10 (258). С. 42-47.
7. Фирсова С.П. Формирование гуманитарной и поликультурной среды технического вуза в контексте модернизации высшего профессионального образования // Вестник высшей школы. 2010. № 8. С. 48-53.
Коваль И.В.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семейный центр «Лесенка», Тюмень, Россия, [email protected]
Мягкая социальная адаптации детей раннего возраста позволяет снизить уровень стресса и, как следствие, заболеваемость ребенка при поступлении в дошкольные образовательные учреждения.
Семейный центр «Лесенка»,опираясь на современные исследования в области педагогики и нейропсихологии развития детей, целью своей деятельности ставит разработку и практическое применение здоровьесберегающих технологий, направленных на всестороннее развитие и социальную адаптацию детей дошкольного возраста, сохранение здоровья детей через объединение усилий психологов и нейропсихологов, логопедов, педагогов,детских вра-чей,организацию системной работы с семьей.
Ежегодно с 2005 г., на протяжении 7 лет работы, в центре «Лесенка» занимаются около 300 детей с родителями, из них 70 % детей - раннего возраста (от 3 месяцев жизни до 3 лет).
Важной составляющей в занятиях с ребенком является привлечение родителей, подготовленных посредством специальных семинаров. Знакомство с родителями и ребенком начинается на стадии ожидания малыша. Занятия для будущих мам и пап включают в себя работу с музыкантом, перинатальным
психологом, консультации специалистов роддомов. В результате снижается уровень стресса у беременной, налаживается первичный эмоциональный контакт с ребенком, состояние мамы и ребенка гармонизируется.
После рождения ребенка (с трехмесячного возраста) работа с семьей продолжается. Перинатальный психолог, музыкант проводят занятия, способствующие установлению привязанности, раннему развитию личности ребенка через разные виды музыкальной и двигательной деятельности во взаимодействии с мамой. Консультативная и практическая помощь семье на начальных этапах нового периода жизни оказываются комплексно психологом, нейропсихологом, неонатологом, педиатром, неврологом. Таким образом, создается целостная картина динамики психофизического развития ребенка и вероятность вовремя заметить и скорректировать возможные отклонения в развитии.
С детьми от 1 года до 3 лет и их родителям в Семейном центре «Лесенка» проводятся занятия в группах, в которых создаются условия для обеспечения раннего психофизического, личностного и интеллектуального развития детей, мягкая социализация детей раннего возраста. Обеспечивается адаптации к детскому саду, благодаря постепенному отрыву ребёнка от родителей, происходящему в том темпе, который необходим конкретному ребёнку, создание благоприятных условий для развития его коммуникативных способностей. Динамика развития анализируется специалистами (психолог, нейропсихолог, невролог, педиатр) и фиксируется в индивидуальном дневнике ребенка, при необходимости имеется возможность своевременного оказания помощи специалистами.
Для детей в возрасте от 3 до 7 лет организованы занятия в специально подготовленной среде, в которой дети занимаются самостоятельно, родители имеют возможность присутствовать на занятиях. Таким образом, ребенок получает разностороннее развитие, через организацию его самообучения, самовоспитания, развивает творческие способности в музыкальной и художественной деятельности, проходит успешная адаптация детей к условиям школы, своевременно предпринимаются профилактические меры по предупреждению у детей нарушений письма и чтения.
Родители в любом возрасте ребенка получают консультативную помощь по развитию, воспитанию, сохранению здоровья детей, посещают лекции, семинары и тренинги, родительские собрания, совместные праздники, повышают уровень родительской компетентности.
Социально важным направлением деятельности является создание условий для нейрореабилитации в детском возрасте. Проводится нейропсихологи-ческая диагностика, двигательная нейрокоррекция детей с отклоняющимся развитием.
Системная работа с семьей, просветительская деятельность Семейного центра «Лесенка» направлена на профилактику агрессивности и прочих нарушений и трудностей социальной адаптации детей, повышение уровня родительской культуры, сохранение здоровья детей и укрепление семейных ценностей.
У будущих и настоящих родителей происходит изменение мотивации, внутренних ценностей - от навязанных средствами массовой информации искусственных ценностей на приоритет семьи, формируется понимание личной ответственности за развитие и здоровье детей. В результате у родителей развивается способность безусловного принятия ребенка, вырабатываются навыки позитивного воспитания детей, что приводит к положительным изменениям в отношениях между членами семьи, между родителями и детьми.
Кудашова Л.Т.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Государство предъявляет высокие требования к современному образовательному процессу. Модернизация системы высшего профессионального образования связана с переходом страны на инновационный путь развития, на новую образовательную модель подготовки специалистов. Эта модель называется компетентностной, так как основывается на компетентностном подходе в образовании.
В основу данной модели подготовки специалистов положены компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза (компетенция - единство знаний, умений и личностных качеств, что позволяют специалисту успешно вести профессиональную и социальную деятельность в условиях постоянных изменений). Построение компетентностной образовательной модели высшего профессионального образования направлено на разработку новых моделей выпускников и новых моделей их подготовки на базе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения.
Образовательные программы, разработанные на основе компетентностно-ориентированного подхода, регламентируют цели и ожидаемые результаты обучения, содержание, технологии обучения и оценивания. Данные положения образовательных программ разрабатываются и реализуются вузами самостоятельно. Перестройка образования связана с формированием новой образовательной среды вуза, которая должна гармонично реализовывать контекстное обучение с помощью всей системы форм, методов и средств технологий обучения, оценивания, что позволяет моделировать в учебном процессе многоаспектное содержание будущей профессиональной деятельности обучающегося. Отличие данной модели образования от традиционной, основанной на знаниях, умениях, навыках выпускника, заключается в определении готовности специалиста успешно вести деятельность на основе полученных знаний, умений и личностных качеств.