те, а также с просветительскими целями. Данная коллекция составила основу выставки «Тело человека: мертвые учат живых», которая было открыта при финансовой поддержке ООО «Пульс» в помещении МФК «Толстой сквер» в октябре 2010 года и приурочена к 200-летию со дня рождения гения отечественной медицины Н.И.Пирогова. На выставке представлено более 500 препаратов, которые разделены на 7 разделов. Значительная часть экспонатов посвящена теме вреда, наносимого вредными привычками. Знакомство с материалами выставки проводят опытные экскурсоводы - преподаватели медицинских вузов, ординаторы и интерны. Тематика экскурсий адаптирована для различных категорий: школьники, студенты немедицинских и медицинских учебных заведений, жители Санкт-Петербурга.
Здоровое легкое рядом с легким, пропитанным смолами и никотином, нормальная печень и печень при циррозе, развившемся у алкоголика или наркомана
Яркое сравнение нормы и патологии более действенно, чем любая картинка из учебника или плаката. Хотелось бы подчеркнуть справедливость русской поговорки «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Большинство посетителей, воочию ознакомившись с уникальными экспонатами выставки, как минимум, задумались о необходимости соблюдения здорового образа жизни и своевременного лечения возникших заболеваний. Они еще раз убеждаются, что сохранение собственного здоровья - это, прежде всего, осознанная необходимость каждого человека, которую он не вправе перекладывать на окружающих его людей, что человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
За время работы выставки ее посетили более 100 тысяч человек, которые оставили восторженные отклики в книге «Отзывов». Полученный опыт проведения подобного рода выставок свидетельствует о перспективности организации данного рода мероприятий в связи со значительной их востребованностью как среди специалистов-медиков, так и широких масс населения.
Т.В. Давыдова
О РОЛИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИИ ВРАЧА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербургской государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Россия
В настоящее время образовательная политика в России выстраивается с учетом присоединения отечественной системы образования к Болонскому процессу, результатом осуществления которой должно стать ее включение в европейское образовательное пространство. В связи с этим в сфере российского высшего профессионального образования происходят сложные организацион-
ные нововведения. Как следствие этого, высшее медицинское образование поставлено перед необходимостью модернизации системы подготовки врачей, которая должна быть ориентирована на подготовку специалистов, умеющих не только разрабатывать и реализовывать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, давать оценку психического и физического здоровья человека, обосновать систему профилактических мер, но и анализировать результативность собственной профессиональной деятельности, направления ее совершенствования и способы повышения эффективности [4. С.101].
Медицинская профессия всегда занимала особое место среди других профессий как по основным содержательным характеристикам труда (интеллектуальность, творчество, особая ответственность за результаты и др.), так и по выполняемой в обществе социокультурной миссии. Врачи как профессиональная общность выступали индикатором гуманитарного потенциала и духовного здоровья общества в различные исторические периоды. Доктор психологических наук, профессор В.А. Аверин пишет: «Анализ профессиональных отношений врача показывает, насколько психологизирована его деятельность, как высоки должны быть требования к личности врача, его психологической и педагогической подготовке» [1. С.23].
Например, известный австрийский терапевт Герман Нотнагель по этому поводу сказал, что «.. хорошим врачом может быть только хороший человек» [1. С.25]», а выдающийся военный хирург СССР, академик А.А. Вишневский признавался, что он предпочел бы подвергнуться операции у хорошего человека и среднего врача, чем у среднего человека и хорошего специалиста [3. С. 108].
Действительно, личность врача, уровень ее сформированности и развития, является важнейшим из совокупности факторов, обусловливающих исцеление больного. Как подчеркивал другой известный отечественный хирург, профессор Е.А. Вагнер: «Первое, что определяет влияние врача на больного и что характеризует самого врача, заключается в его личности» [3. С.179]. Ни одна другая профессия не может похвастаться таким обилием документов, регламентирующих качества личности, как врачебная.
Следовательно, успешная деятельность врача в современных условиях во многом определяется не только высоким уровнем обучения, полученного образования и широкой медико-биологической подготовкой, но и уровнем развития его духовно-нравственной и социально-психологической культуры.
Главными критериями качества образования личности современного «постиндустриального типа» становятся способность самостоятельно принимать конструктивные решения, даже затрагивающие интересы еще не родившихся людей; чувство ответственности за последствия этих решений и причастность к будущему [7. С.48]. Центр тяжести в самом профессиональном образовании постепенно переносится на воспитание, передачу определенных способов поведе-
ния. Таким образом, можно обоснованно утверждать, что гуманистическая подготовка будущего врача занимает особое место в системе медицинского образования. Основу гуманистической подготовки будущего врача составляет гуманитарное образование, а перед медицинскими вузами стоит проблема качественного изменения гуманитарной составляющей и системной гуманитаризации медицинского образования, преследующая своей целью формирование высокой профессиональной культуры будущего врача [5. С. 15].
Как пишет профессор Г.А. Праздников, «...любое образование (в том числе естественнонаучное, медицинское, инженерно-техническое) есть гуманитарная проблема. Речь идет о гуманитарном смысле образования. Образованность, конечно, означает информированность и профессиональную компетентность, но, в первую очередь, характеризует личностные качества человека как субъекта исторического процесса и индивидуальной жизни» [6. С.43].
Под гуманитаризацией в современном образовательном контексте понимается расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление их содержания для получения системного знания; выявление социальной обусловленности естественнонаучных и медицинских знаний, осознание их мировоззренческих функций; ориентация на формирование и развитие социокультурной личности обучаемого; создание гуманитарной среды, обеспечивающей условия для самореализации, самоопределения личности студента [7. С. 49].
В этой связи главной целью изучения гуманитарных дисциплин в медицинском вузе является выработка у студентов гуманистического сознания посредством преподавания широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам, введение в учебный процесс различных элективных курсов гуманитарного цикла, которые будут развивать логическое мышление, умение обобщать факты и явления, расширять кругозор, повышать их общий культурный уровень. Гуманитарные науки позволяют студентам получить знания о современном мире, обществе, человеке в единстве философских, психологических, культурологических, правовых аспектов, усвоить систему современных морально-этических ценностей [2. С.5].
Современные исследования роли и значения гуманитарных знаний в структуре высшего медицинского образования особо определяют их позитивное влияние на формирование как личностных, так и профессиональных качеств будущего врача. Гуманитарная составляющая медицинского образования в свете его модернизации должна включать: социально-гуманитарные дисциплины (историю отечества, философию, политологию, социологию, культурологию, экономику, регионоведение, психологию и педагогику); профильные социально-гуманитарные дисциплины (историю медицины, логику, риторику, правовые дисциплины, экологию), профильные элективные курсы; интеграцию гуманитарной составляющей в специальные дисциплины.
Особенно велико значение гуманитарной подготовки в воспитательном процессе будущих врачей, а именно в воспитании любви к выбранной профес-
сии, патриотизма, высоких нравственных и гражданских качеств, правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения врача в обществе.
Важно отметить, что формирование профессиональной и общекультурной подготовки врача невозможно без создания гуманитарной среды вуза, которая предполагает использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники. Постоянная общекультурная подготовка будущих врачей должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений их обучения.
Реализация данной задачи представляется возможной и при помощи самообразования. Необходимо всеми возможными способами стимулировать стремление будущих профессионалов к самообразованию (умение студентов осуществлять самостоятельную профессионально-познавательную деятельность, работа с источниками информации, посещение музеев, чтение дополнительной литературы по специальности и т.д.).
Врач с широкой гуманитарной культурой в своей практике вместе с учетом условий жизни делает большой упор на формирование здорового образа жизни; вместе с лечением больного делает максимум возможного для поддержания здоровья пациента; больше внимание уделяет профилактике заболеваний; способен философски глубоко осмысливать проблемы медицины [5. С. 14-15].
Таким образом, системные преобразования российского медицинского образования в соответствии с европейскими и общемировыми стандартами должны быть ориентированы на повышение его гуманистической и культурно-творческой миссии, увеличение доли гуманитарного знания в подготовке специалиста, сохранение традиций отечественной медицинской школы и медицинского образования, воспроизводство гуманистических принципов профессии, идеи служения обществу. Одна из основных задач подготовки современного конкурентоспособного специалиста высшего медицинского образования заключается в развитии его гуманитарных компетенций, которое должно происходить в сформированной гуманитарной и поликультурной среде. Игнорирование этих факторов в процессе подготовки будущего врача будет по-прежнему создавать предпосылки его эмоциональной, социальной и профессиональной некомпетентности, понижения престижа медицинской профессии, росту недоверия к отечественной медицине, которая на протяжении всей истории отрасли была одной из лучших в мире. Поэтому грядущие в медицинском образовании изменения, несущие в себе серьезный дегуманизирующий потенциал, могут быть опасны по своим последствиям для здравоохранения как социального института общества, в связи с чем делают актуальной серьезную гуманитарную экспертизу происходящих в медицинском образовании процессов.
Литература
1. Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования. Дис. д-ра псих. наук.- СПб., 1997. 322с.
2. Бякина В.П. Роль кафедр гуманитарных наук в воспитательном процессе ме-
дицинского вуза // Роль кафедр гуманитарных наук медицинских вузов в воспитательном процессе. Сб. ст. науч.-метод. межвузов. конф. (апрель 2011г.). -СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2011. С. 5-10.
3. Жиляева О.А. Приоритетные пути формирования гуманитарной культуры будущих врачей // Высшая школа настоящего и будущего: проблемы, опыт, перспективы. Материалы международ. науч.-метод. семинара (22 апреля 2009г.). Вып. 9. Чита: ЗИП СибУПК, 2009. С.69-72.
4. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Высшее образование в России. 2010. №1. С. 98-101.
5. Науменко П.С. Гуманитарная подготовка врача //Актуальные проблемы развития высшей медицинской школы. Тезисы докл. III регион. учеб.-метод. конф. 28-30 янв. 1991г. /Отв. ред. В.Д. Новиков. - Новосибирск: Носиб. мед. инс-т, 1991. С. 14-15.
6. Праздников Г.А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // Социологические исследования. 2005. № 10 (258). С. 42-47.
7. Фирсова С.П. Формирование гуманитарной и поликультурной среды технического вуза в контексте модернизации высшего профессионального образования // Вестник высшей школы. 2010. № 8. С. 48-53.
Коваль И.В.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семейный центр «Лесенка», Тюмень, Россия, [email protected]
Мягкая социальная адаптации детей раннего возраста позволяет снизить уровень стресса и, как следствие, заболеваемость ребенка при поступлении в дошкольные образовательные учреждения.
Семейный центр «Лесенка»,опираясь на современные исследования в области педагогики и нейропсихологии развития детей, целью своей деятельности ставит разработку и практическое применение здоровьесберегающих технологий, направленных на всестороннее развитие и социальную адаптацию детей дошкольного возраста, сохранение здоровья детей через объединение усилий психологов и нейропсихологов, логопедов, педагогов,детских вра-чей,организацию системной работы с семьей.
Ежегодно с 2005 г., на протяжении 7 лет работы, в центре «Лесенка» занимаются около 300 детей с родителями, из них 70 % детей - раннего возраста (от 3 месяцев жизни до 3 лет).
Важной составляющей в занятиях с ребенком является привлечение родителей, подготовленных посредством специальных семинаров. Знакомство с родителями и ребенком начинается на стадии ожидания малыша. Занятия для будущих мам и пап включают в себя работу с музыкантом, перинатальным