Научная статья на тему 'Комплексный подход к ресурсному обеспечению производственной организации'

Комплексный подход к ресурсному обеспечению производственной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственная организация / ресурсное обеспечение / комплексный подход / воспроизводство / сбережение ресурсов / обмен ресурсами / оценка ресурсов / организационная система / production organization / resource support / integrated approach / reproduction / conservation of resources / exchange of resources / resource assessment / organizational system

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Знахарчук Ф.Р., Конев И.В.

Комплексный подход к ресурсному обеспечению производственной организации предполагает, во-первых, выявление и использование возможного множества ресурсов (профессионально-трудовой, кадровый, образовательный и другие – всего выделено 12 их видов); во-вторых, комплексное применение процедур: выявление и оценка ресурсов, ресурсное обеспечение организационной системы, упорядочение ресурсов, их рациональное использование, воспроизводство, сбережение, повышение качества ресурсов, их обновление и формирование, обмен ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated approach to resource support for a production organization

An integrated approach to the resource support of a production organization involves, firstly, identifying and using a possible set of resources (professional labor, personnel, educational and others a total of 12 types are identified); secondly, the comprehensive application of procedures: identification and assessment of resources, resource provision of the organizational system, streamlining of resources, their rational use, reproduction, conservation, improving the quality of resources, their renewal and formation, exchange of resources.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к ресурсному обеспечению производственной организации»

Знахарчук Ф.Р.

Аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Конев И.В.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Комплексный подход к ресурсному обеспечению производственной организации

Одной из актуальных проблем оптимизации управления производственными организациями является его полномасштабное ресурсное обеспечение, что предполагает: во-первых, выявление и идентификацию возможных ресурсов, во-вторых, определение условий и путей их использования, в-третьих, определение возможных путей наращивания производственных ресурсов.

Выделим и представим краткую характеристику возможных ресурсов управления организацией. Профессионально-трудовой ресурс организации характеризуют способности ее персонала к осуществлению определенных трудовых функций1. Кадровые ресурсы характеризуют персонал организации по параметрам: половозрастная структура, профессионально-квалификационная структура, уровень специальной подготовки.2 Образовательный ресурс организации - это уровень общего и профессионального образования персонала организации, оцениваемый с точки зрения его соответствия характеру решаемых (производственных, экономических и др.) задач3. Инновационный ресурс выражает готовность персонала организации к нововведениям, адекватное восприятие предлагаемых и осуществляемых инноваций4. Уровень взаимопонимания сотрудников организации как участников

1 Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов // Человек и труд. 2001. №9.

2 Захаров В.М. Беспаленко П.Н., Соловьев О.В. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (на материалах Белгородской области). Белгород: БелГУ 2003. 213 с.

3 Горшков М.К., Ключарёв Г.А., Козырева П.М., Константиновский Д.Л., Кофанова Е.Н., Халий И.А. Образование в социальных контекстах (предисловие) // Россия реформирующаяся. 2015. № 13. С. 7-11.

4 Конев И.В. Инновационная готовность персонала организации: диагностика и пути повышения. Белгород: изд-во БелГУ, 2000.

совместной деятельности характеризуют коммуникативные ресурсы5. Тесно связан с ними информационный ресурс, характеризующий качество служебной информации, исправность каналов ее передачи, наличие информационных «фильтров» и т.п. Информационное взаимодействие сотрудников организации создает основу для формирования и развития компаративных и состязательных отношений6. Компаративно-состязательный ресурс выражает функциональный потенциал отношений социального сравнения и состязательности7. Выполнение сотрудниками организаций своих обещаний и обязательств, единство слова и дела в их служебных и личных отношениях выражает суть конвенционального ресурса8. Особо важное значение имеет мотиваци-онный ресурс, связанный с рациональным использованием не только традиционных, но и обновляемых стимулов9. Близок к нему по содержанию оценочный ресурс. Оценка - мощный инструмент управленческого воздействия10. Что касается социально-психологического ресурса управления организацией, то он связан, прежде всего, с механизмами группового воздействия, групповыми нормами и санкциями. С механизмами социально-психологического заражения и психологического поглаживания связан психоэмоциональный ресурс11. Социально-экологический ресурс объединяет факторы, образующие среду жизнедеятельности персонала организации12. Социокультурный ресурс связан с организационной культурой организации, ее ценностями и нормами, традициями и ритуалами13. Большие возможности для эффективного управления организацией заложены в социально-технологическом ресурсе, выражающем функционально-целевые, нормативные, операци-

5 Данакин Н.С., Конев И.В., КоротицкаяМ.В. Коммуникативная технология. Белгород: Белгородское областное издательство, 2007. 170 с.

6 Старостова Е.А. Проблемы информационного обеспечения целевого управления организацией // Умный город: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18 февраля 2012 г.) / под ред. С.А. Боженова, А.А. Гармашева, В.А. Воронова и др. Белгород: КОНСТАНТА, 2012. С. 242-246.

7 Хашаева С.В. Состязательный механизм социальной регуляции. Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. 148 с.

8 Данакин Н.С., Конев И.В. Конвенционально-договорная культура деловых отношений. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. 164 с.

9 Дурыхин М.И. Традиции и инновации в управлении процессами трудовой мотивации: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 212 с.

10 Данакин Н.С., Сухинов М.С. Управленческая оценка как объект социологического исследования. Белгород: ООО «Логия», 2003. 180 с.

11 Данакин Н.С., Евминов К.Н., Конев И.В. Групповое влияние на организационное поведение. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. 256 с.

12 Аркатова О.Г., Ярмош Т.С. Структурный анализ жизненной среды человека // Социальные структуры и процессы: Сб. научных статей. Вып. V. Белгород: ИП Остащенко, 2011. С.5-9.

13 Бахарев В.В., Данакин Н.С., Шатохина Н.В. Жизненное пространство студенческой молодежи в социокультурном измерении. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2012. 185 с.

онно-процедурные и инструментальные параметры управленческих действий14.

При этом важно не только знать и учитывать представленное множество ресурсов, но и уметь ими распоряжаться. Системное использование ресурсов предусматривает выделение множества необходимых и достаточных процедур обращения с ресурсами:

- выявление и оценка ресурсов. Данная процедура включает не только выделение и определение отдельных видов ресурсов, но и их оценку. Важно установить при этом качественный и количественный состав ресурсов, их соответствие решаемым задачам;

- обеспечение ресурсами организационной системы. Речь идет, во-первых, о ресурсном обеспечении функционирования и развития системы; во-вторых, о дифференцированном использовании различных видов ресурсов;

- упорядочение ресурсов. Данная процедура предусматривает: во-первых, дифференциацию и идентификацию имеющихся ресурсов; во-вторых, их оценку по критериям востребованности, актуальности и достаточности; в-третьих, определение соотношения имеющихся ресурсов, условий их возможного замещения и дополнения;

- рациональное использование ресурсов, что предполагает определение их дефицита и профицита в данной организации, определение условий их эффективного применения;

- воспроизводство ресурсов, которое осуществляется посредством трех различных механизмов - стихийного, управляемого (целенаправленного) и смешанного. Стихийное воспроизводство характеризуется реактивным, «запаздывающим» характером, слабой связью содержательных элементов процесса; целенаправленное воспроизводство - направленностью на достижение определенных целей, возможностью отслеживания процесса продвижения к этим целям, превентивной активностью, восприимчивостью к коррекционным воздействиям; смешанное воспроизводство - совмещением в том или ином соотношении элементов предыдущих механизмов15;

- сбережение ресурсов. В сбережении нуждаются, очевидно, все виды ресурсов и особенно такой, как здоровье, которое занимает в культуре жизненных ценностей россиян довольно высокое место - второе

14 Тоцкая И.В. Социально-технологическая модель управления коммуникациями в организации. Белгород: Изд-во БГТУ 2009. 160 с.

15 Захаров В.М. Реновационная система воспроизводства профессионального потенциала как условие обеспечения эффективности регионального управления. Белгород: НИУ «БелГУ», 2016.

или третье - в зависимости от возраста. Вместе с тем, при более внимательном рассмотрении оказывается, что ценность здоровья носит больше не фундаментальный, а инструментальный характер: люди, имеющие низкие стартовые возможности, рассматривают здоровье в качестве дополнительного жизненного ресурса, в качестве средства для достижения иных, более важных целей. Так, около трети опрошенных россиян, преимущественно молодые мужчины, проявляли готовность даже при заболевании продолжать работать в неблагоприятных для здоровья условиях16;

- повышение качества ресурсов. Смысл данного вида «работы» с ресурсами можно показать на примере повышения качества профессионального образования, которое всегда являлось проблемой для образовательных учреждений, но в современных условиях оно приобрело особую актуальность в связи, во-первых, с большей доступностью высшего образования и роста числа студентов; во-вторых, ростом числа студентов, обучающихся на платной (явной или неявной) основе17;

- обновление ресурсов. В настоящее время особо актуальной оказывается проблема создания системы информационного пространства в организациях, способствующего обеспечению эффективной коммуникации и информированию всего персонала. Хорошо структурированное и организованное информационное пространство дает возможность в любых ситуациях руководству осуществлять эффективное управление сотрудниками, а последним - проявлять творчество, заинтересованность в лучшей работе. В постоянном обновлении нуждается кадровый ресурс;

- формирование ресурсов, что осуществляется, в частности, посредством образования кадрового резерва - специально сформированного в соответствии с установленными критериями группы перспективных служащих, которые обладают необходимыми профессиональными и личными качествами, положительно зарекомендовали себя на занимаемых должностях, прошли необходимую подготовку и предназначены для замещения очередных должностей18.

- обмен ресурсами - материальными, интеллектуальными, инновационными и др. - является важным фактором успешного развития органи-

16 Назарова И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристика (90-е годы) // Социоло-гич. исследования. 2003. № 11. С. 61.

17 Жилинкова А.П., Серпуховитина Т.Ю. Управление качеством высшего образования в условиях модернизации профессиональной школы. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2009. С. 20-30.

18 Соболева Т. Методика формирования кадрового резерва // Служба кадров и персонал. 2008. № 1.

С. 81.

заций, включенных в данный процесс. Однако, данная функция управления ресурсами остается во многих случаях нереализованной. Так, многие организации Белгородской области накопили значительный инновационный опыт, который успешно можно использовать в других организациях. Почти половина опрошенных респондентов - государственных и муниципальных служащих Белгородской области - оказалась в затруднении с ответом на вопрос относительно осведомленности потенциальных потребителей об инновационном опыте производственных организаций. Судя по ответам остальных респондентов, потенциальные потребители недостаточно или совсем не информированы об инновационном опыте производственных организаций19.

Таким образом, комплексный подход к ресурсному обеспечению производственной организации предполагает следующее. Во-первых, выявление и использование множества ресурсов, включающего профессионально-трудовой, кадровый, образовательный, инновационный, коммуникативный, информационный, компаративно-состязательный, конвенциональный, мотивационный, оценочный, социально-психологический, психоэмоциональный, социально-экологический, социокультурный, социально-технологический. Во-вторых, применение комплекса процедур, таких как: выявление и оценка, ресурсное обеспечение организационной системы, упорядочение, рациональное использование, воспроизводство, сбережение, повышение качества, обновление, формирование, обмен.

Список литературы:

1. Аркатова О.Г., Ярмош Т.С. Структурный анализ жизненной среды человека // Социальные структуры и процессы: Сб. научных статей. Вып. V. Белгород: ИП Остащенко, 2011. С. 5-9.

2. Бахарев В.В., Данакин Н.С., Шатохина Н.В. Жизненное пространство студенческой молодежи в социокультурном измерении. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2012. 185 с.

3. Горшков М.К., Ключарёв Г.А., Козырева П.М., Константиновский Д.Л., Кофанова Е.Н., Халий И.А. Образование в социальных контекстах (предисловие) // Россия реформирующаяся. 2015. № 13. С. 7-11.

4. Данакин Н.С., Евминов К.Н., Конев И.В. Групповое влияние на организационное поведение. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. 256 с.

5. Данакин Н.С., Конев И.В. Конвенционально-договорная культура деловых отношений. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. 164 с.

6. Данакин Н.С., Конев И.В., Коротицкая М.В. Коммуникативная технология. Белгород: Белгородское областное издательство, 2007. 170 с.

7. Данакин Н.С., Сухинов М.С. Управленческая оценка как объект социологического исследования. Белгород: ООО «Логия», 2003. 180 с.

8. Дурыхин М.И. Традиции и инновации в управлении процессами трудовой мотивации: дис. ... канд. социол. наук. - М.: 2006. 212 с.

9. Жилинкова А.П., Серпуховитина Т.Ю. Управление качеством высшего образования в условиях модернизации профессиональной школы. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2009. 224 с.

10. Захаров В.М. Беспаленко П.Н., Соловьев О.В. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (на материа-

19 В социологическом опросе учитывали 200 служащих органов государственного и муниципального управления Белгородской области. См.: Конев И.В., Матвеев Д.Ю. Управление социальными решениями регионов. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008.

лах Белгородской области). Белгород: БелГУ, 2003. 213 с.

11. Захаров В.М. Реновационная система воспроизводства профессионального потенциала как условие обеспечения эффективности регионального управления. Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. 323 с.

12.Конев И.В. Инновационная готовность персонала организации: диагностика и пути повышения. Белгород: изд-во БелГУ, 2000. 187 с.

13. Конев И.В., Матвеев Д.Ю. Управление социальными решениями регионов. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. 188 с.

14. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года). - М.: 2012.

15. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов // Человек и труд. 2001. № 9. С. 54-64.

16. Назарова И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристика (90-е годы) // Социологич. исследования. 2003. № 11. С. 61-65.

17. Соболева Т. Методика формирования кадрового резерва // Служба кадров и персонал. 2008. № 1. С. 81-84.

18. Старостова Е.А. Проблемы информационного обеспечения целевого управления организацией // Умный город: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18 февраля 2012 г.) / под ред. С.А. Боженова, А.А. Гармашева, В.А. Воронова и др. Белгород: КОНСТАНТА, 2012. С. 242-246.

19. Тоцкая И.В. Социально-технологическая модель управления коммуникациями в организации. Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. 160 с.

20. Хашаева С.В Состязательный механизм социальной регуляции. Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. 148 с.

Bibliography

1. Arkatova O.G., Yarmosh T.S. Structural analysis of the human living environment // Social structures and processes: Sat. scientific articles. Vol. V. Belgorod: IP Ostashchenko, 2011. P. 5-9.

2. Bakharev V.V., Danakin N.S., Shatokhina N.V. Living space of student youth in the sociocultural dimension. Belgorod: Publishing house BSTU im. V.G. Shukhova, 2012. 185 p.

3. Gorshkov M.K., Klyucharyov G.A., Kozyreva P.M., Konstantinovsky D.L., Kofanova E.N., Khaliy I.A. Education in social contexts (preface) // Reforming Russia. 2015. № 13. P. 7-11.

4. Danakin N.S., Evminov K.N., Konev I.V. Group influence on organizational behavior. Belgorod: Publishing house BSTU im. V.G. Shukhova, 2014. 256 p.

5. Danakin N.S., Konev I.V. Conventional-contractual culture of business relations. Belgorod: IP Ostashchenko A.A., 2011. 164 p.

6. Danakin N.S., Konev I.V., Korotitskaya M.V. Communication technology. Belgorod: Belgorod regional publishing house, 2007. 170 p.

7. Danakin N.S., Sukhinov M.S. Management assessment as an object of sociological research. Belgorod: Logia LLC, 2003. 180 p.

8. Durykhin M.I. Traditions and innovations in managing labor motivation processes: dis. ...cand. sociol. Sci. - M.: 2006. 212 p.

9. Zhilinkova A.P., Serpukhovitina T.Yu. Quality management of higher education in the context of modernization of vocational schools. Belgorod: Publishing house BSTU im. V.G. Shukhova, 2009. 224 p.

10. Zakharov V.M. Bespalenko P.N., Solovyov O.V. Personnel support for state youth policy (based on materials from the Belgorod region). Belgorod: BelGU, 2003. 213 p.

11. Zakharov V.M. Renovation system for the reproduction of professional potential as a condition for ensuring the effectiveness of regional management. Belgorod: National Research University "BelGU", 2016. 323 p.

12. Konev I.V. Innovative readiness of the organization's personnel: diagnostics and ways to improve. Belgorod: BelSU Publishing

House, 2000. 187 p.

13. Konev I.V., Matveev D.Yu. Management of social decisions of regions. Belgorod: BSTU Publishing House, 2008. 188 p.

14. Concept of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in internal affairs bodies (for the period until 2020). - M.: 2012.

15. Moskin R. Improving the quality of labor resources // Man and labor. 2001. № 9. P. 54-64.

16. Nazarova I.B. Health of the Russian population: factors and characteristics (90s) // Sociological. research. 2003. № 11. P. 61-65.

17. Soboleva T. Methodology for forming a personnel reserve // Personnel Service and Personnel. 2008. № 1. P. 81-84.

18. Starostova E.A. Problems of information support for target management of an organization // Smart City: collection of articles. materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (February 17-18, 2012) / ed. S.A. Bozhe-nova, A.A. Garmasheva, V.A. Voronova et al. Belgorod: CONSTANTA, 2012. P. 242-246.

19. Totskaya I.V. Socio-technological model of communication management in an organization. Belgorod: BSTU Publishing House, 2009. 160 p.

20. Khashaeva S.V. Adversarial mechanism of social regulation. Belgorod: BSTU Publishing House, 2009. 148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.