Научная статья на тему 'Правила постановки социальной проблемы: теоретико-методологический подход'

Правила постановки социальной проблемы: теоретико-методологический подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правила / социальная проблема / проблемная ситуация / цели / орга-низация / вероятные последствия / причины / обстоятельства / управляемые переменные / неуправляемые переменные / внешние и внутренние ограничения / rules / social problem / problem situation / goals / organization / probable consequences / causes / circumstances / controllable variables / uncontrollable variables / external and internal restrictions

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Барковский Е. С.

В предлагаемой статье выделены и рассмотрены основные этапы процесса пра-вильной постановки социальной проблемы, а именно: определение собственных целей применительно к проблемной ситуации; определение целей других лиц, организаций, связанных с проблемной ситуацией; определение соотношения и взаимосвязи целей других лиц, связанных с проблемной ситуацией; определение вероятных последствий достижения целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение причин существования или появления обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых переменных проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений, накладываемых на разрешение проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных проблемной ситуации; определение возможности перевода неуправляемых переменных в управляемые; определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем, что хотим получить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rules for formulation of the social problem: theoretical and methodological approach

This article highlights and discusses the main stages of the process of correctly posing a social problem, namely: determining one’s own goals in relation to the problem situation; deter-mining the goals of other individuals and organizations related to the problem situation; deter-mining the correlation and interconnection of the goals of other persons related to the problem situation; determining the likely consequences of achieving goals; identification of circumstances that impede the achievement of set goals; determining the reasons for the existence or occurrence of circumstances that impede the achievement of goals; determination of controllable variables of the problem situation; identification of external and internal restrictions imposed on resolving a problem situation; determination of uncontrollable variables of a problem situation; determining the possibility of converting uncontrollable variables into controlled ones; determining the causal connections between what we are going to do and what we want to get.

Текст научной работы на тему «Правила постановки социальной проблемы: теоретико-методологический подход»

Барковский Е.С.

Аспирант кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Правила постановки социальной проблемы: теоретико-методологический подход

Уже давно сказано: правильная постановка проблемы - это уже половина ее решения. И сказанное относится ко всякого рода проблемам - научным, техническим, психологическим и другим. Это же можно отнести к социальным проблемам, выражающим многообразие потребностей людей и возможности, условиях их разрешения. Известно также то, к каким многочисленным, а иногда непоправимым последствиям приводят неправильная постановка любой проблемы и упорство в отстаивании предлагаемого, как правило, мнимого варианта ее решения.

Автор данной статьи осмеливается предложить своего рода технологию правильной постановки проблемы, в данном случае - управленческой проблемы - и выражает надежду на позитивный эффект ее применения в управленческой практике.

Предлагаемая тема отчасти освещена в публикациях отечественных и зарубежных авторов1.

Процесс правильной постановки проблемы включает несколько этапов.

1. Определение собственных целей применительно к проблемной ситуации. Если человек не имеет четкого представления о собственной жизненной цели, относящейся к проблемной ситуации, то выбираться из этой ситуации ему предстоит долго-долго. «Я и сам не знаю, чего хочу»

1 Абасов З.А. Анализ проблемной ситуации как акт творчества // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 110-118; Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: «Мир», 1982. 224 с; Алексеева А., Ушвицкий Л. Методика определения проблемного состояния организации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 8. С. 17-23; Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Место и роль проблемного анализа в системе социального управления // Управление городом: теория и практика. 2011. № 1. С. 26-34; Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. 127 с; Ильницкий В.Г. Проблемный анализ как метод социальной диагностики // Социальные структуры и процессы: всероссийская науч.-практич. (заочная) конф., декабрь 2007 / Белгор. гос. технол. ун-т; редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. С. 41-46; Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Социальные проблемы управления развитием сложных систем в цифровой среде // XIII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2019: Сборник трудов XIII Всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ-2019. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. 2019. С. 2256-2259; Мазлумянова Н.Я. К методологии исследования проблемных ситуаций // Социологический журнал. 2000. № 1-2. С. 79-88; Миронова Е.А., Соловова Н.В. Анализ проблемного поля исследований управления социальным развитием организации // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2017. Т. 8. № 4. С. 56-62.

или «Я и сам не знаю, что я делаю» - так обычно люди выражают свое состояние, когда еще не осознали собственных целей.

2. Определение целей других лиц, организаций, связанных с проблемной ситуацией. К сожалению, непонимание целей других лиц и организаций - весьма распространенное явление. И, особенно, в условиях, когда те, кто решает проблему, и те, кто испытывает влияние этих решений, являются представителями различных культур, взглядов, ориентаций. Нередко срабатывает эффект проекции, т.е. склонность человека воспринимать и оценивать другого «по-своему образу и подобию».

3. Определение соотношения и взаимосвязи целей других лиц, связанных с проблемной ситуацией. Успешное решение проблемы зависит в значительной мере от того, как взаимосвязаны цели других лиц, организаций. Они могут быть в отношениях взаимополагания, взаимоотрицания или нейтралитета. Не менее важно понимание реального характера их соотношения, взаимосвязи. Так, под взаимными реверансами двух деловых партнеров, демонстрируемыми внешне, «на людях», может скрываться обоюдная вражда. Поэтому важно здесь не поддаться внешнему впечатлению и разглядеть подлинный характер взаимоотношений, а, разглядев его, сделать следующий шаг - попытаться его понять.

4. Определение вероятных последствий достижения целей. Люди обычно оценивают целесообразность и успешность своей деятельности в формате достижения ближайших целей и редко задумываются о том, к каким возможным последствиям может привести их достижение. Показательны в этом отношении инновации в сфере высшего профессионального образования, направленные на оптимизацию вступительных экзаменов в вузы и набора студентов-первокурсников. Монополизация какого-то одного варианта, в данном случае единого государственного экзамена (ЕГЭ) - может обернуться настоящим крахом. Известно, что опыт западноевропейской и американской школы показывает отрицательные результаты такой экзаменации учащихся2. Например, Франция ввела эту форму аттестации школьников еще в 1968 году с целью обеспечения доступности высшего образования для всех. Однако через семь лет отказалась от этой системы итоговых экзаменов. Причина оказывается в том, что ЕГЭ привел высшую школу к настоящей деградации. Большая часть бюджетных мест в вузах была занята полуграмотными недоучками, каким-то образом хорошо сдавшим тесты. Одновременно с Францией ЕГЭ был распространен в средней школе Америки. Известный всему

2 Еремкин А.И. Российская система образования: проблема и решения. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 98-99.

миру Билл Гейтс, глава фирмы Microsoft в свое время заявил, что американская система образования фактически умерла, потому что она утратила свой функциональный характер. Одна из причин - неадекватная система оценки знаний учащегося по тестам и значительные упущения в содержании образования3.

Против ЕГЭ выступали такие авторитеты в сфере профессионального образования, как президент Российской академии образования Н.Д. Ни-кандров, ректор МГУ В.А. Садовничий. Их основной аргумент: при использовании ЕГЭ мы получим «на выходе» не творческую личность, а интеллектуального потребителя, сориентированного на игру в «угадайку».

5. Определение обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей. Люди не всегда доискиваются реальных причин, порождающих проблемы, а ограничиваются упрощенными объяснительными схемами, основанными на стереотипах, господствующем мнении, предрассудках и т.д.

Есть категория людей, которая с завидным постоянством и упорством взваливает собственные проблемы на чужие плечи - и не только в их решении, но и осознании, понимании. Им легче и удобнее увидеть проблему в других, нежели в себе. По этому поводу обычно говорят, что человек видит в чужом глазу соринку, а в собственном глазу не видит даже бревна. Склонность к такому «перекладыванию» вины и ответственности проявляется не только в межиндивидуальных, но и в межгрупповых (межнациональных и т.д.) отношениях4. Так, до сих пор продолжаются взаимные претензии и обвинения государств, составляющих некогда единый СССР, хотя уже для многих становится очевидным, что обвинение в собственных проблемах других народов ведет только к одному - к тупику.

6. Определение причин существования или появления обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей. Важно знать и учитывать не только обстоятельства, препятствующие достижению поставленной цели, но и более глубокие причины, порождающие эти обстоятельства. Недооценка значимости этих причин проявляется в упрощенном, неадекватном представлении людей о проблемной ситуации. Такое упрощение проявляется, в частности, при лечении алкоголизма, который обычно рассматривается как зло, подлежащее устранению, а не как способ решения алкоголиком серьезной личной проблемы. Не удиви-

3 Еремкин А.И. Российская система образования: проблема и решения. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 98-99.

4 Мукомель В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социологич. исследования. 2005. № 2. С. 56-66.

тельно, поэтому, что, когда у алкоголика отнимают возможность подобного «решения» личных проблем, он нередко прибегает к нему снова при первом же удобном случае, либо изобретает другие «решения», которые не менее опасны. Исходная проблема, стоящая перед алкоголиком, обычно остается нерешенной, если его просто лишают алкоголя или заставляют воздерживаться от употребления спиртных напитков.

7. Определение управляемых переменных проблемной ситуации. Человек не замечает проблемной ситуации или понимает ее неправильно из-за неадекватной оценки управляемых переменных, в частности, собственных ресурсов. Студент, приступая к экзаменационной сессии, может прийти к унынию и грустным размышлениям о вероятных «неудах», поскольку учебного материала - «тьма», а времени на подготовку - «мизер». Кто-то, оказавшись в таком состоянии, не выдерживает и ломается: совсем перестает готовиться к экзаменам, свыкаясь с мыслью о скором отчислении. Другой же, взвесив свои возможности, пытается рационально ими распорядиться и, как правило, добивается вслед за этим успеха.

Определение управляемых переменных проблемной ситуации связано также с выявлением и оценкой возможных альтернатив ее разрешения. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемности и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать альтернативы только до тех пор: пока не выявится такая, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Вместо нее они выбирают решение, которое позволит снять проблему.

Следует, однако, позаботиться о том, чтобы был учтен достаточно широкий спектр возможных решений. Углубленный анализ трудных проблем необходим для разработки нескольких действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдет, если ничего не предприни-

мать, существует опасность не устоять перед требованием немедленных действий. Действие ради самого действия повышает вероятность реагирования на внешний симптом проблемы, а не на ее главную причину.

8. Определение внешних и внутренних ограничений, накладываемых на разрешение проблемной ситуации. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугубит, а не разрешит существующую проблему.

Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображения. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой множеством трудностей.

Существенным ограничителем управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий членов организации. Менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.

9. Определение неуправляемых переменных проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает, как уже отмечалось, из-за реальной или потенциальной неуправляемости данной ситуации. Поэтому важно определить неуправляемые переменные, акцентируя внимание, во-первых, на составе этих переменных; во-вторых, на интенсивности и масштабе их действия; в-третьих, на продолжительности и ритме их действия; в-четвертых, на реальной и потенциальной возможности минимизации

их действия, точнее сказать, противодействия. Важно также определить стратегию и тактику поведения по отношению к неуправляемым переменным проблемной ситуации. Эта стратегия может быть в общем виде 1) эскапизм (бегство, уход от неуправляемых переменных), 2) безразлично-нейтральной (отношение к ним как к дурной погоде), 3) ограничивающей (стратегия направлена на ограничение негативного влияния неуправляемых переменных), 4) трансформационной (стратегия направлена на перевоз неуправляемых переменных в управляемые).

10. Определение возможности перевода неуправляемых переменных в управляемые. Успешное разрешение социальной проблемы связано, как правило, с переводом неуправляемых переменных в управляемые. Поэтому для правильной постановки проблемы важно определить возможность такого перевода.

11. Определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем, что хотим получить. Важность этого действия связана с тем, что многие усилия зачастую не приводят к ожидаемым результатам. Как говорил известный российский политик, бывший председатель Правительства РФ В. Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». В этой связи обратим внимание на то, что в управленческой практике может появиться, да и нередко появляется такое нежелательное отклонение, как смещение средств деятельности на ее цель. Такое смещение происходит в частности, с введением ЕГЭ, когда учебно-воспитательный процесс в школе превращается в сплошное «натаскивание» на решение КИМов (контрольно-измерительных материалов), чем вынуждены заниматься учителя в урочное и внеурочное время5. Как показывает практика, учебного времени для подготовки к ЕГЭ чаще всего не хватает. Поэтому в школах, наряду с уроками, для старшеклассников организуются дополнительные групповые и индивидуальные занятия по подготовке к госэкзаменам, в том числе и на платной основе. Проводятся пробные тестирования в форме ЕГЭ6. Экзамен превращается в самоцель: ЕГЭ ради единого государственного экзамена.

Таким образом, правильная постановки социальной проблемы - многоэтапный процесс, включающий: определение собственных целей применительно к проблемной ситуации; определение целей других лиц, организаций, связанных с проблемной ситуацией; определение соотношения и взаимосвязи целей других лиц, связанных с проблемной ситуацией;

5 Данакин Н.С., Гусева Т.С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования: монография. Белгород: Изд-во БГТУ 2008.

6 Как подготовиться к ЕГЭ // «Наш Белгород», 9 декабря 2005 года.

определение вероятных последствий достижения целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение причин существования или появления обстоятельств, препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых переменных проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений, накладываемых на разрешение проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных проблемной ситуации; определение возможности перевода неуправляемых переменных в управляемые; определение причинных связей между тем, что мы собираемся делать, и тем, что хотим получить.

Список литературы:

1. Абасов З.А. Анализ проблемной ситуации как акт творчества // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 110-118.

2. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: «Мир», 1982. 224 с.

3. Алексеева А., Ушвицкий Л. Методика определения проблемного состояния организации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 8. С. 17-23.

4. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Место и роль проблемного анализа в системе социального управления // Управление городом: теория и практика. 2011. № 1. С. 26-34.

5. Данакин Н.С., Гусева Т.С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования: монография.

Белгород: Изд-во БГТУ, 2008.

6. Еремкин А.И. Российская система образования: проблема и решения. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 98-99.

7. Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. 127 с.

8. Ильницкий В.Г. Проблемный анализ как метод социальной диагностики // Социальные структуры и процессы: всероссийская науч.-практич. (заочная) конф., декабрь 2007 / Белгор. гос. технол. ун-т; редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. С. 41-46.

9. Как подготовиться к ЕГЭ // «Наш Белгород». 2005. 9 декабря.

10. Клименко Э.Ю., Неизвестный С.И. Социальные проблемы управления развитием сложных систем в цифровой среде // XIII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2019: Сборник трудов XIII Всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ-2019. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. 2019. С. 2256-2259.

11. Мазлумянова Н.Я. К методологии исследования проблемных ситуаций // Социологический журнал. 2000. № 1-2. С. 79-88.

12. Миронова Е.А., Соловова Н.В. Анализ проблемного поля исследований управления социальным развитием организации // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2017. Т. 8. № 4. С. 56-62.

13. Мукомель В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социологич. исследования. 2005. № 2. С. 56-66.

Bibliography

1. Abasov Z.A. Analysis of a problem situation as an act of creativity // Innovations in education. 2005. № 3. P. 110-118.

2. Ackoff R. The art of problem solving. - M.: "World",1982. 224 p.

3. Alekseeva A., Ushvitsky L. Methodology for determining the problematic state of an organization // Problems of theory and practice of management. 2008. № 8. P. 17-23.

4. Danakin N.S., Gaivoronskaya N.I. The place and role of problem analysis in the system of social management // City management: theory and practice. 2011. № 1. P. 26-34.

5. Danakin N.S., Guseva T.S. Social management of innovations in the field of vocational education: monograph. Belgorod: Publishing

house of BSTU 2008.

6. Eremkin A.I. Russian education system: problem and solutions. Belgorod: Publishing House of BelSU, 2007. P. 98-99.

7. Ivanov O.I. Introduction to the sociology of social problems. St. Petersburg: St. Petersburg University Publishing House, 2003. 127 p.

8. Ilnitsky V.G. Problem analysis as a method of social diagnostics // Social structures and processes: All-Russian scientific and practical (correspondence) conference, December 2007 / BSTU; editorial board: Danakin N.S., Guzairov V.Sh., Konev I.V. Belgorod: Publishing house of BSTU, named after. Shukhov V.G., 2007. P. 41-46.

9. How to prepare for the Unified State Exam // "Our Belgorod", December 9, 2005.

10. Klimenko, E.Yu., Unknown S.I. Social problems of managing the development of complex systems in a digital environment // XIII All-Russian Meeting on Management Problems VSPU-2019: Collection of proceedings of the XIII All-Russian Meeting on Management Problems VSPU-2019. Institute of Management Problems, named after. Trapeznikov V.A. RAS. 2019. P. 2256-2259.

11. Mazlumyanova N.Ya. On the methodology of studying problem situations // Sociological Journal. 2000. № 1-2. P. 79-88.

12. Mironova E.A., Solovova N.V. Analysis of the problem field of research in managing the social development of an organization // Bulletin of Samara University. Economics and Management. 2017. V. 8. № 4. P. 56-62.13.

13. Mukomel V.I. Facets of intolerance (migrantophobia, ethnophobia) // Sociological. research. 2005. № 2. P. 56-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.