Научная статья на тему 'Социальное управление инновациями в системе высшей школы как фактор обеспечения ее конкурентоспособности'

Социальное управление инновациями в системе высшей школы как фактор обеспечения ее конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EDUCATIONAL INNOVATIONS / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / INNOVATIVE READINESS / ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ИННОВАЦИЯМИ / OPTIMIZATION OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данакин Николай Семенович, Шутенко А. И.

В статье описывается феноменология и содержание процесса социального управления инновациями в системе высшей школы. На основе результатов проведенных социологических исследований раскрыты переменные и функции образовательных инноваций, критерии готовности к ним социальных субъектов и компоненты данной готовности. Рассмотрены отношения работников сферы профессионального образования к отдельным инновациям, выделены и раскрыты основные направления оптимизации управления: нормативно-технологическое, ресурсное, инструментальное. Предложен ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию социального управления инновациями в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данакин Николай Семенович, Шутенко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovations in system of the higher school as a factor of support of its competitiveness

The article describes the phenomenology and the content of process of social management of innovations in system of the higher school. On the basis of results of sociological researches the authors reveals variables and functions of educational innovations, criteria of readiness for them of social agents and a components of this readiness. Article considers the relations of workers of the sphere of professional education to some innovations, selects and opens the main directions of optimization of management: normativetechnological, resources support and instrumental development. Offers the list of practical recommendations about optimization of social management by innovations in the sphere of professional education.

Текст научной работы на тему «Социальное управление инновациями в системе высшей школы как фактор обеспечения ее конкурентоспособности»

Н.С. ДАНАКИН доктор социологических наук, профессор, директор НИИ синергетики'

А.И. ШУТЕНКО кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ синергетики Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Социальное управление инновациями в системе высшей школы как фактор обеспечения ее конкурентоспособности

Инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования имели место всегда, но особенно масштабно и интенсивно идут они в последнее десятилетие, что связано с реформированием всей образовательной системы в России и что актуализирует задачи эффективного управления данными процессами. В обращении к инновационной составляющей конкурентоспособности современной системы высшего образования мы исходим из определенного представления о сущности и феноменологии инновации.

Инновация - это разновидность изменения, отличающаяся новизной. Новизна в свою очередь - такой признак социальной (в нашем случае - образовательной) системы, который: во-первых, отличается от того, что было в ней ранее; во-вторых, является результатом сознательных, целенаправленных усилий и действий; в-третьих, дает существенный и позитивный эффект для успешного функционирования образовательной системы. Эти три признака полезно применять при выделении инноваций из общей совокупности изменений, происходящих в сфере профессионального образования.

В ходе проведенных под нашим руководством исследований были выделены и обоснованы четыре группы переменных образовательных инноваций: 1) структурные переменные, 2) динамические переменные, 3) функциональные переменные, 4) факторные переменные1.

К структурным переменным отнесены субъекты (агенты) инноваций, их объект и предмет, масштаб, формы проявления, результаты и последствия. В зависимости от предметной направленности выделены образовательные инновации: технические, производственно-технологические, организационные, организационно-технологические, образовательно-воспитательные, социальные, управленческие.

В числе динамических переменных - продолжительность инновационного процесса, его фазы (стадии), темп, ритм, интенсивность, интенциональность, состояние, направленность, обратимость.

Управление образовательными инновациями направлено, в конечном счете, на актуализацию их функций, выполняемых в социальной системе. В этой связи выделены и рассмотрены три функции - разрешающая, обеспечивающая и развивающая. Вместе с тем, важно иметь в виду и их личностные функции. Это функции самореализации, самоутверждения и социально-утилитарная функция.

Успешность инновационного процесса обусловлена множеством факторов, которые разделяются на восемь групп (классов) по совмещенным критериям: а) внутренний/внешний, б) объективный/субъективный, в) позитивный/негативный.

Инновационный процесс - это, как правило, целенаправленный, управляемый процесс. Система управления образовательными инновациями включает экономическое, нормативно-правовое, административное и социальное управление. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования решает непосредственно две задачи: во-первых, формирование и повышение готовности социальных субъектов к инновационной деятельности, во-вторых, формирование и обеспечение их включенности в инновационную деятельность.

Готовность социальных субъектов к инновациям включает в свою очередь два компонента: предрасположенность к инновациям и подготовленность к инновационной деятельности. Нами

' Данакин Николай Семенович, e-mail: synergy7@mail.ru

** Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (Договор № А-6/14 от 10.04.2014 г.).

1 Данакин Н.С., Гусева Т.С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008,123 с.

выделены и обоснованы соответствующие критерии. О предрасположенности к инновациям можно судить по перцептивно-когнитивному, ценностно-ориентационному, мотивационному, этическому, социально-психологическому критериям; о подготовленности к инновационной деятельности - по

информационному, ресурсному, технологическому, деятельностному и организационному

2

критериям .

Имеется несколько стратегических установок социальных субъектов при проектировании и осуществлении инноваций. Безусловные преимущества имеет проблемно-ориентированная стратегия. Во-первых, она ориентирует инновации на разрешение насущных проблем профессионального образования. Во-вторых, благодаря ей повышаются шансы на достижение успеха и эффективное проведение инноваций. В-третьих, уменьшается вероятность таких ошибок, как смещение средств на цель (инверсия), подмена целостной системы ее отдельными элементами, подмена инновации ее предпосылками.

Проблемно-ориентированный подход был использован нами при анализе эффективности образовательных инноваций3. Для этого путем экспертного опроса были выделены актуальные проблемы профессионального образования. Это проблемы а) доступности образования, б) качества образования, в) востребованности образования, г) заинтересованности студентов и учащихся в образовании, д) мотивации к учебе, е) воспитания учащихся и студентов, ж) условий труда преподавателей, з) заработной платы преподавателей, и) текучести кадров и «утечки умов», к) престижа профессионального образования, л) взяточничества и других правонарушений4.

Эти проблемы были проранжированы в ходе массового опроса по степени их значимости. Судя по полученным данным, наиболее острой проблемой является качество образования, на что указывают три четверти опрошенных респондентов. Далее идут по значимости проблемы доступности образования и его востребованности. Достаточно значимы и актуальны проблемы заинтересованности учащихся в образовании и заработной платы преподавателей. Невысоким оказался оценочный результат проблем воспитания, мотивации и престижа профессионального образования. Надо полагать, что «особых проблем» с этими проблемами не возникает. Практически всех опрошенных устраивают условия труда. Невысок уровень чувствительности к такой актуальной социальной проблеме, как «взяточничество и другие правонарушения»5.

Как оказалось, образовательные инновации, проводимые за последние годы, слабо содействуют разрешению проблем, стоящих перед системой профессионального образования. Неоднозначно оценивается роль инноваций в обеспечении доступности образования, его востребованности и качества, учебной мотивации студентов и учащихся, улучшении условий труда преподавателей, повышении их зарплаты и удовлетворенности работой. Последствия инноваций неоднозначны и противоречивы. Отрицательные оценки преобладают над положительными. Сравнительно более критично настроены мужчины. Показатель критичности в оценке перемен повышается с возрастом респондентов.

При общей оценке респондентами эффективности образовательных инноваций отмечается, с одной стороны, многочисленность предлагаемых и осуществляемых новшеств и, с другой стороны, их малоэффективность или даже бесполезность.

Судя по полученным эмпирическим данным, достаточно высок оценочный рейтинг двух образовательных инноваций - создание единой информационной (компьютерной) сети образовательных учреждений и создание единого образовательного пространства в регионе. Низок оценочный рейтинг таких инноваций, как «рост платных образовательных услуг» и особенно «единый государственный экзамен». Оценочный показатель других инноваций можно квалифицировать как невысокий6.

Недостаточная эффективность образовательных инноваций побудила нас обратиться к анализу инновационного поведения работников сферы профессионального образования, их инновационных установок и инновационной активности.

Подавляющее большинство работников сферы профессионального образования (от 60 до 70%) занимаются инновационной деятельностью, но занимаются, как правило, периодически и эпизодически. Незначительное число работников (от 2 до 8%) занимается этим систематически. При этом инновационная деятельность не всегда приводит к ожидаемым результатам. Многие из

2 Конев И.В. Социальное управление организационными инновациями в развивающейся корпорации. Белгород: Белгородское областное изд-во, 2004.

3 Анализ проводился посредством социологического опроса преподавателей и студентов вузов, средних профессиональных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования Белгородской области (выборка гнездовая, многоступенчатая, квотная); объем выборки - 500 респондентов.

4 Данакин Н.С., Гусева Т.С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008,123 с.

5 Там же

6 Данакин Н.С., Гусева Т.С. Состояние и эффективность инноваций в сфере профессионального образования (по данным социологических опросов) // Вестник Челябинского государственного университета, № 11 (6): Философия. Социология. Культурология, 2008.

участников инновационного процесса не удовлетворены своей деятельностью. Основные причины - бессистемность нововведений, чрезмерные нагрузки и напряжение, «много хлопот, но мало отдачи», «большая отдаленность результатов во времени».

Складывается общее впечатление о том, что конструктивный потенциал нововведений в сфере профессионального образования остается пока нереализованным. Если проранжировать «помехи» по мере убывания их значимости, то они выглядят следующим образом: 1) формальный подход к нововведениям, 2) нарушение технологических требований при подготовке и проведении нововведений, 3) неуместность нововведений, 4) незаинтересованность персонала в нововведениях, 5) преждевременность нововведений, 6) неготовность персонала к нововведениям, 7) неготовность руководства к нововведениям.

Анализ и оценка инновационной деятельности в сфере профессионального образования приводят к выводу о необходимости повышения ее эффективности посредством совершенствования (оптимизации) социального управления образовательными инновациями.

1. С целью информационного обеспечения успешной инновационной деятельности в сфере профессионального образования полезно формировать и развивать федеральный и региональные банки данных об образовательных инновациях, их технологическом сопровождении и эффективности.

2. С целью технологического обеспечения инновационной деятельности полезно осуществлять более широкое применение современных социальных технологий, в частности, селективной и программно-целевой технологий, технологии инновационной игры.

3. С целью нормативно-правового обеспечения успешной инновационной деятельности в сфере профессионального образования важно:

- улучшить нормативно-правовую базу подготовки специалистов, основанной на партнерских отношениях с работодателями;

- создать стандарт-определитель терминов и понятий в сфере профессионального образования, не допускающий их произвольной трактовки, но вместе с тем создающий необходимый простор для творческого поиска педагогов-новаторов;

- более четко прописать ответственность субъектов образовательной деятельности в связи с допускаемыми ими нарушениями законодательства о профессиональном образовании;

- устранить имеющуюся дискриминацию негосударственного сектора в профессиональном образовании, создав тем самым нормальные условия для здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг;

- проводить систематическую работу по правовому просвещению студентов (учащихся) и преподавателей.

4. С целью организационного обеспечения успешной инновационной деятельности рекомендуется осуществить создание вузовских учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), студенческих инкубаторов.

5. С целью кадрового обеспечения успешной инновационной деятельности полезно практиковать целевую подготовку кадров-исследователей, начиная с организации научно-исследовательской работы студентов; осуществлять разработку и реализацию специальных обучающих программ.

6. С целью социально-психологического обеспечения успешной инновационной деятельности важно практиковать более широкое применение методов ценностного ориентирования персонала, мотивации, социально-психологической поддержки, преодоления сопротивления нововведениям.

7. С целью оптимизации осуществляемых инноваций в сфере профессионального образования предлагается:

- продолжить работу по созданию единого образовательного пространства в регионах, единой информационной сети образовательных учреждений;

- обеспечить необходимые и достаточные условия (объективные и субъективные) для введения и расширения дистанционного образования, введения новых образовательных стандартов, увеличения объема самостоятельной работы студентов;

- ввести трехуровневую систему высшего профессионального образования «бакалавр-специалист-магистр» вместо вводимой в настоящее время двухуровневой системы «бакалавр-магистр»;

- усовершенствовать процедуру проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), использовать его наряду с традиционным экзаменом; ввести вариативный, альтернативный подход к проведению выпускных экзаменов.

Данакин Н.С., Шутенко А.И. Социальное управление инновациями в системе высшей школы как фактор обеспечения ее конкурентоспособности. В статье описывается феноменология и содержание процесса социального управления инновациями в системе высшей школы. На основе результатов проведенных социологических исследований раскрыты переменные и функции образовательных инноваций, критерии готовности к ним социальных субъектов и компоненты данной готовности. Рассмотрены отношения

работников сферы профессионального образования к отдельным инновациям, выделены и раскрыты основные направления оптимизации управления: нормативно-технологическое, ресурсное, инструментальное. Предложен ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию социального управления инновациями в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: инновационный процесс, образовательные инновации, социальное управление, высшая школа, инновационная готовность, оптимизация управления образовательными инновациями.

Danakin N.S., Shutenko A.I. Management of innovations in system of the higher school as a factor of support of its competitiveness. The article describes the phenomenology and the content of process of social management of innovations in system of the higher school. On the basis of results of sociological researches the authors reveals variables and functions of educational innovations, criteria of readiness for them of social agents and a components of this readiness. Article considers the relations of workers of the sphere of professional education to some innovations, selects and opens the main directions of optimization of management: normative- technological, resources support and instrumental development. Offers the list of practical recommendations about optimization of social management by innovations in the sphere of professional education.

Key words: innovative process, educational innovations, social management, the higher school, innovative readiness, optimization of management of educational innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.